«Проблемы психологического здоровья обучающихся как важный фактор формирования школьного климата образовательной организации»

1
0
Материал опубликован 12 March

Доклад на тему

«Проблемы психологического здоровья обучающихся как важный фактор формирования школьного климата образовательной организации

Психологическое здоровье школьников является одной из ключевых задач современного образования. В условиях стремительно меняющегося мира возрастает необходимость в создании условий для сохранения психоэмоционального благополучия детей. Школьный период- это важнейший этап развития личности, когда формируются основные навыки социализации, самооценка, способность к адаптации и стрессоустойчивости. Однако сегодня дети сталкиваются с множеством факторов, которые могут негативно повлиять на их психологическое состояние.

Наша цель- рассмотреть основные угрозы и риски для психологического здоровья школьников и утвердить алгоритм действий работников педагогического коллектива при выявлении маркеров основных угроз психологическому здоровью обучающихся.

Исходя из поставленной цели обозначим одну их основных задач –оказание информационно-методической поддержки педагогическим работникам по вопросам первичной профилактики психологического здоровья обучающихся.

Давайте рассмотрим, что же включает в себя понятие «Психологическое здоровье школьников».

Психологическое здоровье – это состояние гармоничного функционирования личности, при котором человек способен эффективно справляться с повседневными трудностями, поддерживать продуктивные взаимоотношения с окружающими и реализовывать свой потенциал. Для школьников это означает не только отсутствие явных психологических расстройств, но и наличие ресурсов для успешной учебной деятельности, социальной адаптации и эмоционального равновесия.

Психологическое здоровье включает в себя 3 основных показателя:

Уровень тревожности

Уровень стрессоустойчивости

Эмоциональная устойчивость

Нарушение одного из этих показателей может привести к возникновению эмоциональных проблем у детей, которые проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии. И как, следствие, это могут быть и различные виды отклоняющегося поведения.

Именно поэтому большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, способствующим укреплению психологического здоровья обучающихся. Система работы педагога- психолога Елены Валентиновны в этом направлении включает следующие этапы:

Диагностический этап

ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся 7 х- 11х классов, направленное на выявление детей группы риска;

комплексная диагностика первоклассников, с выявлением показателей тревожности детей;

исследование в 5-х и 10-х классах уровня психологического комфорта;

групповая и индивидуальная диагностика тревожности обучающихся по запросам классных руководителей;

мониторинг в 6-8 классах по вопросам выявления буллинга в образовательной среде»

Этап консультирования, который включает групповые и индивидуальные консультации с родителями и педагогами по результатам диагностик всех уровней, ндивидуальные консультации с обучающимися с целью выявления личных ресурсов для сохранения психологического здоровья.

интерактивные занятия с обучающимися, которые могут попадать в группу риска в том числе и по причине адаптации к новым условиям обучения;

тренинговые занятия с обучающимися в рамках внеурочной деятельности по формированию устойчивого психологического здоровья обучающихся.

Понятие «Психологическое здоровье» тесно связано с понятием «Школьный климат», который в первую очередь должен обеспечивать безопасные условия для всех участников образовательного процесса. Таким образом школьный климат направлен на обеспечение психологической безопасности обучающихся.

Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность - это важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию и здоровью.

Если обратиться к данным социологических исследований 2024 года, то сразу становится понятно, насколько актуальна проблема психологической безопасности. Так, 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, как в школе обеспечена защита прав и достоинства ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его образовательных успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей. 

Тревоги и волнения родителей не случайны. Распространенность школьного буллинга в России в последние годы только растет. В 2024 году жертвами буллинга стали 57% детей. 28% учеников, которых травили, в будущем сталкиваются с психическими расстройствами, возникшими на фоне пережитой в детстве или подростковом возрасте травли.

Проблема стоит остро. Еще в 2022 году российские депутаты собирались разработать закон, направленный на борьбу с буллингом в школах. В январе 2025 года в Государственной думе опять был поднят данный вопрос и в настоящее время готовится к внесению законопроект.

А на сегодняшний день со слов инспекторов ОПДН буллинг не рассматривается как правонарушение, за него не следует какое- либо наказание. А в большинстве случаев виноватыми со слов родителей становятся педагоги, и прежде всего классные руководители. Ведь именно он по мнению родителей должен создавать необходимый климат в классе, быть внимательным и неравнодушным по отношению к каждому ученику.

И здесь наступает зона ответствености педагогов за бездействие или публичное навязывание детям своей оценки. Ребенка за травлю не накажут –наказанию будет подвержен педагогический работник.

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля»)это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв.

Наиболее важными особенностями, характеризующими буллинг, являются:

агрессивное поведение (умышленное и неумышленное);

неравенство сил между агрессором и жертвой буллинга;

многократность повторения.

Необходимо отличать ситуацию конфликта от ситуации травли, так как это совершенно разные понятия.

Конфликт – это нормальная часть нашей социальной жизни, когда можно и нужно находить общий язык, искать компромиссы и отстаивать свою точку зрения. В конфликтной ситуации обычно обе стороны заинтересованы в ее разрешении.

С буллингом все намного сложнее – это другая форма психологического насилия. Важно отметить, что те, кто травят, обычно заинтересованы в самом процессе. Им нравится сам факт оскорбления, унижения своей жертвы. Агрессоры даже не пытаются вести диалог и искать решение ситуации.

Школьная травля — не просто острая социальная проблема – это ситуация, которая может обернуться психологической травмой для всех участников, несущая в себе разрушительные долгосрочные последствия для психического и физического здоровья.

Важно отметить, что пассивная позиция в буллинге не является решением. Задача педагогов и родителей — вовремя распознать присутствие травли в подростковой среде.

Существует перечень поведенческих маркеров, по которым мы можем увидеть, услышать и понять, что ученик подвергается буллингу.

Визуальные маркеры «буллинга»

В первую очередь меняется поведение ребенка: на уроках ведет себя скрытно боязливо. Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых. Его школьные принадлежности часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны. Порча личных вещей, которая психологически воспринимается так же, как и физическое насилие, сопровождается чувством стыда и страха перед взрослыми за неспособность обеспечить сохранность своих вещей.

унижение в присутствии других детей;

изменение стиля (в одежде, во внешнем виде в целом);

ухудшение физического состояния (тошнота, головокружение, нарушение сна, перепады настроения, тревожные и депрессивные состояния).

О многом могут сказать виртуальные маркеры, к которым относятся

Виртуальные маркеры «буллинга»

комментарии и сообщения оскорбительного характера в социальных сетях и мессенджерах;

получение материалов непристойного содержания в социальных сетях и мессенджерах;

исключение из общих переписок и сообществ;

рассылка информации, наносящей вред репутации;

разглашение персональных данных и личной информации;

угрозы физической расправы в социальных сетях и мессенджерах.

Отдельно выделяют вербальные маркеры, то, что могут проговаривать агрессоры своей жертве. Чаще всего это вербальные маркеры «буллинга»:

насмешки, высмеивание, дразнилки;

присвоение кличек, оскорбления;

бесконечные замечания и необъективные оценки;

угрозы физической расправы;

шантаж;

вымогательство;

клевета на жертву и т.д.

Отдельной группой выделяют эмоциональные маркеры «буллинга».

Для жертвы характерно снижение эмоционального фона, эмоциональная подавленность. Присутствуют эмоции неудовольствия. Характерны:

уединение, отказ от общения;

нежелание посещать школу без объяснения причин; снижение успеваемости. И как следствие..

снижение самооценки и уровня притязания.

наличие жестов самоуспокоения (раскачивание ноги, навязчивые манипуляции с волосами, щелканье ручкой, онихофагия – навязчивое обгрызание ногтей и т.д.);

у ребенка полная апатия. Он ничего не хочет делать.



Таким образом мы рассмотрели 4 группы маркеров, характеризующих проявление «школьного буллинга».

Если мы наблюдаем присутствие даже единичных из них, мы понимаем, что речь может идти о травле и ребенок нуждается в помощи.

Ещё одной из острейших проблем современного общества, которая может быть, как результатом затянувшегося буллинга, является проблема суицидов среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.

Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere «убивать себя») — преднамеренное прекращение собственной жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. С понятием суицид тесно связано понятие

Суицидальное поведение – характеризуется мыслями о смерти, придумывание способов лишения себя жизни, разговоры об этом, а завершающим этапом является сама попытка самоубийства.

На что обратить внимание педагогу?

Педагог – это тот взрослый, который практически ежедневно видит ребенка и проводит с ним в неделю даже больше времени, чем родитель. Именно он способен заметить первые признаки, указывающие на то, что с учеником что-то не так, что у ребенка не просто плохое настроение, а он действительно нуждается в помощи. Маркеры суицидального поведения:

Визуальные маркеры «суицидального поведения»

становится неряшливым во внешнем виде;

раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

Важным визуальным маркером является наличие

порезы на руках, бедрах, ссадины и др. проявления самоповреждения (подобное проявление носит название Селфхарм (self-harm) — это умышленное или неосознанное нанесение физического повреждения самому себе с целью справиться со своими переживаниями. В некоторых случаях может привести к смерти или серьезной патологии. Это одна из самых актуальных проблем в сфере психического здоровья подростков.

Виртуальные маркеры «суицидального поведения»

размещает на странице личного профиля в социальных сетях: депрессивный контент, прощальные записки (текстовый или видеоформат), угрозы, связанные с совершением самоубийства, сообщения, посвященные «ближайшей встрече с умершими людьми» и др.;

состоит в сообществах, содержащих околосуицидальный (депрессивный) контент, в том числе контент, романтизирующий темы смерти, самоубийства, одиночества, самоповреждения (от анорексии до селфхарма) и др.;

в аудиозаписях в социальных сетях преобладание музыки, посвященной депрессивным темам (потеря друзей, бессмысленность жизни, самоубийство и др.).



Вербальные маркеры «суицидального поведения»

подросток много шутит на тему самоубийства;

прямо и явно говорит о смерти «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;

косвенно намекает о своем намерении «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;

проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.



Эмоциональные маркеры «суицидального поведения»

Диапазон эмоционального состояния

раздражительность, беспокойство, чувство вины и др.;

стремится к рискованным действиям;

замыкается в себе;

нестабильность эмоционального состояния, может ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.


Перечисленные риски на сегодняшний день актуальны в профилактической работе. Поэтому наша задача сегодня - систематизировать маркеры деструктивного поведения обучающихся и научиться оказывать помощь подросткам при выявлении данных маркеров.

Приложение

Контакты каналов получения консультационной и психологической помощи по вопросам профилактики и минимизации рисков деструктивного поведения детей и молодежи

Всероссийские каналы

1. Всероссийский телефон доверия – 88002000122. Теперь добавлен короткий мобильный номер 124

2. Онлайн-служба психологической помощи подросткам и молодежи – твоятерритория.онлайн (консультации проходят в формате онлайн-переписки).

Региональные каналы

1. Челябинский областной центр диагностики и консультирования – 8 (351) 261 10 87. Психологи отделения консультируют по вопросам детско-родительских отношений, а также поведения ребёнка. Записаться на консультацию можно по телефону 8-963-083-69-78 в рабочие дни с 9:00 до 16:00. На консультацию могут записаться жители Челябинской области.

2. Консультационный пункт для получения психологической помощи челябинского областного центра социальной защиты «семья» +7 (351) 700 17 71 (доб. 213).

3. МБУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск, ул. Советская, 36/ул. Мира, 13, http://crisiscenter74.ru/uslugi/konsultatsiya-psihologa. На консультацию психолога можно записаться по телефону +7 (351) 735 02 18 в рабочее время.

Онлайн каналы

1. Горячая линия «Помогите мне» – https://resurs-center.ru/pomogite-mne (консультации проходят в формате онлайн-переписки)

2. Информационно-консультативное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» - «Дigital психолог» – https://vk.com/hotline_help_me/ (консультации проходят в формате онлайн-переписки).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации