«Проблемы психологического здоровья обучающихся как важный фактор формирования школьного климата образовательной организации»
Доклад на тему
«Проблемы психологического здоровья обучающихся как важный фактор формирования школьного климата образовательной организации
Психологическое здоровье школьников является одной из ключевых задач современного образования. В условиях стремительно меняющегося мира возрастает необходимость в создании условий для сохранения психоэмоционального благополучия детей. Школьный период- это важнейший этап развития личности, когда формируются основные навыки социализации, самооценка, способность к адаптации и стрессоустойчивости. Однако сегодня дети сталкиваются с множеством факторов, которые могут негативно повлиять на их психологическое состояние.
Наша цель- рассмотреть основные угрозы и риски для психологического здоровья школьников и утвердить алгоритм действий работников педагогического коллектива при выявлении маркеров основных угроз психологическому здоровью обучающихся.
Исходя из поставленной цели обозначим одну их основных задач –оказание информационно-методической поддержки педагогическим работникам по вопросам первичной профилактики психологического здоровья обучающихся.
Давайте рассмотрим, что же включает в себя понятие «Психологическое здоровье школьников».
Психологическое здоровье – это состояние гармоничного функционирования личности, при котором человек способен эффективно справляться с повседневными трудностями, поддерживать продуктивные взаимоотношения с окружающими и реализовывать свой потенциал. Для школьников это означает не только отсутствие явных психологических расстройств, но и наличие ресурсов для успешной учебной деятельности, социальной адаптации и эмоционального равновесия.
Психологическое здоровье включает в себя 3 основных показателя:
Уровень тревожности
Уровень стрессоустойчивости
Эмоциональная устойчивость
Нарушение одного из этих показателей может привести к возникновению эмоциональных проблем у детей, которые проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии. И как, следствие, это могут быть и различные виды отклоняющегося поведения.
Именно поэтому большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, способствующим укреплению психологического здоровья обучающихся. Система работы педагога- психолога Елены Валентиновны в этом направлении включает следующие этапы:
Диагностический этап
ежегодное социально-психологическое тестирование обучающихся 7 х- 11х классов, направленное на выявление детей группы риска;
комплексная диагностика первоклассников, с выявлением показателей тревожности детей;
исследование в 5-х и 10-х классах уровня психологического комфорта;
групповая и индивидуальная диагностика тревожности обучающихся по запросам классных руководителей;
мониторинг в 6-8 классах по вопросам выявления буллинга в образовательной среде»
Этап консультирования, который включает групповые и индивидуальные консультации с родителями и педагогами по результатам диагностик всех уровней, ндивидуальные консультации с обучающимися с целью выявления личных ресурсов для сохранения психологического здоровья.
интерактивные занятия с обучающимися, которые могут попадать в группу риска в том числе и по причине адаптации к новым условиям обучения;
тренинговые занятия с обучающимися в рамках внеурочной деятельности по формированию устойчивого психологического здоровья обучающихся.
Понятие «Психологическое здоровье» тесно связано с понятием «Школьный климат», который в первую очередь должен обеспечивать безопасные условия для всех участников образовательного процесса. Таким образом школьный климат направлен на обеспечение психологической безопасности обучающихся.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность - это важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию и здоровью.
Если обратиться к данным социологических исследований 2024 года, то сразу становится понятно, насколько актуальна проблема психологической безопасности. Так, 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, как в школе обеспечена защита прав и достоинства ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым и любимым вне зависимости от его образовательных успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.
Тревоги и волнения родителей не случайны. Распространенность школьного буллинга в России в последние годы только растет. В 2024 году жертвами буллинга стали 57% детей. 28% учеников, которых травили, в будущем сталкиваются с психическими расстройствами, возникшими на фоне пережитой в детстве или подростковом возрасте травли.
Проблема стоит остро. Еще в 2022 году российские депутаты собирались разработать закон, направленный на борьбу с буллингом в школах. В январе 2025 года в Государственной думе опять был поднят данный вопрос и в настоящее время готовится к внесению законопроект.
А на сегодняшний день со слов инспекторов ОПДН буллинг не рассматривается как правонарушение, за него не следует какое- либо наказание. А в большинстве случаев виноватыми со слов родителей становятся педагоги, и прежде всего классные руководители. Ведь именно он по мнению родителей должен создавать необходимый климат в классе, быть внимательным и неравнодушным по отношению к каждому ученику.
И здесь наступает зона ответствености педагогов за бездействие или публичное навязывание детям своей оценки. Ребенка за травлю не накажут –наказанию будет подвержен педагогический работник.
Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв.
Наиболее важными особенностями, характеризующими буллинг, являются:
агрессивное поведение (умышленное и неумышленное);
неравенство сил между агрессором и жертвой буллинга;
многократность повторения.
Необходимо отличать ситуацию конфликта от ситуации травли, так как это совершенно разные понятия.
Конфликт – это нормальная часть нашей социальной жизни, когда можно и нужно находить общий язык, искать компромиссы и отстаивать свою точку зрения. В конфликтной ситуации обычно обе стороны заинтересованы в ее разрешении.
С буллингом все намного сложнее – это другая форма психологического насилия. Важно отметить, что те, кто травят, обычно заинтересованы в самом процессе. Им нравится сам факт оскорбления, унижения своей жертвы. Агрессоры даже не пытаются вести диалог и искать решение ситуации.
Школьная травля — не просто острая социальная проблема – это ситуация, которая может обернуться психологической травмой для всех участников, несущая в себе разрушительные долгосрочные последствия для психического и физического здоровья.
Важно отметить, что пассивная позиция в буллинге не является решением. Задача педагогов и родителей — вовремя распознать присутствие травли в подростковой среде.
Существует перечень поведенческих маркеров, по которым мы можем увидеть, услышать и понять, что ученик подвергается буллингу.
Визуальные маркеры «буллинга»
В первую очередь меняется поведение ребенка: на уроках ведет себя скрытно боязливо. Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых. Его школьные принадлежности часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны. Порча личных вещей, которая психологически воспринимается так же, как и физическое насилие, сопровождается чувством стыда и страха перед взрослыми за неспособность обеспечить сохранность своих вещей.
унижение в присутствии других детей;
изменение стиля (в одежде, во внешнем виде в целом);
ухудшение физического состояния (тошнота, головокружение, нарушение сна, перепады настроения, тревожные и депрессивные состояния).
О многом могут сказать виртуальные маркеры, к которым относятся
Виртуальные маркеры «буллинга»
комментарии и сообщения оскорбительного характера в социальных сетях и мессенджерах;
получение материалов непристойного содержания в социальных сетях и мессенджерах;
исключение из общих переписок и сообществ;
рассылка информации, наносящей вред репутации;
разглашение персональных данных и личной информации;
угрозы физической расправы в социальных сетях и мессенджерах.
Отдельно выделяют вербальные маркеры, то, что могут проговаривать агрессоры своей жертве. Чаще всего это вербальные маркеры «буллинга»:
насмешки, высмеивание, дразнилки;
присвоение кличек, оскорбления;
бесконечные замечания и необъективные оценки;
угрозы физической расправы;
шантаж;
вымогательство;
клевета на жертву и т.д.
Отдельной группой выделяют эмоциональные маркеры «буллинга».
Для жертвы характерно снижение эмоционального фона, эмоциональная подавленность. Присутствуют эмоции неудовольствия. Характерны:
уединение, отказ от общения;
нежелание посещать школу без объяснения причин; снижение успеваемости. И как следствие..
снижение самооценки и уровня притязания.
наличие жестов самоуспокоения (раскачивание ноги, навязчивые манипуляции с волосами, щелканье ручкой, онихофагия – навязчивое обгрызание ногтей и т.д.);
у ребенка полная апатия. Он ничего не хочет делать.
Таким образом мы рассмотрели 4 группы маркеров, характеризующих проявление «школьного буллинга».
Если мы наблюдаем присутствие даже единичных из них, мы понимаем, что речь может идти о травле и ребенок нуждается в помощи.
Ещё одной из острейших проблем современного общества, которая может быть, как результатом затянувшегося буллинга, является проблема суицидов среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место.
Самоубийство, суицид (от лат. sui caedere «убивать себя») — преднамеренное прекращение собственной жизни, как правило, самостоятельное и добровольное. С понятием суицид тесно связано понятие
Суицидальное поведение – характеризуется мыслями о смерти, придумывание способов лишения себя жизни, разговоры об этом, а завершающим этапом является сама попытка самоубийства.
На что обратить внимание педагогу?
Педагог – это тот взрослый, который практически ежедневно видит ребенка и проводит с ним в неделю даже больше времени, чем родитель. Именно он способен заметить первые признаки, указывающие на то, что с учеником что-то не так, что у ребенка не просто плохое настроение, а он действительно нуждается в помощи. Маркеры суицидального поведения:
Визуальные маркеры «суицидального поведения»
становится неряшливым во внешнем виде;
раздает другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;
Важным визуальным маркером является наличие
порезы на руках, бедрах, ссадины и др. проявления самоповреждения (подобное проявление носит название Селфхарм (self-harm) — это умышленное или неосознанное нанесение физического повреждения самому себе с целью справиться со своими переживаниями. В некоторых случаях может привести к смерти или серьезной патологии. Это одна из самых актуальных проблем в сфере психического здоровья подростков.
Виртуальные маркеры «суицидального поведения»
размещает на странице личного профиля в социальных сетях: депрессивный контент, прощальные записки (текстовый или видеоформат), угрозы, связанные с совершением самоубийства, сообщения, посвященные «ближайшей встрече с умершими людьми» и др.;
состоит в сообществах, содержащих околосуицидальный (депрессивный) контент, в том числе контент, романтизирующий темы смерти, самоубийства, одиночества, самоповреждения (от анорексии до селфхарма) и др.;
в аудиозаписях в социальных сетях преобладание музыки, посвященной депрессивным темам (потеря друзей, бессмысленность жизни, самоубийство и др.).
Вербальные маркеры «суицидального поведения»
подросток много шутит на тему самоубийства;
прямо и явно говорит о смерти «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
косвенно намекает о своем намерении «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Эмоциональные маркеры «суицидального поведения»
Диапазон эмоционального состояния
раздражительность, беспокойство, чувство вины и др.;
стремится к рискованным действиям;
замыкается в себе;
нестабильность эмоционального состояния, может ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.
Перечисленные риски на сегодняшний день актуальны в профилактической работе. Поэтому наша задача сегодня - систематизировать маркеры деструктивного поведения обучающихся и научиться оказывать помощь подросткам при выявлении данных маркеров.
Приложение
Контакты каналов получения консультационной и психологической помощи по вопросам профилактики и минимизации рисков деструктивного поведения детей и молодежи
Всероссийские каналы
1. Всероссийский телефон доверия – 88002000122. Теперь добавлен короткий мобильный номер 124
2. Онлайн-служба психологической помощи подросткам и молодежи – твоятерритория.онлайн (консультации проходят в формате онлайн-переписки).
Региональные каналы
1. Челябинский областной центр диагностики и консультирования – 8 (351) 261 10 87. Психологи отделения консультируют по вопросам детско-родительских отношений, а также поведения ребёнка. Записаться на консультацию можно по телефону 8-963-083-69-78 в рабочие дни с 9:00 до 16:00. На консультацию могут записаться жители Челябинской области.
2. Консультационный пункт для получения психологической помощи челябинского областного центра социальной защиты «семья» +7 (351) 700 17 71 (доб. 213).
3. МБУ СО «Кризисный центр» г. Челябинск, ул. Советская, 36/ул. Мира, 13, http://crisiscenter74.ru/uslugi/konsultatsiya-psihologa. На консультацию психолога можно записаться по телефону +7 (351) 735 02 18 в рабочее время.
Онлайн каналы
1. Горячая линия «Помогите мне» – https://resurs-center.ru/pomogite-mne (консультации проходят в формате онлайн-переписки)
2. Информационно-консультативное сообщество в социальной сети «ВКонтакте» - «Дigital психолог» – https://vk.com/hotline_help_me/ (консультации проходят в формате онлайн-переписки).