Статья «Развитие технического творчества — важнейшая составляющая современной системы образования»

7
0
Материал опубликован 8 January 2021 в группе

Развитие технического творчества - важнейшая составляющая современной системы образования

Скулкина Т.Г., учитель физики

МБОУ СОШ №5 г. Светлого

В настоящее время человечество вступило в эру новой научно-технической революции, обусловленной фундаментальными открытиями в области естественных наук. В последние годы сформировались и стремительно развиваются новые научно-технические направления: микро- и наноэлектроника, бионика, мехатроника, робототехника, кибернетика.

Поэтому в современном обществе образовательные достижения учащихся не должны ограничиваться только освоением предметных знаний, умений, навыков. Выпускник современной школы должен уметь применять эти знания на практике, работать с информацией, представленной в различном виде, с целью приобретения новых знаний. Социальные ожидания нашего общества состоят в появлении человека нового типа, обладающего потребностью и готовностью решать сложные инженерно-технические задачи, умеющего выявлять и разрешать возникающие технические противоречия, генерировать нестандартные технические идеи.

Все это предъявляет новые требования к интеллектуальному и научно-техническому развитию подрастающего поколения.

Как известно, в основе федерального государственного образовательного стандарта  нового поколения лежит системно - деятельностный подход, который предполагает  разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Считаю, что наиболее полно реализовать данный подход можно с помощью процесса развития технического творчества обучающихся.

Техническое творчество - это вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны.

Таким техническим объектом может стать конструкторское изделие или изготовленный макет.

Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практических умений, развитию творческих способностей.

В связи с этим можно выделить три основных этапа реализации процесса развития технического творчества.

На первом этапе производится планирование работы по техническому творчеству и реализация плана в практической деятельности. Основными моментами в планировании являются:

А) поиск проблемы;

Б) выбор и обоснование темы технической деятельности;

В) выделение научного знания, которое возможно освоить в ходе теоретического обучения, необходимого для выполнения творческого задания;

Г) анализ предстоящей деятельности;

Д) выбор варианта конструкции;

Е) подбор материалов;

Ж) планирование технологического процесса.

На втором этапе, учащиеся выполняют технологических операций, предусмотренных процессом. При этом осуществляется контроль деятельности, соблюдение технологической трудовой дисциплины, культуры труда.

Одна из важных задач руководителя на данном этапе - это умение стимулировать учащихся на творческую работу, создавать такие условия,

когда у обучаемых появляется возможность сочетать свои личные устремления с целями учебного процесса.

Третий этап является самым сложным и ответственным. Учащиеся производят контроль и испытание изделия, корректируют изготовленную конструкцию, составляют экономическое обоснование изготовленной модели. Далее ребята представляют работу на мероприятиях различного уровня.

Рассмотрим, как реализуется развитие технического творчества а рамках учебного предмета «Физика». Техническое творчество в нашей школе осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Среди педагогических технологий основополагающими для развития технического творчества, по моему мнению, являются проектная технология и технология проблемного обучения. В рамках классно-урочной системы это могут быть минипроекты, работа в группах на занятиях предпрофильной и профильной подготовки, домашние экспериментальные задания, конкурсы на лучший прибор. В 7-8 классах это могут быть простые приборы: весы, электроскоп, шар Паскаля, фонтан, элемент Вольты, источники тока из фруктов.

Учащиеся старшей школы более избирательны в отношении объекта технического творчества, они хотят изготовить нечто грандиозное, имеющее практическую значимость для общества. Так как в настоящее время остро стоит проблема получения энергии, я предлагаю ребятам искать новые способы получения энергии. В результате поисков изготовлены модели и получились проектные работы об индукционном электромеханическом генераторе, в которой учащийся предложил идею создания волновой электростанции на основе созданной им модели генерат

работа о генераторе на основе системы водоотведения, где учащиеся пришли к мысли о возможности установки генераторов в коллекторе города;

работа о пьезогенераторе, изготовленной из элементов, взятых от музыкальной открытки.

Тема работы «Электроактиватор воды» возникла у ребят в продолжении прошлой работы, где учащиеся выполняли работу по химии по изучению свойств активированной воды. Изучая литературу, они узнали, что можно самостоятельно изготовить электролизер, и занялись его изготовлением. В процессе работы у учащихся появились новые идеи о возможности использовать активированную воду для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Работа была отмечена на конференциях регионального и всероссийского уровней.

Очевидно, что занятие техническим творчеством позволило выйти за рамки деятельности одного предмета. Межпредметные и метапредметные связи значительно повышают кругозор ребят, позволяя совершать открытия в различных областях науки и техники. Ребята не останавливаются на достигнутом результате, стремятся усовершенствовать свои работы.

Появление в школе образовательных робототехнических конструкторов Lego Mindstorms EV3 привело к дальнейшей интеграции предмета «физика» с информатикой и математикой. В рамках внеурочной деятельности в нашей школе организована работа факультативного курса «Мастерская робототехники». Работа с образовательными конструкторами представляет для ребят неограниченные возможности по развитию технического мышления и технических способностей. Ребята предлагают огромное количество идей и способов их реализации. Образовались разновозрастные группы учащихся по различным направлениям технических наук: транспорт, космос, сельское хозяйство. Очень эффективной формой занятий оказалось взаимообучение ребят проектной команды. Ребята создали макет лунной станции по получению гелия-3 на Луне; роботизированный комплекс для повышения урожайности сельскохозяйственных культур; роботов-помощников для работы на атомных электростанциях; разработали большое количество моделей, имеющих практическое применение.

Результатом вовлечения в техническую творческую деятельность считаю:

- у обучающихся возрастет интерес к получению профессии технического направления;

- увеличивается качественная успеваемость по предмету, прежде всего у тех обучающихся, которые активно занимаются техническим творчеством;

- у обучающихся, занимающихся техническим творчеством, появляется стабильное желание посещать школу и возрастет положительное отношение к обучению в целом.

Таким образом, задача формирования технического творческого мышления и развития технического творчества у обучающихся остается одной из важнейших проблем образования. Внедрение ФГОСов нового поколения, развитие в системе общего образования профильного обучения и предпрофильной подготовки способствуют развитию технического творчества обучающихся. Это активизирует работу по обновлению содержания дополнительного образования детей. Но самый значительный эффект в развитии технического творчества ребят, как мне кажется, даст объединение усилий учреждений основного, профессионального и дополнительного образования, коммерческих структур и общественных организаций. Новые требования к интеллектуальному и научно-техническому развитию подрастающего поколения очень эффективно реализуются с помощью технического творчества.

Список использованной литературы

Никулин С.К., Степанчикова М.А. Анализ опыта работы регионов Российской Федерации по развитию технического творчества учащихся –М.: Илекса, 2000.

Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: (краткий терминологический словарь) - М : Компания Спутник+, 2006.

ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897

ФГОС СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 года № 413

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.