12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Баженова2542
Педагог дополнительного образования, методист МБУ ДО "Дом детского творчества"
Россия, Пермский край, с.Карагай

Проблемная группа как эффективная форма повышения профессиональной компетентности педагогов

Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательного учреждения. Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.

Существует множество подходов к организации методической работы в образовательном учреждении. Каждое учреждение выбирает для себя приемлемые формы и методы. Представляю опыт работы педагогов дополнительного образования по освоению квест - технологии в рамках деятельности проблемной группы.

План работы проблемной группы «Квест-технология

Целевая группа: педагоги дополнительного образования и методист МБУ ДО «Дом детского творчества», заинтересованные в совершенствовании знаний и умений по освоению и использованию квест - технологии в педагогической деятельности.

Насыщенная информационная  среда окружает современного ребенка с самого его рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка и на формирование его психики. Педагог, учитывая возрастающую конкуренцию со стороны «машин», вынужден идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности. Одной из новых форм  в практике дополнительного образования можно считать квест - игру. 

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым для всех участников образовательных отношений.

Прогнозируемые результаты:

Педагоги приобретут знания:

о терминологии «образовательный квест», «интерактивный квест»;

о видах квестов и квестовых заданий;

об уровнях интерактивности и основных структурных элементах интерактивного образовательного контента;

о дидактических требованиях к интерактивному образовательному контенту (в том числе интерактивному квесту);

о средствах и способах создания интерактивных заданий для квестов;

 Педагоги будут уметь:

выбирать оптимальное программное обеспечение для создания интерактивных заданий для квестов;

использовать цифровые сервисы для создания квестовых заданий

разрабатывать и проводить квесты;

Педагоги приобретут навыки:

разработки квестов, в том числе с использованием цифровых сервисов

создания качественного интерактивного образовательного контента, удовлетворяющего дидактическим требованиям.

 Профессиональные компетенции педагогов:

формирование потребности обновления собственных знаний и умений в области использования новых информационных технологий для создания качественного интерактивного образовательного контента.

План-сетка мероприятий

Месяц

Мероприятия по достижению целей и задач проблемной группы

Сентябрь

Определение целевой группы

Заседание №1. Организационные основы деятельности группы.

Обсуждение перспектив, форм взаимодействия, определение запросов и интересов целевой группы, выбор руководителя.

Составление плана работы проблемной группы.

Создание странички группы в социальной сети ВКонтакте

Изучение теоретического материала с дистанционным форматом обсуждения (гугл документы, страничка и беседа ВКонтакте)

Входной мониторинг

Октябрь

Изучение теоретического материала с дистанционным форматом обсуждения (гугл документы, страничка и беседа ВКонтакте):

Понятие квеста

История появления квестов

Этапы организации квеста

Классификация квестов

Основные критерии качества квеста

Заседание №2.Использование квеста в образовательном процессе.

Обобщение материалов, изученных в дистанционном формате

Мозговой штурм по созданию квестбокса (квестбука), распределение ролей и ответственных. Определение сроков.

Обсуждение плана сотрудничества на ноябрь

Ноябрь

Самостоятельная работа педагогов: разработка сюжетной линии квеста. Подбор квестовых заданий по образовательной программе.

Заседание №3.Интенсив-практикум по изучению сервисов для создания квестовых заданий.

Коллективное создание квестбокса.

Декабрь

Самостоятельная работа участников ПГ по разработке и проведению тематического квеста.

Заседание №4. Круглый стол по итогам разработки и проведения квестов.

Анализ деятельности педагогов по разработке и проведению квестов, использованию изученных сервисов. Обсуждение проблем, возникших при разработке и оформлении квеста и совместный поиск вариантов решения.

Промежуточный мониторинг деятельности группы.

Определение дальнейших перспектив деятельности членов группы.

Трансляция опыта работы участников ПГ в рамках институционального мероприятия Бюро педагогических находок.

Январь

Самостоятельная работа педагогов по изучению теоретического материала с дистанционным форматом обсуждения (гугл документы, страничка и беседа ВКонтакте) по теме «Сервисы для создания квестовых заданий».

Заседание №5. Интенсив – практикум «Возможности сервиса Google для создания veb –квеста».

Самостоятельная работа педагогов: разработка образовательного квеста по программе и оформление с помощью сервиса Google.

Февраль

Самостоятельная работа педагогов: разработка образовательного квеста по программе и оформление с помощью сервиса Google.

Совместное обсуждение возникших проблем в ходе создания квестов в дистанционном формате.

Разработка экспертных листов по оцениванию эффективности разработки и использования квестов.

Внутренняя (между участниками группы) и внешняя экспертиза разработанных квестов (по 1 от каждого участника).

Трансляция опыта работы участников ПГ в рамках институционального конкурса профессионального мастерства «Педагогический лайфхак».

Март

Заседание №6. Круглый стол по обсуждению результатов проведения квестов.

Анализ деятельности участников группы по разработке и проведению veb – квестов с помощью сервиса Google.

Промежуточный мониторинг.

Определение перспектив деятельности.

Самостоятельная работа педагогов: корректировка разработанных квестов и создание новых.

Инстенсив – практикум «Сервисы для создания квестовых заданий».

Апрель

Обобщение опыта работы участников ПГ. Определение возможности использовании квеста как технологии.

Заседание №7. Практикум по изучению новых сервисов для созданию квестовых заданий (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ).

Трансляция опыта работы участников ПГ в рамках институционального мероприятия Бюро педагогических находок.

Май

Круглый стол «Подведение итогов деятельности проблемной группы. Определение перспектив на следующий учебный год».

Итоговый мониторинг.

Создание методического сборника (буклета).

Представление сборника на рецензирование методическому совету учреждения.

Выпуск бумажного сборника.

В течение года

Постоянно-действующий режим взаимообучения и взаимоконсультирования.

Обсуждение изучаемого материала с использованием дистанционных технологий.

Ведение дневника работы группы.

Размещение материалов, отражающих деятельность членов группы, на методическом портале учреждения.

Трансляция опыта работы участников ПГ по изучаемой теме через участие в научно-практических конференциях, конкурсах разного уровней, методических совещаниях и семинарах.

Анализ деятельности ПГ

    Вся деятельность проблемной группы строилась в соответствии с Планом работы на учебный год и была направлена на повышение уровня информационной компетентности педагогов в области разработки квестов, в том числе с использованием цифровых сервисов. Для участников группы создана закрытая страничка ВКонтакте, отражающая деятельность работы группы. Также там размещены методические разработки, рекомендации, обучающиеся ролики, рабочие документы и ссылки на общие документы в сервисе Google, ведется дневник работы группы, размещаются наградные документы (сертификаты, дипломы, грамоты). Заседания проблемной группы проходили как в очном, так и в дистанционном формате. Активно использовались разные формы деятельности: круглый стол, семинар-практикум, мозговой штурм, участие в вебинарах, самостоятельная работа по самообразованию, публикация материалов, разработанных педагогами; трансляция опыта через участие в конкурсах профмастерства, экспертиза разработанных методических материалов.

Ключевые мероприятия 1 четверти:

Планирование деятельности, определение перспектив

Изучение теоретического материала по теме проблемной группы (в том числе с использованием сервисов совместной работы)

Активное участие во Всероссийском форуме СОТ всех участников группы (Сквозные Образовательные Траектории), который длился в течение 5 недель. В рамках форума необходимо было ежедневно выполнять задания. Все педагоги получили удостоверения о курсовой подготовке на 72 часа.

Ключевые мероприятия 2 четверти

Изучение теоретического материала по теме проблемной группы

Освоение сервисов для создания квестовых заданий и квестов

Создание и апробация квестовых заданий

Презентация деятельности группы на Фестивале «Бюро педагогических находок».

Ключевые мероприятия 3 четверти

Подготовка педагога – участника группы к муниципальному конкурсу «Учитель года - 2022»

Разработка экспертного листа для оценивания интерактивной игры, в том числе квеста (Приложение 2)

Разработка квестовых заданий и игр

Освоение сервисов для создания квестовых заданий

Ключевые мероприятия 4 четверти

Экспертиза разработанных интерактивных игр, в том числе квестов

Выпуск сборника с разработанными интерактивными играми (Приложение 3)

Подведение итогов работы группы за год, определение перспектив

Презентация деятельности группы на Фестивале «Бюро педагогических находок».

По итогам деятельности в мае месяце было проведено анкетирование (приложение 3), которое показало, что:

Все участники группы (100%) считают, что методическая деятельность в рамках малой проблемной группы оправдывает себя.

Повышению педагогического мастерства способствовали следующие формы деятельности методического формирования: участие в Форуме СОТ, участие в вебинарах, семинарах-практикумах, круглых столах, самостоятельная работа по самообразованию, трансляция опыта работы в рамках конкурсов педагогического мастерства, консультативная работа руководителя.

Качество методической работы проблемной группы оценено на «отлично»- 3 участниками (75%) и на «хорошо» - 1 участником (25%)

К сожалению, не всё из запланированного удалось реализовать в связи с больничными листами педагогов, большой загруженностью иной педагогической деятельностью

Направления повышения собственной методической грамотности в следующем учебном году, по которым хотели бы поработать педагоги:

Практикумы по функциональной грамотности и скилсам

Мотивация детей на занятиях

Создание и использование интерактивных игр и заданий

Освоение новых цифровых сервисов

Каждый педагог имеет опыт работы, с которым может поделиться с другими педагогами.

Все участники группы высказали желание в следующем учебном году продолжить работу в малых группах, при возможности продолжить работу в прежнем составе. 2 участника поддерживают идею по организации межмуниципального уровня сотрудничества с другими учреждениями дополнительного образования.

Успехами деятельности группы можно считать:

1.Педагоги приобрели теоретические знания по теме методического формирования, освоив терминологию: квест-технология, интерактивная игра, геймификация, интерактивный квест, образовательный квест, сквозные образовательные траектории, интерактивный образовательный контент, воркшоп.

2.Освоены и отработаны навыки работы в сервисах для созданий интерактивных заданий: Google-формы, LearningApps.org, wordwall.net, qenial.ly, онлайн - конструктор Liveworksheets.com, Квестодел.

3.Педагоги научились выбирать оптимальное программное обеспечение для создания интерактивных заданий для квестов.

4.Педагоги научились работать в сервисе Телеграмм, в Google – сервисе (Документ, рисунки, презентация, календарь, Meet).

5.Педагогами разработаны интерактивные игры:

Баженова С.В. – «Я шагаю по родному краю», «Квест-это интересно.?!», «Природные явления», «Технарики – 2»;

Дейлид Е.Б. – «Методическая мозаика», «Наталья Сергеевна осваивает профессию»;

Кузнецова Н.Н. – «В поисках клада»;

Мальцева Н.С. -  "По тропинкам АРТ академии".

6.Разработаны методические материалы по проведению экспертизы методической разработки интерактивной игры.

7.Проведена экспертиза интерактивных игр, разработанных педагогами.

8.Командное участие во Всероссийском Форуме СОТ, что способствовало сплочению группы, приобретению новых знаний и умений.

9.Опыт работы участников методического формирования транслировался через выступления, мастер-классы, публикации и конкурсы профессионального мастерства.

10.Выпущен сборник методических материалов «Квест – это интересно.?!»

Приложение 1.

t1654062493aa.gif

Приложение 2.

t1654062493ab.jpgt1654062493ac.jpg

Приложение 3

Анкета участника ПГ «Квест-технология в образовательном процессе»

Уважаемые коллеги, участники проблемной группы «Квест-технология в образовательном процессе». Вот и подошел к концу 2021-2022 учебный год. Благодарю каждого из Вас за плодотворное сотрудничество, за участие в мероприятиях по реализации Плана работы группы.

Пришло время подводить итоги. Предлагаю ответить на вопросы анкеты, которая поможет оценить эффективность деятельности методического формирования, наметить перспективы плана методической работы на предстоящий учебный год.

Ф.И.О.__________________________________________________________

2. Как вы считаете, оправдывает ли себя методическая работа в рамках проблемной группы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

3.Какие формы деятельности методического формирования, на Ваш взгляд, способствовали повышению вашего педагогического мастерства? (подчеркнуть, если нет добавить):

участие в Форуме СОТ

- участие в вебинарах;

участие в работе семинаров-практикумов;

участие в работе круглых столов;

самостоятельная работа по самообразованию;

трансляция опыта работы в рамках конкурсов педагогического мастерства

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

4.Как вы оцениваете качество методической работы вашей проблемной группы?

Удовлетворительно

Хорошо

отлично

5.Что, на ваш взгляд, не удалось реализовать нашей проблемной группе?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6.По каким направлениям повышения собственной методической грамотности хотели бы поработать в следующем учебном году?

_____________________________________________________________________________7.Каким опытом работы вы бы могли поделиться с коллегами в ближайшее время?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Ваши пожелания по организации методической работы в учреждении на следующий учебный год:__________________________________________________________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.