12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Теплова Ольга Анатольевна19
3

Статья на тему «Проблемный подход в обучении видовременным формам глагола в английском языке»

Сведения об авторе:

Теплова Ольга Анатольевна

Учитель английского языка высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 села Иглино имени Бесценного Виктора Николаевича" муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

Тезис: Видовременная система английского глагола традиционно представляет трудности для усвоения. Поэтому перед учителем английского языка постоянно стоит задача повышать эффективность обучения. Для реализации этой задачи в данной статье рассматривается применение проблемного подхода как одного из способов реализации ФГОС.

Проблемный подход в обучении видовременным формам глагола в английском языке

Видовременная система английского глагола традиционно представляет трудности для усвоения. Поэтому перед учителем английского языка постоянно стоит задача повышать эффективность обучения. Для достижения этой цели мы стараемся повышать внутреннюю мотивацию обучаемых путем применения проблемного подхода как одного из способов реализации ФГОС.

До введения новых стандартов информация предоставлялась ученикам для запоминания в готовом виде. При таком подходе задействуется произвольное внимание, основанное за механическом запоминании или на репродуктивном мышлении.

Использование такого подхода давно не соответствует требованиям новых стандартов образования. Учащиеся должны владеть способами самостоятельной продуктивной деятельности, что в итоге приводит к последовательному академическому, творческому и духовному развитию личности [1].

Для достижения выделенных задач на практике могут способствовать организация учителем самостоятельной познавательной деятельности учащихся, что и подразумевается в системно-деятельностном подходе новых стандартов. Одним из эффективных способов достижения этой цели является создание проблемных ситуаций, где ученик является уже субъектом учения, то есть активным участником познавательного процесса при ведущей роли учителя.

Использование проблемных ситуаций подразумевает, во-первых, создание на уроках атмосферы поиска; во-вторых, в организации самостоятельной умственной деятельности учащихся по разрешению поставленной проблемы; в-третьих, в проверке вариантов найденных решений.

В этой связи изучение английской грамматики в сопоставительном плане с грамматикой русского языка предоставляет огромные возможности. Изучение артиклей, категории числа, видовременных форм глагола требует тщательного осмысления. Из опыта работы над видовременными формами работы известно, что проблемный подход значительно повышает уровень усвоения темы. Так в английском языке двенадцать видовременных форм глагола соответствует русским трем. Как же выбирать соответствия между ними? Это уже просторная проблемная ситуация для учащихся.

Для решения предложенной проблемной задачи необходимо привести систему русского и английского глагола к конкретному действию, анализу.

Правильное определение характеристик каждого из конкретных действий создает определенную ситуацию успеха для учащихся, так как требует от них абстрактного мышления и воображения.

Приведем пример применения проблемного подхода на практике. Учащимся предлагаются следующие предложения:

We live in a big house (Мы живем в большом доме).

We are living in Ufa now (Сейчас мы живем в Уфе).

We have lived there since childhood (Мы живем там с детства).

We have been living in Ufa for five years (Мы живем в Уфе уже пять лет).

В этом и заключается проблемность: четырем английским временам соответствует одна и та же форма в русском языке. Какое же время выбрать для перевода? Здесь понадобиться знания характера каждого из действий.

Изучения каждой видовременной формы глагола происходит в следующем порядке. Сначала ученику зачитывается предложение, например, Tom is a pupil. Учащиеся выделяют сказуемое, определяют время глагола и анализируют его структуру. Затем им предлагается выделить случай употребления Present Simple. По ходу анализа действия ученики приходят к самостоятельному выводу, что Present Simple может означать “simple facts in the presents”.

В такой же последовательности анализируются и записываются в тетрадях все остальные случаи употребления каждого из видовременных форм глагола. Для учащихся это не просто грамматический материал, а анализ их собственной поисковой деятельности.

Такой вид работы способствует развитию у учащихся теоритического мышления, языковой догадки и осознанного подхода к изучению иностранного языка.

На тех уроках, где используется выше приведённый пример реализации проблемного подхода, отмечается высокий уровень активизации рефлексивной деятельности учащихся. Таким образом, при решении проблемы не только используется готовая информация, но и приобретаются новые знания как результат собственного поиска. Мобилизуя свои мыслительные способности, учащиеся получают огромную интеллектуальную радость, что в свою очередь влияет на высокий уровень мотивации.

Литература

Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – С.218-219.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.