Проблемно – диалогический урок «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли»

1
1
Материал опубликован 11 December





t1733915845aa.png





Проблемно – диалогический урок «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли»












Автор: Михайлова Анастасия Викторовна

учитель биологии первой категории МБОУ «СОШ №1»»

Иркутская область, г. Усть-Илимск,













г.Усть – Илимск

2024

Пояснительная записка

Урок «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли» разработан с применением технологии проблемно – диалогического обучения, образовательная программа «Школа 2100». В рамках этой программы биология своими целями и задачами должна способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться т и осваивать новые знания.

Развитие личности зависит не только от возраста, но и от структуры учебной познавательной деятельности, которая определяется методами обучения. В основу технологии проблемно - диалогического обучения поставлен системно- деятельностный подход. Проблемно – диалогический урок состоит из следующих этапов:

Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.

Учитель сообщает проблемный вопрос, который содержится в учебнике в виде диалога героини Лены и биолога. Проблемный вопрос содержит в себе одну из главных мыслей в содержании темы. Учитель также может задать дополнительные вопросы. Ученики формулируют проблему и задачу урока, которая записывается на доске и служит ориентиром для дальнейшей деятельности. Далее учитель просит учащихся сказать, какие знания есть у них по данной теме, для решения поставленной перед ними проблемы, а каких знаний не хватает? Учащиеся обсуждают в начале урока знания, которые им пригодятся для изучения темы. Основа усвоения важнейших понятий – постоянное дальнейшее их применение на этапах актуализации знаний и постоянное обнаружение всё новых связей изученных понятий с новым учебным материалом.

Учитель делит доску пополам и слева пишет: «Мы уже знаем», а справа – «Мы пока не знаем». На левой половине учитель фиксирует те знания, которыми обладают учащиеся, параллельно проверяя эти знания с помощью вопросов для актуализации знаний в начале каждого параграфа. На второй половине доски учитель записывает с помощью учащихся те знания, которые понадобятся на уроке. Эти знания открываются на втором этапе урока.

Второй этап урока - совместное «открытие» знаний, т.е. изучение теории, правил и законов, которые вывели учёные, и знакомству с избранными примерами их применения.

В процессе беседы учитель с помощью детей (подводящий или побуждающий диалог) или самостоятельно (проблемный рассказ учителя в случае трудной темы) «открывают» суть незнакомого обучающимся явления или закона природы и показывает, как можно применять полученные знания.

Важную роль на этом этапе играет работа с учебником. После обсуждения версий (гипотез) обучающихся учитель просит проверить их правильность с помощью учебника. В этом случае проявляется мотивация к чтению, ведь текст в учебнике читается для проверки истинности собственных высказываний.

Важно помнить, что обучающиеся не всегда могут самостоятельно «открыть» знания. Не менее важно научит детей не только самостоятельно делать предположения, но и искать ответы на вопросы в книге. Поэтому в качестве проблемного вопроса используется доступная ситуация. Дальнейшая работа по изучению нового материала строится путём задавания учителем вопросов, ответы на которые обучающиеся находят в учебнике. Самые сложные моменты темы учитель может рассказать сам путём проблемного рассказа.

Третий этап урока – практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

Вначале учитель предлагает обучающимся ответить на репродуктивные вопросы, помещённые в начале каждого параграфа учебника. Это необходимо для проверки усвоения материала новой темы.

Затем обучающиеся переходят к индивидуальной или групповой работе. Они работают с текстом учебника, информационным материалом, решают задачи из задачника – практикума. При этом обучающиеся могут выбирать из множества задач те, которые их наиболее интересуют, которые позволяют ответить на возникающие вопросы.

В процессе выполнения заданий и ответов на вопросы, пользуясь текстом, обучающиеся учатся использовать полученные знания для объяснения окружающего мира. Это и есть главный воспитывающий эффект курса биологии. Обучающиеся должны не столько запоминать новые знания, сколько усваивать способы их применения.

Последний этап урока посвящён проведению итогов работы. Этот этап очень важен и на него уходит довольно много времени. Ведь каждый из школьников выполнял разное задание и им при обсуждении результатов своей работы надо найти то общее, что является главным содержанием изучаемой темы, поделиться особенностями найденного ими способа применения полученных знаний.

Проблемно – диалогический урок «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Цели и образовательные результаты урока представлены на нескольких уровнях – метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами деятельности обучающихся: познавательной, ценностно – ориентационной, коммуникативной.






































«Лишайники не растения, а симбиоз гриба и водоросли»

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации урока: индивидуальная, парная, групповая

Продолжительность урока: 45 минут

Технология: проблемно – диалогическое обучение



Цели урока:

Познакомить учащихся с многообразием и особенностями строения лишайников.

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска;

Формирование коммуникативных УУД: общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.


Предметными результатами освоения темы являются:

учащиеся должны знать:

- существенные признаки лишайников как симбиотических организмов;

- многообразие лишайников своей местности;

учащиеся должны уметь:

- различать изученные объекты в природе;

- объяснять влияние загрязнений окружающей среды на экологическое состояние лишайников;


Метапредметными результатами освоения темы «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли » являются:

1. Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умения определять тему урока, видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, доказывать и защищать свои идеи;

2. Умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, Интернет, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

3. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Отстаивать свою позицию.


Личностные результаты: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы способствует формированию у обучающихся мотивации к познанию нового и научного мировоззрения; формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды.


Основные понятия урока: лишайники: кустистые, накипные, листоватые, симбиоз, автотрофы, гетеротрофы, экосистема.

Организация класса: для работы класс делится на группы на основе жеребьёвки с помощью карточек разных цветов. На некоторых карточках в каждой группе есть указание ролей: «секретарь» группы, главный «автоответчик», «сомвевающийся».


Литература: учебник С.Н.Ловягин, А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан Биология. О тех, кто растёт, но не бегает.

А.А.Вахрушев, О.А.Родыгина Методические рекомендации. Биология 6 класс

Мельникова Е.П. Проблемно – диалогическое обучение.


Ход урока


I. Постановка проблемы, актуализация знаний. Осознание проблемы, формулирование проблемы.

Создание проблем ной ситуации (приём №1)


1. «Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася по двору»;

«Удивительное дело – как дружны зелёный с белым! Друг за друга отвечают, и друг друга выручают»

- О каких организмах идёт речь?

- Чему будет посвящён наш урок?

2. Какие знания нам сегодня понадобятся для решения задачи урока?


Побуждение к осознанию противоречий

Диалог стр. 88 (основан на фактах, взаимоисключающих точки зрения):

Лена: На коре деревьев и камнях я видела растения в виде тонких кожистых измятых пластинок и серых ветвистых трубочек.

Биолог: Это лишайники - особая группа живых организмов, симбиоз гриба и водорослей.

- что вас удивило в диалоге?

- какой вопрос возникает?

Учащиеся формулируют вопрос: Кто прав? Являются ли лишайники растениями?

Или это особая группа организмов?


II. Совместное открытие знаний

Подводящий к теме диалог. Задания для формулирования темы урока.

1. Что мы знаем о лишайниках?

- Что за наука лихенология?

2. Предположите гипотезу строения лишайника.

(Учащиеся делают предположения о строении лишайников)

3. Сверим с рисунком на стр. 89 учебника.

- рис. 26.2, из каких компонентов состоит лишайник?

Учащиеся работают с рисунком 26,2 «Строение лишайника» и отвечают на вопрос: лишайники состоят из зелёных водорослей и нитей грибницы. Они не похожи ни на грибы, ни на водоросли.

- как вы назовёте организмы, состоящие из разных компонентов?

- что такое симбиоз? Что вы знаете о симбиозе?

- какие примеры симбиоза вы знаете

- как называется тело лишайника? Найдите объяснение в тексте, запишите в тетради.

- чем отличается строение слоевища от строения органов высших растений?

- какими свойствами обладает верхняя плёнка?

- сделайте предположение о питании лишайников.

- как называются организмы, которые синтезируют органические вещества?

- какова роль автотрофов в экосистемах?

- какой способ питания у грибов?

- какова роль гетеротрофов в экосистемах?

- можно ли считать лишайники миниатюрными экосистемами?

(учащиеся делают вывод: лишайники можно считать миниатюрными экосистемам, потому что есть производитель - зелёная водоросль и потребитель -гифы гриба).

- что даёт гриб водоросли и что получает взамен?

- может ли гриб существовать без водоросли? А водоросль без гриба?

- так что же такое лишайники?

Учащиеся делают вывод: лишайники особые организмы, симбиоз гриба и водоросли.

Так значит, над какой темой мы сегодня работали? (Проблема - тема урока)

Учащиеся формулируют тему урока: «Лишайники – не растения, а симбиоз гриба и водоросли».


Создание проблемной ситуации №2. Побуждающий к проблеме диалог. Формулирование проблемы

«Изумительной выдумкой природы» называют учёные лишайник. Ни одно зелёное растение, как ни один гриб не может похвалиться владениями, простирающимися от горячих тропиков до суровой Антарктиды. Лишайники поселятся там, где не выживает никакое другое растение. Это первопроходцы, пионеры растительности»

- какой вопрос у вас возникает?

Учащиеся формулируют вопрос: Почему лишайники такие выносливые?

- какие есть гипотезы?

- вы с этой мыслью согласны?

- как проверить эту гипотезу?

Учащиеся высказывают свои предположения, что это зависит от особенностей строения лишайников, они могут всё необходимое для жизнедеятельности поглощать из воздуха (вода, углекислый газ для фотосинтеза). Гипотезу можно проверить при помощи справочной литературы и учебника.

4. Работа в паре: рассмотрите экземпляры гербария лишайников

- В чём они похожи, а в чём различны?

- Какие лишайники бывают? Стр. 90 рис 26.3.

- Могут ли, они расти в затенённых местах? Почему? Задачи 26.7; 26.6 из практикума.

5. Какую роль в эволюции сыграли и играют сейчас лишайники?

6. Почему лишайники называют индикаторами чистого воздуха? (приложение)

Учащиеся работают в парах со справочной литературой и дают ответ на 5 и 6 вопрос:

лишайники очень чутко относятся к чистоте воздуха и гибнут в загрязнённой среде (особенно опасна для водоросли двуокись серы, которая разрушает хлорофилл и водоросль погибает)

7. Многообразие лишайников в окрестностях нашего города. Презентация.


III. Задания на формулирование

Работа в группе: задайте по одному вопросу от группы по теме «Лишайники – симбиотические организмы».

(учащиеся задают и отвечают на вопросы, предложенные участниками группы).

IV. Самостоятельное применение знаний

8. Работа в группе: решение задач 25.11; 26.4;.26.7; 26.8 из практикума. Обсуждение задач.

9. В группе: составьте опорные слова к теме урока. Составьте схему из опорных слов.

Учащиеся составляют опорные слова: Составляют опорные слова: лишайник, фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, гриб, водоросль, симбиоз.


водоросль автотроф

Лишайник

симбиоз

гриб гетеротроф

V. Домашнее задание. Стр. 91, вопросы 5, 6. приготовить презентации по темам: «Лишайники – индикаторы среды», «Роль лишайников в природе»


VI. Рефлексия.

Что нового узнал на уроке?

Чем понравился урок?




t1733915845ab.gif


t1733915845ac.gift1733915845ad.gift1733915845ae.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Настоящий материал опубликован пользователем Громенко Татьяна Валентиновна на Инфоуроке: плагиат 94 %. https://infourok.ru/urok-lishayniki-klass-580673.html

13 December