Проектно-исследовательская работа на тему «Физкультура и я – большие друзья» (Подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детски сад №111»
МБДОУ «Детский сад № 111»
ПРОЕКТ
«Физкультура и я- большие друзья»
Подготовительная группа
Выполнила: воспитатель
В.В. Шамина
Нижний Новгород
2020 год
Наименование проекта |
Педагогический проект «Физкультура и я- большие друзья» |
Организация заявитель
Адрес |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 111 (МБДОУ № 111) Нижний Новгород У. 6-ой микрорайон 39 б |
Разработчик проекта |
Воспитатель Шамина Валерия Владимировна |
Участники проекта |
Воспитанники группы (дети 6 - 7 лет), воспитатель группы, родители |
Типология проекта |
Групповой, познавательно–речевой, творческий. |
Срок реализации |
1 месяца (ноябрь) |
Методы и приемы |
Практические – игровое упражнение, развивающая игра, двигательное упражнение, конструирование. Наглядные – рассматривание слайдов, изображений природы, достопримечательностей посёлка. Словесные – констатирующие и познавательные вопросы, рассказ воспитателя, художественное слово (загадка), объяснение, беседа. Наблюдение, опрос родителей. |
«Здоровье и счастье наших детей
во многом зависит от постановки
физической культуры в детском саду
и семье…»
Академик Н. М. Амосов
Вырастить здоровых, гармонически развитых детей - непростая задача. Дошкольный возраст - наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, в это время формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития
Вместе с тем фундамент здоровья и здорового образа жизни, положительного отношения к спорту закладывается в детские годы.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Многие родители, к сожалению, недооценивают значения игр и спортивных развлечений для нормального физического развития ребенка, нанося тем самым непоправимый ущерб его здоровью. Родители не занимаются физическими упражнениями совместно с ребенком, не ходят со своими детьми в туристические походы.
Правильно организованные игры и спортивные развлечения укрепляют здоровье детей, закаливают организм, помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества, являются замечательным средством активного и разумного отдыха.
Вот почему проблема сохранения интереса к спорту у родителей и детей становится для ДОУ актуальной. Так возникла идея проекта: через тесное взаимодействие с семьями воспитанников расширить представления детей о спорте, сформировать интерес у родителей к совместным занятиям спортом, походам с детьми, показать родителям важное здоровьесберегающее значение физкультуры в жизни ребенка.
Проблема на которую направлен проект:
-плохое физическое здоровье у дошкольников.
-отсутствие культуры у родителей в вопросах воспитания и формирования ЗОЖ у дошкольников.
-сложности в создании единого пространства развития ребёнка в семье и ДОУ, в привлечении родителей к воспитательно-образовательному процессу.
-отсутствие возможности у родителей из-за высокой занятости самостоятельно заниматься спортом вместе с детьми.
Цель проекта: формирование у детей представлений о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни, формирование у дошкольников основ здорового образа жизни
Задачи проекта: расширить и закрепить знания детей о спорте, его видах, о здоровом образе жизни,
расширить представления о том ,что полезно и вредно для здоровья ,
расширить знания об отдыхе и спорте ,
воспитать любовь к физкультуре и спорту у детей, внушить необходимость занятий спортом для дальнейшей жизни,
воспитать созидательное отношение к своему здоровью - создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья дошкольников
повышать интерес родителей, путем привлечения к участию в оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты.
Для детей:
-получение детьми знаний о здоровом образе жизни;
-воспитание бережного отношение к здоровью своему и окружающих;
-сохранение и укрепление физического здоровья детей;
-повышение интереса детей к спортивным играм, физическим упражнениям и спорту;
- повышение познавательной активности.
Для родителей:
-установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
-повышение интереса родителей к здоровому образу жизни;
-обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;
-приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.
- участие родителей в спортивных праздниках и развлечениях.
Пути реализации проекта:
тематические занятия, в том числе и физкультурные, участие детей во всероссийском интернет – конкурсе;
мониторинговые процедуры (анкетирование родителей, тесты );
беседы;
подвижные игры,
консультации для родителей;
выставка детского творчества.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Физическая культура – часть общей культуры, которая призвана вывести ребенка за рамки повседневно накапливаемого им двигательного опыта.
Постановка проблемы:
Формирование мотива к предстоящей деятельности решено было вести по модели ответов на вопросы:
1. Что мы знаем про это?
2. Что мы хотим узнать?
3. Как мы узнаем?
4. Что такое физкультура?
5. Что такое спорт? Спрошу у воспитателя, прочитаем в энциклопедии.
6. Физкультура укрепляет здоровье? Чем еще можно укрепить свое здоровье? Спросим у медицинской сестры.
7. Футбол, хоккей, фигурное катание – разновидности спорта. Какие еще есть виды спорта? Спрошу у воспитателя, родителей.
8. Спортивные и подвижные игры нравятся детям. Как совместно с родителями заниматься спортом? Спросим у воспитателя, родителей
I этап – Подготовительный
- Беседы об истории Олимпийского движения, пользе физических упражнений для здоровья, о великих спортсменах:
«Олимпийские игры! Что это такое?»-расширить знания детей о спорте; познакомить с историей Олимпийских игр;
«Почему мы двигаемся?» - дать понятие об опорно-двигательной системе (мышцах); развить общую выносливость;
«Мы верим твёрдо в героев спорта» - познакомить детей с великими российскими футболистами, воспитывать уважение к ним, чувство гордости за свою Родину;
- чтение рассказов о спорте, спортсменах;
- рассматривание иллюстраций с изображением разных видов спорта;
- знакомство со спортивной символикой;
- подборка мультфильмов по теме спорт;
- подборка музыки о спорте;
- Подборка методического и дидактического материала, художественной литературы (сказки, загадки, пословицы, поговорки, стихи).
Работа с родителями:
- анкетирование родителей по физическому воспитанию детей в семье
- рекомендации по выбору спортивной секции для детей.
II этап –Основной
Реализация проекта:
С детьми
Знакомство со спортивным оборудованием и инвентарем, необходим для занятий разными видами спорта, умение им правильно пользоваться.
«Хочу быть сильным, ловким» - рассказы о спортивных увлечениях в семье.
Беседы на темы: «Футбол», «Теннис», «Гимнастика», «Бокс», «Баскетбол».
Отгадывание загадок про спорт.
Заучивание стихотворения Л. Сивачевой «Много маленьких спортсменов…».
Рассматривание иллюстраций в детских книгах о спорте, а так же во «взрослой» периодике, на открытках.
Оформление газеты «Физкультура+ спорт = Крепыш».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Дидактические игры «Виды спорта», «Узнай вид спорта», «Спортивный инвентарь», «Спорт зимой и летом».
Рисование. «Мы со спортом на «ты», лепка «Раз, два, три, спортивная фигура замри», аппликация « Медали для победителей»;
Проведение развлечения «В здоровом теле – здоровый дух»;
Проведение дыхательной гимнастики, самомассажа, гимнастики после сна, утренней гимнастики
Проведение подвижных игр на прогулке.
Блиц-опрос детей «Почему мне нравятся физкультурные занятия?»
С родителями
Рассказы родителей о том, каким видом спорта занимаются в семье. (Составление альбомов)
Видео презентация «Наша спортивная семья»
Изготовление атрибутов в спортивный уголок
Помощь в сборе иллюстративного и информационного материала для итоговой квест игры «Спортивный город».
Консультации для родителей: «Спортивные игры в развитии детей», « Формирование здорового образа жизни через элементы спортивных игр», «Как выбрать вид спорта?», «Физическое развитие ребенка: с чего начать?», «Здоровый образ жизни в семье», «Совместные занятия спортом детей и родителей»;
Создание фотовыставки «Я и спорт»;
Семейные мини-проекты
III этап – итоговый
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков «Мой любимый вид спорта»,
Беседы с детьми «Что нового мы узнали?», «Для чего нужен спорт?».
Консультации для родителей;
Создание видеотеки материалов о спорте
Картотека загадок, пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе жизни;
Картотека художественных и музыкальных произведений;
Мультимедийная презентация;
Награждение детей, участвовавших в интерне – конкурсе.
Демонстрация достижений воспитанников.
Литературная викторина «Стихи и загадки о спорте».
Изучение результатов анкеты для родителей «Спорт и ребенок».
Составление квест-игры «Спортивный город».
Вывод:
Вследствие реализации проекта у дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Они ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья, о потребностях и возможностях организма. Участие родителей в совместной деятельности наполнило ее новым содержанием, позволило использовать личный пример взрослых в физическом воспитании дошкольников, изучить положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди других родителей. Повысилась активная родительская позиция в потребности дошкольников в движении на свежем воздухе, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка
Список литературы по данной теме
1. Асташина М. П. Современные подходы к физкультурно-оздоровительной деятельности дошкольников: Учеб. -метод. пособие / М. П. Асташина. – Омск, 2002
2. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии — М.: Физкультура и спорт, 1991
3. Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.:Скрипторий, 2007 – 160с.
4. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера, 2005
5. Воротникина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. – М.: Энас, 2006
6. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А.Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
7. Глазырина, Л. Д. Физическая культура –дошкольникам: Программа и программные требования / Л. Д. Глазырина. – М., 1999
8. Зайцев А. А., Конеева Е. В., Полещук Н. К., Соллогуб С. А.Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 1997. — 71 с
9. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ /Под ред. З. И. Бересневой. – М.: ТЦ Сфера, 2003
10. Картушина М. Ю. Зеленый огонек здоровья – М., ТЦ Сфера, 2007
11. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, 2-е изд. — М.: Просвещение, 1978
12. Коротков И. М., Былеева Л. В. и др.Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. – М.: Спорт Академ Пресс, 2002. – 229 с.
13. Кудрявцев В. Т. “Рекорд — Старт”: Программа дошкольной ступени в системе гимназического образования (Общие положения, основные программы и подпрограммы области). — М., 1998
14. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. Методические материалы, разработки занятий и спортивные игры. –Волгоград.: Учитель, 2007
15. Моргун И. Н. Физкультурное образование детей 5-6 лет на основе взаимодействия семьи и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Дис. канд. пед. наук, Ставрополь, 2002, 180 с.
16. Оверчук Т. И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 2004
Родители с удовольствием приняли участие в оформлении выставки под девизом «Достижения наших родителей – нам есть к чему стремиться».
Для реализации необходимо:
1. физкультурный зал, спортивная площадка
2. спортивный инвентарь для самостоятельной деятельности детей.
3. иллюстрации.
4. наборы открыток.
5. схемы по последовательности этапного освоения спортивных движений.
6. художественное слово и детская литература по ознакомлению и расширению представлений о спорте.
7. видеозаписи с трансляциями спортивных игр.
8. мультфильмы спортивного содержания.
9. оснащение спортивного зала необходимым спортивным инвентарём.
10. атрибуты к подвижным играм.
11. дидактические игры.
•Выполнение родителями и детьми домашних заданий:
(сочинение сказки «Игрушки и спорт», изготовление поделок на спортивную тему, создание семейного фотоальбома «Мы со спортом крепко дружим», изготовление атрибутов для спортивного уголка).
Подготовительная работа:
Чтение рассказов о спорте, спортсменах.
Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов спорта.
Знакомство со спортивной символикой.
Основной этап.
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта: пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
3. Пропаганда знаний о значении спорта в жизни ребёнка для родителей воспитанников.
1. Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
2. Составление семейных мини-проектов «Физкультура в нашей семье».
3. Организация тематических выставок, создание фотогазет, мини-презентаций.
•Рисование рисунков на тему: «Физкультура и спорт в нашей семье»
• Проведение интегрированной образовательной деятельности
• Чтение книг о видах спорта;
• Разучивание стихотворений, пословиц о спорте;
•Беседы с детьми: «Спорт в нашей семье»;
• Оформление папки-ширмы «Игры, которые лечат»;
• Блиц-опрос детей «Почему мне нравятся физкультурные занятия?»
Формы работы:
•Анкетирование детей и родителей
•Экскурсии, тематические прогулки
•Цикл познавательных занятий
•Продуктивная деятельность
•Спортивные мастер-классы
•Совместные спортивные мероприятия
•семейные мини-проекты
•составление картотеки музыкально-речевого материала (стихи, песни о спорте)
•Выпуск спортивной энциклопедии
•Создание видеотеки материалов о спорте
•Создание «Библиотеки о спорте для детей»
•Оборудование мини-музея спорта
•Проведение социальных акций
•Организация выставок
•Ведение дневников спортивных достижений детей
Работа с родителями:
Папка-передвижка с подборкой материалов о здоровом образе жизни, необходимости привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом.
Папка-передвижка с подборкой материалов об Олимпийском движении.
Занятия с детьми:
• “Путешествие в страну знаний” (приложение №5)
• “С утра до вечера” (приложение №6)
• “Красота души и тела” (приложение №7)
• “Будем стройные и красивые”(приложение №8) Воспитатели
5.Рисование на тему: “Виды спорта” Воспитатели
6. Досуг для детей “Веселые старты” (Приложение №4) Воспитатели
7. Проведение недели здоровья (Приложение №2) Воспитатели, методист, родители
Заключительный этап
1. Оформление плакатов “здоровый образ жизни” Воспитатели
родители
2.Выставка рисунков детей: “Виды спорта” Воспитатели
3. Подведение итогов реализации проекта Воспитатели
Заключительный этап
• Выставка рисунков «Физкультура и спорт в нашей семье»
• Выставка семейных фотоальбомов «Мы со спортом крепко дружим»
• Совместное посещение стадиона, спорткомплекса
• Изготовление фотогазеты «Спортивное детство наших родителей»
• Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья».
Мониторинг проектной деятельности. Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Презентация проекта