Проект «Интерактивные рабочие листы на уроках биологии: возможности и преимущества»

18
7
Материал опубликован 12 October в группе

 МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области

«Ростовский институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования»

 


Паспорт проекта на конкурс

«Цифровая трансформация: новые инструменты и практики обучения»

Номинация: «Создание авторских цифровых образовательных ресурсов в том числе с использованием облачных сервисов»

Название проекта "Создание авторских цифровых образовательных ресурсов с использованием облачного сервиса Wizer.mе" 



Автор:

Дьячкова Наталья Анатольевна,

учитель биологии высшей категории

МБОУ Верхнесоленовская СОШ

Веселовский район




Ростовская область

2023

В последние годы в нашу жизнь, и в образование в частности, прочно вошли информационные технологии. Возникла новая образовательная среда и новая, инновационная, форма обучения – дистанционная. Термин «дистанционное обучение» стал синонимом понятий «электронное обучение» или «онлайновое обучение», означающих не только обучение через Интернет [1].

В приоритетном национальном проекте «Образование» большое внимание уделяется именно дистанционному обучению [2].

В связи с переходом на ФГОС перед педагогом стоит задача не просто передавать определенные базовые знания учащимся, а научить их самостоятельно организовывать свою работу, сформировать осознанный интерес к процессу обучения, развить навыки мыслительной деятельности.

В последнее время, у подрастающего поколения интерес к естественным наукам сильно снизился, поэтому приходится постоянно искать новые и интересные формы для подачи информации и контроля по предмету биология. До недавнего времени, в своей работе, как средство для организации учебной деятельности, я использовала интерактивные рабочие листы, которые сначала создавала в Google (рисунок), а затем и в сервисе padlet. Открытием для меня стал сервис Веб -2, 0 для создания ИРЛ - Wizer.me.

Считаю, что тема создания и внедрения в учебную деятельность ИРЛ на сегодняшний день необходима и актуальна. Современным ученикам работа только с бумажным учебником или печатным рабочим листом не нравится, нет уже привычной для детей интерактивности, а вот работа с интерактивными элементами вносит в обучение нотки современности и динамичности. Поэтому, одним из современных цифровых многофункциональных средств обучения, используемых в практике, стал для меня «интерактивный рабочий лист», с помощью которого можно сделать процесс обучения более увлекательным и интересным.

Основные цели и задачи использования ИРЛ при обучении учащихся естественным наукам являются:

формирование надпредметных умений и навыков;

интеллектуальное развитие школьников;

реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности;

формирование устойчивой мотивации при изучении предмета.

Платформа Wizer.me по созданию интерактивных рабочих листов - простой и эффективный инструмент для образовательного процесса. Это сервис создания визуальной организации учебных материалов по предмету или внеклассным мероприятиям. Он позволяет быстро и просто организовывать учебный процесс, и хранить нужные материалы к уроку, будь это тексты, таблицы, схемы, видеоматериалы, презентации, рисунки или фотографии. Материалы для создания урока можно загружать с персонального компьютера, а можно воспользоваться поисковыми системами: Яндекс, Google, YouTube и другими, и сразу загружать контент из интернета. Презентации загружаются с сервисов, например, Prezi, Google –презентация. Для того, чтобы просматривать презентацию, достаточно щелкать мышкой по слайдам, и они будут меняться. Есть возможность запустить полноэкранное слайд-шоу.

Интерфейс программы не русский, но используя мастер-классы по созданию ИРЛ, размещенные в Интернете, можно довольно быстро его освоить.

Интерактивный рабочий лист представляет собой интерактивный комплекс, который может содержать теоретический материал по заданной теме и систему заданий на выявление знаний материала. Ученику необходимо последовательно проходить заданные учителем задания ИРЛ по ходу объяснения материала или после изучения темы урока, в качестве домашнего задания. Данное электронное средство обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, активизирует его познавательную деятельность, побуждает к самоорганизации, развивает навыки самоконтроля.

Интерактивные листы содержат множество разнообразных материалов как для обучения, так и для контроля знаний: аудио и видео контент, тексты, интерактивные упражнения, тесты, вопросы с открытыми ответами, возможность заполнения таблиц и т.д.

Работа с интерактивными листами может в себя включать полноценный учебный цикл: от изучения материала по теме до контроля знаний. По своей сути – ИРЛ важный цифровой дидактический инструмент. Целесообразность использования ИРЛ каждый раз продумываю, опираясь на его цель. Это может быть полноценный урок, который ученик пропустил и сможет просмотреть и изучить; или это рабочий лист для обобщающего урока или контроля для проверки усвоения знаний; для выполнения дополнительного домашнего (творческого задания); для подготовки к ОГЭ или ЕГЭ по биологии.

Таким образом ИРЛ может быть инструментом, организующим самостоятельную работу. Это деятельность по конструированию новых знаний и овладению новыми способами универсальных учебных действий (УУД). Он подходит как для организации нестандартных домашних заданий, так и для дистанционного обучения [1, 280].

Используя рабочий лист, мы предъявляем ученику видимую и понятную структуру урока: перед ним лист, который в процессе заполнения отразит результат его работы. Отвечая на вопросы ИРЛ и выполняя задания, ребята анализируют и сравнивают данные, находят ответы на проблемные вопросы, то есть применяют знания в новой ситуации, при этом развивая критическое мышление. При формировании ИРЛ использую не только традиционные методы обучения (наглядные методы; практические методы), но и активные методы: проблемный, исследовательский, при выполнении которых нужно использовать разнообразные логические приемы.

Стараюсь, связать разные темы из разряда «разные темы для жизни» и актуальные темы для «личного мира ученика».

Чтобы обучение было развивающим, интерактивный рабочий лист строю с учетом таксономии Блума, где учащиеся будет усваивать материал, начиная с запоминания и понимания и заканчивая творческим уровнем.

Таким образом ИРЛ является полноценным инструментом, организующим самостоятельную деятельность ученика. (Приложение 1., рис. 1)

План создания ИРЛ:

Продумываем тему для рабочего листа.

Выбираем тип нашего ИРЛ.

Решаем, какими мыслительными навыками будут овладевать учащиеся при работе с таким интерактивным листом?

Подбираем задания, соответствующие нашей теме и задачам ИРЛ.

Создаем ИРЛ лист при помощи сервиса.

Задания, используемые для создания ИРЛ (Приложение 2., таблица 1.)

Для выбора нужного типа задания необходимо нажать на голубой квадрат с типом задания (тип задания обозначен пиктограммой).

t1728759690aa.png

Рис.2. Выбор типа задания

Кроме этого, есть возможность в интерактивный лист вставить интерактивные упражнения из сервиса learningapps, кроссворды и тесты из onlinetestpad, интерактивный плакат ThingLink, Google Формы, Google-карты, презентации Slideshare, Google-презентации и другие сервисы.


Какие виды ИРЛ можно создать и использовать?

Рабочий лист –как навигатор изучения новой темы на уроке (особенно актуальный при дистанционном обучении): ученики самостоятельно изучают новую тему, согласно структуре, заданной учителем – прорабатывают и закрепляют материал, выполняя разнообразные задания – получают обратную связь от педагога.

Дьячкова Н. Земноводные, они же амфибии 7 класс

Дьячкова Н. Строение и функции кожи 8 класс

Рабочий лист –для обобщения темы (лист для самостоятельной работы). Содержит набор последовательных заданий, направленных на выявление уровня освоения материала. ИРЛ поможет отработать навыки, закрепить знания по теме, разделу. Использование ИРЛ облегчает текущий контроль и оперативно устанавливает обратную связь.

Дьячкова Н. Побеги и почки. Биология 6 класс

Дьячкова Н. Ткани растений 5 класс

Рабочий лист –для подготовки к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ по биологии):

Дьячкова Н. Антропогенез 11 класс

Дьячкова Н. Анатомия. Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ

Авторские интерактивные рабочие листы смотреть в Приложении 3., таблица 2.

Примерная структура ИРЛ (ИРЛ –урок открытие новых знаний)

Краткий информационный материал по новой теме;

Задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие, творческие задания и упражнения;

Обобщение, итоговые вопросы.

В интерактивном рабочем листе также использую приемы управления познавательной деятельностью учащихся: а) прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных (Например, ИРЛ «Кожа», «Особенности внешнего строения птиц. Происхождение птиц», «Кровь. Органы кровообращения»); б) прием динамичности – создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; в) прием значимости – создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью (ИРЛ «Пресмыкающиеся», «Земноводные или амфибии», «Кровь. Кровообращение»).

В ИРЛ использую задания творческого, исследовательского характера учебно – познавательной деятельности, такие как: выполнение мини-проектов, работа со справочной литературой, энциклопедиями, интернет ресурсами. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному поиску новых знаний. (Приложение 4., таблица 2. Паспорт ИРЛ «Побеги и почки»)

Развитие познавательной активности, связанной с организацией и характером проведения познавательной деятельности учащихся - освоение новых способов деятельности;

- применение исследовательских форм работы;

- создание проблемных ситуаций;

- самостоятельная работы в различных формах;

- использование наглядности;

- поисковая деятельность;

- творческий характер заданий.

Непосредственно на уроке использую рабочий лист:

при изложении нового материала;

для осмысления и закрепления изучаемого материала;

при обобщении и систематизации учебного материала;

на этапе контроля знаний

Организация работы учителя с ИРЛ

После создания и сохранения ИРЛ, используя функцию «назначить» копирую ссылку и отправляю на электронную почту учащимся или её можно разместить в группе класса. Можно отправить учащимся код для прохождения ИРЛ (он выглядит, например, вот так - O27B9P).

ИРЛ можно автоматически направлять и на Google Classroom (сервис Класс), если учитель использует этот сервис в работе, но сейчас это платная функция. А также, интерактивный лист, размещаю в своем авторском блоге, где учащиеся находят их по тегам и открывают его по ссылке или коду. (Приложение 5. Рис. 6)

t1728759690ab.png

Рис.3. Назначаем рабочий лист учащимся.

2. Не забываем открыть доступ учащимся к ИРЛ, можно также поставить галочку «перемешивать вопросы». Также открываем «автоматическая обратная связь со студентами», для комментирования выполнения заданий учениками.

Для проверки ответов учащихся, нужно войти в свою учетную запись Wizer, нажать на кнопку «My Worksheets» («Мои рабочие листы») в верхнем меню слева, далее выбрать нужный рабочий лист и загрузить его щелчком по изображению. После чего нужно нажать кнопку «Answers» («Ответы»).

Большинство типов вопросов оценивается автоматически, поэтому проверка занимает минимум времени. Однако задания с открытым ответом требуют ручной проверки учителем.

Сервис предполагает наличие обратной связи, что очень важно. Добавить отзыв о работе или дополнительные комментарии пользователь сможет в диалоговом окне, расположенном в нижней части листа с ответами ученика. Отзыв необходимо сохранить и отправить.

Организация работы обучающихся с ИРЛ

Для того чтобы учащиеся смогли работать с интерактивным рабочим листом они должны зарегистрироваться на сайте wizer.me. В рабочий лист можно заходить не только с компьютера или планшета, но и с телефона, что немаловажно для современных учеников. Я активно использую возможности мобильных устройств самих обучающихся в формате «перевернутый класс» и «принеси собственное устройство».

Рекомендуется при заполнении ответов на задания периодически сохранять работу с помощью кнопки «Saved» («Сохранить») в нижней части рабочего листа.

Обучающиеся изучают рабочий лист, выполняют задания, составленные учителем и нажимают внизу листа на «Hand in work», т.е. отсылают ИРЛ на проверку учителю.

t1728759690ac.png

Рис. 4. Передача учащимися ИРЛ на проверку


Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность полученных результатов обучения. На современном уроке реализуется системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов. Интерактивные рабочие листы помогают сделать процесс обучения именно деятельностным и реализуют образовательную функцию урока.

Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителем поставлена задача изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Одним из средств формирующего оценочного инструментария является интерактивный рабочий лист.

Считаю, что благодаря использованию ИРЛ, мне удается не только разнообразить учебный материал, сделать его более интересным, современным, но и заинтересовать учащихся своим предметом. А значит, вывести обучение на более высокий уровень образовательных результатов, сделать освоение предмета результативным и качественным.

Как и любой методический ресурс ИРЛ имеет свои достоинства и недостатки:

К достоинствам ИРЛ можно отнести:

сервис бесплатный. Хотя присутствует и версия «Премиум», в которой доступно больше функций;

удобство и неоднократное использования интерактивного рабочего листа;

отсутствует необходимость дублировать материал на каждого ученика;

своей интерактивностью и наполнением рабочий лист несомненно привлекает внимание и повышает интерес учащихся к обучению;

позволяет ученикам изучать материал и работать самостоятельно в определенном темпе;

для учителя облегчается проверка заданий, тестовая часть которой оценивается автоматически;

возможность комментирования выполнение задания учениками;

возможность дорабатывать или добавлять при необходимости элементы ИРЛ.

Упрощает работу и созданием виртуального класса, одновременная рассылка задания всему классу и контроль работы учеников и скорости прохождения материала, но это к сожалению, платная версия.

При необходимости интерактивный лист можно распечатать. (Приложение 6, рис. 7)

Минусом данного сервиса является то,

что он англоязычный и иногда происходит сбой перевода на русский язык: появляются несвязанные предложения или, искажается смысл заданного вопроса или текста.

Чтобы использовать ИРЛ необходима сеть Интернет. Сложность использования рабочих листов вызывает сбой техники и перебои с сетью Интернет.

И один еще, к сожалению, немаловажный фактор, возможное отсутствие доступа к Интернет у учащихся.

Подводя итоги данного проекта, я пришла к выводу, что работа с интерактивным контентом позволяет ученикам осваивать и закреплять материал, развивает навыки самостоятельной работы и самооценивания.

Таким образом, сервис Web 2,0 - Wizer.me, помогает мне организовать работу учащихся по биологии для проверки знаний, отработки наиболее сложных тем по предмету. Помогает выстроить индивидуальную траекторию изучения предмета для каждого учащегося независимо от его подготовки в наиболее приемлемом для него режиме, что позволяет снизить нагрузку, как на ученика, так и на учителя.

Как показал опыт, организация учебной деятельности учащихся с использованием веб -технологий с применением сервиса Wizer.me. помогает учащимся успешно усваивать материал, активизирует познавательную деятельность и познавательный интерес учащихся по предмету, повышает результативность учебной работы. Для учащихся это прекрасная возможность в игровой форме углубить свои знания, повысить навыки информационно-коммуникативной культуры.


Список использованных источников информации:

  1. ​​​​​​​Андреева Н.В. Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. — М.: Буки Веди, 2016. — С. 280;
  2. Малова С.А. Интерактивный рабочий лист. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/interaktivnyi-rabochii-list-2.html
  3. Панова Е. Д. Рабочий лист как инструмент формирующего оценивания. [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/650233
  4. https://www.1urok.ru/categories/8/articles/33758
  5. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://gymnasium.pruzhany.by/wp-content/uploads/2021/11/Metodicheskie-rekomendacii-po-razrabotke-i-ispolzovaniju-IRL-na-urokah-inostrannogo-yazyka.pdf
  6. chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48123222_95989663.pdf
  7. http://seminar-practika.blogspot.com/p/4.html



Приложения

Приложение 1.

t1728759690ad.png

Рис. 1. Интерактивный рабочий лист по теме «Ткани растений» на основе сервиса wizer.me


Приложение 2.

Таблица 1. Задания, используемые для создания ИРЛ

Задания

Интерфейс рисунка

заполни пропуски в тексте

t1728759690ae.png

пройди тест (Multiple Choise)

t1728759690af.png

множественный выбор ответа

t1728759690ag.png

ответь на вопрос (Open Question) (открытый вопрос)

t1728759690ah.png

заполни таблицу (Table);

t1728759690ai.png

классифицируй понятия (Matching)

t1728759690aj.png

нарисуй и подпиши части рисунка

t1728759690ak.png

сделай подписи на картинке (Fill On An Image)

t1728759690al.png

ответ по изображению

t1728759690am.png

Соотнеси термин с изображением

t1728759690an.png

Встроенные интерактивные упражнения из сервиса learningapps

t1728759690ao.png

t1728759690ap.png


Приложение 3.

Таблица 2. Авторские интерактивные рабочие листы

Название ИРЛ

класс

ссылка

1

Побеги и почки

6 класс

https://app.wizer.me/learn/XA0PG8

2

Ткани растений

6 класс

https://app.wizer.me/learn/WRHR21

3

Земноводные, они же амфибии

7 класс

https://app.wizer.me/learn/HZBTHI

4

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

7 класс

https://app.wizer.me/learn/HZH3V0

5

Пресмыкающиеся: многообразие, среда обитания, образ жизни

7 класс

https://app.wizer.me/learn/LM70EL

6

Особенности внешнего строения птиц. Происхождение птиц.

7 класс

https://app.wizer.me/learn/2HZT1H

7

Строение и функции кожи

8 класс

https://app.wizer.me/learn/4WXAUZ

8

Витамины

8 класс

https://app.wizer.me/learn/75SN8T

9

Глаз как орган зрения. Оптическая система глаза

8 класс

https://app.wizer.me/learn/BFAVRA

10

Урок-зачет по теме «Кровь. Органы кровообращения»

8 класс

https://app.wizer.me/learn/ZK2H6A

11

Анатомия . подготовка к ОГЭ (ЕГЭ)

8, 11 класс

https://app.wizer.me/learn/O27B9P

12

Антропогенез

11 класс

https://app.wizer.me/learn/5VDBUY


Приложение 4.

ПАСПОРТ

ИНТЕРАКТИВНОГО РАБОЧЕГО ЛИСТА


Название ИРЛ: Побеги и почки

Учебный предмет: биология

Класс: 6

Цель ИРЛ: выяснить усвоение материала по данной теме. В процессе проверки, учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации. Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале. Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

Закрепление знаний о побеге как целостной системе органов, о строении побега, о функциях частей побега, об особенностях расположения листьев, типов почек.

Задачи ИРЛ: образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с ИРЛ; закрепить умения вычленять проблемы.

воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля.

Таблица 2. План интерактивного рабочего листа:

Интерфейс ресурса

Тип задания

Проверяемые знания, умения, навыки

1.

t1728759690aq.png

Заполнение пропусков в тексте

Развивать умение самостоятельно работать с текстом, дополнительной информацией, систематизировать и обобщать изучаемый материал.


2.



t1728759690ar.png

Задание на комментирование изображения

Знание новых понятий, терминов.

3.

t1728759690as.png

Установление соответствий

Знание новых понятий, терминов 

4.

t1728759690at.png

Задание на создание рисунка объекта (нарисуй и подпиши части рисунка)

Способствует развитию познавательной активности обучающихся, их логического мышления и творческой самостоятельности.

5.

t1728759690au.png

Вопрос с выбором ответа

Проверка знаний новых терминов и определений.

6.

t1728759690av.png

Вопрос с выбором ответа

Проверка знаний новых терминов и определений

7.

t1728759690aw.png

Множественный выбор

Проверка знаний новых терминов и определений

8.

t1728759690ax.png

Открытый вопрос

Проверка умения обучающихся строить ответ, грамотно и логично выражать свои мысли на языке науки, рассуждать и обосновывать свои суждения.

9. t1728759690ay.png

Задание на классификацию

Умение работать с новыми понятиями  

10. t1728759690az.png

Задание на комментирование изображения

Умение работать с новыми понятиям, терминами.


Приложение 5.


t1728759690ba.png

Рис.6 Публикация интерактивного листа в авторском блоге


Приложение 6.

t1728759690bb.png

Рис. 7. Распечатанный рабочий лист





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень полезный материал, спасибо за идею, творчество!

13 October

Большое спасибо, Наталья Анатольевна, интересную дидактическую новинку!

13 October

Спасибо за новый полезный ресурс, Наталья Анатольевна!

13 October

Спасибо, коллеги, за отзывы! Рада, что материал понравился и надеюсь, пригодится в работе.

13 October

Спасибо, Наталья Анатольевна!

16 October

Спасибо большое, Наталья Анатольевна, материал очень интересный и актуальный, все подробно описано с инструкцией, наглядными примерами, думаю многим учителям будет полезным

19 October

Егор Игоревич, спасибо большое за обратную связь!

19 October

Похожие публикации