Проект «Логопедический массаж как метод эффективной коррекции речевых нарушений- «Веселый язычок»
Проект «Логопедический массаж как метод
эффективной коррекции речевых нарушений- «Веселый язычок».
Учитель-логопед: Бабченкова О.А.
Актуальность
В концепции дошкольного образования сегодня предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или недостатков». Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии речевой патологии. Это различные комплексы неполноценности, ограничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).
Развитие речи, как и физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, связано с периодами биологического созревания мозга, развитием сознания и мышления. Поэтому в структуре коррекцонно-логопедического воздействия имеет место сенсомоторное развитие, развитие высших психических функций, мероприятия, способствующие общесоматическому состоянию детей. Успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.
В связи с этим зарождается идея разработки педагогической технологии, направленной на более эффективную коррекцию произносительной стороны речи и на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
С каждым годом возрастает количество детей, имеющих речевые нарушения. Увеличивается и число детей с дизартрией. У таких детей наблюдается ослабление мышц всей лицевой мускулатуры, ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение). Этим детям необходима своевременная комплексная коррекционная логопедическая помощь.
Именно поэтому логопедический массаж играет важную роль в комплексной системе коррекционных мероприятий. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Поэтому, для достижения высокого коррекционного воздействия, к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нужно было применить инновационные технологии.
Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой.
Данный проект практико- ориентированный, групповой, долгосрочный.
Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится все больше. Частота речевых нарушений в детском возрасте напрямую связана с частотой перинатальной патологии. Речь – сложный психический процесс, форма высшей нервной деятельности человека. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны: слуховые, речевые, зрительные. Важно состояние иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, нормальное состояние придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, координация дыхания, голосообразования и произношение звуков. В осуществлении двигательных механизмов речи принимает участие экстрапирамидная система, которая участвует в подготовке двигательного и речевого акта и коррекции произношения и артикуляционноймоторики.
Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга.
При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения.
Речевые расстройства воспитанников:
* С органическим поражением Ц.Н.С. в зависимости от уровня поражения:
Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде,
Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности.
Задержка речевого развития различного происхождения при тяжёлых заболеваниях внутренних органов.
Общее недоразвитие речи – патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи.
Звукопроизношение не соответствует требованиям возрастной нормы.
Наиболее типичными является:
* замена звуков более простыми по артикуляции,
* нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному,
* смешение звуков, когда изолированно ребёнок произносит определённые звуки верно, а в словах и в предложениях их взаимозаменяет,
* недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы,
* смазанное произношение звуков.
Данные речевые нарушения требуют упорной, длительной коррекции. На постановку и автоматизацию звуков уходит много времени. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Для достижения положительного стойкого результата необходима интеграция педагогических мер воздействия и нетрадиционных форм.
Нетрадиционные безмедикаментозные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Чтобы эффективно решить задачи, стоящие перед специалистом службы сопровождения развития ребенка, нужно включить в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Но известно, что наиболее эффективным средством является логопедический массаж. Если основные оздоровительно-коррекционные направления логопеды включают в свою работу, то логопедический массаж остается за ее рамками. Причин несколько:
в настоящее время недостаточно изучены механизмы применения логопедического массажа для улучшения качества звукопроизношения детей-логопатов;
применение логопедического массажа требует специального обучения и соответствующего сертификата.
Тщательно проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо включить логопедический массаж как инновационную технологию коррекции речевых нарушений у детей в комплекс оздоровительно-коррекционной работы. Чтобы доказать эффективность применения логопедического массажа, мной был разработан проект «Логопедический массаж как метод эффективной коррекции речевых нарушений». Проект направлен на выработку и применение эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжёлых нарушениях звукопроизношения у детей-логопатов через логопедический массаж.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, способствует сокращению сроков коррекционной работы и повышению качества коррекционного воздействия.
В зависимости от состояния мышечного тонуса применяются следующие виды массажа:
Расслабляющий. Применяется в случае повышения мышечного тонуса.
Активизирующий. Осуществляется при гипотонии мышечного тонуса.
Цель: ускорить процесс коррекции речевых нарушений и развить компенсаторные возможности детского организма средствами логопедического массажа.
Задачи:
Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.
Повышение качества просодических компонентов речи
Увеличение объема и качества выполнения артикуляционных движений
Активизация мимической, мелкой моторики
Формирование навыков правильного звукопроизношения.
Логопедический самомассаж- это массаж, который ребенок, страдающий речевой патологией, выполняет себе сам.Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект как и массаж.
Цель логопедического самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.
Участниками проекта: воспитанники подготовительной группы №4 компенсирующей направленности , учитель-логопед Бабченкова О.А., родители.
Продолжительность: долгосрочный (15.09.2021 г.-30.04.2022 г.)
Методы и формы работы:
Принцип доступности—
Проводится в медленном темпе.
Основными приёмами являются поглаживание и лёгкая вибрация.
Массаж должен вызывать у ребёнка ощущение тепла и покоя.
Руки логопеда должны быть тёплыми.
Можно использовать музыкотерапию или проговаривание логопедом установок следующего характера:
* успокаиваюсь,
* отдыхаю,
* дыхание ровное, спокойное, ритмичное,
* ощущение спокойствия и расслабления,
* глаза закрыты,
* дышится легко и свободно,
* все мышцы полностью расслаблены,
Принцип гуманистичности— предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
Принцип интеграции— необходимость взаимодействия всех зон в данном направлении.
Принцип системности— решение задач в системе логопедического массажа в рамках ДОУ.
Ожидаемый результат:
нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- и гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость
увеличение силы мышечных сокращений;
активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
расширение объема речевого дыхания, улучшение качества голосообразования
Возможные риски:
трудности взаимодействия с родителями, не осознающими речевые нарушения детей;
индивидуальные противопоказания детей для проведения логопедического массажа.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная коррекционная работа позволит ускорить коррекцию речевых нарушений.
Кроме этого, коррекционная работа, включающая в себя логопедический массаж, сможет сократить значительный рост числа соматически ослабленных детей и числа детей с речевыми проблемами речи и недоразвитием психических процессов, таких как внимание, память, мышление, логика, воображение.
У детей – логопатов, получающих логопедический массаж, наблюдается:
• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);
• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
Основное содержание проекта
I этап 15.09-20.09.201 года
Выбор темы проекта и его разработка. Составление перспективного плана работы.
Цель: Использование логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Диагностика воспитанников подготовительной группы ДОУ. Цель диагностики – определение уровня артикуляции и состояние звукопроизношения.
Составление индивидуальных речевых карт с данными о нарушениях в звукопроизношении, артикуляции и отметками о наличии гипотонуса /гипертонуса.
II этап основной 21.09.2021—01.04.2022 года
1.Проведение бесед, практикумов, консультаций–занятий с родителями на тему «Использование элементов логопедического массажа в коррекции проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ».
2.Обучение родителей элементам разных видов (зубной щеткой, сосками и т.д.) массажа и самомассажа в домашних условиях.
2.Проведение элементов логопедического массажа и самомассажа в условиях ДОУ. В течение года детям экспериментальной группы проводится комплексный массаж курсами по 10-15 сеансов с перерывом от 2 недель до месяца.
Индивидуальные коррекционные занятия с использованием комплексного массажа. Индивидуальные занятия включают комплексный массаж, включающий несколько видов массажа.
1) ручной (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; автор Новикова Е.В.
2) массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка и т. п.); автор Дьякова Е. А., Новикова Е.В.
3) элементы самомассажа.
3.Выступление с презентацией (видеофрагменты с выполнением данных методик) для педагогов «Использование и значение элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ».
III этап заключительный 01.04.2022-30.04.2022года
1.Изготовление буклетов для родителей о массаже языка зубной щеткой, самомассаже в домашних условиях.
2.Выступление на родительском собрании о полученных результатах: анализ результатов по использованию логопедического массажа свидетельствуют об эффективности и целесообразности его применения как дополнительного средства коррекции в системе логопедической помощи.
Список литературы:
В.Ф. Базарный. «Здоровье и развитие ребенка». М., 2005.
И.В. Блыскина. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.» СПб.: «Детство-Пресс», 2008.109 с.
Н.Е. Ильякова «Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения». Москва 2006г.
В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей». Москва 2006 год.
Е.Н. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика». СПб., 2004г.