12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабченкова Оксана Алексеевна1058
Россия, Курская обл., г.Железногорск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
3

Проект «Логопедический массаж как метод эффективной коррекции речевых нарушений- «Веселый язычок».

Проект «Логопедический массаж как метод

эффективной коррекции речевых нарушений- «Веселый язычок».


Учитель-логопед: Бабченкова О.А.

Актуальность

В концепции дошкольного образования сегодня предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — «это состояние полного физического, душевного и со­циального благополучия, а не только отсутствие болезни или не­достатков». Не может быть у человека душевного спокойствия при проблемах с речью. Мы знаем, какие трудности возникают при наличии рече­вой патологии. Это различные комплексы неполноценности, огра­ничения в выборе профессии, поведенческие отклонения, недораз­витие психических процессов (внимания, памяти, мышления и пр.).

Развитие речи, как и физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка, связано с периодами биологического созревания мозга, развитием сознания и мышления. Поэтому в структуре коррекцонно-логопедического воздействия имеет место сенсомоторное развитие, развитие высших психических функций, мероприятия, способствующие общесоматическому состоянию детей. Успешная коррекционно-логопедическая работа и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны, т.к. хорошее здоровье благоприятствует полноценному развитию детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Долголетние наблюдения педагогов и исследования гигиенистов показали, что работоспособность, качество усвоения программы, формирование умственных операций, развитие речи, овладение разнообразными умениями находятся в прямой зависимости от состояния здоровья.

В связи с этим зарождается идея разработки педагогической технологии, направленной на более эффективную коррекцию произносительной стороны речи и на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом возрастает количество детей, имеющих речевые нарушения. Увеличивается и число детей с дизартрией. У таких детей наблюдается ослабление мышц всей лицевой мускулатуры, ограниченная подвижность губ, языка, мягкого нёба и других органов речи, что затрудняет артикуляцию (произношение). Этим детям необходима своевременная комплексная коррекционная логопедическая помощь. 
Именно поэтому логопедический массаж играет важную роль в комплексной системе коррекционных мероприятий. 
Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Поэтому, для достижения высокого коррекционного воздействия, к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) нужно было применить инновационные технологии.


Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах О.В. Правдиной, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой, М.Б. Эйдиновой. 

Данный проект практико- ориентированный, групповой, долгосрочный. 
Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится все больше. Частота речевых нарушений в детском возрасте напрямую связана с частотой перинатальной патологии. Речь – сложный психический процесс, форма высшей нервной деятельности человека. В осуществлении речи принимают участие различные отделы коры головного мозга, корковые речевые зоны: слуховые, речевые, зрительные. Важно состояние иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, нормальное состояние придаточных пазух носа и полости рта, играющих роль резонаторных полостей, координация дыхания, голосообразования и произношение звуков. В осуществлении двигательных механизмов речи принимает участие экстрапирамидная система, которая участвует в подготовке двигательного и речевого акта и коррекции произношения и артикуляционноймоторики.
    Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга.

    При поражении различных отделов нервной системы могут возникать разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации и времени поражения. 

    Речевые расстройства воспитанников:

*  С органическим поражением Ц.Н.С. в зависимости от уровня поражения:

Алалии – системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде,

Дизартрии – нарушение звукопроизносительной стороны речи при повреждении иннервации речевой мускулатуры. При этом изменяется голосообразование, разборчивость, эмоциональность речи, нарушение тембра и тональности.

Задержка речевого развития различного происхождения при тяжёлых заболеваниях внутренних органов.

Общее недоразвитие речи – патология формирования лексики, смысловой, фонетически-фонематической стороны речи.

  Звукопроизношение не соответствует требованиям возрастной нормы.
    Наиболее типичными является:

* замена звуков более простыми по артикуляции,

* нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится по-разному,
* смешение звуков, когда изолированно ребёнок произносит определённые звуки верно, а в словах и в предложениях их взаимозаменяет,

* недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяется одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы,
* смазанное произношение звуков.

Данные речевые нарушения требуют упорной, длительной коррекции. На постановку и автоматизацию звуков уходит много времени. Существует целый арсенал медикаментов, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но особое внимание заслуживают немедикаментозные методы, направленные на коррекцию функционального состояния центральной нервной системы. Для достижения положительного стойкого результата необходима интеграция педагогических  мер воздействия и нетрадиционных форм.

Нетрадиционные безмедикаментозные методы помогают более глубокой (качественной) коррекции, особенно затрагивая состояния, сопутствующие речевой патологии. Чтобы эффективно решить задачи, стоящие перед специалистом службы сопровождения развития ребенка, нужно включить в процесс коррекции основной речевой патологии воздействие на сопутствующие ей проблемы. Но известно, что наиболее эффективным средством является логопедический массаж. Если основные оздоровительно-коррекционные направления логопеды включают в свою работу, то логопедический массаж остается за ее рамками. Причин несколько:

в настоящее время недостаточно изучены механизмы применения логопедического массажа для улучшения качества звукопроизношения детей-логопатов;

применение логопедического массажа требует специального обучения и соответствующего сертификата.

Тщательно проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо включить логопедический массаж как инновационную технологию коррекции речевых нарушений у детей в комплекс оздоровительно-коррекционной работы. Чтобы доказать эффективность применения логопедического массажа, мной был разработан проект «Логопедический массаж как метод эффективной коррекции речевых нарушений». Проект направлен на выработку и применение эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжёлых нарушениях звукопроизношения у детей-логопатов через логопедический массаж.




Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата, способствует сокращению сроков коррекционной работы и повышению качества коррекционного воздействия.

   В зависимости от состояния мышечного тонуса применяются следующие виды массажа: 
  Расслабляющий. Применяется в случае повышения мышечного тонуса. 
Активизирующий. Осуществляется при гипотонии мышечного тонуса. 


Цель: ускорить процесс коррекции речевых нарушений и развить компенсаторные возможности детского организма средствами логопедического массажа.


Задачи:

Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Повышение качества просодических компонентов речи

Увеличение объема и качества выполнения артикуляционных движений

Активизация мимической, мелкой моторики

Формирование навыков правильного звукопроизношения.


Логопедический самомассаж- это массаж, который ребенок, страдающий речевой патологией, выполняет себе сам.Это артикуляционные, динамические упражнения, дающие такой же эффект как и массаж. 

Цель логопедического самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.


Участниками проекта: воспитанники подготовительной группы №4 компенсирующей направленности , учитель-логопед Бабченкова О.А.,  родители.

Продолжительность: долгосрочный  (15.09.2021 г.-30.04.2022 г.)


Методы и формы работы: 


Принцип доступности— 

Проводится в медленном темпе.

Основными приёмами являются поглаживание и лёгкая вибрация.

Массаж должен вызывать у ребёнка ощущение тепла и покоя.

Руки логопеда должны быть тёплыми.

Можно использовать музыкотерапию или проговаривание логопедом установок следующего характера:

* успокаиваюсь,

* отдыхаю,

* дыхание ровное, спокойное, ритмичное,

* ощущение спокойствия и расслабления,

* глаза закрыты,

* дышится легко и свободно,

* все мышцы полностью расслаблены,

Принцип гуманистичности— предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.

Принцип интеграции— необходимость взаимодействия всех зон  в данном направлении.

Принцип системности— решение задач в системе логопедического массажа в рамках ДОУ.


Ожидаемый результат:

нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо- и гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объем, переключаемость

увеличение силы мышечных сокращений;

 активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

расширение объема речевого дыхания, улучшение качества голосообразования

Возможные риски:

трудности взаимодействия с родителями, не осознающими речевые нарушения детей;

индивидуальные противопоказания детей для проведения логопедического массажа.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная коррекционная работа позволит ускорить коррекцию речевых нарушений.

Кроме этого, коррекционная работа, включающая в себя логопедический массаж, сможет сократить значительный рост числа соматически ослабленных детей и числа детей с речевыми проблемами речи и недоразвитием психических процессов, таких как внимание, память, мышление, логика, воображение.

У детей – логопатов, получающих логопедический массаж, наблюдается:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.


Основное содержание проекта


I этап  15.09-20.09.201 года

Выбор темы проекта и его разработка. Составление перспективного плана работы.

Цель: Использование логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Диагностика воспитанников подготовительной группы ДОУ. Цель диагностики – определение уровня артикуляции и состояние звукопроизношения.

Составление индивидуальных речевых карт с данными о нарушениях в звукопроизношении, артикуляции и отметками о наличии гипотонуса /гипертонуса.



II этап основной 21.09.2021—01.04.2022 года

1.Проведение бесед, практикумов, консультаций–занятий с родителями   на тему «Использование элементов логопедического массажа в коррекции проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ».

2.Обучение родителей элементам разных видов (зубной щеткой, сосками и т.д.) массажа и самомассажа в домашних условиях.

2.Проведение элементов логопедического массажа и самомассажа в условиях ДОУ. В течение года детям экспериментальной группы проводится комплексный массаж курсами по 10-15 сеансов с перерывом от 2 недель до месяца.

Индивидуальные коррекционные занятия с использованием комплексного массажа. Индивидуальные занятия включают комплексный массаж, включающий несколько видов массажа.

1) ручной (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; автор Новикова Е.В.

2) массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, зубная щетка и т. п.); автор Дьякова Е. А., Новикова Е.В.

3) элементы самомассажа.


3.Выступление с презентацией (видеофрагменты с выполнением данных методик) для педагогов «Использование и значение элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ».

III этап заключительный 01.04.2022-30.04.2022года

1.Изготовление буклетов для родителей о массаже языка зубной щеткой, самомассаже в домашних условиях.

 2.Выступление на родительском собрании о полученных результатах: анализ результатов по использованию логопедического массажа свидетельствуют об эффективности и целесообразности его применения как дополнительного средства коррекции в системе логопедической помощи.

 Список литературы:

В.Ф. Базарный.  «Здоровье и развитие ребенка». М., 2005.

И.В. Блыскина. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.» СПб.: «Детство-Пресс», 2008.109 с.

Н.Е. Ильякова «Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения». Москва 2006г.

В.В.Коноваленко, С.В. Коноваленко С.В. «Автоматизация звуков у детей». Москва 2006 год.

Е.Н. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика». СПб., 2004г.

 













t1676308145aa.jpg

t1676308145ab.jpg

t1676308145ac.jpg

t1676308145ad.jpg

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.