Проект на тему: «Международный день родного языка»

3
0
Материал опубликован 26 May в группе

Проект на тему: «Международный день родного языка»


Вид проекта: информационно-творческий.
По срокам проведения:
средней продолжительности.
Участники проекта: логопед, воспитатели, дети и родители старше-подготовительной к школе группы.


Руководитель:

учитель-логопед Тропина О.Н.


Введение

Проект представляет собой систему   работы с детьми старшего возраста компенсирующей направленности с ТНР в области речевого развития и духовно-нравственного воспитания.

Все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, и познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников разных национальностей.

Актуальность:

Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО и ФОП ДО является требование о том, что ребёнок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта и Федеральной программы позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей. И подводят работников дошкольного образования к необходимости формирования толерантности у детей. Особая роль в этом вопросе отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка, так как опыт восприятия окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста ещё не велик и

овладение языком и национальными традициями являются одними из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Поэтому, процесс речевого развития в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.

«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложение и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
К.Д. Ушинский


Проблема проекта: Отсюда вытекает важная проблема, как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа. Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес. Как привлечь родителей к данной проблеме.


Цель проекта:

познакомить детей с «международным днём родного языка»; воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Задачи проекта:


Образовательные задачи:

- дать понятие, что такое родной язык и способствовать повышению интереса к нему;

- расширить знания детей о культуре и языке русского народа и других национальностей;

- обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, пословицами, поговорками; учить объяснять их смысл;

-закреплять имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка;


 Коррекционно-развивающие задачи:

-корригировать звукопроизношение и развивать связную устную речь детей;

- способствовать формированию художественно - эстетических, интеллектуальных способностей;

 Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность;

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;

 -содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам;

- формировать опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.

Здоровьесберегающие задачи:

- создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;

Обеспечение проекта:

Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.

Экскурсия в краеведческий музей “Изба” (предметы русского быта, коллекции образцов народно-прикладного искусства).

Коллекция народных костюмов (для детей и взрослых).

Коллекция кукол народов мира.

Библиотека для детей и родителей.

Народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.


Методы, используемые в проекте:

- словесные

Беседы

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений

Консультации

Рассказывание

- наглядные

Рассматривание иллюстраций

Информационно-агитационные стенды

Личный пример взрослых

Просмотр видеоинформации

Просмотр мультфильмов

- практические

Занятия

Пальчиковые игры

Дидактические игры

Драматизация

Сюжетно-ролевая игра

Подвижные игры


Предполагаемые результаты проекта:


Для детей: развитие у детей интереса к родному языку, к традициям родного народа.

Для педагогов: разработать планирование работы по направлениям: «Праздник родного языка», презентация работы по проекту.

Срок проведения проекта 01 февраля - 21 февраля 2024 год


Этапы проекта:


Организационный этап:

изучение условий реализации проекта;

привлечение родителей к участию в проекте;

определение цели и задач;

разработка перспективного плана работы с детьми;

выбор форм и методов работы с детьми;

составление перспективного плана (направления, основные акценты в деятельности, тематические блоки);

определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты; оснащение предметно-развивающей среды).

Продуктивный этап

Итоговое мероприятие «Праздник родного языка».

Фотоотчет


Мероприятие

Цель

Используемая литература

Образовательная область «Познавательное развитие»

Проведение цикла тематических занятий.

1.

Беседа «Родной язык»

Воспитывать положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивать толерантность по отношению к языкам народов.

Выступление воспитанницы группы Самины с рассказом о своей национальности, национальных традициях и чтении стихотворения на родном языке.

Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 13


2.

Занятие «Международный день родного языка»


Продолжать знакомить детей с праздником «Международный день родного языка». Расширять представления детей о всероссийских праздниках.


3.

Рассматривание альбома «Мой край родной».

t1716734067aa.jpg

Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать больше о родном селе Здвинск (фотографии села: улицы, дома, исторические и культурные здания).

t1716734067ab.jpg

4.

Беседа «Эти мудрые русские сказки!»

Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским сказкам; учить понимать их глубокий смысл.

В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», с.45

Посещение детской библиотеки



t1716734067ac.jpg

5.

«Посиделки»

Воспитывать интерес к народному быту; формировать образную речь. Учить употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки. Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, кочерга, чугунок, сарафан, лапти, прялка.

Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.46

6.

Рассматривание «Так мы раньше одевались»

«Какие раньше были предметы быта»

t1716734067ad.jpg

Продолжить знакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи, национальной одеждой.

Презентация

Экскурсия  в краеведческий музей по теме «Русская изба»

t1716734067ae.jpg


7.

Просмотр обучающих мультфильмов

Поддерживать интерес к русскому языку.


Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1.

Беседа «Русское народное творчество»

Формирование осознанного отношения к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества. Формировать навыки практического применения полученной информации в музыкальной, речевой, игровой деятельности.

Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию», с.176

2.

Д/и «Про кого это сказано?»

Учить понимать смысл пословиц и поговорок русского народа, подбирать сюжетную картинку к пословице.

Подборка «Русские народные сказки».
Подборка «Малые жанры фольклора».
Подборка «Крылатые выражения»
Подборка «Синонимы, антонимы, родственные слова, омонимы, омографы, слова-перевёртыши».

Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию», с.180

Образовательная область «Физическое развитие»

1.

П/и «Ручеек» (русская народная игра)

Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик.

t1716734067af.jpg

2.

П/и «Баба–ёжка» (русская народная игра)

Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик.


3.

П/и «Заря зарница» (русская народная игра)

t1716734067ag.jpg

Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик.

Т. В. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5 -7 лет», с.88

Образовательная область «Речевое развитие»

1.

Чтение стихотворения «Родной язык» Т. А. Шорыгиной

Воспитывать чувство гордости за родной язык.

Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 14

2.

Разучивание пословиц и поговорок.

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (пословицы, поговорки). Объяснить, что пословицы – это мудрость народа проверенная веками.

Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 16

3.

Д/у «Скажи наоборот» (с мячом)

Учить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь. Способствовать расширению словарного запаса у детей, развивает мышление.


4.

«Вечер загадок»

Учить отгадывать загадки

Т.И. Тарабанина, Н.В., Елкина «1000 загадок».

5.

Д/у «Слова – друзья»

Учить детей выделять в языке слова одинаковые по значению, выявлять их взаимосвязь. Способствовать расширению словарного запаса у детей, развивает мышление.

А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения 3 – 7 лет», с.58

6.

Конкурс чтецов по теме: «Мир. Родина. Детство».

t1716734067ah.jpg





Вызвать интерес у детей к исполнительской деятельности – чтению стихов перед публикой;

способствовать развитию интонационной выразительности речи;

учить детей использовать при чтении выразительные средства (движения, мимику, жесты);

обеспечить развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений;

вызвать эмоциональный отклик у детей.


Участвуют дети логопедической и подготовительной групп детского сада

t1716734067ai.jpg

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1.

Рисование « Русский народный сарафан»

t1716734067aj.jpg

Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности.

Конспект с презентацией

t1716734067ak.jpg

Работа с родителями

1.















2.









3.



4.

Стенд «Логопед советует»

«Словесные дидактические игры для детей старшего возраста по обучению русскому языку»






Гость "Язычок"- полезные шпаргалки.









Логопедический досуг

« День родного языка»



Фотоотчет


Познакомить родителей с дидактическими играми для детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пополнению знаний навыкам общения на родном языке.



Дети вытаскивают для своих мам "стихи – запоминалочки





t1716734067al.jpgПомощь в оснащении предметно-развивающей среды: семейные альбомы и фотографии, предметы быта (полотенца, салфетки и наволочки с вышивками).




Заключительный (итоговый) этап:

Логопедический досуг «День родного языка».


Фотоотчет по проекту.

t1716734067am.jpgДанный проект воспитывает положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивает толерантность по отношению к языкам народов.

 

10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.