Проект на тему: «Международный день родного языка»
Проект на тему: «Международный день родного языка»
Вид проекта: информационно-творческий.
По срокам проведения: средней продолжительности.
Участники проекта: логопед, воспитатели, дети и родители старше-подготовительной к школе группы.
Руководитель:
учитель-логопед Тропина О.Н.
Введение
Проект представляет собой систему работы с детьми старшего возраста компенсирующей направленности с ТНР в области речевого развития и духовно-нравственного воспитания.
Все мы живем в России, чтобы любить и уважать свою Родину надо знать ее историю и традиции, но Россия страна многонациональная, в ней живут разные народы, имеющие свои традиции, и познакомить с которыми мы можем на примере семей воспитанников разных национальностей.
Актуальность:
Среди основных принципов дошкольного образования в Стандарте провозглашены: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО и ФОП ДО является требование о том, что ребёнок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и стараться разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта и Федеральной программы позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей. И подводят работников дошкольного образования к необходимости формирования толерантности у детей. Особая роль в этом вопросе отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребёнка, так как опыт восприятия окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста ещё не велик и
овладение языком и национальными традициями являются одними из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Это его национальное богатство. Именно в дошкольном возрасте активно усваивается речь, идет погружение в истоки национальной культуры. Поэтому, процесс речевого развития в современном дошкольном образовании, рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
«Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложение и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
К.Д. Ушинский
Проблема проекта: Отсюда вытекает важная проблема, как сохранить родной язык, приобщая ребенка к культурному наследию, духовным ценностям народа. Как помочь детям использовать словесное народное творчество в повседневной жизни, проявляя при этом интерес. Как привлечь родителей к данной проблеме.
Цель проекта:
познакомить детей с «международным днём родного языка»; воспитывать уважение и любовь к родному языку.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
- дать понятие, что такое родной язык и способствовать повышению интереса к нему;
- расширить знания детей о культуре и языке русского народа и других национальностей;
- обогащать словарный запас детей определениями, многозначными словами, пословицами, поговорками; учить объяснять их смысл;
-закреплять имеющиеся достижения в речевом развитии каждого ребенка;
Коррекционно-развивающие задачи:
-корригировать звукопроизношение и развивать связную устную речь детей;
- способствовать формированию художественно - эстетических, интеллектуальных способностей;
Формировать у детей навыки культуры слушателя и исполнителя, любознательность, активность, самостоятельность;
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свой родной язык, за свою Родину;
-содействовать становлению толерантности к представителям других национальностей, к их языку, культуре, чувства сопричастности к всенародным торжествам;
- формировать опыт публичных выступлений, обогатить воспитанников новыми эмоциями, доставить удовольствие.
Здоровьесберегающие задачи:
- создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
Обеспечение проекта:
Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
Экскурсия в краеведческий музей “Изба” (предметы русского быта, коллекции образцов народно-прикладного искусства).
Коллекция народных костюмов (для детей и взрослых).
Коллекция кукол народов мира.
Библиотека для детей и родителей.
Народные музыкальные и шумовые инструменты, детские народные музыкальные инструменты.
Методы, используемые в проекте:
- словесные
Беседы
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворений
Консультации
Рассказывание
- наглядные
Рассматривание иллюстраций
Информационно-агитационные стенды
Личный пример взрослых
Просмотр видеоинформации
Просмотр мультфильмов
- практические
Занятия
Пальчиковые игры
Дидактические игры
Драматизация
Сюжетно-ролевая игра
Подвижные игры
Предполагаемые результаты проекта:
Для детей: развитие у детей интереса к родному языку, к традициям родного народа.
Для педагогов: разработать планирование работы по направлениям: «Праздник родного языка», презентация работы по проекту.
Срок проведения проекта 01 февраля - 21 февраля 2024 год
Этапы проекта:
Организационный этап:
изучение условий реализации проекта;
привлечение родителей к участию в проекте;
определение цели и задач;
разработка перспективного плана работы с детьми;
выбор форм и методов работы с детьми;
составление перспективного плана (направления, основные акценты в деятельности, тематические блоки);
определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты; оснащение предметно-развивающей среды).
Продуктивный этап
Итоговое мероприятие «Праздник родного языка».
Фотоотчет
№ | Мероприятие | Цель | Используемая литература |
Образовательная область «Познавательное развитие» Проведение цикла тематических занятий. | |||
1. | Беседа «Родной язык» | Воспитывать положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивать толерантность по отношению к языкам народов. Выступление воспитанницы группы Самины с рассказом о своей национальности, национальных традициях и чтении стихотворения на родном языке. | Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 13 |
2. | Занятие «Международный день родного языка» | Продолжать знакомить детей с праздником «Международный день родного языка». Расширять представления детей о всероссийских праздниках. | |
3. | Рассматривание альбома «Мой край родной». | Воспитывать любовь к родному краю, желание узнать больше о родном селе Здвинск (фотографии села: улицы, дома, исторические и культурные здания). |
|
4. | Беседа «Эти мудрые русские сказки!» | Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским сказкам; учить понимать их глубокий смысл. | В. Н. Волочкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие», с.45 Посещение детской библиотеки |
5. | «Посиделки» | Воспитывать интерес к народному быту; формировать образную речь. Учить употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки. Обогащать словарь названиями предметов быта: самовар, кочерга, чугунок, сарафан, лапти, прялка. | Л. А. Кондрыкинская «С чего начинается Родина?», с.46 |
6. | Рассматривание «Так мы раньше одевались» «Какие раньше были предметы быта» | Продолжить знакомить детей с историей русского народа; бытом, обычаями, утварью русской семьи, национальной одеждой. | Презентация Экскурсия в краеведческий музей по теме «Русская изба» |
7. | Просмотр обучающих мультфильмов | Поддерживать интерес к русскому языку. | |
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | |||
1. | Беседа «Русское народное творчество» | Формирование осознанного отношения к эстетической и нравственной ценности произведений народного творчества. Формировать навыки практического применения полученной информации в музыкальной, речевой, игровой деятельности. | Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию», с.176 |
2. | Д/и «Про кого это сказано?» | Учить понимать смысл пословиц и поговорок русского народа, подбирать сюжетную картинку к пословице. Подборка «Русские народные сказки». | Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугаева, Л. И. Югова «Занятия для детей 5 – 6 лет по социально – коммуникативному развитию», с.180 |
Образовательная область «Физическое развитие» | |||
1. | П/и «Ручеек» (русская народная игра) | Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик. |
|
2. | П/и «Баба–ёжка» (русская народная игра) | Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик. | |
3. | П/и «Заря зарница» (русская народная игра) | Поддерживать интерес к культуре русского народа, вызвать положительный эмоциональный отклик. | Т. В. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5 -7 лет», с.88 |
Образовательная область «Речевое развитие» | |||
1. | Чтение стихотворения «Родной язык» Т. А. Шорыгиной | Воспитывать чувство гордости за родной язык. | Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 14 |
2. | Разучивание пословиц и поговорок. | Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством (пословицы, поговорки). Объяснить, что пословицы – это мудрость народа проверенная веками. | Т. А. Шорыгина «Наша Родина Россия», с. 16 |
3. | Д/у «Скажи наоборот» (с мячом) | Учить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь. Способствовать расширению словарного запаса у детей, развивает мышление. | |
4. | «Вечер загадок» | Учить отгадывать загадки | Т.И. Тарабанина, Н.В., Елкина «1000 загадок». |
5. | Д/у «Слова – друзья» | Учить детей выделять в языке слова одинаковые по значению, выявлять их взаимосвязь. Способствовать расширению словарного запаса у детей, развивает мышление. | А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение. Развитие диалогического общения 3 – 7 лет», с.58 |
6. | Конкурс чтецов по теме: «Мир. Родина. Детство». | Вызвать интерес у детей к исполнительской деятельности – чтению стихов перед публикой; способствовать развитию интонационной выразительности речи; учить детей использовать при чтении выразительные средства (движения, мимику, жесты); обеспечить развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; вызвать эмоциональный отклик у детей. | Участвуют дети логопедической и подготовительной групп детского сада |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | |||
1. | Рисование « Русский народный сарафан» | Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть и передавать красоту национального костюма, его характерные особенности. | Конспект с презентацией |
Работа с родителями | |||
1. 2. 3. 4. | Стенд «Логопед советует» «Словесные дидактические игры для детей старшего возраста по обучению русскому языку» Гость "Язычок"- полезные шпаргалки. Логопедический досуг « День родного языка» Фотоотчет | Познакомить родителей с дидактическими играми для детей старшего дошкольного возраста. Способствовать пополнению знаний навыкам общения на родном языке. Дети вытаскивают для своих мам "стихи – запоминалочки | Помощь в оснащении предметно-развивающей среды: семейные альбомы и фотографии, предметы быта (полотенца, салфетки и наволочки с вышивками). |
Заключительный (итоговый) этап:
Логопедический досуг «День родного языка».
Фотоотчет по проекту.
Данный проект воспитывает положительное отношение, гордость и интерес к родному языку. Развивает толерантность по отношению к языкам народов.
10