Статья на тему «Надпредметное понимание ФГОС в условиях его реализации»
Каковы причины введения именно этого стандарта? Необходимо сначала понять каким образом его можно реализовывать в своей ежедневной профессиональной деятельности. Такой интерес вызван, т.к. с первого сентября нового учебного года все пятиклассники Российской Федерации начнут обучение уже в рамках нового образовательного стандарта.
Всегда очень важно нам самим понять почему в настоящее время в РФ вводится ФГОС. Сейчас школа приобретает новый образ как школа-модератор, как организатор. Школа, которая может сказать, что в новых рамках её образовательной программы она гарантирует определенные результаты, предлагая учащимся самим строить свои образовательные маршруты с участием их семей. Школа сегодня не должна быть тем учреждением, где просто передается «система знаний». Это некая «площадка» для обмена разных знаний: между учителями, между учениками. Очень важно, чтобы эта площадка не превратилась в простой разговор-общение. Это место, где реально люди получают знания, обучают друг друга и обучаются сами. Чему должна учить школа? С одной стороны, она должна также давать знания и учить применять их; с другой стороны, запрос современного информационного общества на другие результаты личности, владеющей некой степенью обучаемости: и учиться у других, и учить самого себя. Следовательно, нужен человек «обучаемый», способный многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, что соответствует личностным и метапредметным результатам по новым стандартам; человек, готовый к самостоятельным действиям, а не только «обученный», как показатель владения предметными результатами. Школа – это не завод в постиндустриальном обществе, где звенит звонок, отмечают присутствующих, наказывают за задержку в сроках, изучают все одновременно одно и то же, выставляют оценки, сравнивая одного учащегося с другим…Сегодня школа современного мира утрачивает монополию на формирование знаний, навыков и образцов поведения и превращается из монополиста в координатора образования и социализации.
Информационное современное общество бросает вызов образовательной среде. Благодаря Стандартам нового поколения каждый ученик получит возможность самостоятельно построить свою индивидуальную образовательную траекторию и двигаться по ней, достигая тех результатов, которые предписаны государственными стандартами общего образования.
Основные изменения в учебном процессе на всех ступенях общего образования связаны с изменением ролей основных участников образовательных отношений. Изменения в деятельности педагога: от «учу предмету» - к «учу ребенка». Изменения в деятельности обучающихся: от «меня учат» - к «я учусь». Если этот переход не произойдет, то невозможно говорить о том, что педагог реализует новый стандарт в основной школе.
Какова степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс (ОП)? В школе учитель дает ответы на вопросы, которые ученик не спрашивает. Стоит ли удивляться после этого, что в ней сиротливо прячется познавательная активность личности ученика. Одной из главных задач становится вопрос внешней и внутренней мотивации. Старой (советской) школе свойственна внешняя. А сегодня мы говорим о том, что пока есть внешний мотиватор (учитель в классе; хорошие отметки) ученики обязательно занимаются. Если учителя «изъять» из учебного процесса, школьники с трудом смогут его продолжать самостоятельно. ФГОС – это попытка помочь найти ребенку внутреннюю мотивацию, через осмысление своей учебной деятельности. Мотивация «стоит на трех столпах» :1) интерес, который помогает двигаться личности вперед (например, интересная форма занятия или оценивания); 2) система оценивания (не секрет, что современная система не дает возможности ребенку двигаться, самому определять направление); 3) влияние других людей (например, «запугивание директором школы», т.е. когда мы опираемся на мнение других людей). Таким образом, в рамках стандарта у учителя появляется возможность использовать эти мотивы более глубоко. Например, в рамках своей рабочей программы учителю стоит попробовать включить и ответить на детские вопросы, необходимые на уровне 5-6-х классов, 7-8-х и в дальнейшем. И каждое учебное занятие проводить в ракурсе: «Сегодня на уроке мы ответим на вопрос Ивана Б.» или «Кто-то из вас спрашивал…» и т.п.
Стоит обратить внимание, что сегодня мало изменений в классе: мы все также используем один и тот же способ передачи знаний (дети сидят и слушают за партами, учитель – перед ними вещает). Этот способ позволяет быть активными только тем, кто учит, но не тем, кто учится, они могут оставаться пассивными и не участвовать в процессе обучения. Получается, что фактически каждый урок в большей степени развивает учителя: как говорить, как разрешать проблемные ситуации и т.п. А действительно ли вовлечены ребята с эти ситуации? А уроки в 3-м, 5-м или 10 классах, где безусловно меняется предметное содержание, изменяются или нет формы и методы преподавания? Скорее, нет. Значит в рамках традиционного урока ученики не могут развиваться в той степени в какой могли бы при других формах или условиях. Возникает вопрос: «Какие формы учебных занятий могут использоваться в школьной практике? Урок-проект, урок-мастерская, урок-дискуссия, урок-интервью, урок-исследование, урок-путешествие, урок ученик-ученику и т.п.». Вне сомнения, каждый учитель иногда проводит такие уроки как нестандартные формы (как считалось раньше, а что же сейчас?). Необходимо убрать слово «урок», и останется именно та форма учебного занятия (не урока) с другими взаимоотношениями между участниками, при помощи которой в соответствии с ФГОС учитель сможет получить метапредметные и личностные результаты, а не только предметные. Сложно представить, но уже в 70-е годы поднимался вопрос об изменениях формы работы в школе. Посмотрев кинофильм «Расписание на послезавтра», где в главной роли директора школы известный актёр Олег Даль, можно убедиться, что проектно-исследовательская деятельность на уроке (или вместо уроков) уже тогда приобретала огромный интерес.
Стандарт не является революцией, - это модернизация, чтобы оставить лучшее, что было в школе… и достигать нового качества в образовании. На данный момент можно говорить о трёх видах стандартов: Стандарты содержания (1-го поколения), Стандарты результатов (2-го поколения), Стандарты условий. Главной целью стандарта второго поколения является «не выдача» содержания, как было раньше, т.е. его усвоение, а прежде всего освоение тех результатов, которые предполагает стандарт. Такое представление стандарта принципиально меняет работу учителя. Это значит, прежде чем определять цели, задачи, писать образовательную программу, разрабатывать рабочую программу, нужно разобраться на какие результаты должны выйти школьники. Это значит, что проектирование образовательной деятельности педагога строится от результата, посредством программы к определенным условиям. Сейчас педагоги задаются вопросом «Что значит «ввести стандарт»? Школа разработала новую образовательную программу по требованиям нового стандарта 2-го поколения и реально начала по этой программе образовательную деятельность в соответствии со Стандартом и с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования (приказ №1643 от 29.12.2014 г.). То есть примерная программа становится документом, который используется как методические рекомендации, не так как было ранее на её основе. Даже если школа может разработать образовательную программу самостоятельно, то можно не в полной мере учитывать примерную программу.
Стандарт становится документом, который ориентирует всю систему образования в её дальнейшем развитии. Но это не означает, что с первого сентября во всех школах педагоги обязательно смогут работать по новым стандартам, т.к. введение ФГОС требует от учителя «быстрой и качественной смены профессионального мировоззрения, профессиональной позиции, освоение новых образовательных технологий и высокого уровня мотивации для осуществления этих изменений». Как следствие, отмечаются трудности для педагога при переходе на ФГОС. Во-первых, упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода. Например, при планировании на основе деятельностного подхода выделяют следующие этапы современного урока: 1) мотивационный (постановка цели, создание проблемной ситуации, актуализация ЗУН и пр.); 2) планирование и организация деятельности (определение порядка учебной работы, формы деятельности, создание ситуации успеха и пр.); 3) рефлексия (возвращение к цели урока, самооценка и самоконтроль, обучение рефлексии, обсуждение дальнейшего учения и пр.). Во-вторых, сложившаяся устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы. В рамках нового стандарта традиционные типы и структуры уроков необходимо изменить. Даже в названиях тех уроков просматривается акцент на знания: урок-закрепления или изучения материала (новых знаний). В результате появятся такие уроки, как урок постановки проблемы, урок изучения нового явления (события, правила), урок обучения какому-то способу действия, контрольный урок и/или анализа достижений\ошибок (О.Е.Лебедев «Проблемы формирования дидактической системы «Школа ступеней»). Признаки современного урока: 1) целенаправленность (постановка целей, достижение образовательных результатов, рефлексивность; 2) взаимодействие сотрудничество (гуманистический характер отношений); 3) личностный характер образования (познание, практика, социализация); 4) самостоятельная деятельность обучающихся (или самоорганизация); 5) субъектность (понятность образовательного процесса учащимся); 6) оценивание как навигатор обучения (самооценка и самоконтроль). В-третьих (о трудностях), традиционный поход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя. Вне сомнения, применение типового плана урока, делает активным учителя, а не ученика. Сегодня школа имеет право сама определять какие этапы или формы уроков она будет применять. По новым стандартам также должны произойти изменения традиционной структуры методической службы в ОУ. В условиях нового образовательного стандарта возникает потребность в коллективно-распределённой деятельности педагогов, которая может происходить в рамках горизонтальных методических объединений (МО), где педагоги работают на одной параллели, в одном классе или с одной категорией учащихся. Конечно, необходимым станет переработка учебного плана МО вертикальных отношений (учителя одного предмета или направления). Это изменит отношение к открытым урокам в положительном направлении, когда оценивать нужно не профессиональность учителя, а рациональность методов и технологий, применяемых на уроке; особенно, если урок спроектирован совместно с разными учителями-предметниками, которые разработали отдельные этапы урока, а один учитель провёл учебное занятие. В-четвертых, принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов. Согласно новым стандартам необходимо придерживаться следующих принципов системы оценивания: 1) ориентация на достижения учащихся (а не на поиск неудачи); 2) критериальность (содержательный контроль и оценка, критерии которых выработаны совместно с учащимися); 3) приоритет самооценки (распределение ответственности между участниками ОП). Два подхода к оцениванию: итоговое (суммативное) и формирующее (текущее состояние для определения ближайших шагов в направлении улучшения). В рамках стандарта формирующее оценивание является частью программы. Например, в комплекте «Английский в фокусе» использование тетрадей «Языковой портфель». В новых условиях возможны изменения подходов к оцениванию результатов домашней работы, где будет возрастать необходимость в сочетании самооценки и внешней оценки, основанной на стремлении повысить самооценку ученика, не снижая или даже повышая требовательность учителя и школы; переход от тотальной проверки выполнения домашних заданий к «праву на проверку и оценку», введение накопительной системы оценивания. Доминирующими целями домашней работы являются: создание условий для развития навыков самостоятельной работы, творческой деятельности в рамках проблемных и образовательных ситуаций. Домашние задания могут характеризоваться как «свободные». Признаком их появления в школе может стать отсутствие обязательных домашних заданий при существовании домашней учебной работы школьников, инструментом управления которой являются инициативные задания. Система оценивания предполагает оценку личностных и метапредметных результатов школьников через систему «Портфолио», творческие отчеты, защиты работ, конкурсы, фестивали, олимпиады, другие формы предъявления результатов самообразования.
Что конкретно фиксирует стандарт ООО? Стандарт в конкретном виде образовательного процесса не касается. Учитель, чтобы организовать ОП в соответствии со стандартом, должен только выбирать определённые методы, технологии, которые соответствуют системно-деятельностному подходу. Учитель действует достаточно свободно в отличие от указаний воспитательной части, которая четко описывается в стандарте, и где возникают проблемы понимания ВД: это цель или средства. Стандарт также указывает, что основная программа должна реализоваться не только через урочную, но внеурочную деятельность, которая введена в такой форме, чтобы изменить устоявшуюся предметно-классно-урочную систему. Важно организовать ВД таким образом, чтобы она стала средством достижения планируемых результатов: воспитательных, личностных и метапредметных, но не предметных результатов, т.к. это не лучший способ решения проблем (пробелов в учебной деятельности). Важно понимать, чем ВД может помочь и дополнить так, чтобы образовать другую информационно-образовательную среду, которая в большей степени будет ориентирована на новый результат. Введение ВД связано с обучением в удовольствие, с развлечением. Поскольку курсы являются необязательным, то детей нужно заинтересовать (проектно-исследовательская или игровая деятельность, виды познавательной деятельности: фестивали, праздники, олимпиады, к которым школьники будут готовиться в рамках этой деятельности). Программы курсов ВД являются частью содержательного раздела ООО; они не подлежат внешней экспертизе, обязательному сертифицированию, поскольку разработка и её утверждение относится исключительно к компетенции школы. Учитель проводит безотметочное обучение, а оценивание проводится на уровне школы: общий анализ ВД, где анализируется ресурсное обеспечение, эффективность (отслеживается развитие школьника), продуктивность (уровень достижения результатов).
Итак, ФГОС общего образования выдвигает требования к результатам, структуре и условиям реализации основной образовательной программы, при этом школа имеет право расширить структуру программы, внеся в неё дополнительные разделы. Организация плодотворного диалога между педагогами позволит согласовать позиции преподавателей разных предметов. В школе возникает необходимость в новых профессиях в сфере образования, чтобы научить учеников метапредметным результатам. Педагогам следует принять новые роли, освоить курсы новых профессий: модератор, тьютор, организатор проектного обучения, игропедагог, разработчик образовательных траекторий, ментор стартапов и др. Чтобы в конце каждого урока у школьников возникало ощущение успеха, необходимо понять «простую истину», что «Единственная достойная помощь – это освобождение от нужды в дальнейшей помощи» (Нисаргадатта Махарадж).
Сборник №6 http://www.calameo.com/read/001879165ee5082d833a0
Малыгина Татьяна Владимировна
Магомедова Татьяна Магомедовна
Устинова Валентина Ивановна