Статья на тему «Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов»
«Технологии инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации стандартов»
Мы живем в современном мире, который заставляет нас меняться, так как все окружающее пространство совершенствуется. Нельзя представить себе, как пару десятилетий назад, младшие школьники с инклюзией благодаря современным технологиям и навыкам педагогов обучались в общеобразовательной начальной школе. К сожалению, не все общество хочет признать этот факт и здесь хочется привести в пример одну притчу…
Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но почему-то учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены «неспособными развиваться». И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика. Сказка-ложь, да в ней намек…
На общеобразовательные школы, на современных учителей в данный период времени легла огромная ответственность. Все чаще мы задаем себе вопросы:
- Как учить разных учеников?
- Кто здесь неудачник: учитель или ученики?
- Как устраивать учебный процесс так, чтобы в нем могли хорошо чувствовать себя все дети?
- Как оценить разных детей:
- по способностям,
- по старанию,
- по другому (какому?) принципу?
Опираясь на точки зрения В. Беспалько, Б. Блума, В. Журавлева, М. Кларина, Г. Моревой, В. Монахова и других ученых, мы рассматриваем «технологию инклюзивного обучения» в качестве составной (процессуальной) части системы инклюзивного обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения детей с особенностями развития с их сверстниками в одном классе . Таким образом, «технология инклюзивного обучения» — это та часть системы обучения, которая помогает ответить на вопрос «как учить результативно» разных детей в одном классе.
Главными идеологическими положениями, в соответствии с которыми выстраивается технология инклюзивного обучения, выступают:
- принципы инклюзивного образования, согласно которым «каждый человек способен чувствовать и думать», «для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут»;
- положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями, в которой указывается, что «каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности», «обычные школы должны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных, прежде всего на детей с целью удовлетворения этих потребностей» .
Опора на современную педагогическую теорию, общемировые и российские идеи в идеологии инклюзивного образования позволяет выделить принципы инклюзивного обучения, в соответствии с данными принципами выстраивается сам процесс обучения, определяются его средства и организационные формы.
К принципам инклюзивного обучения можно отнести:
- принцип предельной доступности образования для каждого с постановкой адекватных для всех учеников целей;
- ориентация на потребности каждого в программе и процессе обучения;
- увеличение степени участия каждого отдельного учащегося в обучающей деятельности;
- принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения;
- создание условий для повышения успешности каждого ученика.
Представим некоторые педагогические технологии, использование которых имеет положительный ресурс в осуществлении идей инклюзивного обучения в практике отечественной школы. Технология инклюзивного обучения, построенная на основе идей методики Ривина. Педагогическая деятельность А. Г. Ривина приходится на первую треть XX века. Методика Ривина предназначена для изучения учащимися научных, учебных, художественных текстов в ходе занятий, построенных по принципу парной работы и работы в группе. Организационной формой работы над текстом является работа в парах. Каждый абзац текста прорабатывается учащимся с разными напарниками. Построение учебного занятия по методики Ривина предполагает распределение содержания учебной программы на отдельные блоки (темы, подтемы) и формирование дидактических текстов, в которых выделяются отдельные абзацы. Формирование текстов в инклюзивном образовании осуществляется с учетом степени доступности и индивидуальных возможностей ученика. В современных условиях доступность содержания обеспечивается не только объемом текста (в зависимости от ситуации он может быть от одной до пяти страниц) и степенью сложности информации, которая должна быть осмыслена учащимся. Снижение сложностей обучения разных детей в одном классе предполагает наличие необходимых технических средств, которые помогли бы освоить текст детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся вместе с детьми, не имеющих данных отклонений в здоровье. На этапе подготовки к учебному занятию я должна продумать маршруты движения учащихся в ходе урока.
Для обеспечения движения учащихся по маршруту необходимы раздаточные карты маршрута для индивидуальных движений. Для информации я использую доску, на которой записаны:
- программа изучаемого материала;
- маршруты изучения программы;
- временной режим работы.
В младших классах данная форма организации обучения позволяет использовать различную символику. Это могут быть изображения животных (белочки, медвежата и т. и.), мультяшных героев.
Среди зарубежных технологий, можно выделить методику совместного обучения (Cooperative learning). В этом случае изучение нового материала, который обзорно дается учителем, может включать разработку совместного группового проекта или презентацию по теме. В качестве предписаний к организации учебного процесса нужно обозначить необходимость такого построения работы над новым материалом, при котором более способные ученики сами выступают в качестве педагогов, подтверждая тот факт, что при объяснении материала кому-либо человек сам постигает новое намного глубже. В обеспечение эффективности выполнения способными учениками роли ведущего (учителя) возможно использование системы опережающих заданий.
Составной частью педагогических технологий являются игровые технологии. В образовательном процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.
Игровые технологии имеют огромный потенциал для построения учебного процесса в инклюзивном классе. Однако специфика класса предполагает определенные требования к выбору игровых технологий в нем.
В частности, при планировании урока в игровой форме необходимо:
- заранее определить роли для каждого учащегося с учетом интересов, возможностей, границ успешности, которые у каждого ребенка свои;
- спрогнозировать возможные линию развития сюжета и отношений в игре конкретных детей, имеющих свои особенности развития;
- продумать план индивидуальной помощи каждому, как на этапе подготовки игры, так и на этапе ее развития;
- подготовить подсказки (инструкции) для особо нуждающихся, возможно заранее «отрепетировать» их действия в игре.
Реализация пошаговых приемов и ситуаций при урочной форме занятий основывается:
- на постановке дидактической цели в форме игровой задачи;
- на организации учебной деятельности в соответствии с правилами игры;
- на применении учебного материала в качестве ее средства;
- на введение в учебную деятельность элементов соревнования, которые переводят дидактическую задачу в игровую.
Игровые технологии, могут быть использованы для активизации и интенсификации учебного процесса при освоении понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве фрагмента занятия (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
При работе в классе, в котором обучаются дети с ОВЗ, учителю необходимо менять разные виды деятельности:
- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
- сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;
- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие
только коррекционную направленность (например - зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);
- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
Главной ошибкой учителями является желание все время помогать ученику с ОВЗ, нужно позволить ему в каких-то случаях принять самостоятельное решение, похвалить и, таким образом, учить решать проблемы, справляться с ситуацией.
Нужно признать, все дети разные, все дети могут учиться, есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол, не забывайте должна быть адаптация системы образования к потребностям ребенка.
Помните, как у Тома Сойера, скучное занятие превратилось в увлекательную игру, желаю всем, чтобы и в вашей работе все творческие начинания приводили только к успехам!