Проект по экологии в младшей группе «Капелька по имени «Капа».
Проект по экологии в младшей группе «Капелька по имени «Капа».
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство.
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель
Срок реализации проекта: долгосрочный (октябрь 2023 г. – май 2024 г.)
Интеграция образовательных областей: познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Цель проекта:
1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде.
2.Формировать наблюдательность через игры с водой.
3.Закладывать основы экологической культуры личности.
4. Воспитывать бережное отношение к воде.
5.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2. Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3. Научить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя.
Ожидаемые результаты:
1.Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
2. Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса. 3. Воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
- Формирование проблемы.
- Обсуждение цели, задачи проекта с детьми и родителями.
- Подборка методической, познавательной и художественной литературы по теме проекта.
- Обогащение эколого- развивающей среды в группе, центра воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
- Составление картотеки игр — экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
- Подборка дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте). Оформление альбома «Стихи и потешки о воде».
-Изготовление макета «Аквариум».
- Составление примерного годового плана наблюдений, игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных с темой проекта.
2 этап – основной (практический)
- Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Познавательно – речевое развитие:
-Беседы: «Какую роль играет вода в жизни человека», « Круговорот воды в природе», «Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?», «Что мы знаем о воде», «В гостях у капельки».
Поисковая деятельность:
- «У воды нет запаха и вкуса»
- «Вода умеет впитываться»
- «Вода бывает холодная, теплая, горячая»
- «Что растворяется в воде?»
- «Лёд – это вода»
- «Снег – это вода»
- «Иней – это вода».
Эксперименты и опыты:
-«Превращение снега в воду»
- «Цветные льдинки»
- «Тонет – не тонет»
- «Как растения пьют воду»
- «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной».
Практическая деятельность и трудовые поручения:
- Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.
- Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю (мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья).
Социально – коммуникативное развитие:
Дид.игры: «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?».
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!».
Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню».
Заучивание потешки: «Водичка, водичка…».
Чтение сказок: «Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.
Художественно – эстетическое развитие:
-Рисование водой (водные раскраски),
- Рисование «На полянку, на лужок тихо падает снежок»,
- Лепка «Мы скатали снежный ком»
- Аппликация «Снеговик».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки».
Пальчиковые игры : упражнения с водой.
Работа с родителями:
- Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
- Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
- Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе (лед, снег, иней).
-Уход за комнатными растениями и животными дома.
- Изготовить дневники наблюдений за водой.
- Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?».
- Заучивание стихотворений и потешек о воде.
-Чтение художественной литературы: «Заюшкина избушка», стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
Участие в подготовке к новогоднему празднику : изготовление снежинок.
Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»
3 этап – заключительный
Подведение итогов.
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе работы над проектом. Диагностика.
4 этап — презентационный.
Оформление стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!».
Досуг «Праздник мыльных пузырей».
Ожидаемый результат:
- Расширение и совершенствование знаний детей о свойствах воды и её значении
-Оформление стенгазеты по итогам проекта: «Теперь мы знаем, что такое вода!»
- Досуг «Праздник мыльных пузырей»
- Активизация словарного запаса.
- Сотрудничество родителей, педагогов и детей в реализации проекта.
Список литературы:
1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей». 3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2014.- 136с.
5. О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2015г.
6. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2015 год.
7. В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика - Синтез. 2011г. – 75с.
8. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2014.- 136с.
9. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА - ПРЕСС, 2015.-216 с.