Проект по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов Лего «Легомастер»
ПРОЕКТ
по конструированию в старшей группе ДОУ
с использованием конструкторов «ЛЕГО»
«ЛЕГОМАСТЕР»
«Конструируя, ребенок действует,
собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Проект по конструированию для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР» создан на основе результатов педагогической практики на базе МКДОУ: д/с №16. Г. Кимовска
Проект предусматривает формирование творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, умение использование различных видов конструктора «Лего» в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста.
Информационная карта проекта (Паспорт проекта) | |
Название проекта | «ЛЕГОМАСТЕР» - Конструированию в старшей группе ДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» |
Девиз проекта | «ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра. Интересно конструировать, играть, строить, составлять, искать! |
Образовательная деятельность | «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно- модельная деятельность» (конструирование) |
Объект исследования | Дети (5 – 6лет), |
Предмет исследования | Развитие конструктивной деятельности с конструктором «ЛЕГО». |
Тип проекта | Познавательно – игровой, практико- информационный, ориентированный, познавательно- творческий |
по сложности (тематическое поле) | Инновационный, интегрированный |
по социальной значимости | Социально-проектный , тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. |
по форме организации детей на продуктивную деятельность | Групповой, подгрупповой, индивидуальный |
по форме проведения занятия | Комбинированные (индивидуальная и групповая работа, подгрупповая, самостоятельная и практическая работа ) |
по характеру деятельности (по цели обучения) | Развивающая художественные способности, творческое воображение, интерес детей к художественно- продуктивной деятельности, творческой активности в процессе конструирования с наборами конструктора «ЛЕГО» |
по количеству участников | Коллективный |
по возрасту | 5-6 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей детей |
по масштабу действия | внутри ДОУ |
по срокам реализации | Средне –срочный (1 год) |
Цель проекта | Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии «ЛЕГО» -конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования. Эффективное развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации через конструирование с применением наборов «ЛЕГО» конструкторов развитие его социального и эмоционального интеллекта детей. |
Задачи проекта | - Повысить интерес родителей к «ЛЕГО» конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми - Обогащать предметно- развивающую среду, направленную на социально- эмоциональный интеллект детей через конструирование с использование наборов конструктора «ЛЕГО» - Создавать условия для свободного экспериментирования с наборами конструкторов «ЛЕГО»; - Развивать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции; - Закреплять умение созданные конструкции использовать в сюжетно-ролевых играх; - Развивать конструктивные способности детей; - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»; - Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности; - Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через организованную деятельность по освоению «ЛЕГО»-технологии; -Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы; - Расширять представления о многообразии конструкторов «ЛЕГО»; - Обучать приемам конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»; - Формировать умение детей в конструировании по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему конструкции; - Формировать умение работать в коллективе. , развивать социально- коммуникативные навыки |
Проблема | Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. |
Гипотеза - Обоснование проекта | Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они превращаются в строителей, проектировщиков. Только систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. |
Методологическое обоснование | Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, так как цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом. В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. |
Новизна проекта | Проект является интегрированным и включает в себя все виды образовательной деятельности, а также все образовательные области. Проводится адаптация конструкторов «ЛЕГО», в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста и реализация задач по развитию творчества и конструктивных навыков через различные формы работы с детьми с использованием наборов конструктора «ЛЕГО». В связи с этим создаются условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение «ЛЕГО»-технологии». Опыт работы над проектом направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству. |
Актуальность проекта | Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. «ЛЕГО –технология» - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем и является актуальной в свете внедрения ФГОС ДО, так как обеспечивающих интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Проект «Легомастер» раскрывает для старшего дошкольника мир техники и «ЛЕГО»-конструирования : активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственного мышления, воображение и формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор Конструктивная деятельность требует выcокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приcтупить к cозданию конструкции, необходим раcчет, продуманность, определенная поcледовательность и точноcть в работе. Активизации внимания cпособствует конcтруирование по плану, cхеме, образцу, доcтраивание до целой фигуры. С помощью конcтруктора «Лего» дети воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки cборки, ремонта и разборки техники. |
Педагогическая целесообразность | Работа с образовательными конструкторами «ЛЕГО» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Конструктор «ЛЕГО» является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию разных образовательных областей и различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальной профориентации и первоначальных технических навыков. |
Направленность | - Социальная - тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов (всех участников воспитательно - образовательного процесса) ДОУ; - научно-техническую направленность рассчитана на обучающихся дошкольного возраста . |
Основные принципы | Индивидуальный подход к каждому ребёнку учет возрастных и индивидуальных особенностей детей Эффективность форм взаимодействия от простого к сложному Активность и созидательность комплексность решения задач (Интегрированность) результативность и гарантированность доступность и наглядность\ интеграция развивающего обучения, индивидуализация и дифференциация образовательного процесса, активное развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе, психологической комфортности и вариативности. Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса |
Подходы к формированию проекта | Личностно-ориентированный: Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности Индивидуальный: Предполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности Культурологический: Создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины Дифференцированный: Предполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально- типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах. Деятельностный: Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность |
Нормативная база | Проект составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в ДОУ программы «От рождения до школы». |
Возрастные особенности детей 5-6 лет в конструкторской деятельности | У старших дошкольников отмечается всесторонне активное развитие способностей, на новый уровень выходят социальные отношения, совершенствуется речь. Повышение уровня мотивации к самостоятельной деятельности с «ЛЕГО»-конструктором и компетентности детей., развивается речь, ребенок может самостоятельно рассказать о постройке. Дети общаться, договариваться и взаимодействовать между собой. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию. Умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО» |
Ожидаемые результаты | Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие. Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, в коллективе, распределении обязанностей. Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. Формирование конструкторских умения и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением Формирование представления: о деталях конструкторов «ЛЕГО» и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями. Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому «ЛЕГО-конструированию»; активное участие родителей в жизни своего ребёнка Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. |
Механизм реализации (Этапы проекта) | 1. Организационно-подготовительный этап (Аналитико-диагностический ценностно- ориентированный, подготовительно-информационный, подготовительно-документальный) - Изучение возможностей внедрения «ЛЕГО»- технологии» в воспитательно - образовательный процесс группы ДОУ -Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием наборов конструктора «ЛЕГО (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор репродукции, картин, плакатов и разработка конспектов ОД, технологических карт, карт- схем построек, создание картотеки игр с применением «ЛЕГО- технологии», атрибуты для занятий и игр) - Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках существующей проблемы; - Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта и способов решения проблемы; - Мониторинг: диагностика исходной ситуации (фиксация проблем), - Анализ предметно-пространственной среды старшей группы «А», наличие необходимого оборудования в группе - Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование наборов конструирования «ЛЕГО» («ЛЕГО- технология») и перспективного плана реализации проекта - Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов «ЛЕГО». Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности - Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом: Организация рабочего места. Конструкторы необходимые для работы. Закреплять правила работы и техники безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. |
2. Основной этап (Организационно- исполнительный, внедренческий: конструктивный этап, организационно - исполнительный - Повышение квалификации педагогов группы по «ЛЕГО-технологии»; - Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе), организация конкурсов, выставок творческих работ, создание фотоальбома и презентации по проекту; - Знакомство детей с терминологией. Знакомство с «ЛЕГО»- технологией» особенностями деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; знакомить детей с приемами «ЛЕГО»- конструирования; продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали. Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Формировать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек - Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам; - Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту -- Проведение мастер-классов для родителей по применению «ЛЕГО-технологии» в совместной с детьми деятельности; - Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем; -Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности, в сюжетно- ролевых играх и т.д. | |
3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.) Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта «ЛОГОМАСТЕР», систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; - Выставка продуктов творческой деятельности детей: Дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года. Проводится обсуждение и выбор наиболее интересных продуктов творческой деятельности детей, знакомство с правилами оформления творческих работ и принципами создания экспозиции, оформления выставки. Педагог и дети организовывают и проводят выставку продуктов творческой деятельности детей - Мониторинг; систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; - Анкетирование родителей по данной теме распространение опыта работы в плане реализации проекта в СМИ -Защита проекта, просмотр презентации по реализации проекта для детей педагогов, родителей и детей; -Определение перспективы дальнейшего развития проект | |
Материально- технические ресурсы | Разные наборы конструктора «ЛЕГО» для продуктивной деятельности в конструировании - подбор методической литературы, - подбор наглядного материала (презентаций, иллюстрации, фотографии, зарисовки, схемы- постройки, технологические карты построек); - картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним; - выставки творческих работ детей и совместно с родителями создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты); - использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук): - Материалы Интернет. |
Условия организации образовательного процесса по проекту | содержательные условия; технические условия (развивающая среда); организационные условия; технологические (принципы, методы, приемы); контрольно-диагностические условия; социокультурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерам различных социокультурных институтов). Разнообразность и вариативность работы с детьми |
Методы и приемы работы | Объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный)- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, картами- схемами построек, иллюстрации, дидактические игры.); репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу); поисковый метод- самостоятельное решение проблем частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога; исследовательский метод; метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение Познавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов); Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий); Метод Групповой работы (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов). Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета Эвристический метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.); Программированный метод - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей. |
Формы организации обучения в конструктивной деятельности | Использую формы на основе исследования З. В. Лиштван, В .Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, и др. Конструирование по образцу: Детям предлагают образец, выполненный из деталей конструктора, объясняют и наглядно показывают способы воспроизведения конструкции. В основе этой формы лежит подражательная деятельность, важный обучающий этап, где можно решать задачи. (Обеспечение перехода детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера) Конструирование по модели по модел: Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети самостоятельно должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора такую модель. В основе этой формы ставится определенная задача, но не дается способ её решения. (Активируется мышления дошкольников) Конструирование по условиям по условиям: Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. (У детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры, развивается творческое конструирование) Конструирование по простейшим чертежам: Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов (Создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, формирует мышление и познавательные способности) Конструирование по замыслу: Дети сами решают, что и как будут конструировать. Позволяет лишь самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее) Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику конструкций, они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. (Закрепление знаний и умений) |
Формы художественно-эстетического развития в конструктивной деятельности детей | Педагогом используются разнообразные организационные формы проведения ОД в зависимости от сложности изучаемой темах конструктивной деятельности: Фронтальная - форма предусматривает подачу образовательного материала всем воспитанникам группы. Индивидуальная – форма предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание помощи каждому из них со стороны педагога Групповая – разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы. Коллективное выполнение работ - |
Форма организации игр и занятий | Наблюдение натурального объекта. Показ, обсуждение и анализ образца, предметных и сюжетных картинок схем и моделей построек, экскурсии и рассматривание конструкций зданий, Показ способов действий. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы. Постановка конструктивных задач по условиям. Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе. Объяснение последовательности и способов выполнения постройки. Пояснения, вопросы, беседа Постановка проблемных задач. Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции. |
Интеграция образовательных областей через «ЛЕГО»- технологию | Социально-коммуникативное развитие: Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Познавательное развитие: Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Речевое развитие: Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Художественно- эстетическое развитие: Творческое конструирование – создание замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей. Физическое развитие Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрения |
Взаимодействие с родителями и с социумом | Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: консультации, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада и группы, сетевые сообщества, групповых собрания, групповые и индивидуальные беседы; анкетирование, индивидуальные консультации и рекомендации на тему «ЛЕГО»-конструирование». Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, если в ней будут реализованы следующие задачи: - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; - познакомиться с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье; - выявление трудностей, испытываемых родителями по данному вопросу; - изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения; - осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье. Именно при взаимодействии с семьями воспитанников возможно сформировать у детей интерес к использованию в художественно-продуктивной деятельности различных нетрадиционных техник и способов работы. Любая работа с родителями обязательно отразится в положительном результате и значительно повысит эффективность образовательной деятельности |
Результат проекта | Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО». Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством «ЛЕГО»-конструирования и степени вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс. Отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды. |
Перспективы дальнейшего развития проекта | Организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. Такие условия позволят не только расширить границы социализации ребёнка в обществе, активировать познавательную деятельность, демонстрировать успехи воспитанников, но и закладывают истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности. В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по «ЛЕГО»-конструированию для детей подготовительной группы, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «ЛЕГО», развивать взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках. |
Количество часов | 1 раза в неделю - 25 мин; в месяц- 4 занятия ; в год- 36 час |
Участники проекта | Специалисты ДОУ, Дети (5 – 6лет), педагог, родители дошкольников, социум |
База проекта: (место проведения (заказчик) | МКДОУ: д/с №16 |
Вывод по проекту Конструктивная деятельность через использование наборов конструктора «ЛЕГО» увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Использование «ЛЕГО» - технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей дошкольного возраста 5-6 лет; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы. Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует: обеспечению работы в рамках ФГОС ДО, формированию имиджа ДОУ, удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ; повышению профессионального уровня педагогов. Проект может быть рекомендован воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования Художественно-эстетической деятельности искусства в детской студии в рамках внедрения ФГОС ДО, родителям и всем заинтересованным лицам. |
Мониторинг в ходе реализации проекта
Проведение мониторинга по проекту проводим на каждом этапе. Формами подведения итогов реализации проекта и контроля деятельности являются: наблюдение за работой детей на занятиях; участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников
Ожидаемые результаты
1.Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2.Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
6. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциям
Диагностическая карта
№ п/п | Ф И ребенка | Умение правильно конструировать поделку | ||||||||||||
по инструкции педагога | по схеме | по образцу | по замыслу | Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисунка | ||||||||||
Н /Г | К/Г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | к/г | н/г | г к/г | |||||
| | | | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | | |
Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.
Вы сшее мастерство:
До статочное мастерство:
Не достаточное мастерство:
Отслеживание результатов эффективности проекта проходит через самоконтроль педагога а также через отношение самих детей, обучающихся по этой программе (активность детей в ООД и их творческий интерес к художественно –продуктивной деятельности Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации дальнейшей работы с группой детей.
Календарно – тематическое планирование образовательного процесса
месяц | Название темы и период | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | Детский сад. | Осень | Осень. Деревья | Осень. Овощи. Огород |
Октябрь | Осень. Фрукты. Сад | Я в мире. Человек | Я и моя семья. Мой дом. | Мой город |
Ноябрь | Моя страна. Народная культура и традицию. День народного единства | Осень. Перелетные птицы | Одежда. Головные уборы | Обувь |
Декабрь | Продукты питания | Посуда | Мебель | Новый год |
Январь | Рождество Новый год | Зимние забавы | Зима | Зимующие птицы |
Февраль | Я и моя семья | Военные профессии. День защитника Отечества | Игрушки | Зима. Конец зимы |
Март | Весна. Международный женский день | Транспорт. Профессии на транспорте | Домашние животные | Дикие животные |
Апрель | Весна. Перелетные птицы | Моя планета Земля. Космос | Наша Родина Россия | Народная культура и традиции |
Май | День Победы | Цветы | Профессии | Я вырасту здоровым. Школа. |
Календарно – тематический план для детей 5-6лет
Тема | Период (месяц) | Период (неделя) | Тема ООД | Цель | Техника исполнения | Материал | Кол-во часов в неделю | | |
Осень | сентябрь | 1 Детский сад. | «Веселые игрушки» | Знакомство с наборами конструктора «ЛЕГО» правилами поведения и безопасности в работе | Конструирование самостоятельное по замыслу | Презентация «ЛЕГО»- конструирование разные наборы | 1 | | |
2 Осень | «Осенние краски» | Развивать творческую инициативу и самостоятельность; продолжать учить создавать изображения на плоскости; учить сочетать в постройке детали по форме и цвету; напомнить основные правила составления загадок | Конструирование по замыслу | Конструктор «ЛЕГО- Дупло» | 1 | | |||
3 Осень. Деревья | «Осеннее дерево» | Развивать чувство цвета и ритма; закреплять умение строить лесные деревья; учить отличать деревья друг от друга; закреплять названия деталей и цвет. | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |||
4 Осень. Овощи. Огород | «Тыква» | Закрепить знания об овощах. Формировать умение работать с конструктором создавать заданный образ . | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |||
| октябрь | 1 Осень. Фрукты. Сад | « Груша» | Закрепить знания об овощах; формировать умение работать с конструктором; создавать заданный образ | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |
2 Я в мире. Человек | «Веселый человечек» | Видеть образ и соотносить его с деталями конструктора; научить использовать различные приемы создания конструкции; соединять и комбинировать детали в процессе конструктивной деятельности | Конструирование по образцу | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |||
3 Я и моя семья. Мой дом. | «Дружная семейка» | Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности; закрепить умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость; продолжать учить работать вместе входящие в состав конструкторов | Конструирование самостоятельное по замыслу | Презентация «ЛЕГО»-конструирование», разные наборов | 1 | | |||
4 Мой город | «Красивые дома» | Формировать умение работать сообща; развивать чувство композиции; познакомить с приемами техники конструирования; развивать мышление и воображение | Конструирование по условиям | «ЛЕГО –«Креатор» | 1 | | |||
| ноябрь | 1 Моя страна. День народного единства | «Первые снежинки» | Развивать фантазию и воображение детей; закреплять навык скрепления деталей; учить строить более сложную постройку; учить строить объёмные плоскостные изображения; воплощать свой замысел, опираясь на образец; продолжать учить сочинять загадки про Новый год; продолжать объединять детали в различную композицию; учить работать в коллективе | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |
2 Осень. Перелетные птицы | «Уточка» | Учить строить объёмные плоскостные изображения; воплощать свой замысел, опираясь на образец; продолжать учить сочинять загадки про Новый год; продолжать объединять детали в различную композицию; учить работать в коллективе | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |||
3 Одежда. Головные уборы | «Модная шляпка» | Продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов ; учить самостоятельному конструированию; закрепить знания о приемах конструирования; знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков «ЛЕГО» | Конструирование по условиям | «ЛЕГО –«Креатор» | 1 | | |||
4 Обувь | «Сапожок» | Продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; учить самостоятельному конструированию; закрепить знания о приемах конструирования; знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков «ЛЕГО» | Конструирование по условиям | «ЛЕГО –«Креатор» | 1 | | |||
Зима | декабрь | 1 Продукты питания | «Вкусная конфета» | Продолжать знакомить с новыми деталями конструкторов; закрепить знания о приемах конструирования; знакомить с новыми возможностями крепления кирпичиков «ЛЕГО» | Конструирование по условиям | «ЛЕГО-Креатор» | 1 | | |
2 Посуда | «Кружка с изображением елочка в снегу» | Развивать ориентировку в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику, творческое мышление; воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию из «ЛЕГО». | Конструирование по замыслу | «Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |||
3 мебель | «Дом Деда Мороза» (мятая бумага) | Закрепить знания детей о мебели; формировать умение изображать в конструкции; развивать творческое воображение, аккуратность | Конструирование по условиям | «ЛЕГО –«Креатор» | 1 | | |||
4 Новый год | «Новогодняя игрушка» | Развивать фантазию и воображение детей; закреплять навык скрепления деталей; учить строить более сложную постройку. | Конструирование по замыслу | «Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |||
| январь | 1 Рождество Новый год | «Подарок на Новый год» | Развивать фантазию и воображение детей; закреплять навык скрепления деталей; учить строить более сложную постройку. | Конструирование по замыслу | «Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |
2 Зимние забавы | «Зимние забавы» | Закрепить навык обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; - Развивать творческую инициативу и самостоятельность; - Закреплять полученные навыки; | Конструирование по теме | Конструктор Лего- Дупло», мелкий конструктор | - | | |||
3 зима | «Зимушка-зима» | Закрепить навык обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность; закреплять полученные навыки | Конструирование по теме | Конструктор Лего- Дупло» , мелкий конструктор | - | | |||
4 Зимующие птицы | «Снегирь » | Закрепить знания детей о зимующих птицах и изменениях в природе зимой; формировать умение создавать композицию развивать ориентировку в пространстве; развивать внимание, мелкую моторику, творческое мышление; воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию из «ЛЕГО» | Конструирование по модели | Конструирование по теме | 1 | | |||
| февраль | 1 Я и моя семья | «Мой папа» | Развивать фантазию и воображение детей; закреплять навык скрепления деталей; учить строить более сложную постройку; учить строить объёмные плоскостные изображения; воплощать свой замысел, опираясь на образец; продолжать учить сочинять загадки про Новый год; продолжать объединять детали в различную композицию; учить работать в коллективе. | Конструирование по теме | Конструктор «ЛЕГО» мелкий | 1 | | |
2 Военные профессии. День защитника Отечества | «Самолет » | Закреплять знания об армии; сформировать у них первые представления о родах войск; познакомить с военной техникой; закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования транспорта | Конструирование по модели | «ЛЕГО» Сити. | 1 | | |||
3 Игрушки | «Машина » | Закреплять знания об армии; сформировать у них первые представления о родах войск; познакомить с военной техникой; закреплять умение строить машину по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования транспорте | Конструирование по модели | «ЛЕГО» Сити. | 1 | | |||
4 Зима. Конец зимы | «Горки, санки» | Формировать умение создавать композицию, развивать аккуратность , внимание, творческое воображение; закрепить знания детей сезонных изменениях в природе зимой; развивать навыки анализировать образец, выделять его основные конструктивные части; закреплять умение строить ступенчатую крышу | Конструирование по условиям | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |||
весна | март | 1 Весна. Международный женский день | «Цветы для мамочки» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя конструктор; развивать чувство композиции; закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной, о празднике 8 марта; продолжать учить создавать конструкцию на плоскости; учить анализировать объект; повторить строение цветка; учить с помощью цвета создавать модель похожую на оригинал | Конструирование по условиям | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |
2 Транспорт. Профессии на транспорте | « Транспорт в городе » | Закреплять детей о транспорте и профессиях на транспорте; развивать фантазию и воображение детей; закреплять навык скрепления деталей; учить строить более сложную постройку; учить строить объёмные плоскостные изображения; воплощать свой замысел, опираясь на образец; продолжать объединять детали в различную композицию; учить работать в коллективе; | Конструирование по замыслу, по схеме | Тематический набор «ЛЕГО» | 1 | | |||
3 Домашние животные | «Корова» | Развивать творческое воображение композиции; закрепить знания о домашних животных; учить находить необходимые детали; учить моделировать корову по образцу, предложенному педагогом; поощрять самостоятельность | Конструирование по условиям | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |||
4 Дикие животные | «Зайка» | Развивать творческое воображение композиции; закрепить знания о диких животных; учить находить необходимые детали; учить моделировать зайца по образцу, предложенному педагогом; поощрять самостоятельность | Конструирование по условиям | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |||
| апрель | 1 Весна. Перелетные птицы | «Скворечник» | Закрепить знания детей о перелетных птицах и изменениях в природе весной; закрепить умение создавать композицию, внимание, творческое воображение; повышение интереса дошкольников к конструированию; способствовать развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста; развитие индивидуальных, творческих способностей у детей; привитие навыков работы в коллективе, работы в группах, командой. | Конструирование по замыслу | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |
2 Моя планета Земля. Космос | «Космический корабль» (коллективная работа) | Закреплять знания детей о космосе, о планете Земля; закреплять умение в конструировании; развивать творческое воображение, аккуратность; закреплять умение работать сообща | Конструирование по замыслу, по схеме | Тематический набор «ЛЕГО» | 1 | | |||
3 Наша Родина Россия | «Флаг нашего государства» | Развивать чувство цвета и ритма; закреплять умения в конструировании; воспитывать интерес к отражению впечатлений и представлений о флаге в конструктивной деятельности; учить строить по схеме; анализировать образец постройки; различать и называть строительные детали; способствовать проявлению творчества, самостоятельности; повышение интереса дошкольников к «ЛЕГО» -конструированию; способствовать развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста; развитие индивидуальных, творческих способностей у детей; привитие навыков работы в коллективе, работы в группах, командой. | Конструирование по схеме и образцу | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |||
4 Народная культура и традиции | «Матрешки» | Развивать чувство цвета и ритма; воспитывать интерес к народной культуре и традициям; учить строить по схеме и образцу; анализировать образец постройки; различать и называть строительные детали; способствовать проявлению творчества, самостоятельности; повышение интереса дошкольников к «ЛЕГО»-конструированию; способствовать развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста; развитие индивидуальных, творческих способностей у детей; привитие навыков работы в коллективе, работы в группах, командой. | Конструирование по схеме и образцу | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |||
Весна-лето | май | 1 День Победы | «Военный транспорт» | Закреплять знания об армии; сформировать у них первые представления о родах войск; познакомить с военной техникой; закреплять умение строить самолет по схеме, используя имеющиеся навыки конструирования транспорте | Конструирование по модели | «ЛЕГО» Сити. | 1 | | |
2 Цветы | «Пасхальный венок» | Закрепить умение составлять простые узоры, используя конструктор; развивать чувство композиции; закрепить знания о сезонных изменениях в природе весной, о празднике; продолжать учить создавать конструкцию на плоскости; учить анализировать объект; повторить строение цветка; учить с помощью цветов создавать модель похожую на оригинал | Конструирование по условиям | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |||
4 Я вырасту здоровым. | Итоговое Оформление альбома детских работ за период обучения | Учить детей заранее обдумывать содержание будущей постройки; совершенствовать умение действовать в соответствии с инструкциями воспитателя и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО; развивать умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части; устанавливать взаимосвязь между их назначением и строением | Конструирование по условиям | Конструкторы – «ЛЕГО-Дупло» и мелкий | 1 | | |||
| | 3 ЛЕТО | «Светит солнышко в окошко» | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе весной и летом; учить строить симметричные изображения на плоскости; продолжать учить строить по замыслу, опираясь на имеющийся опыт | Конструирование по замыслу | Наборы конструкторов – «ЛЕГО» | | | |
Всего | 34 |
Список использованной литературы:
Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.
Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011
Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005
Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - М., 1999.
Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.
Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008