Проект «Работа с дошкольниками в песочнице»
Презентация проекта
PPTX / 3.24 Мб
Программа
PDF / 583.79 Кб
Игры и техники работы
DOCX / 60.76 Кб
история метода
DOCX / 362.87 Кб
Песочница и коррекция речи
PDF / 243.85 Кб
Интерактивная песочница
для дошкольников
с. Екатеринославка
2021
Содержание:
Пояснительная записка | 3 |
Содержание | 4 |
Выводы | 8 |
Приложение 1 - История | |
Приложение 2 – Техники | |
Приложение 3 – программа «Песочная терапия» | |
«Лучшая игрушка – это кучка песка»
К.Д. УшинскийПояснительная записка
На территории Октябрьского района Амурской области 18 образовательных организаций – 12 общеобразовательных организаций, 5 – дошкольных образовательных организаций и 1 организация дополнительного образования. А также 7 дошкольных групп при школах.
5 дошкольных образовательных организаций: МДОБУ ДС № 1 с. Екатеринославка «Солнышко», МДОБУ ДС № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка», МДОБУ ДС № 4 с. Екатеринославка «Аленушка», МДОБУ ДС п. Восточный «Тополек» и МДОБУ ДС с. Варваровка «Радуга» . Всего 740 воспитанников (на состояние 30 марта 2021 года). В 7 дошкольных группа при школах – 62 ребенка (разновозрастные дети). Всего 802 обучающихся дошкольного возраста. Из них 30% детей со второй группой здоровья (ослабленные), 74% - дети с задержкой речевого развития (данные логопедической диагностики). Адаптация к детскому саду проходит в сроки близкие к норме всего у 13% вновь поступивших детей. А так же отмечается повторная адаптация после длительного отсутствия ребенка в детском саду (к примеру отпуск родителей). А так же дети, не посещающие дошкольные учреждения по разным причинам (заболевание, нежелание родителей, ожидают очередь в ДОУ ) обращаются за консультациями, посещают занятия в ДОУ общеразвивающие или коррекционные – 25 детей.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. Сухомлинский
СодержаниеИгра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно (Приложение 1 – история).
Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении .
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пластичным.
Это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи. Он проигрывает тревожащие его ситуации, создает картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения. Он приобретает опыт положительного разрешения жизненных ситуаций, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт. Повышается мотивация ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Концептуальные подходы к содержанию программы песочной терапии основаны на идеях гуманистической педагогики, принципах развития образования детей. Проведение мероприятий по программе реализуют потребности детей в творчестве, познании, самореализации, цели и смысле жизни, уважении, радости. Реализация программы обеспечит удовлетворение одной из важнейших потребностях каждого ребенка- быть здоровым, эмоционально благополучным.
Интерактивная песочница позволяет интегрировать образовательные области и решить множество педагогических и коррекционных задач воспитателям, логопедам, психологам. С использованием песочницы
выстраиваются увлекательные занятия, соответствующие календарно-тематическому планированию и ФГОС. Занятия помогают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор, развивать познавательно-исследовательскую деятельность, память, улучшать коммуникативные навыки и речь, улучшать социальную адаптацию. Игры развивают мелкую моторику, снимают психоэмоциональное напряжение, способствуют концентрации внимания.
Воспитателям интерактивная песочница помогает создавать увлекательные занятия по окружающему миру, выстраивать доброжелательные взаимоотношения между детьми, погружает в изучаемую тему, помогает закрепить полученные знания.
Использовать песочницу можно с детьми от полутора лет. С интерактивной песочницей выстраивается индивидуальный маршрут для коррекции и реабилитации ребенка с ЗПР, ЗРР, ЗМР, СДВГ, ДЦП. Песочницу эффективно используют в индивидуальном, групповом формате, а так же в семейном консультировании.
Цели и задачи:
Основная цель метода – ненавязчивая помощь ребенку в освобождении от эмоциональных переживаний, беспокойств, волнений; мягкая корректировка нарушений поведения, речи, высших психических функций.
Подсознательно повысить самооценку ребенка, научить его справляться с трудностями, скорректировать психическое состояние. Способствовать развитию творческих способностей и фантазий.
«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»
Задачи:
Способствовать развитию коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности.
Развивать тактильную чувствительность как основу раскрепощения сознания детей.
Развивать все познавательные функции ( восприятие, внимание, память, мышление) речь.
Развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность.
Основные направления работы
Вся работа ведется в трех направлениях:
Социально- личностное | Здоровьесберегающее | Интеллектуальное |
Эмоциональное благополучие | физкультурно – оздоровительная работа | расширение кругозора детей |
положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям | профилактическая работа | формирование целенаправленного интереса к познанию |
развитие коммуникативной компетентности ребенка | работа по ОБЖ | развитие интеллектуальных способностей детей |
развитие социальных навыков у детей | | организация опытно – экспериментальной работы. |
бережное отношение к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному). | | |
Практикующие инновационные педагоги и воспитатели ДОУ, использующие в работе песочницу заметили следующее:
- рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время занятий, развлечений;
- у метода нет особых правил. Дети могут рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра;
- развивается моторика;
- одновременно с моторикой развивается речь. Совершенствуется графомоторика. Дошкольники совершенствуют способность повторять контур, правильно удерживать палочку/ручку, соблюдать ритм движений.;
- подходит для любого возраста . магия сыпучей анимации не оставляет равнодушным никого.;
- избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов. Тиков, бессонницы. Здоровые дети на таких занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях;
- помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.
Эти показатели и будут являться ожидаемым результатом использования песочной терапии в наших детских садах.
Проект направлен на приобретение мобильной песочницы в 5 дошкольных образовательных организаций района.
Песочница очень компактна, занимает мало пространства и может размещаться на столе. Идеально подходит для развивающих центров и кабинета психолога, логопеда и воспитателей.
Применение:
Песочница нашла широкое применение в различных сферах развития детей всех возрастов — от общего и дополнительного образования до психокоррекции и работе с ОВЗ. Адаптивная вариативная развивающая среда, формируемая вокруг песочницы, позволяет проектировать и реализовывать занятия не только в соответствии с ФГОС и внутренними программами российских образовательных и коррекционных учреждений, но и с международными стандартами.
Образование
Ребенок лучше усвоит материал, собственными руками моделируя Байкал и Уральские горы, реконструируя Куликовскую битву и падение метеоритов в эпоху динозавров. С помощью песочницы можно изучать географию, историю, астрономию, природоведение, ОБЖ, естествознание, биологию, иностранные языки.
Развитие
Песочница идеальна для развития “гибких навыков”: командной работы, речи и коммуникации, эстетического восприятия, мелкой и крупной моторики, координации движений, воображения и памяти, скорости реакции, творческих задатков, смекалки и логического мышления.
Психокоррекция
Метод песочной терапии сегодня используют психологи, педагоги и социальные работники для помощи детям, взрослым, парам, семьям, в индивидуальной и групповой работе. Метод полезен в психологическом консультировании, психокоррекции, психотерапии и юнгианском анализе.
ОВЗ Инклюзия
Исследования АГПУ, г.Астрахань, наглядно подтвердили высокую позитивную динамику психоэмоциональных показателей, включая агрессию и замедленную реакцию, концентрацию внимания, энергичность и координацию движений у детей с ОВЗ при работе с ними на песочнице.
Практичные резиновые игрушки для песочницы разнообразят любую игру. Домашние и дикие животные, морские обитатели, деревья и многое другое для радости обучающихся.
Набор «Ферма»
Набор «Автомобили»
Набор «Спец. Техника»
Набор «Кошки»
Набор 2Собаки»
Набор «Динозавры»
Набор «Вымершие животные»
Набор «Насекомые»
Набор «Морские обитатели»
Набор деревянных кубиков «Животные»
Набор для работы с песком – палочки, лопатки, и др.
Резиновые коврикиКоврики-елочки задержат просыпавшийся песок в своих сотах, не давая ему распространиться по помещению. Проблема многократных уборок после игр с песком решена.
Крышка для коробаКрышка из фанеры защитит песок от попадания пыли и сора. Она очень легкая и за счет нейтрального белого цвета удачно "впишется" в гамму любого интерьера.
Методические пособияДля комплексной работы педагога с детьми методические пособия, которые также предусматривают наличие у обучающихся ОВЗ и других проблем развития.
Разработана программа для работы с детьми в песочнице по развитию речи.
Кварцевый песокПесок для наполнения с блестками. Очищенный, высококачественный, светлый и мелкофракционный, он обеспечит отличную цветопередачу и комфортную работу.
Ребенок воспринимает мир непосредственно через игру, движение, ощущения и образы. Песочная терапия позволяет совместить все это в одном процессе: пока ребенок строит что-то на песке, у него задействованы мелкая моторика, сенсорика, воображение, восприятие, ребенок активно использует ролевую игру, фантазирует, развивает речевые навыки.
Ценность песочной терапии в том, что решение проблемы происходит именно в рамках индивидуального понимания мира каждого конкретного малыша, в соответствии с его возрастом, характером и другими особенностями. На песке в игровой форме происходит отреагирование различных эмоций - обиды, страхов, злости, тревоги, напряжения. Решая проблемы на песке в символическом виде, ребенок по-настоящему разрешает свои внутренние конфликты. Главным помощником в эти моменты для ребенка является специалист/воспитатель, который поможет ребенку прийти к гармонии с собой и окружающим миром, а так же гармонизирует психоэмоциональное состояние ребенка.
Итак, основные механизмы песочной терапии:
Психодиагностика с помощью песочницы;
Быстрое установление доверия со стороны ребенка с помощью игры;
Интерес и удовольствие от занятий;
Развитие важных отделов центральной нервной системы посредством развития мелкой моторики;
Эффект релаксации от взаимодействия с песком;
Отыгрывание внутренних проблем в смысловом поле ребенка.
Интерактивная песочница поможет в работе:
Воспитателя
Мобильную песочницу можно адаптировать под любой возраст, включая ранний.
Педагога
Возможности песочницы - имитировать ландшафт, поэтому их активно используют на занятиях географии, истории, природоведения.
Психолога
Игры с песком успокаивают и расслабляют, способствуют снятию
напряжения, а также уcкоряют процесс социализации.
Логопеда
Песочная терапия - актуальный способ работы с детьми с речевым и другими нарушениями развития.
Ожидаемые результаты.
Необходимо помнить, что полученные результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале курса.
Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
Развитие воображения, творческого потенциала;
Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
Развитие самооценки и уверенности в себе;
Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
Формирование положительных черт характера.
Показания к курсу занятий:
проблемы поведения различного характера;
замкнутость, неуверенность, заниженная самооценка;
трудности в общении;
трудности адаптации в детском саду;
дети с особыми потребностями — ДЦП, ЗПР, РДА, СДВГ;
ранний детский аутизм (РДА), аутистическое расстройство;
синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
общее недоразвитие речи (ОНР), моторная алалия, сенсо-моторная алалия;
профилактика развития невротических и психосоматических расстройств;
страхи, ночные кошмары;
энурез, энкопрез;
проблемы взаимодействия с родителями, сверстниками;
и многое другое (обсуждается индивидуально на консультации специалиста).
Занятия песочной анимацией помогут принести пользу ребенку в разных аспектах жизни:
- соотнести игру с реальной жизнью,
- сформировать чувство комфорта и безопасности,
- снять мышечное напряжение,
-расширить словарный запас,
- улучшить зрение и концентрацию внимания,
- развитие слуховых способностей,
-овладеть навыками письма и чтения.
Песочная терапия особенно актуальна для детей дошкольного возраста, ведь маленькие дети чаще затрудняются в выражении своих мыслей из-за
недостаточного речевого развития, бедности представлений или задержки общего развития.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, полет детской фантазии, творческий процесс, подкрепленный бессознательным. Здесь нет правил и определенных техник, а потому нет и поводов для расстройства малыша – все, что он делает, правильно и необходимо.
Несомненное преимущество данной техники в том, что ее можно использовать с самого раннего детства. Это позволит родителям узнать о том, как видит окружающий мир их малыш, чего он боится и о чем переживает. Все актуальные мысли ребенка покажут ожившие персонажи песочной игры.
Главное достоинство метода в том, что ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир в живом трехмерном пространстве, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.