Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи
Пояснительная записка к презентации
Использование ЛЕГО-технологии с дошкольниками ОНР
PPTX / 6.36 Мб
СЛАЙД 1
Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.
СЛАЙД 2
Наверное, каждый из нас разбирая игрушки своих взрослеющих детей, задумывается, что из представленного разнообразия может пригодиться в нашей коррекционо-логопедической работе. Три года назад я принесла в детский сад увесистый сундучок с конструктором ЛЕГО. И задумалась о том, как же мне более эффективно использовать данный материал в работе с детьми.
Прошло время, в моем арсенале появилось множество идей, которые я представила на Всероссийский конкурс и стала победителем в номинации «Лучший педагогический опыт».
Итак, отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.
Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе.
СЛАЙД 3
Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
СЛАЙД 4
При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития речи:
• С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающяя работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
• Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
СЛАЙД 5
ЛЕГО – это конструктор для всех возрастных категорий детей. Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.
СЛАЙД 6
Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.
СЛАЙД 7
Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.
Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;
формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);
формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.
постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;
овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;
развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)
СЛАЙД 8
Конструкторы ЛЕГО используются нами в играх разнообразной направленности:
– диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);
– дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
– В ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
СЛАЙД 9
ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.
СЛАЙД 10
Огромную роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие.
Главное значение сенсорного воспитания по Марии Монтессори состоит в создании основы для развития мышления через расширение поля восприятия. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов позволяет усилить коррекционно-обучающий эффект при проведении занятий по обобщению сенсорного опыта. Дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске.
Впечатления, полученные при активном взаимодействии с внешним миром, дают пищу разуму для выработки абстрактных понятий.
СЛАЙД 11
При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).
При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
СЛАЙД 12
Перед учителем-логопедом в работе с детьми с ОНР стоит важнейшая задача по построению системы коррекционной работы таким образом, чтобы ее осуществление гарантировало успешное овладение каждым ребенком звуко-слоговым анализом и синтезом.
Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы. Предлагаю детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.
СЛАЙД 13
Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.
СЛАЙД 14
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.
СЛАЙД 15
Кроме того в работе с детьми я использую наглядные модели упражнений артикуляционной гимнастики. При знакомстве с названиями упражнений сначала использую изготовленные из ЛЕГО модели-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями при помощи модели-символа показываю, над каким упражнением будем сегодня работать. Сначала самостоятельно воспроизвожу принцип построения данной модели, а затем дети, работая по предложенному образцу или используя собственную фантазию, собирают тот или иной объект.
СЛАЙД 16
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
СЛАЙД 17
Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.
Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.
СЛАЙД 18
Не только логопеды, воспитатели, но и другие педагоги и даже родители используют идеи и приемы, предложенные нами для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики.
В третьем номере ежемесячного логопедического журнала для родителей нашего детского сада «Болтунишки», мы познакомили читателей с возможностями использования конструктора ЛЕГО для развития речи детей. Нас радует, то, что мы получили положительные отклики на предложенную информацию и нашли единомышленников и последователей в этой увлекательной работе.
Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.
Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.
СЛАЙД 19
Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование речи.
Желаю всем успеха!