Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи

2
0
Материал опубликован 18 January 2019

Пояснительная записка к презентации


Использование ЛЕГО-технологии с дошкольниками ОНР
PPTX / 6.36 Мб

СЛАЙД 1

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Одной, из которых является ЛЕГО-технология.

СЛАЙД 2

Наверное, каждый из нас разбирая игрушки своих взрослеющих детей, задумывается, что из представленного разнообразия может пригодиться в нашей коррекционо-логопедической работе. Три года назад я принесла в детский сад увесистый сундучок с конструктором ЛЕГО. И задумалась о том, как же мне более эффективно использовать данный материал в работе с детьми.

Прошло время, в моем арсенале появилось множество идей, которые я представила на Всероссийский конкурс и стала победителем в номинации «Лучший педагогический опыт».

Итак, отличительной особенностью стандарта нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. Это дает возможность формировать у детей с ОНР как речевую, так и  связанные с ней неречевые виды деятельности.

Поэтому применение ЛЕГО-технологий, являются незаменимыми в коррекционно-логопедической работе.

СЛАЙД 3

Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.

Игра – важнейший спутник детства. «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.

СЛАЙД 4

При использовании ЛЕГО-технологий, мы можем отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для развития  речи:
•    С поделками из конструктора  ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен: нет риска порезаться, проглотить ядовитый химический состав, например клей. У ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
•    При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции  вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
•    В работе с конструктором ЛЕГО у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
•    Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающяя работа воспринимается им как игра.
•    Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.

•    Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

СЛАЙД 5

ЛЕГО это конструктор для всех возрастных категорий детей. Фирмой ЛЕГО предлагается широкий выбор наборов, которые могут быть использованы в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР I, II и III уровней.

СЛАЙД 6

Конструкторы ЛЕГО позволяют учитывать гендерные особенности детей. Благодаря этому в ходе игры идет усвоение содержания женской и мужской модели личности, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения характерных для того или иного пола.

СЛАЙД 7

Работая с детьми с ОНР и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний.

Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:

развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем;

формированию грамматической составляющей речи (обрабатыванию навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразованию существительных с предлогами и без, словообразованию глаголов с использованием различных приставок, а так же образование сложных слов);

формированию и развитию правильного длительного выдоха. Причем чем причудливее декорации для данного этапа работы, построенные самим ребенком, тем живее проходит эта работа.

постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);

формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь;

овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела – это классическая профилактика нарушений письма;

развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (ЛЕГО оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи)

СЛАЙД 8

Конструкторы ЛЕГО используются нами в играх разнообразной направленности:

диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);

дидактические игры (на основе описанных в общей и специальной педагогике дидактических игр педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);

В ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.

СЛАЙД 9

ЛЕГО-игры помогают развивать интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, то есть умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей; умение находить ошибки и недостатки; а также способность предвидеть результаты своих действий.

СЛАЙД 10

Огромную  роль в коррекционной работе с детьми с ОНР играет сенсорное развитие.

Главное  значение   сенсорного воспитания  по Марии Монтессори состоит  в создании основы  для  развития  мышления  через расширение поля  восприятия. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов позволяет усилить коррекционно-обучающий эффект при проведении занятий по обобщению сенсорного опыта. Дают возможность различать и классифицировать предметы по форме, размеру и окраске.

Впечатления, полученные при  активном  взаимодействии  с внешним миром, дают пищу разуму для выработки  абстрактных понятий.

СЛАЙД 11

При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).

При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.

СЛАЙД 12

Перед учителем-логопедом в работе с детьми с ОНР стоит важнейшая задача по построению системы коррекционной работы таким образом, чтобы ее осуществление гарантировало успешное овладение каждым ребенком звуко-слоговым анализом и синтезом.

Чтобы выкладывание схем не превратилось в однотипное, занудное занятие, я использую различные формы работы. Предлагаю детям выложить схемы из специальных фишек на ЛЕГО-коврике, построить из различных деталей, посадить звуки в вагончики, поселить в домики и др. Таким образом, на занятии используется одновременно несколько анализаторов – зрительный, речедвигателъный, слуховой и тактильный.

СЛАЙД 13

Манипулируя деталями конструктора ЛЕГО ребенок, превращая их то в одну, то в другую букву, запоминает образ буквы, лучше различает сходные буквы, что помогает освоить азы грамоты и выполняет роль наглядной опоры. Причём в данном случае наглядность представлена объёмными предметами и воспринимается со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Стараясь как можно точнее передать форму, ребёнок активно работает пальцами, причём чаще всеми десятью. Происходит мощное воздействие на тактильные рецепторы, а это, способствует развитию речи.

СЛАЙД 14

Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.

Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный.

СЛАЙД 15

Кроме того в работе с детьми я использую наглядные модели упражнений артикуляционной гимнастики. При знакомстве с названиями упражнений сначала использую изготовленные из ЛЕГО модели-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями при помощи модели-символа показываю, над каким упражнением будем сегодня работать. Сначала самостоятельно воспроизвожу принцип построения данной модели, а затем дети, работая по предложенному образцу или используя собственную фантазию, собирают тот или иной объект.

СЛАЙД 16

Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов. (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).

СЛАЙД 17

Использование ЛЕГО-технологий в логопедическом процессе даёт возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом работа над связной речью ведётся в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности.

Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является логопсихокоррекционная ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).

Дети часто сами создают декорации, на занятиях по конструированию, в свободное время, иногда дома с родителями. Надо отметить, что логопед, участвуя в создании конструкций, занимается с детьми, имеющими наиболее сложные речевые дефекты, при которых необходимо проговаривание собственных действий или использование отражённой речи.

СЛАЙД 18

Не только логопеды, воспитатели, но и другие педагоги и даже родители используют идеи и приемы, предложенные нами для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики.

В третьем номере ежемесячного логопедического журнала для родителей нашего детского сада «Болтунишки», мы познакомили читателей с возможностями использования конструктора ЛЕГО для развития речи детей. Нас радует, то, что мы получили положительные отклики на предложенную информацию и нашли единомышленников и последователей в этой увлекательной работе.

Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Во время выполнения практических заданий включаются различные группы мышц, происходит развитие и коррекция моторики рук, познавательно-речевой деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка.

СЛАЙД 19

Уверена, что чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с ОНР, тем более успешным будет формирование речи.

Желаю всем успеха!

Предварительный просмотр презентации

Использование ЛЕГО-технологии в работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи Подготовила: учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детского сада № 7 «Золотая рыбка» Стрижевская О.Е.

Распространение педагогического опыта Победитель Всероссийского конкурса в номинации «Лучший педагогический опыт» октябрь 2014 г. Публикация на сайте апрель 2014 г. Участие в VII Общероссийской научно-практической конференции ноябрь 2013 г.

ЛЕГО – тип детского конструктора, игровой феномен, самый популярный бренд в мире конструкторов. ЛЕГО – тип детского конструктора, игровой феномен, самый популярный бренд в мире конструкторов. LEGO – это серия развивающих разнообразных предметов. Основой набора является кирпичик ЛЕГО – деталь, представляющая собой полный пластмассовый блок, соединяющийся с другим таким же кирпичиком на шипах. В наборы входит множество других деталей: фигурки людей и животных, колеса и т.д. Из любого набора ЛЕГО можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.

Преимущества ЛЕГО-технологий в работе с детьми ОНР С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить У ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающяя работа воспринимается им как игра Ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации

конструктор ЛЕГО для детей от 1 года до 3-х лет конструктор ЛЕГО для детей от 3-х до 5 лет конструктор ЛЕГО для детей от 5-ти до 7 лет

ЛЕГО для мальчиков ЛЕГО для девочек

Применение ЛЕГО-технологий на логопедических занятиях способствует: Развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных лексических тем; Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры; Овладению звуко-буквенным анализом слов; Развитию сенсорных представлений; Формированию пространственной ориентации; Развитию и совершенствование высших психических функций; Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук

Направленность игр театрализованные игры дидактические игры диагностика

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ЭЛЕМЕНТОВ В ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРАХ Д/И «СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ» Д/И «ЗМЕЙКА» Игры направлены на закрепление основных цветов и оттенков. Ребенок учится собирать фигуры в определенной последовательности.

Д/И «БАШЕНКИ» Д/И «БАШЕНКИ» Ребенок закрепляет понятия величины: «высокий» - «низкий», «выше» - «ниже» Д/И «ДОРОЖКИ» Игра направлена на закрепление величины: «длинный» - «короткий», «длиннее» – «короче»

Д/И «ЛЕСЕНКА» Д/И «ЛЕСЕНКА» В данной игре закрепляется порядковый, обратный и счёт от заданного числа Д/И «НАЙДИ СВОЕ МЕСТО» Игра направлена на развитие ориентировки в пространстве на плоскости (лево – право – верх – низ – середина)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА На строительной плате ЛЕГО кубиками разного цвета дети с удовольствием выкладывают звуковые схемы слов. Отрабатывается дифференциация звуков по твердости-мягкости (на зеленую плату кладем картинки с мягким согласным, на синюю – с твердым).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ БУКВ И ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ Выкладывание из кубиков ЛЕГО заданных букв. Отгадывание буквы (с закрытыми глазами). Необходимо определить на ощупь, какая буква, назвать её, придумать слова, содержащие эту букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРЯ, ЗАКРЕПЛЕНИЯ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДЛОГОВ В РЕЧИ Д/И «ГДЕ НАХОДИТСЯ ПРЕДМЕТ» Игра направлена на закрепление предлогов Отрабатывая лексические темы, можно предложить детям сконструировать фигуры предложенных предметов (мебель, транспорт) или живых существ. Объемные изображения активизируют фразовую речь, способствуют развитию образного мышления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГО ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ «Грибочек» «Лопаточка» «Лошадка» «Заборчик» «Окошечко»

РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА СОЗДАНИЕ ЛЕГО-ПЕРСОНАЖА Играя с конструктором дети максимально проявляют свою фантазию. У ребенка появляется возможность создать персонаж, отразить его качества и проиграть действия с ним. Что способствует развитию речи и накоплению словаря.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ Лексическая тема «Домашние животные» «Путешествие на загадочный остров» Автоматизация звука [Р]

Вместе это интересно… Журнал «Болтунишка» Уголок для родителей

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации