ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №27 «Петушок», г. Саянск, Иркутская обл.
ПРОЕКТ
«Развитие речи через
коммуникативные игры»
Выполнила: Кузнецова Алена Борисовна,
МДОУ № 27 г. Саянск, Иркутская обл.
2022 г
ПРОЕКТ«Развитие речи через коммуникативные игры»
Выполнила: Кузнецова Алена Борисовна, МДОУ № 27 г. Саянск, Иркутская обл.
План работы
Пояснительная записка. ……………..………………………………......2
Актуальность. ……………………….…………..…………………..…....2
Цель, задачи. ………………………………….………………………...3-4
Участники, длительность проекта, материал. ……………………….…4
1 этап - подготовительно-информационный, сбор информации……....4
Основная часть: …………………………….…………………………….4
1.1. Календарно-тематический план на месяц………….…………...4-12
1.2. Модель взаимодействия с педагогами……………………..….…..13
1.3. Перечень методов и приёмов на развитие коммуникации…..12-14
2 этап – практический (познавательный)……………………………...14
2.1 Описание особенностей речевого развития……………..……..14-17
2.2 Перечень методик коммуникативного развития..………….….17-18
2.3 Картотека коммуникативных игр……………………………….18-21
2.4 Конспект фронтального занятия………………………………..22-27
2.5 Методики речевого развития……………………………………27-29
2.6 Индивидуальный маршрут сопровождения ребёнка…………..29-33
2.7 Рекомендации для педагогов…………………………………….….34
2.8 Рекомендации для родителей……………………………………….34
3 этап: заключительный ………………………………………………34
(представление презентации по основным этапам проекта)
Пояснительная записка:
Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Если у ребенка недостаточно сформированы коммуникативные умения в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть проблемы в межличностностного и внутриличностного характера.
Игровой деятельности в воспитании уделяется особое внимание как средству коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника.
Коммуникативные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Актуальность:
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.
Основной смысл коммуникативных игр – развёртывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками.
Коммуникативные игры интересны и актуальны, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а также в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.
Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
Задачи:
Образовательные: апробировать в педагогическом процессе комплекс игр, направленных на формирование коммуникативных умений дошкольников в игровой деятельности. Расширять, обогащать и активизировать словарь ребенка посредством коммуникативных игр.
Развивающие: совершенствовать диалогическую форму речи; развивать саморегуляцию и произвольность, развивать эмоциональную сферу, внимание, самоконтроль, умение управлять своим поведением.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, развивать творческую инициативу, фантазию; формировать опыт социального поведения, чувства партнерства, воспитание командного духа.
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста (5 - 6лет), учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, родители.
Материал: технические средства (компьютер, интерактивная доска); картотека игр и упражнений, видеотека; наглядный материал (презентации, иллюстрации); атрибуты для драматизации сказок, зеркала по количеству детей.
Длительность: среднесрочный
Основная часть:
1 этап – подготовительно-информационный, сбор информации.
1.1. Календарно - тематический план на месяц.
1.2. Модель взаимодействия с другими педагогами.
Учитель-логопед. Развитие коммуникативной активности дошкольников. Формирование навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту. Формирование игровых мотивов взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
Педагог-психолог. Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений. Формирование социальной направленности дошкольников и способности восприятия сверстников на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия.
Музыкальный руководитель. Коррекция внимания детей. Совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы, формирование умения воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключение с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, ритм.
Инструктор по физической культуре. Коррекция и развитие общей моторики. Преодоление трудностей в общении, коррекция дружеских взаимоотношений. Развитие физиологического дыхания.
1.3. Перечень методов и приемов на развитие коммуникации.
В данном проекте использовались:
Наглядные методы
Практические методы
Словесные методы
Наглядные методы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.
К словесным приемам относят речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.
Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Используются игры, упражнения, пластические этюды. Они используются для решения речевых задач.
Можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.
Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяется в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи.
Продуктивные методы предполагают приёмы: построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает, контролирует, анализирует и комбинирует их всякий раз по-новому.
2 Этап – Практический – познавательный.
2.1. Особенности речевого развития детей старшего
дошкольного возраста с речевыми нарушениями (ОНР)
Общее недоразвитие речи представляет собой различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается патологический ход речевого развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, замедленный темп речевого развития, ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение формирования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. У детей с нарушениями речи значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Наряду с общей соматической ослабленностью детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью нервных процессов. Наличие общего недоразвития у детей приводит с стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть «лепетная» речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
Выделяют четыре группы детей с общим недоразвитием речи по степени сформированности логических операций.
Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна. Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд. У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь. Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста в норме
Звукопроизношение. Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.
Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор).
Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).
Связная речь. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.
2.2. Перечень методик коммуникативного развития.
Методика для развития связной речи Андреевой Н.Г.
Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова)
Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Веракс)
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова)
Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)
«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)
«Капитан корабля» (П. Экблад)
Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)
Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко)
Методика «Маска» (А.М.Щетинина)
Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина)
Методика «Выбор в действии» (Я.Л.Коломенский)
2.3. Картотека коммуникативных игр для детей 5-7лет
Назови ласково
Цель: развитие умения работать в группе. Дети стоят в кругу. Ведущий рассказывает, что к ним в гости пришла плакса, чтобы познакомиться и поиграть с детьми. Предлагает подумать, что нужно сделать, чтобы плаксе понравилось в гостях, и он захотела прийти к ним снова. Ведущий предлагает детям игрушку – плаксы и предлагает погладить, приласкать, поговорить ласково.
Как ты себя чувствуешь
Цель: развить умения чувствовать настроение другого.
Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.
Я начну, а ты закончи
Цель: учить понимать смысл сообщений, выделять основную идею высказывания, продолжать мысль собеседника. Оснащение: игрушки. Педагог разделяет детей на две команды. Участникам одной команды нужно придумать начало истории про игрушку, игрокам другой команда – её конец. По окончании команды меняются местами.
Вежливый Я
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Липучки
Цель: развить умения чувствовать настроение другого.
Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом припевают (приговаривают): «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.
А я сегодня такой!
Цель игры: научить использовать мимику, пантомимику в общении. Дети стоят в кругу. Ведущий первым выходит в круг и произносит фразу «А я сегодня вот такой (ая)!», сопровождая ее каким-либо действием и мимикой, отражающими его настроение. (Например, ведущая улыбнулась и развела руки в стороны.) Все дети повторяют это движение и мимику, произнося:«Мария Ивановна сегодня ВОТ ТАКАЯ!» Затем в круг выходит следующий ребенок и показывает, какой он сегодня. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли ведущего.
Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Игра с масками
Цель: развить умения проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание.
Воспитатель предлагает детям по желанию надеть маску домашнего животного. Две маски могут построить диалог о том, как им живётся у своих хозяев, как они к ним относятся, а также, как они сами относятся к своим хозяевам.
В заключении делают вывод о необходимости бережного и ответственного отношения к своим питомцам.
Самый лучший
Цель: развить умение действовать в соответствии с заданной целью, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения сверстника.
Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций: рассмеши царевну; попроси игрушку у ребят; уговори маму пойти в цирк; помирись с товарищем; попроси ребят принять тебя в игру; посмеши ребят; расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.
Кого укусил комарик?
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
Скажи по-разному
Цель: развить умения чувствовать друг друга, дифференцировать слуховое восприятие.
Детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами, с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой).
- пойдём гулять;
- дай мне игрушку и др.
Диалог-шутка
Цель: развить умение осознавать и творчески исполнять различные выразительные интонации.
Воспитатель предлагает поиграть в диалог: читает все вопросы (строгая интонация), а дети хором повторяют слово “забыл” (плаксивая интонация).
- Где жил?
- Забыл.
- Где был?
- Забыл
- Что ел?
- Забыл
- Что пил?
- Забыл.
Игру можно варьировать.
1. Девочки задают вопросы, а мальчики отвечают и наоборот. Интонации при этом предлагаются различные.
2. Вопросы задаются хором детьми, а один ребёнок отвечает.
Покажи:
1. Твои плечи говорят: “Я горжусь”.
2. Твоя спина говорит: “Я старый человек”.
3. Твой палец говорит: “Иди сюда”.
4. Твоя голова говорит: “Нет”.
5. Твой рот говорит: “М-м-м. Я люблю это печенье”.
2.4. Анализ фронтального занятия в образовательной организации
Тема: Логопедическое игровое занятие «Радуга открытий». Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Продолжительность: 25 минут
Возраст детей: 6-7 лет
Место проведения: логопедическая группа.
Цель: формирование умения правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, связной речи посредством речевых игр и упражнений в коммуникативной деятельности.
Задачи: Образовательные: формировать умение правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, связной речи; образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением; определять количество слогов в слове.
Развивающие: развивать фонематический слух, артикуляционную и мелкую моторику. Воспитательные: вырабатывать умение работать в команде, стремиться добиваться нужного результата.
Материал: презентация «радуга», фонограммы: «Ветер», «Звон разбитого стекла», столы разного цвета (по цветам радуги), кубики с заданиями (чем больше по размеру кубик, тем задание сложнее), атрибуты: импровизированное «озеро», иллюстрация (русалка, ворона, муравей-Мураш, гномик Рома), листочки с заданиями-словами, схемы с нарисованными большими и маленькими предметами, игра «Буриме».
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ (Действия, деятельность педагога) | ПРИЕМЫ | МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (планируемые результаты) |
I. Мотивационный этап: | - Ребята, вчера я шла из д/сада домой, посмотрела на небо и подумала, как было бы хорошо, если бы на небе сияла радуга. Ведь радуга – это всегда радость, улыбки, прекрасное настроение. И сегодня я приготовила вам сюрприз. Хотите посмотреть? (на слайде появляется анимация-радуга). - Как красиво радуга сияет, сверкает, переливается разными цветами. - Что случилось? Радуга упала, рассыпалась на мелкие кусочки. | (на слайде появляется анимация-радуга). (Звучат фонограммы «Ветер», «Звон разбитого стекла») | Дети способны проявлять умение слушать других. |
2. Проблемно- ориентированны й этап: | - Ребята, это злой Колдун-Бормотун безобразничает. Колдун-Бормотун ужасно не любит разные звуки, музыку, песни, смех. Да он и сам-то половину звуков не выговаривает, особенно он не любит звук [Р], так как этот звук трудно произносить. Чтобы Бормотун стал добрее и перестал проказничать, предлагаю помочь ему научиться правильно произносить звук [Р]. - Но что же нам делать? Как вернуть нашу радугу? Отправиться на ее поиск. | (Детям предлагается оформить для Бормотуна опорную книжку-малышку для закрепления произношения звука [Р]). | Воспитанники интересуются окружающими предметами. Слушают взрослого, умеют принимать решение. |
3.Информационны й этап: | - Итак, отправляемся в увлекательное путешествие по волшебным цветным островам на поиски нашей радуги. Цвета радуги располагаются в определенной последовательности. Чтобы вспомнить в каком порядке располагаются цвета радуги, посмотрим видеофильм. (1 мин.) -Отправляемся к первому острову, какого цвета? (красного) | Видеофильм. (1 мин.) | Воспитанники интересуются окружающими предметами. Слушают взрослого, умеют принимать решение. |
4. Аналитико- практический этап: | КРАСНЫЙ ЦВЕТ Артикуляционная гимнастика: Чтобы научиться красиво и правильно произносить звук [Р], нашему языку необходимо каждый день делать гимнастику: (упражнение «Чашечка») Любим пить мы крепкий чай, ну-ка чашку подставляй; (упражнение «Качели») На качелях я качаюсь, высоко я поднимаюсь; (упражнение «Маляр») Красить потолок пора, пригласили маляра; (упражнение «Барабан») Барабанщик очень занят, барабанит, барабанит…д-д-д-д; (упражнение «Гармошка») На гармошке я играю, рот пошире открываю. К небу язычок прижму, ниже челюсть отведу; (упражнение «Лошадка»). Это веселая лошадка, темная, как шоколадка. Произношение изолированного звука Р: Упражнение: «Моторная лодка». Далее отправляемся на поиски следующего цвета радуги. 2. ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ Автоматизация звука Р в слогах: Ворона учит синичку проговаривать слоги: РА-РА-РА, РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ АР-АР-АР, ОР-ОР-ОР, УР-УР-УР. Игровое упражнение: «Придумаем имена»: И...(ра), Ве...(ра), Ле... (ра), Ки…(ра). Молодцы ребята, с заданием справились. Отправляемся на песчаный остров какого цвета? (желтого). 3. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ Характеристика звука [Р]. Уточнение правильной артикуляции звука [Р]. - Звук [Р] гласный или согласный? Согласный, выдыхаемый воздух встречает преграду - язык и зубы. - Звук [Р] глухой или звонкий? (контроль: положить руку на горлышко). Звонкий, горлышко «дрожит, звенит». - У звука [Р] есть домик, буква [Р]. Кто знает, как она выглядит? (показ). Предлагаю вам найти на острове и собрать все камни с буквой [Р]. Складывание буквы из камней. - С заданием справились. Следующий остров, на который поплывем, какой? (зеленый). 4. ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ Автоматизация звука Р в словах: Нам зеленом острове - гора. Но гора непростая, волшебная. Ее не обойти не перепрыгнуть. Чтобы отправиться дальше в путь, нужно выполнить задание. Делимся на 3 команды. Задания: 1.Выбрать слова в названии которых есть звук [Р]. 2. Посчитать, сколько слогов в слове? 3.Определить, где стоит звук [Р]: в начале, середине, конце слова? Выполнили задание. Отправляемся дальше, к острову какого цвета? 5. ГОЛУБОЙ ЦВЕТ - ФИЗМИНУТКА. На дорожке стоит страж - Муравей-Мураш. Муравей предлагает вам поиграть немного. Согласны? Задание: каждому из вас нужно взять по кубику, под музыку мы все двигаемся, отдыхаем, но по сигналу вы должны составить муравейник из кубов (по схеме). 6. СИНИЙ ЦВЕТ Автоматизация звука Р в предложенияхГномик Рома нас встречает у домика. Гномик маленький и все предметы у него маленькие. Предложения: У Ромы не большая рубашка, а маленькая рубашечка. У Ромы небольшие шорты, а маленькие… У Ромы небольшие кроссовки, а маленькие …У Ромы не большая куртка, а маленький…У Ромы не большая шапка, а маленькая … Каждый ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме. 7. ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме». Гномик Рома очень любит сочинять стихи, но у него еще не совсем получается подобрать нужные слова, поможем ему? Я вам прочитаю начало строчки стихотворения, а вы послушайте и попробуйте его закончить. На картинках предметы, названия которых рифмуются между собой. Взрослый проговаривает первую строчку, дети при помощи картинки придумывают вторую. Образец: На праздничной рубашке Большие белые ромашки. И т.д. - Благодаря нашим знаниям и стараниям радуга снова сияет на небе. - Ребята, а какая книжка-малышка получилась у нас замечательная, уверена, она понравится Бормотуну, поможет ему правильно произносить звук [Р]. | Видеофайлы Использование наглядного материала. Использование наглядного материала. Использование наглядного материала. Складывание буквы из камней. Использование наглядного материала, словесных инструкций. Двигательная активность. Составление «муравейника» из кубов (по схеме). Словесная инструкция. Применение схем с нарисованными большими и маленькими предметами стихи-буриме. Оформление книжки-малышки | Артикуляционн ый аппарат подготовлен к дальнейшей речевой деятельности. Способны чётко и правильно произнести изолированно звук [Р]. Способны воспроизвести слоговую цепочку из прямых и обратных слогов. Воспитанники способны дать характеристику звуку, способны самостоятельно уложить органы артикуляции в правильном положении. Умеют распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком. Дети способны выполнять инструкции взрослого, помогать друг другу. Дети способны самостоятельно выполнить задание. Снятие мышечного напряжения, удовлетворение двигательной активности. Дети способны самостоятельно произнести фразу, образовать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Построение речевого высказывания в ситуации общения. Дети достаточно хорошо владеют устной речью, способны составить двустишья по образцу и самостоятельно. Закрепление этапов автоматизации звука [Р], при Внесении данных в книжку- малышку |
5. Рефлексивный этап | -Ребята, что было для вас самым интересным? Почему? Что вызвало затруднение? - Наше занятие подошло к концу. Благодарю всех вас за вашу любознательность и активность. | | Дети могут выражать свои мысли и желания. Могут построить высказывания в ситуации общения. |
ВЫВОДЫ
Все этапы в игровом занятии при автоматизации звука проведены в определенной последовательности, структура занятия не нарушена. Цель занятия достигнута. Задачи выполнены полностью. Занятие построено от простого, к сложному. Прослеживается плавный переход между частями занятия.
Использование игровых методов и приемов, а также создание разнообразной интересной речевой среды способствует решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребенка в целом. А также целью использования игровых методов и приемов является: повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности и самостоятельности детей с ОНР.
2.5. Методики речевого развития
НАЗВАНИЕ | ЗАДАЧИ | РЕЗУЛЬТАТЫ | ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ |
Мнемотехника (мнемотаблица - при заучивании стихотворения) | Мнемотаблица использована для решения следующих задач: развитие ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения. | В процессе обучения ребенок легче воспринимает и перерабатывает зрительную информацию, сохраняет и воспроизводит её последовательно. | Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Мнемотаблицы можно использовать не только при заучивании стихов, но и для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы. |
Артикуляционная гимнастика | Укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. | В результате у ребенка вырабатываются полноценные движения и положения артикуляционных органов, которые необходимы для правильного процесса звукопроизношения. | Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики позволяет: укрепить мышцы и органов артикуляционного аппарата, а также улучшить их подвижность; научить ребенка удерживать необходимую артикуляционную позу; увеличить амплитуду движений; уменьшить напряженность органов артикуляционного аппарата; подготовить дошкольника к правильному звукопроизношению. Упражнения проводятся каждый день примерно по 3-5 минут. Все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением. Сначала все занятия проводятся перед зеркалом, потому что на этом этапе очень важен зрительный самоконтроль. Количество повторений того или иного упражнения индивидуальна. |
Пальчиковая гимнастика | Развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, точной координации движений. Совершенствование зрительно-двигательной координации. Совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия речи. | В результате выполнение упражнений, ритмических движений пальцами, сопровождаемых короткими стихотворными строчками, у ребёнка речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. | Пальчиковая гимнастика создаёт не только благоприятный фон и развивает умение подражать взрослому, но и учит вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка. |
2.6. Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
Ф.И. ребёнка: Антон Б. Возраст: 5 лет
Логопедическое заключение: F 80.1; дислалия, обусловленная общим недоразвитием речи (ОНР 3 ур.р.р.)
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА
Строение органов артикуляционного аппарата: подъязычная уздечка – укороченная, небо - высокое; язык, губы – N. Видимых аномалий в строении зубочелюстной системы не выявлено.
Уровень развития моторики: Артикуляционная моторика: неточность произвольных артикуляционных движений языка, губ. Объем движений неполный. Общая моторика в пределах возрастной нормы. Мелкая моторика рук недостаточно развита. Ведущая рука – правая.
Звуковая сторона речи: голос нормальный, дыхание поверхностное, артикуляция нечеткая смазанная. Понимание речи сохранно.
Звукопроизношение. Полиморфное нарушение звукопроизношения: сигматизм свистящих – с, з (смягчение); парасигматизм свистящих: ц – ть; парасигматизм шипящих (смазанная артикуляция, смягчение): ш – сь, ж – зь, ч – ть, щ – сь. Ламбдацизм: л, ль – отсутствие звука. Ротоцизм: р, рь – отсутствие звука.
Фонематическое восприятие нарушено. Трудности в воспроизведении слогов, близких по акустическим признакам. Не определяет наличие заданного звука в слове, затрудняется в подборе слов на заданный звук
Звуковой анализ и синтез не сформирован.
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова нарушено. В сложных по слоговой структуре словах допускает ошибки: пропуски слогов, перестановки, упрощение стечения слогов в словах.
Словарный запас сформирован недостаточно. Объем словаря в рамках обиходно-бытовой тематики. Неточное употребление слов-действий, слов-предметов. Не знает названия некоторых детенышей животных. Не подбирает обобщающие слова к некоторым однородным предметам, заменяя их другими словами или поочередно называет предметы каждой однородной группы. Затрудняется подобрать слова-синонимы; неправильно подбирает слова-антонимы. Испытывает затруднения в образовании приставочных глаголов (замена более простыми).
Грамматический строй речи сформирован недостаточно. Затруднения в словообразовании и словоизменении. Затруднения в понимании и употреблении приставочных глаголов.
Связная речь недостаточно сформирована. В речи использует простые распространенные предложения. Составляет рассказ по сюжетной картинке при помощи взрослого. При самостоятельном раскладывании серии сюжетных картинок, последовательность не соблюдает. Рассказ по серии сюжетных картинок составляет, но непоследовательно. При пересказе сказки последовательность событий не нарушает, но немного сокращает текст.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения | |
Цель программы | Устранение нарушений речи посредством специального обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка |
Задачи | 1. Развитие общей и мелкой моторики. 2. Развитие артикуляционной моторики. 3. Развитие моторики артикуляционного аппарата 4. Развитие просодической стороны речи:(голосовых функций, темпа течи, интонации, речевого дыхания) 5. Развитие мимической мускулатуры 6. Формирование нормированного звукопроизношения 7. Развитие фонематических процессов 8. Совершенствование слоговой структуры слова 9. Коррекция лексико-грамматического строя и связной речи. 10.Развитие ВПФ (психологической базы речи) |
Срок реализации |
Направление Коррекционной работы | Содержание |
Развитие общей моторики | Совершенствование переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных упражнений. Совершенствование динамической координации движений, пространственной организации движений, ритмического чувства. |
Развитие мелкой моторики | Развитие и совершенствование статической и динамической координации движений (пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.) Совершенствование графомоторных навыков. |
Развитие моторики артикуляционного аппарата | Развитие и совершенствование двигательной функции губ и языка. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Упражнения для развития точности движений кончика языка. Создание условий для совершенствования динамической организации движений артикуляционного аппарата. |
Развитие просодической стороны речи: (голосовых функций, темпа течи, интонации, речевого дыхания) | Совершенствование продолжительности и силы выдоха. |
Развитие мимической мускулатуры | Развитие мимико-артикуляционных мышц. Создание условий для произвольного формирования определённых мимических поз, символического праксиса. |
Формирование нормированного звукопроизношения | Постановка, автоматизация звука [Ж] в слогах, словах, дифференциация звуков [Ж - З], автоматизация звука [Ж] в предложениях, связной речи. Постановка, автоматизация звука [Щ] в слогах, словах, дифференциация звуков [Щ - С'], автоматизация звука [Щ] в предложениях, связной речи. Постановка, автоматизация звука [Ч] в слогах, словах, дифференциация звуков [Ч- Т'], автоматизация звука [Ч] в предложениях, связной речи. Постановка, автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях, связной речи. Автоматизация звука [Л'] в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференциация звуков [Л - Л']. Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, автоматизация в предложениях, связной речи. Постановка, автоматизация звука [Р'] в слогах, словах, предложениях, связной речи Дифференциация звуков [Р - Р']. Дифференциация звуков [Р - Л]. |
Развитие фонематических процессов | Создание условий для различения слогов со сходными звуками, изолированных звуков, различение правильно и неправильно произносимых логопатом непарных слов. Создание условий для воспроизведения слоговых рядов. Создание условий для совершенствования фонематического анализа: выделение гласного звука, стоящего в начале слова; согласного звука, стоящего в начале и конце слова. Создание условий для совершенствования фонематического синтеза (составление слов из заданных звуков). Создание условий для умения подбирать слова на заданный звук, заданное количество звуков, определение количества, последовательности и места слов в предложении (фонетический анализ). |
Совершенствование слоговой структуры слова | Создание условий для совершенствования слоговой структуры при произношении слов со стечением согласных и употребление их в составе простого предложения. Работа по нормализации ритмической стороны речи на материале неречевых звуков (воспроизведение ритмов) |
Совершенствование словарного запаса | Активизация и обогащение словаря по лексическим темам, формирование обобщённого понятия слов по группе однородных предметов. Расширение словаря прилагательных (подбор определений к предметам). Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.). Совершенствование словаря синонимов и антонимов. |
Совершенствование грамматического строя речи | Создание условий для совершенствования грамматического строя речи: - Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. - Образование множественного числа существительных. - Образование относительных прилагательных. - Образование притяжательных прилагательных. - Практическое употребление в речи простых предлогов - Употребление приставочных глаголов. - Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, омонимов, родственных слов |
Совершенствование связного высказывания | Создание условий для совершенствования умения составлять простое предложение по картине, рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказ прослушанного текста. |
Развитие ВПФ (психологической базы речи) | Создание условий для совершенствования зрительного и слухового внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления. - Игры и упражнения на совершенствование зрительного восприятия «На что похоже?», серия «зашумлённых» картинок Игры и упражнения на совершенствования словесно-логического мышления «Четвёртый лишний» (по лексическим темам) Игры и упражнения на развитие зрительного внимания «Что изменилось?» Формирование мотивации к занятиям, самоконтроля за качеством собственного звукопроизношения. |
2.7. Рекомендации для педагогов, учитывая речевые особенности ребенка
Необходимо:
-всесторонне развивать личность ребенка-логопата;
-обучение должно носить воспитывающий характер;
-учитывать возрастные особенности ребенка;
-осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
-предъявлять программные требования с учетом возможных специфических (речевых) ошибок;
-учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал;
-добиваться прочности приобретенных знаний и навыков;
-широко использовать наглядность, игровые приемы.
2.8. Рекомендации для родителей, учитывая речевые особенности ребенка
1. Общаться с ребенком необходимо приветливым и спокойным тоном, следить за своим произношением.
2. При общении с ребенком учитывать то, что некоторые слова ребенок слышит впервые, и от того как он их воспримет, так и будет произносить.
3. Старайтесь комментировать все свои действия, вовлекайте ребенка в разговор.
4. Занимайтесь с ребенком в игровой форме, проявляйте терпение.
5. Учите ребенка наблюдать, рассуждать и четко излагать свои мысли.
6. Воспитывайте в детях самостоятельность, усидчивость.
3 этап – Заключительный
Презентация по основным этапам проекта.
Обобщение опыта работы по теме: «Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников»