Вид проекта: Ознакомительно-ориентированный.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста, родители, педагоги.
Обоснование значимости проекта:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с устройством русской избы;
- Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
- Познакомить с русскими народными традициями и обычаями, обрядовыми праздниками, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
- Продолжать знакомить с русскими народными подвижными и хороводными играми;
Развивающие:
Развивать:
- Познавательный интерес к народному творчеству
Воспитательные:
Воспитывать:
- у детей эмоциональную отзывчивость;
- желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве;
- любовь и уважение к истории своего народа.
Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре.
Актуальность проекта:
Сегодня актуальной и насущно необходимой становиться проблема формирования национального самосознания поколения, которому предстоит стать духовным стержнем возрождающейся России, эталоном патриотизма и любви к Отечеству, носителем лучших гражданских качеств. В законе «Об образовании» отражены требования к содержанию образования: обеспечить интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, формирование духовно-нравственной личности. В концепции дошкольного воспитания отмечена необходимость приобщения детей к общечеловеческим ценностям и знании личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития. В содержание основной образовательной программы дошкольного образования включен региональный компонент.
Введение этнокультурного компонента решает многие задачи: формирует систему ценностей в воспитании культуры чувств, развивается мировоззрение, мироощущение, самосознание, самооценка, эмоции. Этнокультурный компонент – это средство пробуждения познавательной активности, приобщение к красоте и самобытности народа, это путь к общенародной культуре, культуре отношений, культуре чувств.
Соответствие проекта отвечает заявленным в ФГОС принципам – принцип интеграции образовательных областей.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.
На материале богатой истории дети знакомятся с культурой быта и духовности, что позволяет показать человеческие ценности через культуру и историю своего народа. Ребенок приходит к осознанию того, что малая родина – это часть огромной страны и мира. У ребенка формируется понимание своеобразия страны, где он родился и живет. Он должен знать свои корни, свою предысторию.
Также, основной нитью в проекте проходит непосредственно работа с родителями.
Методы и приемы:
Рассматривание иллюстраций на тему «Культура и традиции русского народа».
Чтение художественной литературы.
Театрализованные игры.
Рассматривание предметов быта и посуды.
Заучивание потешек, прибауток.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Рассказы о народных обычаях и традициях.
Знакомство с музыкальными инструментами: ложки, свистульки, гусли, бубен, балалайка.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Слушание народных песен: «Ах, вы сени», «Как у наших у ворот», « Светит месяц», « Ай, люли-люли-люли прилетели журавли», «Во саду ли в огороде».
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.
Изучение литературы по данной теме:
- «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
- «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.
Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций педагоги, дети и родители. В музее представить любые предметы, отражающие прошлое, настоящее и будущее. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы. Важно не только создать сам мини-музей, но интересно и содержательно организовать в нём работу.
II этап – практический. Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Также знакомить детей с русским праздниками: Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.
Проведение народных подвижных игр на прогулке, досугах, праздниках, тем самым формируя у детей осознанную потребность к народным подвижным играм.
Беседы и рассматривание иллюстраций про быт русского народа, праздники; Дидактические игры на классификацию предметов (мебель, посуда, предметы быта, продукты питания, предметы одежды), тем самым поддерживая и стимулируя попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов, установление связи между ними.
Беседа «Встречаем гостей» (по правилам этикета); Развивая умение игрового и делового общения со сверстниками и взрослыми, желание участвовать в совместной коллективной деятельности;
Знакомить детей с устным народным творчеством, в котором, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Знакомство детей с народным музыкальным творчеством; введение в использование детьми знакомых песенок, считалок, танцев при организации совместной и самостоятельной деятельности. Используя музыкальные произведения как средства обогащения представлений детей культуре русского народа.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями провести беседы, дискуссии. Разработать консультацию для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Разработать рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома».
III этап: заключительный.
Выставка коллективной работы мини-музей «Русская старина».
Совместное обсуждение полученных результатов.
Предполагаемый результат:
1. Дети получат обширные знания о культуре русского народа в старину, о быте.
2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта.
4. Узнают русские народные игры.
5. Познакомятся с традициями русского народа: гостеприимство, почитание старости.
6. Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
7. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
8. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
9. Будет создан макет мини-музей «Русская старина» (продукт проекта), пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.
Елена Гаврииловна Гончарова