Рабочая программа «Активисты школьного музея» (2 год обучения)
Рабочая программа «АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»
2 год обучения
Пояснительная записка
Рабочая программа 2-го года обучения составлена на основе 3-летней дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Активисты школьного музея».
Программа имеет туристско-краеведческую направленность и разработана на нагрузку 216 часов в год.
Отличительными особенностями программы в данный периодявляется то, что рассматривается именно школьный музей - самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте - создании школьного музея.
Цель программы туристско-краеведческого объединения «Активисты школьного музея» - всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.
Цель достигается через решение следующих задач:
- формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
- формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
- профессиональная ориентация подростков;
- формирование прочных трудовых навыков.
Задачи подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере - памятники и достопримечательности великой истории и культуры России, природный ландшафт, непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах, включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности, приобретения разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков, формирования дружбы и товарищества путем совместной работы - вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.
Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:
- создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения - одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
- формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки;
- внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления объединения;
Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет социальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.
При реализации программы предполагается преимущественное использование следующих методов:
Следует коротко пояснить методы работы по избранной программе, поскольку работа с учебной группой базируется на музееведении. Метод музееведения как система не свойственен ни одной другой дисциплине.
Характерно применение разнообразных методовобщественных и естественных наук в процессе исследования музейных предметов, используются методы специальных и вспомогательных исторических дисциплин, искусствоведения и литературоведения. При подготовке экспозиционных выставок применяются методы педагогики, психологии; методы естественных наук находят применение в реставрации экспонатов и др. Применяется метод полевого исследования, имеющего место в ряде естественных и общественных наук при изучении современности. А в музееведении этот метод важен при документировании процессов и явлений. Применяются методы непосредственного наблюдения жизни общества; экспериментальный метод при создании экспозиции; экспозиционный – при построении экспозиции в нескольких вариантах; поисковый, когда развиваются не только знания в работе с экспонатами по теме, но и творческие, практические умения; экспедиционный, когда организуется самостоятельный поиск и исследования проблем; наконец, исследовательский метод при практической проверке гипотез, постановке проблемы и методике ее решения, анализа научной информации и др., моторный метод – экскурсии, походы. Рассматриваются и используются методы обучения, воспитания, разные формы организации воспитательного процесса, освоенные и модернизированные педагогические технологии. Например:
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (туристского, исследовательского и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей, сироты и др.), и др.;
- формы организации учебного занятия – беседа, встреча с интересными людьми, выставка, диспут, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», олимпиада, открытое занятие, поход, практическое занятие, презентация, семинар, экскурсия, экспедиция;
- педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проблемного обучения, технология исследовательской деятельности, здоровьесберегающая технология и др.
Используются дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкции, схемы, задания, упражнения и т.п.
В 2016-2017 году планируются:
- поисковые выезды и выходы на местность (походы, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями города по сбору музейных предметов;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.
В этом учебном году более детально обучающимися вместе с руководителем будут изучены следующие музейные предметы и экспонаты:
-вышивки местных умельцев;
-солдатская форма одежды (советское и российское время);
-сувениры советского времени;
-открытки советского времени к различным праздникам.
Педагогический контроль
Требования к уровню освоения разделов программы
В 2016-2017 учебном году учащиеся приобретут
- умения формулировать задачи совместной деятельности, предупреждать конфликтные ситуации в ходе совместных занятий. Сотрудничество в решении общих задач, умение находить компромиссы. Умение провести опрос населения по разработанной теме «Моя улица», проанкетировать старожилов и обработать полученную информацию для фондов музея.
- навыки ведения картотеки ветеранов, оказание ветеранам помощи. Умение сформировать интерес к экскурсии в музее боевой славы. Навыки общения при проведении экскурсий.
- овладеют правилами безопасности в походе, экспедиции, приобретут умение наладить взаимоотношения с местным населением.
Учебно-тематический план
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе проводятся три раза в неделю в кабинете № 304
в МБОУ «СШ №2» и в школьном музее - кабинет 306.
Список литературы
«Отечество»: Альманах. Вып.5: Родословие: Программы, опыт, рекомендации для руководителей объединений в образовательных учреждениях./ Сост. Н.А. Александрова, Ю.А.Попович. - М.: ЦДЮТур, 1998.
«Отечество»: Альманах.-Вып. 1-7. - М.: ЦДЮТиК, 1995-2001.
Александрова Н.А. Государственные символы и награды. Справочное пособие. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М.: ЦДЮТиК, 2002.
Бардин К. Азбука туризма.- М.: Просвещение, 1981.
Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.): Учебное пособие.-М.: 1978.
Беляева B.C., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. -М.: Просвещение, 1974.
Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. - М.: Мысль, 1996.
Документальные памятники: выявление, учет, использование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.А.Альтман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др. Под ред. С.О.Шмидта. - М.: 1988.
Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. - М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методическое пособие. - М.:, 2006.
Константинов Ю.С. Из истории детско-юношеского туризма в России. 1918-2008. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. -М.: ЦДЮТиК, 2002.
Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в помощь краеведам. /Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. - М.: 1990.
Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.Н.Днринекого. -М.: 1987; Смирнов В.Г.
Краеведческая работа в начальных классах: Из опыта работы. / Сост. И.В.Соколова. -М.: 1977.
Краткий справочник туриста. - М.: Профиздат, 1985.
Кружковая работа по истории и обществоведению: Сб. статей: Книга для учителя. /Сост. М.П.Простов. - М.: 1984 и др.
Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-кра-еведческих объединений учащихся. - М.: ЦДЮТур, 1998.
Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. /Под ред. Н.С.Борисова. - М.: 1982;
Михайловская А.И. Музейная экспозиция. (Организация и техника). /Под ред. Ф.Н.Петрова и К.Г.Митяева. - М.: 1964.
Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История». /Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. - М.: 1988.
Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламуно-ва, Э.А.Павлюченко; Под ред. Т.А.Кудриной. - М.: 1985.
Музейные термины. /Сб. науч. трудов Центрального музея Революции СССР:
О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Министерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003./ Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 2(46) -М.:2003.
О порядке ведения (оформления) документации при постановке на государственный учет памятников истории и культуры, объектов природы, хранящихся в. общественных музеях, в том числе школьных / Методическое письмо Министерства культуры СССР. - М.: 1980.
Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.
Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. -М.: ФЦДЮТиК, 2007.
Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТиК, 2001.
Персии А.И. Краеведение и школьные музеи. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Персии А.И. Об итогах: паспортизации школьных музеев в Российской Федерации по состоянию на 1996 г. /Вестник детско-юношеского туризма в России. - М.: 1997, № 2 (22).
Персии А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2008.
Персии А.И. Школьные музеи в России: исторический аспект. /IV Всероссийские педагогические краеведческие чтения. Сб. докладов. -М.: 1997.
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003. № 28-51-181/16. «О деятельности музеев образовательных учреждений». / Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. № 2 (46). - М.: 2003.
Природные феномены. - М.: 2001.
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»/ Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М.: 1999.
Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий. -М.: Владос, 2001.
Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. - М.: ФЦДЮТиК, 2005.
Родин А.Ф. История родного села. Пособие по внеклассной краеведческой работе. - М.: 1954.
Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. - М.: 2001.
Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. -М.: ФЦДЮТиК, 1992 - 2009 гг.
Рубцова З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. - М.: ЦДЮТур, 1998.
Руководство для актива школьных музеев. (Методическое пособие). /Сост. З.А.Огризко. Под ред. А.В.Ушакова. - М.: 1962.
Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся. - М.: ФЦДЮТиК, 2007.
Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи./ Сост. Константинов Ю.С., У сков СВ. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Сборники докладов и аннотаций Всероссийских конференций участников туристско-краеведческого движения учащихся «Отечество». - М.: ЦДЮТур, 1995-2009.
Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. -М.: 1988.
Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педагогу-краеведу. - М.: 1994.
Сергеев И.С, Сергеева В.И. Краеведческая работа в школе. - М.: Просвещение, 1974.
Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учителя: Из опыта работы. - М.:1987.
Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: 10-11 декабря 1998 г. - М.: 1999.
Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителей. - М.: 1973.
Стешенко Л.А. Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. М.: 1977.
Строев К.Ф. Краеведение. - М.:1976.
Теория и практика архивного дела в СССР: Учебник. /Под ред. Ф.И. Долгих и К.И.Рудельсон. - М.: 1980.
Терминологические проблемы музееведения. - М.: 1986.
Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск первый: С древнейших времен до конца XVIIIвека: Учебное пособие. - М.: 1962.
Туманов В.Е. Наследие в системе образования. /Информ. сб. Института Наследия «Наследие и современность», вып. № 2: Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. - М.: 1995.
Туманов В.Е. Некоторые проблемы школьного краеведения Москвы. /Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в помощь краеведам. Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. - М.: 1990.
Туманов В.Е. Общественные музеи. /Сб.науч.трудов. «Музейное дело в СССР»: Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. - М.; 1985.
Туманов В.Е. Школьный музей - хранитель народной памяти. - М.: ФЦДЮТиК, 2006.
Туманов В.Е. Школьный музей. - М.:ЦДЮТиК, 2002.
Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей./ под ред. Константинова Ю.С., Маслова А.Г. - М.: Советский спорт, 2005.
Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей. /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П.Радищев и др.; Под ред. В.В.Титова. - М.: 1988.
Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г. /Рос сийская культура в законодательных и нормативных актах: Музейноо дело и охрана памятников: 1991-1996. - М.: 1998.
Филимонов СБ. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). - М.: 1991.
Фоломеев В.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания. - М.: 1976.
Художественное краеведение в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. -М.: 1987.
Школьное краеведение: программы, идеи, опыт. /Наследие и современность: Информационный сборник Института Наследия. Вып. 2; Сост. и науч. ред. В.Е.Туманов. - М.: 1995.
Школьные музеи: Из опыта работы. /Под ред. В.Н.Столетова и М.П.Кашина -М.: 1977;
Школьные музеи: Сб. документов. М.: 1987.
Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных вузов. - СПб., 2000.
Шмидт СО. Краеведение и документальные памятники. - Тверь, 1992.
Элькин Г.Ю., Огризко З.А. Школьные музеи: Пособие для учителей. -М.: 1972.
Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношества. Выходит, с 2006 г. Издатель - ООО «Школьная библиотека».
Юхневич М.Ю. Образовательный музей (педагогический, школьный, детский). - М.: НП «Стоик», 2007.
Янбых Л.Е. Общественные музеи в системе музеев РСФСР. /Труды ГИМ, вып. № 52:
Приложения
Диагностика 1. « Виды исторических источников и вспомогательные исторические дисциплины»
Перечислите виды исторических источников и приведите по 2 примера на каждый вид.
Выберите из предложенных только исторические временные отрезки:
а) век б) год в) секунда г) минута д) эра е) месяц
Последовательность исторических событий во времени называется…
а) геральдика б) нумизматика в) хронология г) археология
Какими цифрами принято обозначать века в исторической науке?
а) арабскими б) римскими в) греческими г) английскими
Назовите основное занятие археологов?
а) чтение книг б) беседа с людьми в) раскопки г) путешествие по стране
В науке любая дошедшая до нашего времени частица прошлого?
а) летопись б) документ в) памятник г) предмет
Перечень (свод) используемых на карте условных знаков и объяснений называется…?
а) план б) контур в) легенда г) схема
Эта наука отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят?…
а) география б) этнография в) геология г) археология
Что в переводе с греческого буквально означает «родословная»?
а) нумерология б) генеалогия в) хронология г) ономастика
Диагностика 2. Великая Отечественная война
Первый вариант
Выберите правильный ответ
1. Оборонительные укрепления Карельского перешейка назывались:
«линия Мажино» 3) «линия Маннергейма»
«восточный вал» 4) «линия Зигфрида»
2. Уважите хронологические рамки Второй мировой войны:
1 сентября 1939 г. — 9 мая 1945 г.
1 сентября 1939 г. — 2 сентября 1945 г.
22 июня 1941 г. — 9 мая 1945 г.
22 июня 1941 г. — 2 сентября 1945 г.
3. Орган руководства страной в годы войны, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти:
Ставка Верховного главнокомандования
Совет народных комиссаров
Государственный Комитет Обороны
Совет по эвакуации
4. Сталинград обороняли:
62-я армия (командующий В. И. Чуйков)
64-я армия (командующий М. С. Шумилов)
13-я гвардейская дивизия А. И. Родимцева
все указанные выше войска
5. Судебный процесс над главными нацистскими преступниками проходил в:
1) Москве 2) Берлине 3) Потсдаме 4) Нюрнберге
По какому принципу образованы ряды?
8 сентября 1941 г., 18 января 1943 г., 27 января 1944 г.
В. Соловьев-Седой, М. Блантер, Н. Богословский, К. Листов
Что является лишним в ряду?
Конференции антигитлеровской коалиции:
Московская 3) Крымская
Генуэзская 4) Потсдамская
9. Установите соответствие:
геноцид А) насильственное переселение народов
депортация Б) вывоз населения, материальных ценностей из местностей,
находящихся под угрозой
3) эвакуация В) уничтожение определенных групп населения по расовым,
национальным и иным мотивам
4) репатриация Г) систематическое преследование и уничтожение нацистами и их
пособниками в Германии и на захваченных ею территориях значительной части еврейского населения Европы
5) холокост
10. Назовите документ:
«Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения... Договор заключается сроком на десять лет... Составлен в двух оригиналах на немецком и русском языках в Москве».
11. О чем идет речь?
Один из видов борьбы народных масс за свободу своей Родины, которая ведется на территории, занятой противником; в борьбе участвуют местное население, части регулярных войск, действующие в тылу врага. Проявляется в различных формах: вооруженной борьбе, саботаже, диверсиях, разведке, разоблачениях действий противника, пропаганде и агитации,
12. О ком идет речь?
С 1920-х гг. в Красной армии. Один из выдвиженцев Сталина генерал (в сорок один год — генерал-лейтенант). В боях под Киевом и Москвой зарекомендовал себя как способный командир. В годы Великой Отечественной войны командовал корпусом и армией, являлся зам. командующего Волховским фронтом, командиром 2-й Ударной армии, оказавшейся весной 1942 г. в окружении под Ленинградом. Попал в плен (по другим данным — сдался добровольно). Возглавил «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию». По приговору Военной коллегии Верховного суда в 1946 г. повешен.
Ответы
1 вариант
1 — 3; 2 — 2; 3 — 3; 4 — 4; 5 — 4; 6 — блокада Ленинграда;
7 - - авторы известных лирических песен времен Великой Отечественной войны; 8 — 2;
9 — 1—В, 2— А, 3—Б, 4—нет, 5—Г;
10 — Договор о ненападении Германии и СССР 23 августа 1939 г.;
11 — о партизанском движении; 12 — А. Власов