Проект социально-гуманитарной направленности «Безопасность и будущее»
Социально – гуманитарный педагогический проект объединения «Юный инспектор движения» МБУДО «ЦТДиМ» «»Безопасность и будущее»
Руководитель педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории Токарева А.А.
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр творчества детей и молодежи
рабочего поселка Солнечный
Солнечного муниципального района
Хабаровского края
Социальный гуманитарный педагогический проект
«БЕЗОПАСНОЕ БУДУЩЕЕ».
Подготовила и провела: Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Токарева Анастасия Александровна р.п. Солнечный МБУДО «ЦТДиМ» 2021 г. |
Аннотация
Создание и организация деятельности отрядов ЮИД на базе образовательной организации регламентируется определенными законодательными актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
-Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г. ) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
-Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019 года) «О безопасности дорожного движения»;
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (ред. от 08.06.2020 года) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от 26.03.2020 года) «О правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками общественного транспорта, а иногда и во дворе дома. К сожалению, нередко участниками дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становятся все более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания «паркуется» не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад и даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на дорогах, где имеются светофоры и дорожные знаки, но и в тех местах, где нет технических средств регулирования. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт. Предоставленные около дома самим себе дети мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, у них еще не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на велосипеде. Иногда школьники живут далеко от образовательного учреждения, поликлиники, дедушек и бабушек и им приходится пользоваться общественным транспортом. В этих случаях ребенок выступает в роли пассажира и должен знать основные правила поведения в автобусе, троллейбусе, трамвае.
Таким образом, проблема «ребенок на улице» и «ребенок и автомобиль» приобретает все большую значимость и выходит за рамки ознакомления с правилами дорожного движения.
Кроме того, ребенок-пешеход на улице города всегда идет рядом или за руку со взрослыми. И если этот взрослый не хочет выполнять правила дорожного движения, вряд ли их знание малышам поможет в данном случае перейти дорогу. Нарушая ПДД, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Поэтому проблему нужно решать не изолированно в детском саду или в школе, а привлекать к этой работе родителей.
Актуальность проекта:
Жизнь, какой бы сложной она ни была временами, замечательна. Недаром мы все так дорожим ею. Однако существует немало опасностей, которые не только портят, но и отнимают жизнь. Каждый по нелепой случайности может оказаться в ситуации, когда минуты (да что минуты – секунды!) решают: быть несчастному случаю (трагедии) или не быть.
Вывод один – надо уметь предвидеть опасности, быть предельно внимательным и собранным, знать правила поведения в критической ситуации и способы выхода из неё. И прежде всего одна из категорий формирования ценностного отношения к своему здоровью.
Проблема:
Одна из главных проблем – формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Вид проекта:
Информационно – практико – ориентированный, творческий.
По количеству участников проекта: групповая деятельность учащихся, их родителей и педагогов.
Продолжительность проекта: 4 учебных года (2017-2018, 2018-2019, 2019-2020,2020-2021 учебные годы)
Вид проекта: социально-гуманитарный, педагогический, групповой.
Участники: воспитанники творческого объединения «Лукошко» МБУДО «ЦТДиМ», учащиеся школ и кадетских классов.
Возраст детей:от 7 до 10 лет
Тема: «Безопасность и будущее»
Цель:
Развитие ответственности у воспитанников, формирование способности отторжения негативного поведения на улице и в общественном транспорте; создание на территории микрорайона, где находится школа устойчивой среды сопротивления нарушениям правил дорожного движения среди учащихся.
Задачи:
– приобщить воспитанников отряда ЮИД к устойчивому соблюдению правил дорожного движения, направить их деятельность на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма;
– развить память и внимание;
– развить положительную самооценку у воспитанников;
–формировать способность у детей к сопротивлению негативному воздействию извне;
– привлечь внимания родителей к проблеме нарушений ПДД учащимися.
- привлечения внимания общественности в средствах массовой информации к проблеме детского травматизма при нарушении ПДД.
Основные направления деятельности отряда в проекте:
1.Изучение правил дорожного движения (ПДД).
Изучение правил дорожного движения предлагает поэтапное знакомство с правилами дорожного движения; с основными понятиями и терминами; обязанности пешеходов, обязанностями пассажиров; регулированием дорожного движения; основными требованиями к движению велосипедов.
Основными формами и методами проведения занятий являются: лекции, беседы викторины, игровые занятия, встречи акции и т.д.
2.Обучение оказания первой медицинской помощи (ПМП).
Оказание первой медицинской помощи рассчитано на то, чтобы научить членов детского объединения основам оказания ПМП. Изучение ведется в сотрудничестве с сотрудниками госавтоинспекции. В ходе реализации предполагается проведение теоретических и практических знаний. При дорожно-транспортных происшествиях могут складываться самые разнообразные ситуации. Поэтому, прежде всего изучение проводится поэтапно: со знакомства дорожных происшествий и их характеристик; с видами ран способами их обработки; с видами кровотечений и способами их остановок; с правилами наложения жгута; с признаками переломов, ожогов и доврачебная помощь при отмораживании; с правилами транспортировки пострадавших и другие.
3.Изучение велосипеда.
Изучение велотехники призвано способствовать укреплению физического здоровья, формированию умений и навыков в области знаний велотехники. В процессе отработки навыков управления велосипедов целесообразно использовать методику проведения соревнований в виде эстафет, игр. Это направление предлагает изучение технических требований, предъявленных к велосипеду; знакомство с правилами езды на велосипеде; движение групп велосипедистов.
4.Фигурное вождение велосипеда.
Отличными особенностями этого направления являются практические занятия, которые в основном ориентированы на спортивно – оздоровительные мероприятия: соревнования, велокроссы. В связи с тем, что направление ориентируется и предусматривает занятия физической культурой, учащиеся, занимающиеся в отряде, должны пройти медицинское обследование на пригодность к занятиям. На практических занятиях, как правило, ребята объединяются в группу по 3-4 человека для разучивания упражнений: « Узкая дорога», « Ворота», « Качели», «Доска», «Змейка» и т.д
Акции проведенные совместно с Госавтоинспекцией.
Из года в год нашим объединением совместно с инспекторами ОГИБДД Солнечного района проводятся полезные и поучительные акции на автодорогах п. Солнечный. Тема акций, викторин и тематических уроков зависит от памятных дат, расписания и погодных условий.
1. Тематическая викторина "Я знаю правила движения!"
2. Экскурсия в музей ОМВД по Солнечному району в отдел ОГИБДД.
3 Акция посвященная жертвам ДТП.
4. Командная игра "Нарисуй безопасную улицу".
5. Памятная акция посвященная жертвам ДТП.
6. Акция "Осторожно, пешеход!".
7. Викторина "Осторожно, велосипедист!"
8. Акция "Пешеход +водитель= дружба!"
9. Акция "Дорожная аптечка!".
10. Викторина "Я могу оказать медицинскую помощь при ДТП".
11. Викторина "Знаки - мои лучшие друзья".
12. Акция посвященная светоотражающим полезным элементам.
13. Торжественное поздравление сотрудников ГИБДД с "Днем полиции".
14. Акция посвященная очередной годовщине создания отрядов "Юный инспектор движения".
15. Праздничное поздравление водителей - женщин на автодорогах п. Солнечный.
16. Акция проходящая 1 апреля на автодорогах "Опасность на дорогах - это не шутки!".
17. Заучивание стихов, песен. Подготовка атрибутики, плакатов. Участие в конкурсах по ПДД.
18. Сбор информации для плаката. Оформление. Социальная реклама.
19.Конкурс рисунков по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый».
20. Блиц опрос. Тестирование по ПДД.
Это одни из самых популярных и подготовленных акций нашего объединения. Но мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно разрабатываем новые темы на тему "Безопасная дорога для детей". Сотрудничество с сотрудниками Госавтоинспекции дает детям не только информационную базу, но и практические навыки. Ребята всегда с интересом изучают атрибутику инспекторов ОГИБДД, примеряют на себя амуницию
Итоговое событие: Муниципальный слет отрядов «Юный инспектор движения»
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- Опрос воспитанников по теме «Безопасное движение на дорогах».
-Подбор и изучение методических пособий.
-Изучение основных правил дорожного движения.
-Составление плана работы.
Основной:
Работа с инспекторами Госавтоинспекции и проведение тематических уроков и акций.
Основное содержание проекта:
Данный проект интегрированный, он совмещает в себе изучение правил дорожного движения на тематических уроках и работа совместно с инспекторами Госавтоинспекции на автодорогах поселка.
- познакомиться с историческими документами и посещение музея РОВД РФ Солнечный.
- познакомиться с историческими фотографиями и ветеранами ОГИБДД местного отделения полиции;
- познакомиться с правилами дорожного движения и научиться на применять полученные знания в жизни.
В работе над проектом использованы методы:
- исследовательский при изучении ПДД;
- коммуникативный - научиться общаться с водителями и пешеходами на тему соблюдения правил дорожного движения.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта:
– понизится количество детей нарушающих ПДД
– повысится престиж профессии работника ГИБДД
– повысится престиж здорового образа жизни
– у учащихся сформируется чувство ответственности за свое поведение на дорогах и общественном транспорте.
Результат реализации коллективного творческого проекта:
- Ребята были увлечены работой над проектом и показали свои знания и умения.
-У воспитанников укрепилось желание узнавать больше информации по ПДД, участвовать в конкурсах и тематических акциях (Приложение № 1)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1