Проект учителя химии «Контрольная закупка» (9 класс)

8
0
Материал опубликован 17 November 2016 в группе

Кировское областное государственное общеобразовательное

автономное учреждение «Средняя школа г.Лузы»

ПРОЕКТ

Контрольная закупка

(разработка практико-ориентированного курса по выбору )

Винокурова Светлана Андреевна

учитель химии

Высшая квалификационная

категория

2016 год

Творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое

Л.С.Выготский

Одно из основных преимуществ профильного обучения - возможность учитывать интересы ребенка, его индивидуальность, неповторимость, отличительность. Профильная школа позволяет создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования. Мы пытаемся помочь ученику 9 класса правильно выбрать профиль обучения на старшей ступени. Но в реальной жизни возникают ПРОТИВОРЕЧИЯ:

1) потребность введения в учебный процесс инноваций и недостаточность информационных ресурсов для этого (курсы по выбору в рамках предпрофильной подготовки необходимо вводить, программы ещё представлены, но без учебно-методических комплексов);

2) ориентация нового содержания образования на развитие творческого потенциала и сокращение количества часов на изучение (особенно предметов таких, как химия);

3) большой объем учебного материала теоретического материала по предмету, и снижение потенциальных возможностей учащихся.

ПРОБЛЕМА: интерес к предмету падает, большинство выпускников основной школы не готовы к осознанному выбору профиля, а мне бы хотелось создать благоприятные условия для развития и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей, а в конечном итоге для осознанного выбора профиля обучения в старшей школе. Важнейшим СРЕДСТВОМ является проектно-исследовательская деятельность, так как она положительно влияет на формирование и развитие всех ключевых компетентностей обучающихся.

СУЩНОСТЬ проекта заключается в разработке учебно-методического комплекса для проведения практико-ориентированного курса по выбору «Экспертиза продуктов питания» для учащихся 9 класса. Не просто рабочая программа, а полный комплект необходимых материалов для проведения курса (методические рекомендации, инструкции для практических работ, рабочие тексты, дневник достижений и т.д.) Ведущая ИДЕЯ педагогического опыта – идея личностно-ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов. Использованы ТЕХНОЛОГИИ: развивающего обучения, разноуровневого обучения, метода проектов и проблемного обучения.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

Этап

Ключевые мероприятия

Сроки

1.Подготовительный (цель – ресурсное обеспечение)

Изучение теории (подбор литературы, поиск информации в Internet).

Разработка учебно-методического комплекса (программа курса, инструкции для проведения практикумов, информационные карты для лаборанта, протоколы исследований, памятки по технике безопасности, дневник достижений учащихся в процессе обучения курсу и т.д.).

Заказ недостающего оборудования и реактивов. Организация мини-лаборатории.

Консультация лаборанта.

2010-2011 уч.год

2.Пропедевтический.

(цель – привлечь внимание учащихся 8 класса)

Оформление информационного стенда в кабинете химии.

Участие в кампании по представлению курсов учащимся 8 класса.

Проведение игры «Примерь профессию химика» (8 класс, конец учебного года).

Участие в школьной научно-практической конференции (презентации исследовательских проектов учащихся, выполненных в раках курса по выбору в предыдущем учебном году).

Май 2011 год аи далее ежегодно

3.Основной.

(цель – создание максимально благоприятных условий для реализации и саморазвития ученика, выявления и активного использования его индивидуальных особенностей)

Реализация предпрофильного курса:

-уточнение списка учащихся, выбравших данный курс, расписания работы курсов по выбору,

-организационное собрание,

-проведение занятий курса по выбору согласно календарно-тематическому планированию (изучение теории, практические занятия, работа над проектами, защита проектов).

Начиная с 2011-2012 учебного года

4.Завершающий

(цель – рефлексия, подведение итогов)

Анкетирование учащихся и их родителей.

Оценивание достижений учащихся (заполнение дневника достижений, составление рейтинга).

Помощь учащимся в сборе документов и материалов для портфолио, связанных с посещением курса.

Индивидуальное консультирование учащихся с целью выявления и формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.

В конце учебного года ежегодно

НАЗВАНИЕ КУРСА: Экспертиза продуктов питания.

ДЕВИЗ: «Эксперт – это человек, который уже не думает, он знает» (Френк Хаббард)

ЦЕЛЬ: Подготовка школьников к осознанному выбору профиля обучения в старших классах.

ЗАДАЧИ:

Активизация мыслительной деятельности учащихся, которая направлена на установление переноса знаний на новые объекты, ориентаций в проблемной ситуации.

Более глубокое понимание учащимися химических явлений в свете важнейших теорий, конктретизация и упрочнение знаний.

Создание условий для реализации интересов школьников к предмету и для выявления их способностей и готовности к освоению выбранного предмета на повышенном уровне.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА не только включает информацию, выходящую за рамки предмета, но и знакомит учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы химического профиля.

РЕЖИМ ОБУЧЕНИЯ – 1 час в неделю (всего 17 часов).

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ – операционная и ситуативно-аналитическая.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ – преобразовательная, гностическая и изыскательная.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ – традиционно-урочная, лабораторный практикум.

В ПРОЦЕССЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ учащиеся изучают основы безопасной работы в химической лаборатории; устройство весов и правила взвешивания; устройство бюретки и правила титрования; устройство и правила работы с сушильным шкафом; правила приготовления растворов процентной и нормальной концентрации; основы качественного анализа неорганических и органических веществ; химический состав, историю, органолептические и физико-химические показатели качества важнейших продуктов питания.

В ПРОЦЕССЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ учащиеся изучают лабораторное оборудование и правила работы с ним, учатся безопасным приемам работы, учатся взвешивать на технохимических весах, готовить растворы заданной концентрации, титровать, проводить качественные реакции, делать выводы о качестве продуктов питания.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (сокращенная версия):

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теор.

Практ.

1.

Основные сведения о лабораторном оборудовании, технике безопасности, способах анализа.

2

1

1

2.

Определение органолептических и физико-химических показателей качества молока.

5

1

4

3.

Определение органолептических и физико-химических показателей качества хлебобулочных изделий.

4

1

3

4.

Определение органолептических и физико-химических показателей качества колбас.

4

1

3

5.

Завершение проектов. Презентация проектов. Итоги.

2

-

2

 

Всего:

17

4

13

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Репродуктивный уровень (мини-проекты):

Рекламный плакат (по тому или иному виду продуктов питания).

Буклет [Приложение 5].

Памятка потребителя.

Конструктивный уровень:

Изучение потребительского рынка продуктов питания.

О чем расскажет упаковка [Приложение 6] .

Творческий уровень:

Оценка качества молока и молочных продуктов местных производителей.

Оценка качества хлебобулочных изделий местных производителей.

Оценка качества колбасных изделий.

Оценка качества продуктов питания, пользующихся спросом [Приложение 7].

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ: Курс рассчитан на 17 часов. Специфика курса в практико-ориентированном обучении (в содержании курса 25% теории, 75% практики). С теоретическими материалами учащиеся знакомятся на лекциях, в процессе бесед, самостоятельной работы с текстами [ Приложение 9.], при работе с конструктором вопросов [ Приложение 10.], при выполнении опережающих домашних заданий. Практические работы выполняют по инструкциям [ Приложение 2.], выбирая уровень сложности, распределяя обязанности в рабочих группах.

Уровень

Виды практических работ учащихся

Репродуктивный

Знакомство с лабораторным оборудованием, основные приемы работы с ним, наблюдение, измерение с помощью приборов, инструктаж по технике безопасности, работа по образцу.

Конструктивный

Лабораторные работы по предложенным инструкциям (по алгоритму), подбор оборудования, расчеты, заполнение протоколов исследований.

Творческий

Обсуждение полученных результатов на основе анализа и синтеза полученной информации, формулирование выводов о качестве изученных образцов.

Выполнение проектов осуществляется как в процессе занятий (запуск, постановка проблемы, мотивация, определение задач, формирование творческих групп с учетом их приоритетов, планирование работы, проведение исследований), так и во внеурочное время (поиск и сбор информации, изучение вопросов потребительского рынка, экскурсии в торговые организации, закупка проб и т.д.).

Учащиеся выстраивают собственные образовательные траектории (выбирают объекты исследования, уровень практических работ и проектов, источники информации, форму презентации). При оформлении проекта используются информационные технологии. Школьники работают на ПК (дома, либо в кабинете информатики) с программами MS Excel (обработка результатов, составление диаграмм), MS Word (набор текста, оформление таблиц), MS Power Point (создание презентаций), MS Publisher (создание буклетов).

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ. В процессе обучения каждый ученик накапливает определенное количество баллов, по которым определяется его рейтинг. Важным обстоятельством является то, что данная информация является открытой для ребят, они всегда могут узнать, как у них обстоят дела на данный момент времени, что им можно предпринять для повышения рейтинговой оценки. Я же со своей стороны всячески поощряю попытки детей улучшить ситуацию, представляя для этого все возможности. В этом состоит мой принцип открытых перспектив. Считаю, что каждая оценка должна быть стимулом, вызывающим положительную реакцию ученика. Такая система почти никого не оставляет равнодушным и исключает конфликтные ситуации.

Рейтинговая оценка складывается из оценок, отмеченных в «Дневнике достижений», который ведет учитель. Эта оценка никак не влияет на итоговые оценки по предмету, но может быть использована для портфолио.

Примерная схема «Дневника достижений»:

Фамилия, имя

Показатели / балл (от 0 до 10)

Итог

(максимум 100 баллов)

Диагностика входная

Соблюдение ТБ

Работа с информацией

Оригинальные идеи, ответы

Степень самостоятельности

Умение работать в группе

Профессиональные пробы*

Сложность и оригинальность проекта

Оформление проекта

Презентация проекта

                         

Оценивание профессиональных проб* провожу по определенной методике (в основе - идея Мелехиной С.И, с внесением своих элементов)

Критерии Уровни

Репродуктивный

(по 0,5 балла)

Конструктивный

(по 1 баллу)

Творческий

(по 2 балла)

Интерес

Работает только под контролем

Работает без системы, но дело доводит до конца самостоятельно

Работает с интересом, ровно и систематически

Активность

Низкая на протяжении всей работы

Повышается в интересных для ученика ситуациях

Высокая, даже при столкновении с трудностями

Объем труда

Выполнены лишь несложные эксперименты, расчеты отсутствуют

Определены все показатели, сделаны расчеты, но выводов нет

Определены все органолептические и физико-химические показатели, произведены все расчеты, сделаны выводы

Применение знаний и умений

В знакомой ситуации

В частично измененной ситуации

В новой ситуации

Сложность и оригинальность итоговой работы

Несложные информационные проекты

Работы оригинальные с внесением своих элементов

Работы оригинальные с использованием собственных идей

Оценка

2,5

5

10

 

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.

Все виды деятельности учащегося работают на РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ. Так, поиск, сбор, изучение, анализ, синтез, обобщение, оценка информации способствуют развитию информационной компетентности ученика. Развитие коммуникативной компетентности осуществляется через использование различных форм обучения: работа в группе, обсуждение, публичное выступление и т.д. Постановка проблемы, проведение собственного исследования, организация исследовательской деятельности, обсуждение результатов и формулирование выводов способствуют развитию проектной компетентности. Работа по инструкции, алгоритму развивает технологическую компетентность. Развитие рефлексивной компетентности осуществляется через самооценку, самоанализ, корректировку индивидуальной образовательной траектории. Социальная компетентность развивается, когда учащиеся соотносят свои устремления с интересами других людей, решают общую задачу. Таким образом, практико-ориентированный курс по выбору позволяет развивать все ключевые компетентности школьников, что, несомненно, повышает качество образования и повышает осознанность выбора профиля обучения в старшей школе.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РАБОТЫ:

1.Расширение программы курса: кроме блока «Экспертиза продуктов питания» разрабатываются ещё два блока-модуля «Экспертиза средств бытовой химии» (СМС, мыло, зубная паста), «Экспертиза товаров из пластмасс и волокон» (стройматериалы, игрушки, одежда).

2. Интеграция с курсом «Основы потребительских знаний» (экономика).

Курс имеет ПРЕИМУЩЕСТВА перед аналогами: он раскрывает специфику учебного предмета во взаимосвязи с другими (биология, экономика); учащиеся могут «примерить» опыт профессиональной деятельности (эксперт, товаровед, технолог, эколог). НОВИЗНА опыта проявляется в отборе содержания, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения курса, в сочетании традиционных форм и методов с инновационными, в формировании нового взгляда на ученика и учителя, как субъектов педагогического процесса, который строится на принципах сотрудничества и сотворчества. ТРУДОЕМКОСТЬ опыта заключается в переосмыслении своего педагогического опыта, разработке методического сопровождения (инструкций, информационных карт и т.д.). Возможные РИСКИ – в том, что школьники, которые выберут профиль на основании посещения практико-ориентированного курса, столкнувшись с огромным пластом учебного материала теоретического характера, могут разочароваться в выборе профиля.

По адресу http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=9423 можно посмотреть приложения:

1. Программа курса по выбору «Экспертиза продуктов питания».

2. Инструкции к практическим работам.

3. Протоколы исследований.

4. Дневник достижений учащихся.

5. Мини-проект (репродуктивный уровень) буклет «Молоко местных производителей».

6. Проект (конструктивный уровень) «О чем расскажет упаковка».

7. Исследовательский проект (творческий уровень) «Оценка качества продуктов питания, пользующихся спросом»

8. Информационные карты для лаборанта.

9. Рабочие тексты по темам.

10.Конструктор вопросов (для работы по тексту).

11. Игра «Примерь профессию химика» (входная диагностика)

12.Список Internet сайтов, полезных для учителя химии.

13. Презентация ученика.

Основными преимуществами профильного обучения выпускники профильных классов называют помощь в определении сферы своей будущей профессиональной деятельности. Результаты первых лет работы профильных программ убеждают в том, что в старшую школу, в профильные классы, сегодня идут совсем иные молодые люди, цели которых не замыкаются только на результатах ЕГЭ и поступлении в вуз, которые стремятся детально спланировать свой образовательный и жизненный маршрут. Люди, которые уже сейчас серьезно задумываются о своем будущем. А помочь им в этом, в первую очередь, должны школа, учитель.

ИСТОЧНИКИ:

1.Аршанский Е.А., Алесьева О.В. Предпрофиольная подготовка: как её реализовать в школьной практике // Химия в школе. 2006. №5.

2.Ашихмина Т.Я. Экология родного края. – Киров.: Вятка, 1996.

3.Астафуров В.И. Основы химического анализа. - М.: Просвещение, 1977.

4.Голуб Г.Б., Великанова А.В. Предпрофильная подготовка учащихся. – Самара: учебная литература, 2006.

5.Ковалев Ю.Н. – Юному дояру. – М.: Россельхозиздат, 1986.

6.Ларина В.П. Методические рекомендации по организации курсов по выбору предпрофильной подготовки. – Киров: ИУУ, 2004.

7.Мейснер Е.Н. Молоко без обмана. – М. Просвещение, 2005.

8.Мелехина С.И., Серебренников Л.Н. Элективные курсы и проекты в предпрофильной подготовке школьников. – Киров: КИПК и ПРО, 2006.

9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Игры и методики профессионального самоопределения старшеклассников. – Москва: Первое сентября, 2004.

10.Шишкин Е.А. Ученический эксперимент в обучении химии на основе обновленного содержания. – Киров: ВГПУ, 1996.

11.Интернет-ресурсы:

www.chem.msu.ru

www.alhimik.ru

htpp://www.chem.km.ru

htpp://www.chem.msu.su/rus/elibrary/historu.html

htpp://n-t.student.ru/ri/ps/

htpp://vo.spb.ru/

Комментарии
Комментариев пока нет.