Проект урока окружающего мира «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов» (2 класс)
Общие сведения о проекте
Название учебного предмета |
Окружающий мир |
Класс |
2 класс |
УМК начального образования |
УМК «Гармония» |
Программа по учебному предмету |
Окружающий мир: Программа. 1–4 классы, О. Т. Поглазова. Учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть. (Авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс 2 часть |
Раздел программы |
Природные тела и явления (29 часов) |
Тема урока |
Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов |
№ урока по теме |
27 в разделе |
Тема урока: Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.
Цели урока:
1. Образовательная: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ; о разнообразии источников питьевой воды; формировать знание правил экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах;
2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять красоту и чистоту местных водоёмов, формировать коммуникативные качества, культуру общения.
3. Развивающая: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать материал.
Планируемые результаты
Предметные:
-Знать смысл понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды.
-Находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу.
- Участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности).
Личностные:
- Давать нравственную оценку отношению людей к природе.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
-Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
– Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.
– Аргументировать своё мнение.
Познавательные УУД:
-Осознавать учебно-познавательную задачу.
-Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради.
-Наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, таблицы.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть. (Авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, чёрный ящик, сосуды с чистой и грязной водой, текст сказки Н.А. Рыжова «Жила была река», таблица к тексту сказки.
План урока
Этап урока | Применяемые методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности |
1.Организационный этап.-1 мин |
Эмоциональный настрой Распределение на группы |
|
2.Мотивационный этап 2.1.Актуализация знаний. (3 мин.) |
Проблемный диалог (фронтально со всем классом) Приём «Удивляй!»
|
Фронтальная работа
Работа в группах
|
2.2.Постановка цели и задач урока. (3 мин.) Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Ведение проблемного диалога Приём «Мозговая атака»
|
Индивидуальные и групповые формы работы |
3.Операционный этап 3.1.Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовое) (3 мин.) в
|
Учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, с. 50–51. |
Фронтальная работа.
|
3.2.Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивное) (8 мин.) |
Рабочая тетрадь стр.26 №46 Приём «Особое задание»
|
Фронтальная работа, индивидуальная работа |
3.3.Творческое добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) (7 мин.)
|
Работа с дополнительной информацией, составление таблицы |
Работа в группах |
3.4.Творческое применение знаний в новой ситуации (12 мин.) |
Учебник стр.52 (работа с иллюстрациями), задание №2 (составление плаката-памятки) |
Групповая работа.
Работа в паре |
3.5.Включение в систему знаний и повторение (3 мин.) |
Учебник стр.52 |
Фронтальная работа Работа в группах |
4.Регулирующий этап Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)
|
Приём «Лестница успеха» |
Индивидуальные и фронтальные формы работы. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) |
Дифференцированное домашнее задание |
|
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое обоснование | |||||||||||||
1.Организационный этап. |
-Сегодня на уроке вас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам очень хорошо знакомо. –Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Распределение на группы (4 группы) -Вспомните правила работы в группах. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Озвучивают правила работы в группе.
|
|
|||||||||||||
2.Мотивационный этап 2.1.Актуализация знаний. |
(На столе чёрный ящик) -Отгадайте, что находится у меня в чёрном ящике. Много её – беда! Мало её – беда! Нужна нам всегда Больше, чем еда. –Что это? (Вода) (Из чёрного ящика достаются сосуд с водой ) Учитель ведёт проблемный диалог -Когда плохо, если воды много? -Когда плохо, если воды мало? -Что значит вода для живых существ? -Почему? -Какое время человек может прожить без воды? Приём «Удивляй!» -Без воды могут прожить: человек – 3 дня, верблюд – 8 дней; взрослый человек должен потреблять в сутки не меньше 2 литров воды. Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды. Но, когда её нет, он научился добывать «воду» из своих жировых запасов. -Может ли прожить без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика? |
Высказывания, ответы на вопросы (фронтальная работа) Высказывания, ответы на вопросы в группах. (Отвечает один человек от группы (спикер). О готовности к ответу спикер сигнализирует поднятой рукой)
(Предполагается, что дети не смогут дать точный ответ)
Высказывают свою точку зрения
|
Познавательные УУД (выдвижение гипотез, их обоснование) Коммуникативные УУД (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)
|
|||||||||||||
2.2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
Ведение проблемного диалога -Много ли на Земле воды? -Много ли на Земле пресной воды? -Какая вода нужна человеку, животным, растениям? -Конечно, пресная. -Сформулируйте тему нашего урока. (на доске открывается тема урока «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов».) Приём «Мозговая атака» - Подумайте и запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете, по данной теме? -А можем ли из названия темы сказать, что мы узнаем на уроке? -Обсудите это в группах, а потом каждая группа выскажет своё мнение. -Где мы можем найти ответы на наши вопросы? -Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?
|
Фронтальная работа -Но, к сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с соленой. (Всего 3%)
Формулируют тему урока
Обсуждают в группах, анализируют, высказывают свои мнения.
-Ответы можно найти в учебнике, в справочниках и энциклопедиях, интернете, от учителя |
Регулятивные УУД (формулирование темы и цели урока)
Познавательные УУД (постановка учебной задачи)
|
|||||||||||||
3.Операционный этап 3.1.Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в
|
-А теперь узнаем, как ответил один школьник на вопрос, для чего нужна вода человеку, прочитав его стихотворение (с. 50–51). -Совпал ли его ответ с вашими?
|
Фронтальная работа. Анализируют текст, отвечают на вопросы. |
Регулятивные УУД (сохранение учебной задачи)
|
|||||||||||||
3.2Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные) |
- Скажите, зачем беречь воду, ведь её столько много? -Из каких источников люди берут питьевую воду? -Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив задание в рабочей тетради стр.26 №46 (Из чёрного ящика достаю второй сосуд с загрязнённой водой) - Что у меня во втором сосуде? -Почему она стала такой? -Можно ли использовать такую воду? Почему? Приём «Особое задание» -Ученик нашего класса проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.
-Ребята, как влияют эти стоки на растения? -На какие вопросы ещё вы хотели бы найти ответ? - Какая нужна всем вода? -На какие вопросы ещё вы хотели бы найти ответ? |
Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.
Индивидуальная работа в рабочей тетради с последующей проверкой.
Рассказывает о проведенном эксперименте. (Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать. Я увидел, что растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.) Делают вывод по результатам эксперимента. Формулируют вопросы: - От кого зависит, чистая или грязная вода будет на планете? -Можно ли очистить воду?
|
Логические УУД (анализ, сравнение, обощение знаний)
Регулятивные УУД (оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено) |
|||||||||||||
3.3.Творческое добывание знаний в новой ситуации |
-А теперь я предлагаю каждой группе познакомиться со сказкой Н.А. Рыжова «Жила была река». (Приложение) (раздаются листки с текстом) и заполните таблицу.
-Чтобы справиться с заданием, какие действия нужно будет выполнить? -Результаты занесите в таблицу.
- Назовите источники загрязнения воды. - Расскажите, как каждый человек должен беречь воду. - Кто ещё помогает в очистке вод? - Некоторые растения и животных, так называют санитарами водоемов, живым фильтрам. К ним относятся камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. Двустворчатые моллюски – беззубка и перловица – процеживают воду через свое тело. Фильтруют воду и небольшие рачки – циклопы и дафнии. А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде. - А как люди очищают воду? Решение проблемы грязной воды - установка фильтров. -У кого из вас дома есть фильтры для очистки воды? (показ домашних фильтров) |
Работа в группах (читают текст, выбирают нужную информацию и обсуждают, заполняют таблицу).
Составляют алгоритм работы
Почитать внимательно сказку. Подчеркнуть источники загрязнения водоёмов. Подчеркнуть мероприятия по охране водоёмов. Занеси результаты в таблицу.
-Заслушивают рассказ каждой группы, обсуждают, вносят дополнения, изменения.
-Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным.
Высказывают гипотезы. |
Познавательные УУД (извлечение необходимой информации из текста) Логические УУД (обобщение и систематизация полученной информации) Регулятивные УУД (умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)
Коммуникативные УУД (обоснование своей и принятие иной точки зрения)
|
|||||||||||||
3.4.Творческое применение знаний в новой ситуации |
-Посмотрите внимательно на фотографии на стр.52. -А теперь каждая группа попробует озвучить одну из этих фотографий, обозначив экологическую проблему. - Какие водоёмы находятся в районе нашего города? -Подумайте, а что мы можем сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом? Задание №2 стр.51 -А теперь я предлагаю придумать плакат-памятку, которая поможет сберечь питьевую воду, сохранить чистоту и красоту водоёмов. -Где мы можем повесить такие памятки. -Памятка, какой пары вам понравилась больше? Почему? |
Групповая работа. Анализируют и «озвучивают» рисунки
Обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов. Работа в парах. (Составляют плакат-памятку). Презентуют свои памятки. |
Познавательные УУД: (извлечение информации, представленной в форме иллюстрации) Личностные УУД (нравственная оценка отношения людей к природе) Коммуникативные УУД (умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения). |
|||||||||||||
3.5.Включение в систему знаний и повторение |
-Прочитайте выводы, данные в учебнике, дополните их теми знаниями, которые получили на всех уроках о водоёмах. |
Знакомятся с выводами учебника, обсуждают, дополняют |
Познавательные УУД: (умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.)
|
|||||||||||||
4.Регулирующий этап Рефлексия учебной деятельности
|
– Какие вопросы мы поставили в начале урока? – Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока? -Какие виды заданий для этого мы выполняли? -Что у вас получилось лучше всего? - Какие новые слова вы узнали? – В чём испытали затруднения? - Что нового узнали на уроке? -Чему научились? -Какая группа работала лучше всех? Почему? Приём «Лестница успеха» - Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете? Если всё усвоено замечательно и можно двигаться дальше – положите на верхнюю ступеньку зелёный кружок, если знания усвоены хорошо, то – жёлтый, а если ещё испытываете затруднения, то - красный.
|
Выражают своё мнение по итогу урока, корректируют выводы.
Оценивают свою работу на уроке.
|
Коммуникативные УУД (владение монологической и диалогической формами речи)
Регулятивные УУД (итоговая оценка результата деятельности)
|
|||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Дифференцированное домашнее задание 1) Задания 46, 47, в рабочей тетради (с. 27). 2)Желающим – найти материал и подготовить презентацию на оставшиеся без ответа вопросы (если это возможно) |
Записывают задание, выбирая для себя нужный вариант. |
|
Приложение
Алгоритм работы с текстом сказки
Почитай внимательно сказку.
Подчеркни красным цветом источники загрязнения водоёмов.
Подчеркни синим цветом мероприятия по охране водоёмов.
Занеси результаты в таблицу.
Сказка Н.А. Рыжова «Жила была река»
Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.
Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Источник загрязнения |
Мероприятия по охране водоёмов |
|
|
|
|
|
|
|
|