Проект урока окружающего мира «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов» (2 класс)

1
0
Материал опубликован 15 June 2019

Общие сведения о проекте

Название учебного предмета

Окружающий мир

Класс

2 класс

УМК начального образования

УМК «Гармония»

Программа по учебному предмету

Окружающий мир: Программа. 1–4 классы, О. Т. Поглазова.

Учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть. (Авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс 2 часть

Раздел программы

Природные тела и явления (29 часов)

Тема урока

Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов

урока по теме

27 в разделе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов.

Цели урока:

1. Образовательная: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ; о разнообразии источников питьевой воды; формировать знание правил экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах;

2. Воспитательная: воспитывать бережное отношение к питьевой воде, желание сохранять красоту и чистоту местных водоёмов, формировать коммуникативные качества, культуру общения.

3. Развивающая: развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и систематизировать материал.

 

Планируемые результаты

Предметные:

-Знать смысл понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды.

-Находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу.

- Участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности).

Личностные:

- Давать нравственную оценку отношению людей к природе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

-Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать своё мнение.

Познавательные УУД:

-Осознавать учебно-познавательную задачу.

-Осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради.

-Наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, таблицы.

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 2 класс 2 часть. (Авторы: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилина); рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс 2 часть, чёрный ящик, сосуды с чистой и грязной водой, текст сказки Н.А. Рыжова «Жила была река», таблица к тексту сказки.

 

 

План урока

Этап урока Применяемые методы и приемы работы Формы организации учебной деятельности

1.Организационный этап.-1 мин

Эмоциональный настрой Распределение на группы

 

2.Мотивационный этап

2.1.Актуализация знаний. (3 мин.)

Проблемный диалог (фронтально со всем классом)

Приём «Удивляй!»

 

Фронтальная работа

 

Работа в группах

 

2.2.Постановка цели и задач урока. (3 мин.)

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ведение проблемного диалога

Приём «Мозговая атака»

 

Индивидуальные и групповые формы работы

3.Операционный этап

3.1.Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовое) (3 мин.)

в

 

Учебник «Окружающий мир» 2 класс, 2 часть, с. 50–51.

Фронтальная работа.

 

3.2.Первичное закрепление

в изменённой ситуации (конструктивное)

(8 мин.)

Рабочая тетрадь стр.26 №46

Приём «Особое задание»

 

Фронтальная работа, индивидуальная работа

3.3.Творческое добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

(7 мин.)

 

Работа с дополнительной информацией, составление таблицы

Работа в группах

3.4.Творческое применение знаний в новой ситуации (12 мин.)

Учебник стр.52 (работа с иллюстрациями), задание №2

(составление плаката-памятки)

Групповая работа.

 

Работа в паре

3.5.Включение в систему знаний и повторение (3 мин.)

Учебник стр.52

Фронтальная работа

Работа в группах

4.Регулирующий этап

Рефлексия учебной деятельности (4 мин.)

 

Приём «Лестница успеха»

Индивидуальные и фронтальные формы работы.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.)

Дифференцированное домашнее задание

 

 

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный этап.

-Сегодня на уроке вас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что вам очень хорошо знакомо.

Сегодня на уроке мы будем работать в группах. Распределение на группы

(4 группы)

-Вспомните правила работы в группах.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Озвучивают правила работы в группе.

 

 

2.Мотивационный этап

2.1.Актуализация знаний.

(На столе чёрный ящик)

-Отгадайте, что находится у меня в чёрном ящике.

Много её – беда!

Мало её – беда!

Нужна нам всегда

Больше, чем еда.

Что это? (Вода)

(Из чёрного ящика достаются сосуд с водой )

Учитель ведёт проблемный диалог

-Когда плохо, если воды много?

-Когда плохо, если воды мало?

-Что значит вода для живых существ?

-Почему?

-Какое время человек может прожить без воды?

Приём «Удивляй!»

-Без воды могут прожить: человек – 3 дня, верблюд – 8 дней; взрослый человек должен потреблять в сутки не меньше 2 литров воды. Верблюд за 10 минут выпивает 135 литров воды. Но, когда её нет, он научился добывать «воду» из своих жировых запасов.

-Может ли прожить без воды автомобиль, велосипед, подводная лодка, фабрика?

Высказывания, ответы на вопросы (фронтальная работа)

Высказывания, ответы на вопросы в группах. (Отвечает один человек от группы (спикер). О готовности к ответу спикер сигнализирует поднятой рукой)

 

 

 

 

 

 

 

(Предполагается, что дети не смогут дать точный ответ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свою точку зрения

 

Познавательные УУД (выдвижение гипотез, их обоснование)

Коммуникативные УУД

(умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности)

 

 

2.2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ведение проблемного диалога

-Много ли на Земле воды?

-Много ли на Земле пресной воды?

-Какая вода нужна человеку, животным, растениям?

-Конечно, пресная.

-Сформулируйте тему нашего урока.

(на доске открывается тема урока «Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов».)

Приём «Мозговая атака»

- Подумайте и запишите всё, что вы знаете или думаете, что знаете, по данной теме?

-А можем ли из названия темы сказать, что мы узнаем на уроке?

-Обсудите это в группах, а потом каждая группа выскажет своё мнение.

-Где мы можем найти ответы на наши вопросы?

-Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?

 

Фронтальная работа

-Но, к сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с соленой. (Всего 3%)

 

Формулируют тему урока

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в группах, анализируют, высказывают свои мнения.

 

 

-Ответы можно найти в учебнике, в справочниках и энциклопедиях, интернете, от учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД (формулирование темы и цели урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

(постановка учебной задачи)

 

3.Операционный этап

3.1.Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в

 

-А теперь узнаем, как ответил один школьник на вопрос, для чего нужна вода человеку, прочитав его стихотворение (с. 50–51).

-Совпал ли его ответ с вашими?

 

Фронтальная работа.

Анализируют текст, отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

(сохранение учебной задачи)

 

3.2Первичное закрепление

в изменённой ситуации (конструктивные)

- Скажите, зачем беречь воду, ведь её столько много?

-Из каких источников люди берут питьевую воду?

-Ответить на этот вопрос вы сможете, выполнив задание в рабочей тетради стр.26 №46

(Из чёрного ящика достаю второй сосуд с загрязнённой водой)

- Что у меня во втором сосуде?

-Почему она стала такой?

-Можно ли использовать такую воду? Почему?

Приём «Особое задание»

-Ученик нашего класса проводил эксперимент. Сейчас он расскажет о нем, слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы по эксперименту.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, как влияют эти стоки на растения?

-На какие вопросы ещё вы хотели бы найти ответ?

- Какая нужна всем вода?

-На какие вопросы ещё вы хотели бы найти ответ?

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы.

 

 

Индивидуальная работа в рабочей тетради с последующей проверкой.

 

 

 

 

 

 

Рассказывает о проведенном эксперименте.

(Я взял стакан с чистой водой и стакан, в который налил моющие средства, их обычно человек использует в быту. Поставил в них часть растения с листьями и стал наблюдать. Я увидел, что растение в грязной воде погибло. А ведь мы постоянно сливаем сточные воды с различными химическими веществами.)

Делают вывод по результатам эксперимента.

Формулируют вопросы:

- От кого зависит, чистая или грязная вода будет на планете?

-Можно ли очистить воду?

 

 

 

 

 

Логические УУД

(анализ, сравнение, обощение знаний)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

(оценка-выделение и осознание того, что уже усвоено)

3.3.Творческое добывание знаний в новой ситуации

-А теперь я предлагаю каждой группе познакомиться со сказкой Н.А. Рыжова «Жила была река». (Приложение)

(раздаются листки с текстом) и заполните таблицу.

Источник загрязнения

Мероприятия по охране

 

 

-Чтобы справиться с заданием, какие действия нужно будет выполнить?

-Результаты занесите в таблицу.

 

Источник загрязнения

Мероприятия по охране

Бытовые отходы

Очистить берега от мусора

Речной транспорт

Контроль за уровнем загрязнения

Отходы с/х

Отходы заводов

Очистка стоков заводов

 

- Назовите источники загрязнения воды.

- Расскажите, как каждый человек должен беречь воду.

- Кто ещё помогает в очистке вод?

- Некоторые растения и животных, так называют санитарами водоемов, живым фильтрам. К ним относятся камыш, рогоз, осока, хвощ болотный, водный гиацинт. Двустворчатые моллюски – беззубка и перловица – процеживают воду через свое тело. Фильтруют воду и небольшие рачки – циклопы и дафнии. А речной рак и вовсе является индикатором загрязненности. Он обитает только в чистой воде.

- А как люди очищают воду?

Решение проблемы грязной воды - установка фильтров.

-У кого из вас дома есть фильтры для очистки воды?

(показ домашних фильтров)

Работа в группах (читают текст, выбирают нужную информацию и обсуждают, заполняют таблицу).

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют алгоритм работы

 

Почитать внимательно сказку.

Подчеркнуть источники загрязнения водоёмов.

Подчеркнуть мероприятия по охране водоёмов.

Занеси результаты в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Заслушивают рассказ каждой группы, обсуждают, вносят дополнения, изменения.

 

 

 

 

-Важная роль в очистке воды принадлежит некоторым растениям и животным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают гипотезы.

Познавательные УУД

(извлечение необходимой информации из текста)

Логические УУД

(обобщение и систематизация полученной информации)

Регулятивные УУД

(умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД (обоснование своей и принятие иной точки зрения)

 

3.4.Творческое применение знаний в новой ситуации

-Посмотрите внимательно на фотографии на стр.52.

-А теперь каждая группа попробует озвучить одну из этих фотографий, обозначив экологическую проблему.

- Какие водоёмы находятся в районе нашего города?

-Подумайте, а что мы можем сделать для своей реки, озера, которые находятся рядом?

Задание №2 стр.51

-А теперь я предлагаю придумать плакат-памятку, которая поможет сберечь питьевую воду, сохранить чистоту и красоту водоёмов.

-Где мы можем повесить такие памятки.

-Памятка, какой пары вам понравилась больше? Почему?

Групповая работа.

Анализируют и «озвучивают» рисунки

 

 

 

 

Обсуждают экологические проблемы, связанные с деятельностью человека, предлагают меры по сохранению чистоты и красоты водоёмов.

Работа в парах. (Составляют плакат-памятку). Презентуют свои памятки.

Познавательные УУД: (извлечение информации, представленной в форме иллюстрации)

Личностные УУД

(нравственная оценка отношения людей к природе)

Коммуникативные УУД

(умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения).

3.5.Включение в систему знаний и повторение

-Прочитайте выводы, данные в учебнике, дополните их теми знаниями, которые

получили на всех уроках о водоёмах.

Знакомятся с выводами учебника, обсуждают, дополняют

Познавательные УУД: (умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.)

 

 

 

4.Регулирующий этап

Рефлексия учебной деятельности

 

Какие вопросы мы поставили в начале урока?

Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

-Какие виды заданий для этого мы выполняли?

-Что у вас получилось лучше всего?

- Какие новые слова вы узнали?

В чём испытали затруднения?

- Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какая группа работала лучше всех? Почему?

Приём «Лестница успеха»

- Ребята, перед вами «лестница успеха», а на столах лежат кружки трех цветов. Сейчас мы увидим, на каком этапе этой лесенки вы себя ощущаете? Если всё усвоено замечательно и можно двигаться дальше – положите на верхнюю ступеньку зелёный кружок, если знания усвоены хорошо, то – жёлтый, а если ещё испытываете затруднения, то - красный.

 

Выражают своё мнение по итогу урока, корректируют выводы.

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу на уроке.

 

Коммуникативные УУД (владение монологической и диалогической формами речи)

 

 

 

 

Регулятивные УУД (итоговая оценка результата деятельности)

 

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дифференцированное домашнее задание

1) Задания 46, 47, в рабочей тетради (с. 27).

2)Желающим – найти материал и подготовить презентацию на оставшиеся без ответа вопросы (если это возможно)

Записывают задание, выбирая для себя нужный вариант.

 

 

 

Приложение

Алгоритм работы с текстом сказки

Почитай внимательно сказку.

Подчеркни красным цветом источники загрязнения водоёмов.

Подчеркни синим цветом мероприятия по охране водоёмов.

Занеси результаты в таблицу.

 

 

Сказка Н.А. Рыжова «Жила была река»

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей. «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители - и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.

 

 

Источник загрязнения

Мероприятия по охране водоёмов

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.