Проект урока-дискуссии (литература, IX класс) «Красота не в лице, красота — это свет в сердце» (Тема истинной красоты в стихотворении Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка)

0
0
Материал опубликован 11 December в группе

Проект урока-дискуссии (литература, IX класс)

«Красота не в лице, красота — это свет в сердце»

(Тема истинной красоты в стихотворении Н.Заболоцкого

«Некрасивая девочка)

Цели урока:

Обучающая: интерпретировать художественный смысл произведения, определяя позицию автора.

Развивающая: углублять восприятие учащимися литературного произведения в соответствии с авторским замыслом и личностным пониманием прочитанного.

Воспитательная: способствовать формированию позиционного самоопределения учащихся в рамках учебного диалога.

В соответствии с поставленными целями можно прогнозировать следующие результаты: учащиеся в процессе урока смогут

самостоятельно сформулировать проблемные вопросы и учебные задачи, необходимые для анализа;

определить личное отношение к поставленным проблемным вопросам;

изложить позднее свои рассуждения в виде творческой работы по одному из предложенных афоризмов.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

Учащимся было дано опережающее домашнее задание, которое они выполнили: нашли афоризмы со словом «красота» и попытались сформулировать своё определение, обратившись за помощью к толковому словарю. (Красота - всё красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.)

Учащиеся зачитывают заготовленные дома высказывания о красоте.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что о красоте размышлял и поэт Н.Заболоцкий, и читает стихотворение «Некрасивая девочка». После прослушивания стихотворения учитель предлагает вернуться к теме урока, которая записана на доске.

Тема урока. «Красота не в лице, красота — это свет в сердце» (Джебран Халиль Джебран, выдающийся арабский писатель и философ XX века) (Тема истинной красоты в стихотворении Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка)

Выдвижение проблемы

Учащиеся задают вопросы, определяют, какая проблема скрыта в теме урока-дискуссии. В результате небольшого обсуждения учащиеся выходят на формулировку проблемы: “Так какая красота является истинной?”

Анализ проблемы

Найти ответ на проблемный вопрос учащимся поможет высказывание арабского философа. Они подчёркивают в афоризме те слова, которые помогут найти вариант решения проблемы (“красота”, “в лице”, “свет в сердце”).

Выдвижение гипотез

После предварительного обсуждения выдвигаются гипотезы. Учащиеся выбирают то предположение, которое считают вариантом решения выдвинутой проблемы.

t1765700356aa.gift1765700356ab.gifТак какая красота является истинной?



внешняя

(лицо)



внутренняя

(душа)

Подтверждение или опровержение гипотез

Учащиеся работают над выдвинутыми гипотезами, обсуждают в группах поставленную проблему, ищут в тексте (в стихотворении Заболоцкого «Некрасивая девочка») подтверждение своим мыслям.

Публичное отстаивание и корректировка гипотез

Представляются точки зрения групп, но каждый участник дискуссии может внести свои корректировки в общее мнение; задаются вопросы.

Внешняя красота («сосуд», «в котором пустота»)

Люди всегда ищут красоту вокруг, а если не находят её, то чаще всего ведут себя жестоко по отношению к тем, кто не соответствует их представлениям об идеале («…Что будет день, когда она, рыдая, / Увидит с ужасом, что посреди подруг / Она всего лишь бедная дурнушка!»). Размышляя о том, что ждёт героиню стихотворения в будущем (издевательства, насмешки), поэт с горечью отмечает, что в современном мире ценится внешняя, а не внутренняя привлекательность.

Автор сочувствует девочке, которая внешне отличается от «других играющих детей» («…Она напоминает лягушонка. / Заправлена в трусы худая рубашонка, / Колечки рыжеватые кудрей / Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, / Черты лица остры и некрасивы»).

Внутренняя красота («огонь, мерцающий в сосуде»)

Внешне некрасивая девочка привлекает внимание автора, который восхищается её душевной чистотой, искренностью, непосредственностью: «Ни тени зависти, ни умысла худого / Ещё не знает это существо. / Ей всё на свете так безмерно ново, / Так живо всё, что для иных мертво!). Героиня стихотворения «ликует и смеётся, охваченная счастьем бытия»: она радуется за своих сверстников, мальчишек, которым «отцы купили по велосипеду» («Чужая радость так же, как своя, / Томит её и вон из сердца рвётся…») (Бытие (книжн.) – жизнь, существование. Томить – мучить, изнурять. Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.).

«Младенческая грация души» - вот что становится главным достоинством «лягушонка». (Грация – изящество, красота в движениях. Толковый словарь Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю.)

Автор надеется, что «чистый» «пламень», горящий в глубине души девочки, поможет ей справиться с болью, которую способны причинить окружающие, «перетопит самый тяжкий камень». Он верит, что сердце героини не «сломается» под натиском человеческой жестокости, оно выдержит любые испытания.

Что можно сказать о композиции стихотворения? Какую роль она играет в раскрытии авторского замысла?

Композиция

Стихотворение представляет собой монолог лирического героя, который условно можно поделить на две части: в первой даётся портрет девочки, во второй содержатся рассуждения о её будущем. Завершается стихотворение вопросительными предложениями. Такое построение не только позволяет автору обозначить интересующую его проблему, но и подтолкнуть читателей к размышлениям над ней.

Общий вывод

Так какая красота является истинной? («…что есть красота / И почему её обожествляют люди? / Сосуд она, в котором пустота, / Или огонь, мерцающий в сосуде?»)

Какова позиция Заболоцкого? К какому выводу приходит поэт?

Н.Заболоцкий утверждает, что истинной является внутренняя, душевная красота.

Рефлексия

- Задумывались ли вы над тем, какую роль играет красота в жизни человека?

- Какова ваша жизненная позиция в вопросе о роли красоты в жизни человека?

- Удовлетворены ли вы ходом дискуссии, своим участием в ней?

Домашнее задание

В начале урока вы делились друг с другом высказываниями известных людей о красоте. Мы собрали их все вместе, записали на доске. Выберите один из этих афоризмов и в виде рассуждения согласитесь с его автором или опровергните это мнение.

«Никакая внешняя красота не может быть полной, если она не оживлена красотой внутренней». Виктор Гюго

«Красота заключается не в том, чтобы иметь красивое лицо. А в том, чтобы иметь красивые мысли, красивое сердце и красивую душу». А.П. Чехов

«Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу». Шекспир

«Прекрасно только то, что естественно». Вольтер

«Красота — в глазах смотрящего». Английское изречение

«Внутренняя жизнь каждого человека дает свет. Этот свет и есть то, что мы называем красотой». Орнелла Мути

«Настоящая красота живёт в сердце, отражается в глазах и проявляется в поступках». Ошо




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.