Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей в условиях логопедического пункта ДОУ
Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей в условиях логопедического пункта ДОУ.
Основными задачами в работе логопедического пункта ДОУ являются: выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений речи у детей - дошкольников; профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников детского сада и родителей детей, посещающих детский сад.
Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Одним из требований ФГОС: оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
В условиях логопедического пункта возрастает роль родителей в коррекционном процессе, они являются основными его участниками.
Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно – коррекционно - образовательного процесса. В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.
В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.
Одним из перспективных и эффективных методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни является метод проектирования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели.
I Этап – Целеполагание
Цели:
Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей.
Развитие и укрепление партнёрских отношений между родителями и детьми.
Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.
Создание максимально комфортных условий для личностного роста детей.
Задачи:
Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов.
Ознакомление родителей с содержанием работы с ребёнком на логопедическом пункте.
Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.
Создать модель педагогической работы логопеда с родителями, согласно ФГОС.
Участники проекта:
Дети с ОВЗ (старшая и подготовительная группы детского сада).
Учитель-логопед, родители.
Ожидаемый результат:
Подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми.
Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям.
Применение знаний родителями при выполнении домашних заданий, технологий, освоенных на практических занятиях.
Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.
Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.
II Этап-Подготовительный (информационно-аналитический)
При зачислении детей с ОВЗ на логопедические занятия возникает необходимость знакомства родителей со структурой речевого дефекта, содержанием коррекционной работы и вовлечением их в педагогический процесс с целью достижения наилучшего результата. Выяснить потребности родителей и уровень их компетенции в вопросах речевого развития, уровень мотивации через анкетирование, установить контакт с семьёй логопатов, согласовать воспитательное воздействие. Поэтому важно на начальном этапе при знакомстве с логопедом, с результатами логопедического обследования его ребёнка, при сборе анамнестических данных повысить педагогическую активность родителя, желание участвовать в развитии речи своего ребёнка.
Диагностика речевого развития детей.
Ознакомительная работа с родителями.
Сбор анамнестических сведений о ребёнке.
Анкетирование родителей.
Индивидуальная беседа.
Родительское собрание по результатам логопедического обследования.
Установление контакта с семьёй.
Информационное выступление о работе логопедического пункта.
Подбор методической литературы.
Ознакомление с этапами работы по исправлению нарушений.
III Этап-Реализация проекта (практический)
Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду.
В результате проведённой работы логопед намечает этапы и способы реализации совместной деятельности, знакомит родителей с основными понятиями и методами их выполнения в домашних условиях. Формирует у родителей информационную готовность к коррекционной работе. Оказывает помощь в организации полноценной речевой среды.
Учитель-логопед |
Родитель |
Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. Проводит семинары-практикумы «Артикуляционная гимнастика», «Как заниматься дома», «Пальцы помогают говорить». Оформление индивидуальных тетрадей. Конкурс «Логопедическое пособие своими руками». День открытых дверей. Выступление на родительских собраниях «Развитие речи дошкольников», «Роль семьи в коррекционном процессе», «Результаты обследования речи детей», «Культура речи в семье». Электронные презентации «Заботливым родителям о работе логопедического пункта», «Этапы автоматизации звуков в речи», «Создание речевой среды в домашних условиях». Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей. Электронная библиотечка для родителей. Консультации по родительским потребностям. Проведение конкурса на лучшего чтеца. Театральная постановка «Кошкин дом», отработка речевых навыков. |
Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах. Посещение семинаров-практикумов. Участие в практических заданиях. Посещение родительских собраний. Участие в конкурсе «Лучшая тетрадь месяца». Приобретение и изготовление пособий и картинного материала для занятий дома. Посещение открытых занятий. Подготовка сообщений на тему «Как мы занимаемся дома» Фотоотчёт. Подготовка к конкурсу. Отработка речевых навыков, изготовление костюмов и декораций. Совместная творческая деятельность с детьми. |
IV этап – презентация проекта
В результате выполненной работы за год происходит адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду, тем самым решая задачу индивидуального развития ребёнка.
На итоговой консультации отмечаются результаты взаимодействия, даются логопедом дальнейшие рекомендации.
Предлагается анкетирования родителей по вопросам готовности детей к дальнейшему обучению в школе.
Проведение праздника «Наша красивая речь», где дети совместно с логопедом и родителями готовят выступления, театральные номера.
Демонстрируется презентация «Наши достижения», «Как мы занимались дома».
Проведение выпускного утренника
Вручение благодарностей родителям и детям по окончании курса обучения.
По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй можно сделать выводы:
Успех логопедической помощи детям с ОВЗ во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.
Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:
Обеспечить непрерывность коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье.
Повысить эффективность устранения речевых недостатков.
Активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.
Достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.