12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чубарова Жанна Михайловна24
Россия, Самарская обл., Самара
3

Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей в условиях логопедического пункта ДОУ

Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей в условиях логопедического пункта ДОУ.

Основными задачами в работе логопедического пункта ДОУ являются: выявление, преодоление и своевременное   предупреждение различных нарушений речи у детей - дошкольников; профилактическая работа и пропаганда   логопедических знаний среди работников детского сада и родителей детей, посещающих детский сад. 

Положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Одним из требований ФГОС: оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

В условиях логопедического пункта возрастает роль родителей в коррекционном процессе, они являются основными его участниками.

Но, к сожалению, родители практически устранились из воспитательно – коррекционно - образовательного процесса. В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья.

В рамках введения ФГОС приоритетной задачей для ДОУ становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и информационно-коммуникационной.
Одним из перспективных и эффективных   методов в образовательной деятельности детских садов, в наши дни  является  метод проектирования. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и семьи, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную деятельность по достижению поставленной цели.

 

I Этап – Целеполагание

Цели:

Создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей.

Развитие и укрепление партнёрских отношений между родителями и детьми.

Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребёнком.

Создание максимально комфортных условий для личностного роста детей.

Задачи:

Установление партнёрских отношений с семьёй ребёнка – логопата, создать атмосферу общности интересов.

Ознакомление родителей с содержанием работы с ребёнком на логопедическом пункте.

Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

Создать модель педагогической работы логопеда с родителями, согласно ФГОС.

Участники проекта:

Дети с ОВЗ (старшая и подготовительная группы детского сада).

Учитель-логопед, родители.


 

Ожидаемый результат:

Подготовка родителей к участию в совместной образовательной деятельности с детьми.

Обучение родителей традиционным и нетрадиционным технологиям.

Применение знаний родителями при выполнении домашних заданий, технологий, освоенных на практических занятиях.

Выработка новых стратегических форм и методов по взаимодействию в коррекционном процессе учителя- логопеда и родителей.

Формирование у родителей уверенности в собственных педагогических возможностях через систему консультирования.


 

II Этап-Подготовительный (информационно-аналитический)

При зачислении детей с ОВЗ на логопедические занятия возникает необходимость знакомства родителей со структурой речевого дефекта, содержанием коррекционной работы и вовлечением их в педагогический процесс с целью достижения наилучшего результата. Выяснить потребности родителей и уровень их компетенции в вопросах речевого развития, уровень мотивации через анкетирование, установить контакт с семьёй логопатов, согласовать воспитательное воздействие. Поэтому важно на начальном этапе при знакомстве с логопедом, с результатами логопедического обследования его ребёнка, при сборе анамнестических данных повысить педагогическую активность родителя, желание участвовать в развитии речи своего ребёнка.

Диагностика речевого развития детей.

Ознакомительная работа с родителями.

Сбор анамнестических сведений о ребёнке.

Анкетирование родителей.

Индивидуальная беседа.

Родительское собрание по результатам логопедического обследования.

Установление контакта с семьёй.

Информационное выступление о работе логопедического пункта.

Подбор методической литературы.

Ознакомление с этапами работы по исправлению нарушений.

III Этап-Реализация проекта (практический)

Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду.

В результате проведённой работы логопед намечает этапы и способы реализации совместной деятельности, знакомит родителей с основными понятиями и методами их выполнения в домашних условиях. Формирует у родителей информационную готовность к коррекционной работе. Оказывает помощь в организации полноценной речевой среды.

 

Учитель-логопед

Родитель

Исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Проводит семинары-практикумы «Артикуляционная гимнастика», «Как заниматься дома», «Пальцы помогают говорить».

Оформление индивидуальных тетрадей.

Конкурс «Логопедическое пособие своими руками».

День открытых дверей.

Выступление на родительских собраниях «Развитие речи дошкольников»,

«Роль семьи в коррекционном процессе»,

«Результаты обследования речи детей»,

«Культура речи в семье».

Электронные презентации «Заботливым родителям о работе логопедического пункта»,

«Этапы автоматизации звуков в речи»,

«Создание речевой среды в домашних условиях».

Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей.

Электронная библиотечка для родителей.

Консультации по родительским потребностям.

Проведение конкурса на лучшего чтеца.

Театральная постановка «Кошкин дом», отработка речевых навыков.

Под руководством логопеда активно

участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Посещение семинаров-практикумов.

Участие в практических заданиях.

Посещение родительских собраний.

Участие в конкурсе «Лучшая тетрадь месяца».

Приобретение и изготовление пособий и картинного материала для занятий дома.

Посещение открытых занятий.

Подготовка сообщений на тему «Как мы занимаемся дома»

Фотоотчёт.

Подготовка к конкурсу.

Отработка речевых навыков, изготовление костюмов и декораций.

Совместная творческая деятельность с детьми.

 

 

IV этап – презентация проекта

В результате выполненной работы за год происходит адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

данный вид деятельности наиболее приемлем в работе, так как дает возможность более тесному взаимодействию с семьями, вовлечению их в воспитательно-образовательную деятельность в детском саду, тем самым решая задачу индивидуального развития ребёнка.

На итоговой консультации отмечаются результаты взаимодействия, даются логопедом дальнейшие рекомендации.

Предлагается анкетирования родителей по вопросам готовности детей к дальнейшему обучению в школе.

Проведение праздника «Наша красивая речь», где дети совместно с логопедом и родителями готовят выступления, театральные номера.

Демонстрируется презентация «Наши достижения», «Как мы занимались дома».

Проведение выпускного утренника

Вручение благодарностей родителям и детям по окончании курса обучения.

По итогам осуществления мероприятий взаимосвязи с семьёй можно сделать выводы:

Успех логопедической помощи детям с ОВЗ во многом зависит от того, насколько четко организовано взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Установление партнерских взаимоотношений с родителями является важным условием успешности коррекционного воздействия.


 

Данная система партнёрства специалиста с семьёй позволяет:


 

Обеспечить непрерывность   коррекционного воздействия на ребенка в дошкольной организации и семье.

Повысить эффективность устранения речевых недостатков.

Активизировать и обеспечить обогащение воспитательных умений родителей.

Достичь более позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Эффективное преодоление речевого нарушения возможно только в результате активной скоординированной деятельности учителя-логопеда и семьи.

Опубликовано в группе «Документация учителя-логопеда ДОУ в рамках введения ФГОС ДО»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.