12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Булатова Вера Викторовна42

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

(нарушение опорно-двигательного аппарата) № 4 г. Челябинска»

(МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска»)









Методическая работа на тему:


Проектирование урока физической культуры в условиях цифровизации









Выполнил: учитель физической культуры:

Булатова В.В.








Челябинск

2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ 5

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 5

1.1 Понятие «цифровизация» и её роль в современном образовании 5

1.2 Внедрение цифровых технологий в систему школьного образования 10

1.3 Особенности использования цифровых технологий на уроке физической культуры 14

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20

ГЛАВА 2 ПРОЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 4 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 21

2.1 Цель, задачи, основное содержание проекта 21

2.2 Проведение урока физической культуры в 4 классе с использованием цифровых технологий 23

2.3 Анализ и оценка реализации проекта 29

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33












ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в средствах массовой информации ведется бурное обсуждение «цифровизации образования»; в основном отзывы носят восторженно-мажорную тональность, что при ближайшем рассмотрении в большей степени отражает ожидания авторов проектов или публикаций, а не реальные достижения практики образования. Недоумение вызывает и сам термин, и его трактовка, и требования определенных действий от преподавателей вузов и школ со стороны администраций различных уровней.

Другой аспект проблемы состоит в оценке соответствия технических и технологических оснований для цифровизации и реальной ИТ-инфраструктуры большинства образовательных организаций. Наконец, еще одним аспектом проблемы является готовность преподавателей к применению цифровых технологий в работе с обучаемыми.

В настоящее время в научной литературе и средствах массовой информации высказываются достаточно противоречивые мнения о необходимости и направлениях цифровизации образования, что обусловливает актуальность обсуждения проблемы: как следует трактовать термин «цифровизация образования» и в какой степени она может быть реализована в условиях отечественной общеобразовательной школы.

В нашей исследовательской работе мы рассматриваем проектирование урока физической культуры в условиях цифровизации. Так как методических материалов по данной проблеме очень мало, то весьма актуально рассмотреть, как цифровые технологии впишутся в специфику данной учебной дисциплины.

Цель исследования — разработать проект урока физической культуры для 4 класса с использованием цифровых технологий.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс в условиях цифровизации.

Предмет исследования — проект урока физической культуры для 4 класса с использованием цифровых технологий.

Гипотеза исследования — использование цифровых технологий повышают эффективность усвоения теоретических и практических знаний на уроке физической культуры.

Задачи исследования:

Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

Дать определение понятию «цифровизация», рассмотреть её роль в системе образования, более детально — в системе среднего образования.

Рассмотреть особенности применения цифровых технологий на уроке физической культуры.

Разработать проект физической культуры для 4 класса с использованием цифровых технологий.

Проанализировать и дать оценку эффективности реализации данного проекта.

База исследования: МБОУ «Школа-интернат № 4 г. Челябинска», ул. Худякова, 22.

Методы исследования: анализ и обобщение, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Исследовательская работа состоит: из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.












ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятие «цифровизация» и её роль в современном образовании

На сегодняшний день термин «цифровизация» имеет смысл рассматривать в узком и широком смысле. Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование информации в цифровую форму, которое предполагает снижение издержек, появление новых возможностей и т. д. Большое число конкретных преобразований информации в цифровую форму приводит к таким существенным положительным последствиям, которые обусловливают применение термина цифровизации в широком смысле. Поэтому под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму, что должно приводить к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни.

Однако надо учитывать, что цифровизацию в широком смысле можно рассматривать как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если цифровая трансформация информации отвечает следующим требованиям: она охватывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается лишь эффективным использованием ее результатов; ее результаты доступны пользователям преобразованной информации; ее результатами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане; пользователи цифровой информации имеют навыки работы с ней. Это очень важная деталь для понимания цифровизации как социального явления, так как ни в одной стране мира на данный момент цифровая трансформация не приобрела в полной мере такую форму [10].

Цифровизация пришла на смену компьютеризации, в процессе которой речь шла в основном об использовании вычислительной техники для решения отдельных экономических задач. Большие возможности цифрового представления информации приводят к тому, что цифровизация формирует уже целостные технологические среды «обитания» (экосистемы, платформы), в рамках которых пользователь может создавать для себя нужное ему дружественное окружение с тем, чтобы решать уже целые классы задач.

Если говорить именно о цифровизации образования, то она ведет к серьезным изменениям на рынке труда и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, которая доказала свою эффективность, но с другой, порождает доступность информации в различных ее формах (не только в текстовой, но и звуковой, визуальной). Кроме доступности информации цифровизация образования подразумевает более глубокое изучение получаемой информации: технологии виртуальной реальности, к примеру, создают возможность применения цифровых тренажеров, а технологии мобильного обучения позволяют учиться в любом месте и в любое время.

Однако доступность информации потребует от педагогов и обучающихся постоянного поиска и выбора релевантного и интересного контента, а также высокой скорости обработки получаемой информации. И если дети быстро адаптируются к цифровой среде, формируя первоначальные навыки и умения использования цифровых технологий, то про людей старших поколений этого сказать нельзя. А так как цифровизация образования напрямую зависит от уровня владения цифровыми технологиями педагога, он обязан научиться применять почти неограниченные информационные ресурсы, предоставляемые сетью «Интернет» и новые технологические инструменты [24].

Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» был утвержден Правительством Российской Федерации 25 октября 2016 года в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Представляя проект на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, премьер-министр Д.А. Медведев обозначил тот факт, что формирование цифровой образовательной среды – это стратегически важная государственная задача, связанная с необходимостью обеспечения цифровой экономики квалифицированными кадрами. А для их подготовки требуется коренным образом модернизировать действующую систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, полноценно внедрить цифровые инструменты учебной деятельности, а также обеспечить возможность граждан обучаться по индивидуальной учебной траектории в течение всей жизни – в любое время и в любом месте.

В приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предусматривается повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования. Поставлена достаточно амбициозная задача — достижение к 2025 г. числа обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального и неформального обучения, – 11 млн чел., из которых студенты профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования должны составить 5 млн чел [24].

13 декабря 2017 года Дмитрий Медведев анонсировал запуск нового приоритетного проекта – «Цифровая школа». Данный проект предполагает создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, в том числе перевод школьного образования «в цифру».

На сайте национального проекта «Образование» говорится, что через пять лет будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды, которая позволит создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы, в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы; проводить процедуры оценки качества образования [2].

Реализация приоритетных проектов в области образования предусматривает ряд основных направлений, разработка которых идет независимо друг от друга:

разработка нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование онлайн-обучения, в частности, фиксирующих статус такого вида обучения наравне с классическим «очным» образованием;

запуск информационного портала, который будет обеспечивать доступ к онлайн-курсам по принципу «одного окна» и объединять уже существующие образовательные платформы с помощью единой системе аутентификации пользователей;

запуск свыше 3500 онлайн-курсов по программам среднего, высшего и дополнительного образования с привлечением ведущих специалистов из государственных структур и бизнес-сообщества;

открытие Региональных центров компетенций в сфере интернет образования, на базе которых также будут проходить обучение преподаватели средней и высшей школы.

Акцентируем внимание на техническую составляющую проекта – так называемой цифровой образовательной среды, которая по принципу «одного окна» будет обеспечивать учащихся на всех уровнях обучения образовательным контентом. Авторы проекта утверждают, что потенциальным обучающимся такой сервис поможет проще получать необходимые знания благодаря принципу виртуальной академической мобильности, ведь для них откроется доступ к избранному образовательному контенту от ведущих вузов страны. При этом результаты прохождения онлайн-курса будут зачтены наравне с результатами очного обучения. Преподавателям же единая цифровая среда даст возможность изучать лучший педагогический опыт и повышать собственную квалификацию. Работодатели смогут напрямую высказывать свои пожелания к обучающему контенту, с целью привести его в соответствие с требованиями рынка труда. Образовательным платформам и создателям онлайн-курсов ресурс «одного окна» даст уникальную возможность расширить аудиторию, повысить качество своего продукта, предложит гибкий и удобный инструмент аналитики [13].

Как преимущества цифровой образовательной среды можно выделить следующие аспекты:

1. Увеличение доступности образования. С помощью сети Интернет становятся доступны курсы именитых профессоров и педагогов из любой точки земного шара, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При этом нет привязки ко времени обучения: обучаться можно в свободное от работы время.

2. Возможность реализации гибкой индивидуальной образовательной траектории. Для каждого учащегося может быть разработана индивидуальная программа обучения, учитывающая его режим и потребность в знаниях. Учебную программу можно адаптировать к особенностям и потребностям всех участников образовательного процесса: из набора независимых учебных модулей можно сформировать индивидуальный учебный план, который будет отвечать индивидуальным или групповым потребностям [12].

3. Экономическая выгода. Затраты на проведение электронных курсов гораздо ниже по сравнению с очными занятиями за счет отсутствия расходов на транспорт и на саму организацию курсов (аренда помещений для проведения курсов, заработная плата обслуживающего персонала, расходы на методического обеспечение курсов, раздаточный материал), особенно если в курсах принимает большое количество слушателей [12].

4. Уменьшение трудоемкости и освобождение преподавателей от рутинной работы: проверка домашних заданий, заполнение отчетности по успеваемости, чтение одной и той же лекции в нескольких потоках и т. п. Сюда же включается решение проблемы с нехваткой кадров.

5. Приучение к самостоятельности. Так как будущая образовательная система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства будет понимать, что он сам должен стремиться к получению знаний. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней опеки педагогов обучающийся добьется более высоких результатов.

Внедрение цифровых технологий в систему школьного образования

Первые попытки оцифровать школьное обучение начались с 2001 года с принятия Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды». Она ставила целью создание цифровой образовательной среды, обеспечивающей:

единство образовательного пространства на всей территории страны;

повышение качества образования во всех регионах России;

сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;

создание условий для поэтапного перехода к новому уровню

образования на основе информационных технологий;

создание условий для предоставления российских образовательных

услуг русскоязычному населению за рубежом [5].

Исходя из реализации указанного проекта и поставленных задач,

вытекает необходимость выяснения некоторых аспектов среднего школьного образования, а именно:

анализ состояния отечественного среднего образования при переходе к цифровым технологиям и проблемы, вызванные этим переходом;

уровень и компетентность школьно-преподавательского состава в отношении цифровых технологий;

перечень и наличие инструментов и ресурсов цифровой трансформации образования, используемых в образовательном процессе;

ключевые отличия российской системы среднего образования от зарубежной.

способы и методы использования цифровых технологий с привлечением инструментов и ресурсов.

И.В. Роберт к позитивному влиянию использования цифровых технологий относит следующие [5]:

интеллектуализация информационной деятельности как обеспечение субъектов образовательного процесса многовариантным причинно-следственным анализом данных (информации) обо всех аспектах данного процесса с последующей обработкой, визуализацией, получением и сохранением результатов для их открытого предоставления и совместного использования всеми заинтересованными участниками образовательного процесса;

информационное взаимодействие между субъектами процесса обучения и другими заинтересованными лицами в многолюдной виртуальной среде (на базе MS, MOOC, Moodle, Zoom, MS Teams) с возможностью представления, сохранения, передачи информации любых объемов и в любой форме;

управление высокотехнологичным оборудованием образовательной организации неподготовленным пользователем в условиях предоставления обучающемуся инструмента исследования, моделирования, имитации изучаемых объектов, процессов как реальных, так и виртуальных, а также проектирования виртуальной предметной области адекватно определенному содержательно методическому подходу;

мультипредметное представление учебного материала как представление изучаемого объекта или процесса в контексте содержательных аспектов различных предметных областей, исходя из разных концептуальных подходов (философский, социологический, естественно-научный и др.);

реализация гипертекстовой и гипермедийной форм представления учебного материала, позволяющая значительно увеличить его объем, расширив как тематику, так и спектр его представления, облегчая поиск, интерпретацию и выбор нужного содержательного аспекта;

реализация организационных форм и методов обучения адекватно современным научно-исследовательским методам познания изучаемых закономерностей природных явлений и социальных проявлений как реально протекающих, так и виртуально представляющих на экране реальные или абстрактные объекты и процессы;

появление новых средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), как аналоговой, так и цифровой формы реализации (электронный учебник, информационная система образовательного назначения, цифровой образовательный ресурс, компьютерные диагностические средства автоматизации контроля учебной деятельности и пр.), использование которых существенно повышает мотивацию обучения и обеспечивает самостоятельность при решении учебных задач;

расширение видов учебной деятельности (автоматизация поиска, обработки, формализации, продуцирования, тиражирования учебной информации; высокоскоростная автоматизация контроля любых объемов результатов обучения; создание электронного (цифрового) образовательного ресурса;

управление моделями изучаемых объектов, процессов, представленных на экране;

экспериментально-исследовательская деятельность на базе виртуального лабораторного оборудования и пр.).

В то же время, анализ информационной базы подготовленности среднего образования к цифровой трансформации образования показал следующие негативные моменты [7]:

отсутствие развитой методики внедрения цифровых технологий в педагогический процесс;

отсутствие универсальных авторских методик обучения с использованием ресурсов цифровой образовательной среды (применение современных мобильных устройств, гаджетов, интерактивного оборудования, а также веб-сервисы, мобильные приложения и альтернативное программное обеспечение в образовании);

низкие технические возможности педагогических университетов, отстающие от технического оснащения современной школы, что не позволяет проводить качественную подготовку учителей, а студентам выбирать формы и методы обучения на различных типах занятий в развивающей цифровой образовательной среде, обеспечивающей возможности прямого и дистанционного информационного взаимодействия.

Что касается компетентности преподавательского состава среднего образования, то специалисты отмечают следующие отрицательные моменты [7]:

уровень информационной некомпетентности современных учителей (особенно учителей нетехнологических предметов), не позволяющий эффективно использовать современные технические средства и образовательные технологии в учебном процессе;

психологическая неготовность многих учителей принимать нововведения и отказаться от традиционных форм и методов обучения, что связано с их незаинтересованностью и неуверенностью в использовании современных информационных технологий;

недостаточная вовлеченность будущих учителей в работу со специализированными электронными образовательными ресурсами.

В этой связи, как отмечают аналитики, цифровая трансформация образования приводит к его радикальной качественной перестройке, где современный учитель обязан научиться применять новые технологические инструменты и практически неограниченные информационные ресурсы в профессиональной деятельности.

Технологии виртуальной реальности создают уникальную возможность использования различных программ-тренажеров, которые не относятся к единому рабочему месту. Технологии мобильного обучения дают возможность учиться в любое время и в любом месте. В то же время цифровая среда требует от учителей иной менталитет, формирование нового взгляда на мир, совершенно другие способы и формы работы.

Что касается инструментов цифровой трансформации образования, которые могут быть использованы в образовательном процессе, то к ним, по мнению некоторых специалистов, могут быть отнесены:

интерактивная доска;

среда мобильного обучения;

планшеты;

компьютеры / ноутбуки.

К цифровым ресурсам можно отнести Интернет, мультимедиа, анимация, игра, образовательное программное обеспечение, фильмы/видео, видеоконференции [5].

Особенности использования цифровых технологий на уроке физической культуры

Специфика каждого предмета своя, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий.

Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не причиняло вреда здоровью. Важная роль при этом отводится здоровьесберегающим технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы —  это уроки физической культуры, секции по разным видам спорта, а также подвижные игры [30].

Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. 

По программе физического воспитания в школе закладываются основы техники специфических действий по разным видам спорта.  Это может быть бросок баскетбольного мяча, прием волейбольного мяча, финиширование в легкой атлетике и др. Обучение двигательному действию эффективно начинать с демонстрации показа техники изучаемого элемента.  Эта цель прекрасно реализуется через использование при показе различных презентаций.  Просмотр школьниками техники двигательных действий, создает базу для теоретических знаний, способствует развитию логического, образного мышления.  А применение цветового эффекта позволяет воссоздать реальную технику движений, способствует более быстрому усвоению учебного материала [30].

На уроках физической культуры применение интерактивной доски позволяет облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). Учитель, работая с доской, имеет возможность, разбив технический прием на слайды, показывать их с такой скоростью, с какой это необходимо для детального изучения и понимания в данном классе. С помощью маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища. Как результат — возможен разбор ошибок и нарушений правил игры. Можно стрелками предположить полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам очень эффективен, нагляден и нравится учащимся.

Результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:

абсолютная доступность при любой физической подготовленности;  

заинтересованность учащихся в изучении техники приемов;   

применение этих знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях);                   

Мыслительная деятельность школьников на занятиях физической культурой с использованием компьютера будет способствовать быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее и многообразнее. 

Наблюдается влияние частоты использования информационно-коммуникационных технологий на эффективность процесса обучения. Оно обусловлено тем, что информационно-коммуникационные технологии влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним [22].

Оптимальная частота и длительность применения ИКТ в учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их использования в познавательной деятельности школьников. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеозаписи, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, выявляет ошибки и самостоятельно устраняет их, что делает урок более содержательным и увлекательным. 

На стадии закрепления знаний компьютер позволяет решить проблему традиционного урока — индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.   

На этапе повторения в компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность совершенствования двигательного действия включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Контроль знаний на основе использования цифровых технологий:

учитывает индивидуальные особенности обучающегося;

не ограничивает скорость выполнения заданий;

дифференцирует сложность задания по уровням;

фиксирует и даёт возможность отслеживать прогресс обучающегося, а также его слабые и сильные стороны.                 

Формами контроля являются: самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение полученных знаний на практике.

В качестве домашнего задания каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.

На уроках для решения своих задач, учитель может использовать различные виды компьютерных программ, электронные ресурсы учебного назначения:

информационно-справочный материал: для доступа к необходимой образовательной информации с помощью Интернета;

программы-тренажеры: они формируют и закрепляют умения и навыки, а также применяются для самоподготовки учащихся;

учебные программы: используются в основном для объяснения нового материала;            

демонстрационные программы: для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты, плакаты).  Демонстрационные программы помогают учителю наглядно показать в статике то или иное исходное положение;

контролирующие программы: для контроля уровня знаний и умений в виде разнообразных проверочных заданий в тестовой форме. Используются в качестве индивидуального подхода, фиксируют детальную картину успехов и ошибок учащихся.

Применение цифровых технологий на уроке физической культуры позволяет решать одну из важных задач обучения — повысить уровень знаний учеников.  Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, повысить мотивацию обучения [35].

Методически оправданное использование цифровых технологий в сочетании с традиционными формами организации учебной деятельности позволяет развивать познавательные навыки исследовательской деятельности, творческие способности учащихся, создает благоприятный психологический климат на уроках, формирует у школьников умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности.



























ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Цифровизация — это преобразование информации в цифровую форму для повышения эффективности в различных сферах жизни, снижения экономических рисков.

Цифровизация системы образования несёт в себе серьёзные изменения на рынке труда и взглядов на роль педагога. В приоритетном проекте «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» предусматривается повышение качества и доступности образования в России за счет использования онлайн-курсов на всех уровнях образования.

Проект «Цифровая школа» начал свой путь в реализации ещё с 2001 года. Сегодня в нашу жизнь прочно вошли электронный журнал и дневник.

Внедрение цифровых технологий в систему школьного образования показало неготовность к такого рода изменениям. Здесь сказывается и плохое техническое оснащение большинства школ, некомпетентность преподавателей, отсутствие методик с применением цифровых технологий.

Цифровизация урока физической культуры не должна снижать двигательной активности обучающихся на уроке, препятствовать основным принципам. Применение цифровых технологий призвано повысить уровень усвоения теоретических и практических знаний, интерес к выполнению физических упражнений, движению не только на уроке, но и самостоятельно.

Средствами цифровых технологий являются: интерактивная доска, мультимедиа, различные компьютерные программы.







ГЛАВА 2 ПРОЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 4 КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1 Цель, задачи, основное содержание проекта

Название проекта: «Народные игры и забавы»

Проект рассчитан на обучающихся 4 класса начальной школы.

Цель проекта: всестороннее и гармоничное развитие обучающихся.

Задачи проекта:

Совершенствование навыков ориентировки в ограниченном пространстве, координации движения рук и ног при выполнении различных танцевальных движений.

Обучение новым танцевальным движениям, народным играм «Плетень», «Золотые ворота».

Развитие физических качеств: сила, быстрота, ловкость, выносливость.

Воспитание:

культуры взаимодействия со сверстниками, учителем и другими участниками образовательного процесса, уважительного и бережного отношения к себе и другим людям;

интереса к традициям русского народа через устное народное творчество, народные игры.

Оборудование: платочки, мультимедийное оборудование (проектор, музыкальный центр), цифровая викторина на основе образовательной платформы Google, видео ряд с танцевальными движениями, флешка с музыкальным сопровождением.

Основное содержание проекта можно увидеть в таблице 1.





Таблица 1 — Основное содержание проекта

п/п

Часть урока

Содержание

Использование цифровых технологий

1.

Вводная

построение, определение цели и задач урока;

проведение небольшой викторины на знание народных примет осени;

выполнение строевых упражнений в игровой форме;

выполнение комплекса танцевальных движение;



Викторина на основе платформы Google.



Сопровождается музыкой и звуковыми сигналами.

Сопровождается видеорядом.

2.

Основная

Разучивание народных игр

«Плетень» и «Золотые ворота»

Музыкальное сопровождение и видеоряд.

3.

Заключительная

построение;

подведение итогов, закрепление полученных знаний: на основе примет викторины определить, какая будет зима.

Музыкальное сопровождение, видеоряд.


Критерии эффективности урока физической культуры с использованием цифровых технологий:

активное взаимодействие учитель—ученик;

запоминание полученной информации и использование её в практической деятельности;

охотное выполнение поставленных задач;

импровизация на основе полученной информации.



2.2 Проведение урока физической культуры в 4 классе с использованием цифровых технологий

Для наглядности ход урока физической культуры в четвёртом классе мы представили в таблице 2.

Таблица 2 — Ход урока физической культуры в 4 классе

п/п

Содержание урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Использование цифровых технологий

1.




















































2.





























































Вводная часть:

построение, определение цели и задач урока;


















«В общий строй становись!»

«Равняйся!», «Смирно!».

«Здравствуйте, ребята!»

«Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми традициями русского народа, узнаем, разучим танцевальные движения, поиграем в народные игры. А ещё попробуем определить, какая зима нас ждёт.

Обучающиеся строятся,

Выполняют команды.

«Здравствуйте!»























проведение небольшой викторины на знание народных

примет осени;











Для того, чтобы предсказать погоду этой зимой, нам необходимо знать приметы осени. Предлагаю ответить на вопросы викторины.






Звучат ответы детей, обучающиеся по очереди нажимают на варианты ответов на вопросы.










Викторина на основе платформы Google:

сырое лето и теплая осень – к долгой зиме;

рябина, калина, черная бузина созрели рано - ждите жестокой и снежной зимы;

гуси полетели – скоро выпадет снег;

появились комары поздней осенью — к мягкой зиме;

много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

выполнение танцевальных движений.












Основная часть:

Разучивание народных игр «Плетень» и «Золотые ворота»

«А сейчас предлагаю немного потанцевать. На экране будут показаны танцевальные движения, ваша задача их повторить, а после этого, мы их соберём в небольшой танец».

«А сейчас мы с вами разделимся на две команды. Для этого мы выберем капитанов, которые по очереди будут выбирать участников».

Учитель выбирает двух обучающихся в капитаны.

«Сейчас мы поиграем в народную игру «Плетень».

Обучающиеся берутся за руки и становятся крест на крест двумя шеренгами (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется.
После поклона возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой нужно выйти из своих шеренг, разойтись по всему залу, танцевать, используя известные плясовые движения.
Как только музыка закончится, каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, быстро и правильно “заплести плетень” .

«Для следующей игры нужно встать в колонну парами, первая колонна образует ворота. Остальные идут через «ворота», поют песню: «Золотые ворота пропускаю не всегда, на первый раз—прощается, второй раз—запрещается, а на третий раз не пропустим вас». После этих слов «ворота» опускают руки, пара, оказавшаяся под ними становятся рядом. Если песня звучит быстро, то и проходим быстро, если медленно, то и идём медленно. Останавливаться перед воротами нельзя».

Обучающиеся повторяют движения, транслируемые через проектор, далее выполняют небольшую танцевальную связку.
















Капитаны команд делят класс на две команды.






Обучающиеся играют, музыка останавливается 4 раза.





































Школьники встают друг за другом парами. Первые становятся «воротами», остальные поют песню проходят под руками.

Игра продолжается до тех пор, пока не остаётся последняя пара.

Видеоряд с движениями и танцевальной связкой.

Движения отображены на рисунках 1 и 2.

Звучит музыкальная композиция «Калинка-—малинка моя».




























Звучит русская народная песня «Как по горкам, по горам».




































Звучит «минусовка» песни «Золотые ворота», на экране видеоряд народных игр.

3.

Заключительная часть:

Построение, определение, какая будет зима по приметам осени.

«В общий строй становись»


«Ребята, пришло время вспомнить приметы осени и определить, какой будет зима».



«Вижу, что вы запомнили приметы осени. Что ещё запомнилось вам сегодня на уроке?

«Предлагаю дома составить свою небольшую танцевальную связку на основе разученных движений и показать нам на следующем уроке!»

«На этом наш урок закончен!

До свидания!

Обучающиеся строятся в оду шеренгу.

Обучающиеся вспоминают приметы осени из викторины, определяют, что зима будет очень холодной.




Звучат ответы школьников.














«До свидания!»

Обучающиеся покидают физкультурный зал.

На экране видеоряд картин зимы.


t1634287724aa.jpg

Рисунок 1 — Положение рук и корпуса в народном танце

t1634287724ab.png

Рисунок 2 — Позиция ног в народном танце

2.3 Анализ и оценка реализации проекта

Для того, чтобы оценить эффективность проекта урока физической культуры с использованием цифровых технологий, рассмотрим его результаты проведения по разработанным нами критериям.

Активное взаимодействие учитель—ученик: обучающиеся активно отвечали на вопросы викторины, высказывали свои предположения, не отвлекались на посторонние действия.

Запоминание полученной информации и использование её в практической деятельности: использование информации обучающимися для описания предстоящей зимы.

Охотное выполнение поставленных задач: с первых минут урока обучающиеся «включились» в урок. С радостью выполняли упражнения, играли в игры и с нетерпением ждали следующего этапа урока.

Импровизация на основе полученной информации: во время игры «Плетень» многие обучающиеся на основе разученных движений в вводной части придумывали свои танцевальные связки.

Кроме того, на уроке присутствовала доброжелательная атмосфера, задержек и перерывов между частями урока не было. Учитель переключал слайды и музыкальные треки с помощью пульта управления.

Также стоит отметить отрицательные стороны в реализации данного проекта.

При повторении движения с экрана, некоторые обучающиеся выполняли упражнение неверно, причём они были так увлечены процессом, что не сразу слышали учителя при попытке скорректировать их действия. Свою роль в этом сыграло музыкальное сопровождение, поскольку имело слишком возбуждающее воздействие на нервную систему школьников.

Из этого можно сделать вывод, что в целом цифровизация урока физической культуры имеет положительное влияние на его качество и эффективность в умеренных дозах.

А, значит, гипотеза доказана, задачи решены, цель исследования достигнута.
















ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Цели и задачи соответствую возрастной категории обучающихся, на которых рассчитан разработанный нами проект. В проекте урока физической культуры были использованы следующие средства цифровизации: мультимедиа (проектор, музыкальный центр), была разработана викторина на основе платформы Google, подготовленны видеоряды, составлен музыкальный плей-лист с народной музыкой на флешке.

Обучающиеся 4 класса активно «включились» в работу с первых минут урока. Моторная плотность урока была выдержана, разные по интенсивности виды двигательной деятельности чередовались между собой, что снижало риск переутомления.

Нами были разработаны критерии, на основе которых мы можем сказать, что реализация проекта урока физической культуры с использованием цифровых технологий в умеренном количестве достаточно эффективна.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровизация системы образования в России — это неизбежный процесс, который, в связи с экономическими и социальными факторами, будет длиться ещё долго. Сегодня можно получить образование практически в любой сфере, не выходя из дома. Другое дело, чтобы от внедрения цифровых технологий не страдало качество обучения. В связи с этим, большинство преподавателей скептически относятся к данному роду новшествам и предпочитают проверенное годами традиционное обучение. Необходимо найти такой баланс, чтобы цифровизация помогала повысить качество знаний, интерес к их получению, а не затмевало суть яркими образами и картинками.

Говоря об уроках физической культуры, не стоит забывать, что главным здесь остаются различные формы активной деятельности, а цифровые технологии являются лишь дополнением.


















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алямовская, В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания [Текст] / В. Г. Алямовская. – Нижний Новгород, 2018. – 95 с.

Апанасенко, ГЛ. Медицинская валеология [Текст] / Г.Л. Апанасенко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.

Ахвердова, O.A. К исследованию феномена «культура здоровья» в области профессионального физкультурного образования [Текст] / О.А. Ахвердова, В.А. // Теория и практика физич. культуры. — 2002 — № 9. —

С. 5—7.

Бальсевич, В. К. Концепция физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся начальных классов общеобразовательной школы [Текст] / В. К. Бальсевич, В. Г. Большенков, Ф. П. Рябинцев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2016. – № 2. – С. 13–18.

Баршай, В. М. Физкультура в школе и дома [Текст] / В. М. Баршай. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 256 с.

Бутин, И. М., Физическая культура в начальных классах [Текст]: Методическое пособие для учителей / И. М. Бутин, Т. М. Леонтьева, С. М. Масленников, К. В. Ткачев. – Ярославль, 2016. – 26 с.

Быков, B.C. Актуализация физического самовоспитания школьников (теоретико-методологический аспект) [Текст] / В.С. Быков // Межд. научно-практич. конференция «Здоровье и физические упражнения». — Тюмень, 2000. — С. 12-20.

Былеева, Л. В. Подвижные игры [Текст] / Л. В. Былеева, В. Г. Яковлев. – М., 2014. – 208 с.

Васильков, Г. А. От игры к спорту [Текст] / Г. А. Васильков, В. Г. Василькова. – М., 2015. –81 с.

Викулов, А. Д. Развитие физических способностей детей [Текст] / А. Д. Викулов, И. М. Бутин. – Ярославль, 2016. – 176 с.

Витвицкая, Л.А., Реализация дистанционного обучения в инклюзивном образовании [Текст] / Л.А. Витвицкая // Вестник ОГУ. – Оренбург, 2016. – № 12 (200). – С. 9–12.

Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст]: В 6 т. – Т. 4 / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2012. – 432 с.

Горидияш, Е.Л. Физическое воспитание в школе [Текст] / Е.Л. Горидяш. — Волгоград: Учитель, 2008г.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013–2020 годы". Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №295.

Григорьев, О. А. Формирование устойчивого интереса к физической культуре у младших школьников [Текст] / О. А. Григорьев, С. В. Гусев // Актуальные проблемы и современные технологии в системе физического воспитания и спортивной подготовки: сб. науч. ст. Всерос. научно-практ. конф. (23–25 окт. 2007 г.) / Федер. агенство по физ. культуре и спорту, ФГОУ ВПО Воронеж. гос. ин-т физ. культуры ; [ред. В. И. Сысоев, В. У. Аванесов]. — Воронеж, 2007. — С. 76–81.

Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / Э. Гейбл, пер. с англ.; под науч. ред. П. А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 108 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 2 (23)).

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об образовании в Российской Федерации".

Ковалько, В. И. Уроки физкультуры в начальной школе [Текст]: методические рекомендации, практические материалы, поурочное планирование / В. И. Ковалько. — М.: ВАКО, 2003. — 272 с.

Койчубеков, Б.К. Определение размера выборки при планировании научного исследования [Текст] / Б.К. Койчубеков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 4. – С. 71–74.

Корниенко, С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы [Текст] / С.А. Корниенко // Педагогика: традиции

и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. – С. 175–182.

Лях, В. И. Мой друг — физкультура [Текст]: учеб. для учащихся 1–4 кл. общеобразоват. учреждений / В. И. Лях. — М.: Просвещение, 1999. — 192 с.

Матненко, А. С. Приоритетные национальные проекты и бюджетная деятельность государства [Текст] / А.С. Матненко. — М.: Русь, 2007. — С. 47.

Методика физического воспитания учащихся 1–4 классов [Текст]: пособие для учителя / Е. Н. Литвинов [и др.]. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2001. — 80 с.

Найминова, Э. Б. Спортивные игры на уроках физкультуры [Текст]: книга для учителя / Э. Б. Найминова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 256 с.

Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / авт.- сост. Г. И. Погадаев; предисл. В. В. Кузина, Н. Д. Никандрова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Физкультура и спорт, 2000. — 496 с.

Сидоренков, А.В. Психологические противоречия в малой группе [Текст] / А.В. Сидоренков // Вопросы психологии. – 2003. – № 1. – С. 41–50.

Столяров, В.И. Спортивная культура как элемент культуры [Текст] / В.И. Столяров // Современность как предмет исследования социальных наук: Материалы Всеросс. научн. конф. — М.: МГАФК, 2002. — С. 28-33.

Строков, А.А. Цифровизация образования: проблемы и перспективы [Текст] / А.А. Строков // Вестник Мининского университета. — Нижний Новгород, 2020. — № 2. — С. 2—4.

Перспективы и приоритеты педагогического образования в эпоху трансформаций, выбора и вызовов [Текст]: VI Виртуальный Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Ч. II. – Казань: Издательство Казанского университета, 2020. – 302 с.

Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] /А. П. Усова // Под ред. Запорожца А.В. – М.: Просвещение, 2016. – 96 с.

Халин, В.Г. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски [Текст] / В.Г. Халин. — М., 2018.

Чаленко, И. А. Современные уроки физкультуры в начальной школе [Текст] / И. А. Чаленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 256 с.

Черемисин, В. П. Народные подвижные игры в системе физического воспитания [Текст] / В. П. Черемисин. – Малаховка, 2015. – 24 с.

Черепов, Е.А. Проблемы и пути совершенствования системы физического воспитания в Челябинской области [Текст] / Е.А. Черепов // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт и перспективы развития: материалы XII всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. – Тюмень: «Вектор Бук», 2014. – С. 13-24.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нового поколения от 06 октября 2009 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с.

Филиппова Л.В. Спонтанный танец как вид телесной культуры [Текст]: Монография / Л.В. Филиппова, А.М. Рубаненко. — Н. Новгород: ННГАСУ, 2001. — 120 с.

Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. — Москва: Физкультура и спорт, 1991.

Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию [Текст] / С. А. Шмаков, Н. Я. Безбородова. – М., 2015. – 78 с.






Опубликовано


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 17.10.21 в 09:38 0Ответить Пожаловаться
Материал изучила с интересом. Спасибо за проведенную исследовательскую работу. Порадовало, что применяете цифровые технологии на очных занятиях. Хочу поинтересоваться, как это работает в условиях дистанте? Любопытство не праздное, веду театр, думаю, проблемы у нас схожие
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.