Проектная деятельность на уроках МХК 5-7 классов

8
0
Материал опубликован 9 April 2017

Базарова. Е.М.

Проектная деятельность на уроках МХК 5-7 классов по программе Л.А. Рапацкой в условиях ФГОС.

Одним из вариантов внеурочной деятельности в школе, может быть создание спецкурса по Мировой художественной культуре по программе Л.А. Рапацкой, который опирается на проектную деятельность учащихся.

Где и как современные дети могут использовать навыки проектной деятельности? Конечно в настоящей взрослой жизни: это и планирование собственной деятельности, и совместная работа с различными людьми, и умение адаптироваться к меняющимся условиям, развитие индивидуальных способностей, а также работа на компьютере. Проектная деятельность позволяет реализовать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Программа Л.А. Рапацкой предполагает «… значительную творческую самостоятельность учащихся при изучении художественных артефактов и расширение образовательной базы путем обращения к межпредметным связям, активное использование знаний, полученных учащимися на уроках литературы, изобразительного искусства, музыки, истории…» [1,с.4].

Проектная деятельность на уроках формирует самостоятельность и инициативность школьников, через совместную учебно – познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся. Большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, учитель оценивает усвоение учащимися определенного материала.

Типология проектов хорошо известна. По типу деятельности: информационные, исследовательские, творческие, ролевые. По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные. По продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные. По количеству предметов: монопроекты, межпредметные. Традиционно проектные занятия состоят из трех этапов: вводного ( где раздаются задания и даются указания к работе и разъясняется, как надо оформить результаты), основного (на котором учащиеся выполняют и оформляют работу), заключительного (где обсуждаются основные результаты). Учитель выступает в роли консультанта и помощника. Продуктом проектной деятельности может быть: видеофильм, видеоклип, газета, игра, Web-сайт, выставка, учебное пособие, праздник и.т.д.

«…Главными целями введения проектной деятельности являются: развитие интереса к предмету; приобретение исследовательского опыта; развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории информацию, развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т. д …» [2].

На уроках в 5-7 классах прослеживается исследовательская деятельность учащихся, которая строится на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Творческие задания и нестандартные формы уроков (уроки-симпозиумы, уроки-экскурсии, конференции, форумы, интеллектуальные игры) способствуют развитию их интереса к исследовательской работе. Выбрав определенную тему, необходимо превратить ее в проблему. Таким образом происходит сопоставление различных произведений искусства. Например, «Троица» А. Рублёва и «Чёрный квадрат» К.Малевича или «Пропорции в архитектуре Древнего Египта». Как вариант, компьютерную экскурсию можно провести в кабинете информатики. Учащиеся сидят за компьютерами, а ответственные члены группы, по очереди рассказывают о творчестве художников, комментируют их работы, предлагая классу маршрут по своему сайту и конкретным заданиям.

Большим помощником к проектной или исследовательской работе будет сеть Internet. Используя интернет - ресурсы учащиеся готовят сообщения, рефераты, доклады, презентации и выступают с ними перед одноклассниками. Также учащиеся получают навыки работы в разных компьютерных программах. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я не забуду, покажи мне – и может быть, я запомню, сделай меня соучастником – и я пойму», эти слова очень хорошо подходят для проектной деятельности. [3].

Во время уроков учащиеся могут быть в роли активных исполнителей. Например, работая в программе Adobe Photoshop. Фотошоп — графический редактор.«…Фотошоп применяют для создания фотореалистических изображений, работы с цветными сканированными изображениями, ретуширования, цветокоррекции, коллажирования, трансформации графики, цветоделения и т.д…» [4]. Или работа с программами : Movie Maker (работа с видео, фотографиями, музыкой), Mp3DirectCut ( работа с музыкой), Paint (для рисования), PowerPoint (для создания презентации), Microsoft Word (работа с текстом), Excel (работа c таблицами и диаграммами), MS Publisher ( для создания буклетов ). Для творческой работы на уроке учащихся можно разделить на две тематические группы и дать задания с использованием компьютера, в зависимости от темы урока. Например: «…выберете три произведения Микеланджело, характеризующие основные стороны его творчества; найдите по три примера итальянского, французского и английского парков; найдите по пять изображений архитектурных сооружений, характеризующих московский и петербургский классицизм. Можно усложнить задание, попросив учеников сравнить художников или их произведения по тем или иным параметрам: найдите по три изображения древнегреческих статуй архаического периода и эллинистического периода, сравните их и назовите пять отличий; определите, к какому типу европейских парков ближе всего традиционный японский садик, и докажите это на изображениях. Некоторые темы из курса МХК вполне можно предложить учащимся для самостоятельного изучения. С ресурсами, помещенными на сайтах туристических компаний, можно устроить урок-путешествие…» [5].

Долгосрочные проекты могут быть использованы в жизни школы и могут быть связаны с определенными историческими датами или народными праздниками. Например, информационно – творческий проект «Святые имена России» связан с именами известных декабристов и их женами. Или проект

« Народные праздники» связан с любимыми народными праздниками, которые празднуются в России, и которые нашли отражение в разных видах искусства.

Также темами учебных проектов могут быть: «…История России в культовых памятниках архитектуры», где можно рассмотреть историю появления православных соборов и проследить их связь с историей России.

В проекте «…Художественные особенности культуры эпохи Возрождения», участники делятся на 5 исследовательских групп: искусствоведы, музыковеды, литературоведы, философы, историки. Этим проектом можно завершить цикл занятий по данной теме …»[5].

Конечно, работа учащихся контролируется учителем и все – таки, это самостоятельное дело детей.

Литература

1.Мировая художественная культура.5-11 классы: рабочие программы к УМК Л.А.Рапацкой. Базовый и профильный уровни / авт.- сост.Е.Л.Кудрявых.- Волгоград: Учитель,2013.-119с.

2.Статья. На тему «Образовательный стандарт нового поколения…» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/presentacii/proiektnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie-v-ramkakh-fgos-noo (дата обращения 18.04.2016 г).

3.Цитаты и пословицы. [ Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http ://citaty.info/po ( дата обращения 18.04.2016 г).

4. Adobe Photoshop CC 2015.1.2 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://programy.com.ua/ru/adobe_photoshop_mac/ (дата обращения 29 .04. 2016 г).

5.Выступление.[Электронный ресурс].-Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/11/23/ proektnaya-deyatelnost-v-sisteme дата (обращения11.04.2016г). http://citaty.socratify.net/konfutsii/14444(дата обращения 18.04.2016г).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.