Статья «Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках математики» (5–6 класс)
Учебно – исследовательская и проектная деятельность на уроках математики.
«Я слышу - я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я усваиваю».
Китайская мудрость
Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникативные технологии.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков.
Я использую в своей работе проектную технологию. Что это даёт?
1.Повышение качества знаний учащихся.
2.Повышение уровня активности школьников на уроке.
3.Умение работать с различной информацией, в том числе электронной и анализировать её.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.
Процедура защиты исследовательской работы выглядит следующим образом: 1) выступление учащегося с докладом,
2) ответы на вопросы,
3) обсуждение выступления,
4) выставление оценки.
В 5-6 классах исследовательская работа осуществляется через лабораторно-практическую деятельность учеников на уроке. Чаще всего это задания геометрического плана.
При проведении проекта по математике в 5 классе по теме «Площади и объёмы» детям нужно было выяснить, какие же фигуры окружают нас в повседневной жизни и выполнить творческую работу «Геометрия в нашем доме». Ученики при выполнении данного задания использовали ИКТ: одни взяли иллюстрации из Интернет, другие воспользовались цифровой фотографией.
Первые информационные проекты в 5 классе учащиеся выполняют по темам:
«Зачем нам нужна математика?»
«Математика в профессии моих родителей»
«Меры длины»
«Числа в литературных произведениях»
«История возникновения дробей»
«Признаки делимости чисел»
«Роль процентов в жизни человека».
По теме «Диаграммы» выполняли следующую исследовательскую работу: необходимо было узнать рост каждого ученика в классе и построить диаграмму.
В 6 классе по теме: «Координатная плоскость» предлагаю задание нарисовать любой рисунок на координатной плоскости и записать координаты точек, по которым другие учащиеся смогут нарисовать его у себя. Дети с удовольствием выполняют это задание, рисуют бабочек, слонов, собачек, жирафов и т.д.
Изучая тему «Длина окружности» в 6 классе, провели следующее исследование:
1. Взяли круглый стакан, поставили на лист бумаги и обвели его карандашом. На бумаге получилась окружность, измерили диаметр этой окружности.
2. Далее «опоясали» стакан ниткой, а потом распрямили её, длина нитки равна длине нарисованной окружности. Измерили длину нитки. Получили длину окружности. Те же операции проделали с банкой и цилиндром.
3. Выяснили, что для всех окружностей отношение длины окружности к длине её диаметра является одним и тем же числом. Его обозначают греческой буквой π ≈ 3,14.
Таким образом, учащиеся самостоятельно формулируют новые понятия, сверяясь затем с текстом учебника.
Исследовательская деятельность школьников может быть организована как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Участие в предметной неделе математики предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Так учащиеся 5-11 классов приготовили самостоятельно математические газеты. Каждая газета была очень интересная, яркая, красочная, с огромным и разнообразным материалом.
Отношение ребят меняется к предмету математики. За скучными формулами и теоремами ученики открывают целый удивительный мир. Ребята понимают, что математика существует не только на бумаге, она присутствует в архитектуре, в живописи, в музыке, в окружающей нас природе.
Старшов Михаил Александрович