Проектная деятельность как условие формирования социальной активности старшеклассников
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
А.С. Ваниватова
(г. Хабаровск)
«Чтобы быть, нужно сначала
принять на себя ответственность!»
Антуан де Сент Экзюпери
Я - педагог дополнительного образования, где главный плюс – творческая направленность профессии, свобода в выборе тем занятий, методов и форм работы с детьми, а самое важное, это возможность помочь найти юному человеку своё место в жизни, раскрыть и понять себя.
Моя деятельность как педагога дополнительного образования ориентирована на освоение старшеклассниками положительного социального опыта, формирование и развитие способности к рефлексии, потребности в социально-значимой деятельности через активное взаимодействие с социальной средой. С такой целью, по моей инициативе, в Центре «Восхождение» был создан лидер-клуб «Единение», где подростки и старшеклассники в возрасте от 14 до 17 лет пробуют себя в социально-значимой деятельности, которую предоставляет им программа «Школа социального успеха».
Данная программа способствует созданию системы совместной деятельности детей и взрослых (ДВС), включению подготовленных ребят к активной деятельности, формированию у них личностной ответственности за выполняемую работу. На этой основе сформировалась моя педагогическая цель - формирование социально-активной личности через вовлечение подростков в социально-значимую деятельность.
Как наиболее эффективно добиться этого результата?
Я нашла ответ на этот вопрос в проектной деятельности.
В преддверии знаменательной даты, посвящённой 70-летию Великой Победы, мы с учащимися реализовывали проект, который носит весьма гордое и громкое название «И отзовётся в сердце каждого Победа». Проект был направлен на формирование гражданско-патриотических качеств у подрастающего поколения посредством вовлечения детей в познавательную и социальную деятельность через различные формы. Это был первый серьезный проект, как для меня, так и для моих учащихся, они участвовали в организации и проводили мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание детского населения города. За три года реализации проекта было проведено 44 различных воспитательных и социально-значимых мероприятий, вовлечено более 3000 человек. Были привлечены различные учреждения города (школы, лицеи, средние профессиональные и высшие учебные заведения, воинские части, общественные организации, православные храмы, библиотеки и т.д.), ветераны ВОВ, дети войны, труженики тыла, которые помогли сохранить связь поколений и сформировать духовно-нравственные ориентиры у ребят [3].
Но для меня, как педагога, было главным последействие проекта – это изменение самосознания ребят, которые сразу как-то быстро повзрослели. Они обогатились, окрепли духовно, в них формируется правильная система ценностей, включающая в себя общую культуру. Я увидела проявление моими учащимися чувств патриотизма и гражданственности, развитие социальной зрелости, проявляющейся в активной гражданской и жизненной позиции, повышение мотивации к общественно значимой деятельности, самореализации в социальном творчестве [1].
Вот что говорят сами ребята об участии в проекте:
Коробкина Ксения: «Мне посчастливилось вести, организовывать и участвовать в мероприятиях проекта! Сотрудничество с Профессионалами своего дела, новые роли, а самое главное - благородная цель проекта - мы помогаем людям не забывать свое прошлое, помнить об истории и вершить её своими руками! Я набралась незабываемых впечатлений, работая с новой аудиторией, познакомилась со всевозможными сценическими площадками города!».
Помыткина Анастасия: «С помощью проекта я поняла, что мне нравится быть в роли организатора мероприятий. Я поверила в то, что дети интересуются историей родного города и своей страны. Осознавать, что я являюсь одним из организаторов такого проекта – гордость!».
«Мы в ответе за свою планету», так назывался следующий наш проект, который был направлен на формирование экоориентированного мышления детей и подростков, экологическое воспитание учащихся детских образовательных учреждений города. Вместе с ребятами мы провели 13 познавательно-игровых программ и спектаклей для 500 участников оздоровительных лагерей младшего школьного возраста [2].
Мельник Дарья: «Проект повлиял на детей младшего школьного возраста положительно, они узнали много нового для себя, в частности правила поведения в лесу, задумались об экологических проблемах, поняли, что нужно беречь природу, ведь она у нас одна».
Прокаева Лера: «Подготавливая информацию для школьников я сама узнала много полезной информации по защите природы, важные и интересные факты и законы природы, стала более внимательно относиться к ней».
Последействием данного проекта явилась акция «Осторожно, батарейка!», которая проводится в нашем центре круглогодично, также сейчас учащиеся с удовольствием участвуют в ежегодной городской акции «Субботник во дворе дома, где я живу!».
На данный момент учащимися реализуется проект «Твори добро», который родился по их инициативе. Главная идея данного проекта: поднять настроение людям, которые не могут посещать зрелищные мероприятия в силу болезни, старости или другой трудной жизненной ситуации. Ребята самостоятельно находят учреждения, где можно было выступить с программой. Они решили, что организация досуга детей, находящихся на лечении в Краевом клиническом центре онкологии, станет хорошим стартом для начала проекта. На данный момент ребята выбирают форму проведения досуга детей, способную разнообразить будни маленьких пациентов центра, самостоятельно пишут сценарий мероприятия и распределяют роли.
Также мы активно участвуем в инновационном проекте Центра «Содружество ДРП (дети, родители, педагоги)», реализующегося в рамках краевого инновационного комплекса. Совместно с родителями учащихся и педагогами Центра организуем и проводим детско-взрослые концерты, семейные конкурсы, интеллектуальные игры и развлекательные программы. Совсем недавно мы провели креатив-бой, посвященный Дню защитника Отечества, где соревновались детско-взрослые команды в составе учащихся центра, их родителей и педагогов.
Социальная практика не должна и не может заключается только в рамках образовательного учреждения. Поэтому я стараюсь вовлекать учащихся в городские социально значимые проекты. Например, мы участвуем в городской акции «Дети Детям», цель которой привлечение детских и молодежных объединений к оказанию помощи социально незащищенным категориям детей города Хабаровска. Ребята проводят новогодние представления для детей, сопровождаемых отделом работы с населением администрации Железнодорожного района, Детским фондом, Центра по развитию семейных форм устройства детей, и для воспитанников школы-интерната 3 и 4 вида №2. Я вижу эффект после участия в таких акциях на своих учащихся, которые стали понимать, что любые жизненные невзгоды можно и должно побеждать участием и не равнодушием.
Также мы участвуем в различных конкурсах, научно-практических конференциях, в молодёжных форумах и фестивалях. Участвуя и выступая на подобных мероприятиях, мои ребята формируют собственное мировоззрение, узнают новую информацию о родном городе, стране и мире. Такие творческие площадки позволяют подружиться коллективам, найти новые пути сотрудничества и просто пообщаться с интересными людьми. Но главным результатом участия в таких мероприятиях я вижу то, что мои учащиеся могут ориентироваться в современном информационном мире и самостоятельно делать выводы.
Таким образом, лидер-клуб «Единение» - это та среда, в которой происходит процесс актуализации социального опыта и приобретения навыков гражданского поведения. Участвуя в различных формах социально-значимой и проектной деятельности, подростки учатся решать творческие и организационные задачи, критически мыслить и принимать продуманные решения, общаться со сверстниками и взрослыми с позиции активного деятеля и гражданина, человека, способного нести ответственность за свои действия и результаты деятельности.
Список литературы:
Ваниватова А.С. Организация патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей: педагогическая инноватика (статья) // Педагогические основы становления субъектности в образовательном пространстве: проблема, поиск, решение: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции, Биробиджан, 28 октября 2015 г. / Под ред. Р.К. Серёжниковой. – Биробиджан, 2015. – С. 54-57.
Ваниватова А.С. Организация экологического воспитания детей в учреждении дополнительного образования (статья) // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов I Международной заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 30 октября 2017 г. / под общ. ред. Н. Ю. Абраменко; Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2018. – С. 35-40.
Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях дополнительного образования (Статья). //Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал / Главный редактор – доктор пед. наук, профессор А.А. Скамницкий. Журнал входит в перечень ведущих отечественных рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. – М., 2015 – № 5. – С. 8-11.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Ваниватова Александра Станиславовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ваниватова Александра Станиславовна