Проектная деятельность как условие формирования социальной активности старшеклассников

10
4
Материал опубликован 26 March 2021

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

А.С. Ваниватова

(г. Хабаровск)


«Чтобы быть, нужно сначала

принять на себя ответственность!»

Антуан де Сент Экзюпери

Я - педагог дополнительного образования, где главный плюс – творческая направленность профессии, свобода в выборе тем занятий, методов и форм работы с детьми, а самое важное, это возможность помочь найти юному человеку своё место в жизни, раскрыть и понять себя.

Моя деятельность как педагога дополнительного образования ориентирована на освоение старшеклассниками положительного социального опыта, формирование и развитие способности к рефлексии, потребности в социально-значимой деятельности через активное взаимодействие с социальной средой. С такой целью, по моей инициативе, в Центре «Восхождение» был создан лидер-клуб «Единение», где подростки и старшеклассники в возрасте от 14 до 17 лет пробуют себя в социально-значимой деятельности, которую предоставляет им программа «Школа социального успеха».

Данная программа способствует созданию системы совместной деятельности детей и взрослых (ДВС), включению подготовленных ребят к активной деятельности, формированию у них личностной ответственности за выполняемую работу. На этой основе сформировалась моя педагогическая цель - формирование социально-активной личности через вовлечение подростков в социально-значимую деятельность.

Как наиболее эффективно добиться этого результата?

Я нашла ответ на этот вопрос в проектной деятельности.

В преддверии знаменательной даты, посвящённой 70-летию Великой Победы, мы с учащимися реализовывали проект, который носит весьма гордое и громкое название «И отзовётся в сердце каждого Победа». Проект был направлен на формирование гражданско-патриотических качеств у подрастающего поколения посредством вовлечения детей в познавательную и социальную деятельность через различные формы. Это был первый серьезный проект, как для меня, так и для моих учащихся, они участвовали в организации и проводили мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание детского населения города. За три года реализации проекта было проведено 44 различных воспитательных и социально-значимых мероприятий, вовлечено более 3000 человек. Были привлечены различные учреждения города (школы, лицеи, средние профессиональные и высшие учебные заведения, воинские части, общественные организации, православные храмы, библиотеки и т.д.), ветераны ВОВ, дети войны, труженики тыла, которые помогли сохранить связь поколений и сформировать духовно-нравственные ориентиры у ребят [3].

Но для меня, как педагога, было главным последействие проекта – это изменение самосознания ребят, которые сразу как-то быстро повзрослели. Они обогатились, окрепли духовно, в них формируется правильная система ценностей, включающая в себя общую культуру. Я увидела проявление моими учащимися чувств патриотизма и гражданственности, развитие социальной зрелости, проявляющейся в активной гражданской и жизненной позиции, повышение мотивации к общественно значимой деятельности, самореализации в социальном творчестве [1].

Вот что говорят сами ребята об участии в проекте:

Коробкина Ксения: «Мне посчастливилось вести, организовывать и участвовать в мероприятиях проекта! Сотрудничество с Профессионалами своего дела, новые роли, а самое главное - благородная цель проекта - мы помогаем людям не забывать свое прошлое, помнить об истории и вершить её своими руками! Я набралась незабываемых впечатлений, работая с новой аудиторией, познакомилась со всевозможными сценическими площадками города!».

t1616721825ab.jpg

Помыткина Анастасия: «С помощью проекта я поняла, что мне нравится быть в роли организатора мероприятий. Я поверила в то, что дети интересуются историей родного города и своей страны. Осознавать, что я являюсь одним из организаторов такого проекта – гордость!».

«Мы в ответе за свою планету», так назывался следующий наш проект, который был направлен на формирование экоориентированного мышления детей и подростков, экологическое воспитание учащихся детских образовательных учреждений города. Вместе с ребятами мы провели 13 познавательно-игровых программ и спектаклей для 500 участников оздоровительных лагерей младшего школьного возраста [2].

Мельник Дарья: «Проект повлиял на детей младшего школьного возраста положительно, они узнали много нового для себя, в частности правила поведения в лесу, задумались об экологических проблемах, поняли, что нужно беречь природу, ведь она у нас одна».

Прокаева Лера: «Подготавливая информацию для школьников я сама узнала много полезной информации по защите природы, важные и интересные факты и законы природы, стала более внимательно относиться к ней».

Последействием данного проекта явилась акция «Осторожно, батарейка!», которая проводится в нашем центре круглогодично, также сейчас учащиеся с удовольствием участвуют в ежегодной городской акции «Субботник во дворе дома, где я живу!».

t1616721825ac.jpg

На данный момент учащимися реализуется проект «Твори добро», который родился по их инициативе. Главная идея данного проекта: поднять настроение людям, которые не могут посещать зрелищные мероприятия в силу болезни, старости или другой трудной жизненной ситуации. Ребята самостоятельно находят учреждения, где можно было выступить с программой. Они решили, что организация досуга детей, находящихся на лечении в Краевом клиническом центре онкологии, станет хорошим стартом для начала проекта. На данный момент ребята выбирают форму проведения досуга детей, способную разнообразить будни маленьких пациентов центра, самостоятельно пишут сценарий мероприятия и распределяют роли.

t1616721825ad.jpg

Также мы активно участвуем в инновационном проекте Центра «Содружество ДРП (дети, родители, педагоги)», реализующегося в рамках краевого инновационного комплекса. Совместно с родителями учащихся и педагогами Центра организуем и проводим детско-взрослые концерты, семейные конкурсы, интеллектуальные игры и развлекательные программы. Совсем недавно мы провели креатив-бой, посвященный Дню защитника Отечества, где соревновались детско-взрослые команды в составе учащихся центра, их родителей и педагогов.

t1616721825ae.jpgСоциальная практика не должна и не может заключается только в рамках образовательного учреждения. Поэтому я стараюсь вовлекать учащихся в городские социально значимые проекты. Например, мы участвуем в городской акции «Дети Детям», цель которой привлечение детских и молодежных объединений к оказанию помощи социально незащищенным категориям детей города Хабаровска. Ребята проводят новогодние представления для детей, сопровождаемых отделом работы с населением администрации Железнодорожного района, Детским фондом, Центра по развитию семейных форм устройства детей, и для воспитанников школы-интерната 3 и 4 вида №2. Я вижу эффект после участия в таких акциях на своих учащихся, которые стали понимать, что любые жизненные невзгоды можно и должно побеждать участием и не равнодушием.

t1616721825af.jpg

Также мы участвуем в различных конкурсах, научно-практических конференциях, в молодёжных форумах и фестивалях. Участвуя и выступая на подобных мероприятиях, мои ребята формируют собственное мировоззрение, узнают новую информацию о родном городе, стране и мире. Такие творческие площадки позволяют подружиться коллективам, найти новые пути сотрудничества и просто пообщаться с интересными людьми. Но главным результатом участия в таких мероприятиях я вижу то, что мои учащиеся могут ориентироваться в современном информационном мире и самостоятельно делать выводы.

​​​​​​​Таким образом, лидер-клуб «Единение» - это та среда, в которой происходит процесс актуализации социального опыта и приобретения навыков гражданского поведения. Участвуя в различных формах социально-значимой и проектной деятельности, подростки учатся решать творческие и организационные задачи, критически мыслить и принимать продуманные решения, общаться со сверстниками и взрослыми с позиции активного деятеля и гражданина, человека, способного нести ответственность за свои действия и результаты деятельности.


Список литературы:

Ваниватова А.С. Организация патриотического воспитания подростков в учреждении дополнительного образования детей: педагогическая инноватика (статья) // Педагогические основы становления субъектности в образовательном пространстве: проблема, поиск, решение: сборник научных трудов IV Международной научно-практической конференции, Биробиджан, 28 октября 2015 г. / Под ред. Р.К. Серёжниковой. – Биробиджан, 2015. – С. 54-57.

Ваниватова А.С. Организация экологического воспитания детей в учреждении дополнительного образования (статья) // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний: сборник материалов I Международной заочной научно-практической конференции, Биробиджан, 30 октября 2017 г. / под общ. ред. Н. Ю. Абраменко; Приамур. гос. ун-т им. Шолом-Алейхема. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2018. – С. 35-40.

Григорова В.К., Дудкина Н.И., Зыкова Е.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в условиях дополнительного образования (Статья). //Среднее профессиональное образование: ежемесячный теоретический и научно-методический журнал / Главный редактор – доктор пед. наук, профессор А.А. Скамницкий. Журнал входит в перечень ведущих отечественных рецензируемых журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. – М., 2015 – № 5. – С. 8-11.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за знакомство с лидер-клубом!

26 March 2021

И Вам спасибо за уделённое время!

6 April 2021

Интересный опыт работы! Спасибо за публикацию!

26 March 2021

Была рада им поделиться, спасибо!

6 April 2021

Похожие публикации