12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Казаченко Ирина Александровна19
Являюсь учителем истории и обществознания высшей категории. Преподаю в Гимназии г.Сызрани. Педагогический стаж - 30 лет.
Россия, Самарская обл., Сызрань

XVII региональная Ярмарка

социально-педагогических инноваций.

Направление : Социальная активность

Социальный проект как способ формирования гражданственности старшеклассников

Автор: Казаченко И.А. учителя истории и обществознания

ГБОУ гимназии г.Сызрани

Аннотация:

Статья раскрывает содержание опыта участия старшеклассников ГБОУ гимназии г.Сызрани в социальных проектах, тематически связанных с формированием социальной активности и гражданственности. Представлен опыт работы инициативной группы старшеклассников по разработке и реализации социального проекта «Сызрань-фронт добра и милосердия. Оживи историю» по историческим местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны в городе Сызрани.



Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Мы все знаем, что первым элементом правовой культуры является знание о политике. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество не может состояться без воспитания гражданина. И хотя школьники в силу возрастных ограничений и других объективных причин не могут быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Некоторые из них нам приходится корректировать.

В 2020-2021 учебном году в параллели 8х классов реализована программа внеурочной деятельности "Наследники Победы". Интерес общества к героическому подвигу народа в Великой Отечественной войне обострен в связи с фальсификациями событий и оценок исторического прошлого. Учитель истории обязан донести всю правдивость эпохи: кровавость событий и жертвенность, демагогичность стремлений лидеров фашизма и жесткость советского режима с одной стороны, с другой – величие подвига советского народа. Маршал победы Жуков Г.К. в книге «Воспоминания и размышления» пишет: «Основную тяжесть войны вынес на себе советский солдат, которому нужно в пояс поклониться». Благодарностью потомков может стать поисковая работа в семейных архивах. Нельзя помнить то, что не знаешь. Нужно заново открыть новому поколению правду о событиях и героях Великой Отечественной войны. С семейной фотографии, с письма в фронта, которой как реликвия храниться , начинается формирование чувства сопричастности к истории Великой Отечественной войны, формирование гражданственности и российской идентичности.

Самостоятельное историческое открытие можно совершить через проектную деятельность детей, участвующих в поиске информации о своих родственниках- участниках Великой Отечественной войны, о родном городе в годы Великой Отечественной войны, где учитель выполняет роль тьютора, организующего поисковый процесс. На каждом конкретном этапе проектной работы реализуется компетентностное образование через практическую деятельность в конкретных группах – социологов, юристов, экономистов, оформителей, журналистов. В социальном проекте на разных этапах участвует по 5-7 человек в микро-группе. В целом от постановки проблемы до защиты и реализации в проекте может участвовать от 7-9 человек в инициативной группе до 40-45 человек в разработке. Формируется компетенция готовности к разрешению проблем через работу в группах: учащиеся анализируют нестандартные ситуации , ставят цели, достигают результат и соотносят их с результатами других групп, оценивают результаты своей деятельности.

Социальное проектирование формирует компетенцию готовности к самообразованию. Участник проекта ставится в ситуацию, способную выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при разрешении задач своей группы. Ученик самостоятельно оценивает необходимость той или иной информации, осуществляет информационный поиск . Принимая на себя какую-либо роль в группе, ученик ставиться перед необходимостью найти новую информацию, обработать её применительно проблемы, представить её перед участниками проекта.

Мы и наши дети живем в интересное, динамическое время, но мечтаем о будущем. Будущее моих учеников - это информационная эпоха, где главным будет человек и его интеллект; общество, где преобладает сфера обслуживания и информация. Умению отобрать необходимую информацию, правильно её сгруппировать и творчески представить мы учимся на многих уроках. Работая над социальным проектом, наши мечты мы связываем не просто с обработкой нужной информации. Мы стараемся научиться с помощью современной техники создавать информационный продукт. Над какими темами работали гимназисты?

Проблема информированности школьников по региональной истории. Мы сделали попытку снять фильм об Иване Дмитриеве.

Проект «Школьное телевидение». Мы снимали фильм об истории гимназии.

Проект «Парк моего детства» о сохранении для города парка имени М.Горького. Мы заложили аллею гимназистов в парке.

Проект «Историческое наследие города Сызрани» посвящен проблеме сохранения историко-культурного наследия . Конечным продуктом стало обращение к кандидату в депутаты Губернской Думы Янину В.Г.

Проектом "Память сердца" о родственниках- участниках Великой Отечественной войны,

«Сызрань-фронт добра и милосердия. Оживи историю» по историческим местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны в городе Сызрани.

Мне как учителю истории особенно близка тема Великой победы. Наша победа над фашистами была чудом. Самая сильная армия в мире – немецко-фашистская армия вторжения – напала на нас при самых невыгодных обстоятельствах. Невиданные потери. Три с половиной миллиона пленных. Немцы во всем нас превосходят, во всем кроме человеческого достоинства. Они дошли до берегов Волги. По всем законам, по логике, по расчетам, по «здравому смыслу» мы должны были пасть. Но мы не пали, мы побелили под Москвой, в Сталинграде, на Курской Дуге и погнали оккупантов с нашей земли. Мы освободили от фашистов Восточную Европу, вторглись в Германию, принудили к безоговорочной капитуляции. Я горжусь нашим народом, говорят участники проекта,- за то, что советские люди верили в неизбежность победы, за их смелость, выносливость, а иногда и хитрость. Все возможное для победы делали наши земляки. Память об их подвиге должна быть сохранена нашим поколением.

У современных тинейджеров 21 века на расстоянии вытянутой руки постоянно находится смартфон. Они с ним редко расстаются. Это современное преимущество мы решили использовать для того, чтобы оживить героическое и трагическое прошлое нашего города. Мы поставили цель:

1. Создать информационный интерактивный экскурсионный маршрут с применением оптических меток «Сызрань-фронт добра и милосердия. Оживи историю» по историческим местам, связанным с событиями Великой Отечественной войны в городе Сызрани.

2. Разместить информационный интерактивный экскурсионный маршрут с применением оптических меток «Оживи историю» в учреждениях и организациях города, занимающих здания, связанные с событиями Великой Отечественной войны.

Какие задачи мы должны были решить:

1.Собрать и проанализировать информацию о жизни города Сызрани в период Великой Отечественной войны. В работе использовать воспоминания ныне живущих участников Великой Отечественной войны и их близких.

2.Собрать и изучить фотодокументы из семейных архивов. На основе собранного материала исследовать историческую действительность, в которой жил и служил делу Великой Победы наш родной город.

3.Определить основные исторические объекты, которые вошли в экскурсионный маршрут. Разработать макет информационного интерактивного плаката.

4.Обратиться в учреждения и организации, ныне находящиеся в зданиях, где в годы Великой Отечественной войны находились эвакогоспитали.

5.Собрать информацию о Герое Советского Союза Соловьеве Михаиле Георгиевиче , в честь которого названа улица в городе Сызрани и СОШ №4.

Интерес к проблеме проекта связан с возможностью встретиться с увлечёнными людьми и специалистами городских служб и рассказать о них гимназистам. Создать проект с реальным продуктом, заняться творческим делом и показать публично результаты своей работы ,попробовать себя в новом, интересном деле.

Первой станцией на нашем интерактивном маршруте стала гимназия. Долгие годы в нашей школе учителем работала Рафаэлла Яковлевна Тойб. Она была одним из эвакуированных из блокадного Ленинграда ребенком. Мы собрали на основе семейного архива и материалов СМИ и создали оптическую метку, которая открывает трагическую картину встречи эвакуированных детей.

Мы все любим наш город, но больше всего мы любим улицу Советскую. А известно ли вам, на улице Советской 17,28 и 45 в годы войны находились эвакогоспитали. Это были наши дальнейшие станции. Сейчас здесь находятся мирные учреждения, где мы проводили фото и видеосъёмку в здании ГБУЗ СО "Сызранская городская поликлиника" на улице Советская 17, где находился эвакогоспиталь. Провели интервью с Главврачом Гайлис Алексеем Валентиновичем, к которому обратились с официальным запросом.

-для создания информационной базы об эвакогоспиталях, расположенных в зданиях по адресу Советская,19 и 28, обратились с письмом к Руководителю Западного управления министерства образования и науки Самарской области Татьяне Николаевне Гороховицкой.

-проводили фото и видеосъёмку в стенах Сызранского филиала Сам ГТУ на улице Советская 45 и 47, где находился эвакогоспиталь. Обратились с письмом к Директору филиала Карсунцевой Ольге Владимировне.

Маленький город на Волге прославился в войну своими героями. Их у нас 127 героев Советского Союза. Одним из них был летчик разведчик Соловьев Михаил, о котором мы разместили трогательные строчки короткой, но героической биографии. В городе школа №4 носит его имя.

В гимназии на старшей ступени обучаются классы филологического и социально-гуманитарного профиля. Многие старшеклассники свою профессиональную траекторию связывают с формированием навыков работы в средствах массовой информации, с приобретением опыта социологических исследований, с развитием коммуникативных умений. В связи с этим идея проекта стала актуальной для многих гимназистов как возможность увидеть себя в новом качестве в качестве журналиста, социолога, оператора, специалиста по связям с общественностью. Разработка социального проета "Сызрань-фронт добра и милосердия. Оживи историю" ориентирована на индивидуальный интерес к исследованию малоизученных страниц в истории народного подвига: к истории провинциального города в истории масштабной Великой Отечественной войны.Нам хотелось подчеркнуть всенародность подвига,сопричастность каждого к приближению победы в те страшные годы и сопричастность каждого к наследникам сдавы поколения победителей.

Эффективность нашей проектной деятельность проявляется в формировании социальной активности школьников, в возможности проявить себя в новой роли. Кроме того наш проект занял второе место на областном этапе конкурса социальных проектов "Гражданин". Результат работы в виде интерактивного плаката размещен в фойе регистратуры в здании ГБУЗ СО "Сызранская городская поликлиника" на улице Советская 17, где находился эвакогоспиталь в годы Великой Отечественной войны.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.