Доклад на тему «Проектная деятельность на уроках биологии и географии»

1
0
Материал опубликован 16 June 2022

Министерство просвещения Российской Федерации
Саратовская область

МОУ «СОШ №63 с УИП»













Проектная деятельность

на уроках биологии и географии


(коуч-сессия с коллективом школы в рамках деятельности по семи модулям)





Подготовил: Н.В. Вологин – учитель географии

МОУ «СОШ 63 с УИП»


t1655403931aa.jpgt1655403931ab.jpg










г.Саратов - 2022

Школьники воспринимают уроки биологии и географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельнос-ти. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:

выявление талантливых детей;

активизация учебного процесса;

формирование у учащихся интереса к научной работе;

формирование навыков публичного выступления;

профессиональной ориентации учащихся старших классов;

повышение уровня научной и методической работы.

Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи.
При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:
-
исследовательский – реферат, доклад, научная статья на основе экспериментов и исследований. Так, при изучении химического состава клетки (7-8 классы), учащимся предлагается тема исследования «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  растения», при изучении раздела «Гуморальная регуляция» - тема «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке», при изучении большого раздела курса биологии о генетике в 10-м классе – тема проекта «Драматические страницы в истории развития генетики» и другие. Тематика рефератов многогранная, возможности этого вида работы безграничны, поэтому я ее использую. При этом, в курсе географии предлагаются планы, тематические карты, руководству-ясь которым, школьники могут дать развернутую характеристику природному или экономическому объекту или явлению. В курсе биологии средней школы после изучения темы или раздела предла-гается перечень тем рефератов, проектов, тематических сообщений. Сегодня СМИ, Интернет предлагают большой объем качественного реферативного материала, однако именно их самостоя-тельное прочтение, их интерпретация через призму конкретного урока, конкретного задания, конкретного вида деятельности и конкретного миропонимания как на уроке, так и вне его делает этот вид работы в высшей степени важным.
-
реферативно – описательный - ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки. Данный вид деятельности я обычно использую при подготовке к отдельным урокам, когда требуется расширить спектр знаний в какой-либо области. Так в 11-м классе с первых же уроков изучения раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», на который отводится 8 часов учебного времени, я предлагаю учащимся выполнить подготовку тематических сообщений «Современные представления о зарождении жизни», «Различные гипотезы происхождения», «Принципы  и закономерности развития жизни на Земле», «Ранние этапы развития жизни на Земле» и т.д. Такая работа школьников решает множество формирующих задач и требует значительного времени–от нескольких дней до несколько недель.
По мере необходимости погружения учащихся в содержание вопросов по отдельным структурам учебных тем, я использую
творческий вид проектов, т.е. подготовка тематического сообщения на 3-4 минуты через групповую деятельность, когда учащиеся сообща готовят тематический постер, делают по нему сообщение с соблюдением всех требований, предъявляемых к проекту:
 
- мотивационный этап– настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем темы, задач проекта и его конечного результата.

-этап планирования проекта через создание рабочих групп, предварительная и текущая подготовка методических, дидактических и материально-технических средств, планирование работы групп.
-
этап выполнения проекта, когда проводится исследовательская деятельность.
Этот этап предполагает выполнение работы по поиску информации, ее обработке и представлению, оценке с элементами само- и взаимооценивания.
Если данный вид деятельности не был закончен на уроке или требует дополнительной проработки, то возникает необходимость в коррекции проекта, то есть внесение дополнений, изменений, внесение новых предложений и.т.п.). Если же проект небольшой по времени и содержанию раскрываемой темы, то достаточно остановиться на формативном оценивании по имеющимся критериям, предъявляемым к проектам


.

Вариант 1. Карта анализа защиты проекта по биологии или географии

Критерии оценки

Ответы на допол­ни-тельные вопросы


Отметка

Познава-тель­ная ценность

Оригиналь­ность и цен­ность собст­венного мате­риала

Исследова­тельское мастерство

Структура и логика работы

Язык и стиль из-ложения








Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности: 1) 2 – выше среднего; 2) 1 – средний;

3) 0 – ниже среднего

Вариант 2. Матрица оценивания проектов

Показатели проявления компетентности

ФИО учащихся

Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6)

1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта

 

 

 

 

 

 

2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения

 

 

 

 

 

 

3.Знание источников информации

 

 

 

 

 

 

Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14)

4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность

 

 

 

 

 

 

5.Умение формулировать цель, задачи

 

 

 

 

 

 

6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы

 

 

 

 

 

 

7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы, иллюстрировать примерами

 

 

 

 

 

 

8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью

 

 

 

 

 

 

9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках

 

 

 

 

 

 

10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью

 

 

 

 

 

 

Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8)

11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы







12.Выражение собственной позиции, обоснование ее







13.Умение оценивать достоверность полученной информации







14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство







ИТОГО:

Максимально возможное количество баллов: 28

Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)

Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)

Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)

Иногда вводятся штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта. В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:

какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;

на каком уровне он его усвоил;

каковы его умения и навыки;

какова оценка его творческой деятельности;

в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.

Непременным условием успешности в проектной деятельности является перед защитой проекта оформление постеров, слайдов, демонстрации, видеофильма, что требует знания таких программ, как: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Activstudio Professional, Pinnacle Studio и другие.

Проекты, представленные в виде презентаций, включают в себя различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее силь-ные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьни-ков. Грамотное ведение дискуссии поможет будущему специалисту в решении многих проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрос-лых. Дети, защищая проект, имеют возможность реализовать свои творческие возможности.

Мною, в ходе наблюдений в 5-7-х классах, было замечено, что учащиеся со слабым уровнем мотивации проявляют в такой деятельности активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров. Так, учащийся, обладающий речевым недостатком, вызвался защищать кластер, составленный группой. Тем более это необычно, так как в его группу входили достаточно успешные ребята, находящиеся в потоке даже на традиционных уроках, на которых Иван обычно отмалчивался или выполнял письменные задания. Учащиеся со среднем уровнем мотивации принимают действенное участие в работе над проектом, внося свой вклад в конечный результат. Что касается таких учащихся, которые отличаются высоким уровнем мотивации, в работе над проектами брали на себя более ответственные роли – были генераторами идей и аналитиками. Так, на одном из уроков я предложил, чтобы они в конце урока смогли оценить работу в группе каждого ученика по предложенным критериям.

Научно-практические конференции проводимые как в школе, так и на уровне внешкольных организаций района и области дают возможность школьникам продемонстрировать свои навыки с учетом этапов исследования – от тематического планирования до подготовки тематической презентации. Сильные ученики углубляют и обобщают свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.

Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения. Обычно в старших классах ученики уже определяются с выбором профессии. Индивидуальные проекты помогают максимально подготовиться к выпускным экзаменам. Тем же ученикам, которые затрудняются с выбором дальнейшего пути, работа над проектами позволяет сориентироваться в океане профессий.

Цели и задачи проекта.

- контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе Power Point, обобщение и систематизация знаний по природным зонам России.
- оказать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;

- способствовать развитию творческого потенциала учащихся, развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
- продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом;
- развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;

- уметь слушать и уважать мнение товарища;
- анализировать информацию и синтезировать новые идеи.

Биология и география – науки многогранные, в которых тесно переплелись многие науки: этнография, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен.

Карточка – задание для группы №1

Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий достоинства применения проектной технологии на уроках по предмету.

t1655403931ac.gif

Карточка – задание для группы №2

Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий недостатки применения проектной технологии на уроках по предмету.


t1655403931ac.gif

Карточка – задание для группы №3

Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий достоинства применения проектной технологии во внеурочной деятельности по предмету.

t1655403931ac.gif


Карточка – задание для группы №4

Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий недостатки применения проектной технологии во внеурочной деятельности по предмету.


t1655403931ac.gif

Карточка – задание для группы №1,3

Достоинства применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.

К достоинствам применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету можно отнести:

-возможность изучения наиболее передовых технологий;

- связь предмета с другими общеобразовательными дисциплинами и поиск информации за переделами учебного заведения;

- формирование умений работать в коллективе;

- брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими;

- позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание;

- способствует формированию самостоятельного мышления, системному подходу в самоорганизации;

- дает возможность обучать групповому взаимодействию;

- способствует полноценному освоению школьниками всех компонентов учебной деятельности.

- позволяет использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников;

- позволяет приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую деятельность.


Карточка – задание для группы №2,4


Недостатки применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.

К недостаткам применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету можно отнести:

- значительные затраты учебного и личного времени учащихся;

- значительные затраты энергии учителей и учащихся;

- трудность применения на уроках из-за привязанности непосредственной

привязанности к технической базе (компьютер, проектор, интернет);

- дополнительные материальные расходы, связанные с распечатыванием

материала, поиском и скачивание информации через Интернет;

- трудности в применении на группах или классах с низким уровнем подготовки в

области современных информационных технологий;

- неравномерная нагрузка учащихся и учителей в долгосрочных проектах;

- «выпадение» из работы на уроке при непроработанной задаче;

- необходимость более сложной системы оценивания (по критериям);

- увеличение времени на осмысление и обработку результатов учителем;

- увеличение риска неудачного окончания работы учащимся;

- повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на учителя;

- остаются дети, инфантильность которых не позволяет вовремя заканчивать

проекты;

- не снимается фактор, угнетающий детей, плохо формирующих задачи.

- требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, возможность

продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.);

- в проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее

ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных

навыков;

- требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого

проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый

материал и разработать эффективную систему заданий;

- включение проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем

организационного и психологического плана;

- постоянное использование проектного метода без сочетания с другими методами

обучения, может свести к минимуму все его преимущества.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.