Доклад на тему «Проектная деятельность на уроках биологии и географии»
Министерство просвещения Российской Федерации
Саратовская область
МОУ «СОШ №63 с УИП»
Проектная деятельность
на уроках биологии и географии
(коуч-сессия с коллективом школы в рамках деятельности по семи модулям)
Подготовил: Н.В. Вологин – учитель географии
МОУ «СОШ №63 с УИП»
г.Саратов - 2022
Школьники воспринимают уроки биологии и географии с удивлением, восторгом, ожиданием нового. Наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельнос-ти. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, я обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика и преследую цели:
• выявление талантливых детей;
• активизация учебного процесса;
• формирование у учащихся интереса к научной работе;
• формирование навыков публичного выступления;
• профессиональной ориентации учащихся старших классов;
• повышение уровня научной и методической работы.
Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи.
При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:
- исследовательский – реферат, доклад, научная статья на основе экспериментов и исследований. Так, при изучении химического состава клетки (7-8 классы), учащимся предлагается тема исследования «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения», при изучении раздела «Гуморальная регуляция» - тема «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке», при изучении большого раздела курса биологии о генетике в 10-м классе – тема проекта «Драматические страницы в истории развития генетики» и другие. Тематика рефератов многогранная, возможности этого вида работы безграничны, поэтому я ее использую. При этом, в курсе географии предлагаются планы, тематические карты, руководству-ясь которым, школьники могут дать развернутую характеристику природному или экономическому объекту или явлению. В курсе биологии средней школы после изучения темы или раздела предла-гается перечень тем рефератов, проектов, тематических сообщений. Сегодня СМИ, Интернет предлагают большой объем качественного реферативного материала, однако именно их самостоя-тельное прочтение, их интерпретация через призму конкретного урока, конкретного задания, конкретного вида деятельности и конкретного миропонимания как на уроке, так и вне его делает этот вид работы в высшей степени важным.
- реферативно – описательный - ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки. Данный вид деятельности я обычно использую при подготовке к отдельным урокам, когда требуется расширить спектр знаний в какой-либо области. Так в 11-м классе с первых же уроков изучения раздела «Возникновение и развитие жизни на Земле», на который отводится 8 часов учебного времени, я предлагаю учащимся выполнить подготовку тематических сообщений «Современные представления о зарождении жизни», «Различные гипотезы происхождения», «Принципы и закономерности развития жизни на Земле», «Ранние этапы развития жизни на Земле» и т.д. Такая работа школьников решает множество формирующих задач и требует значительного времени–от нескольких дней до несколько недель.
По мере необходимости погружения учащихся в содержание вопросов по отдельным структурам учебных тем, я использую творческий вид проектов, т.е. подготовка тематического сообщения на 3-4 минуты через групповую деятельность, когда учащиеся сообща готовят тематический постер, делают по нему сообщение с соблюдением всех требований, предъявляемых к проекту:
- мотивационный этап– настрой учащихся на интересную работу, чёткое и конкретное объяснение учителем темы, задач проекта и его конечного результата.
-этап планирования проекта через создание рабочих групп, предварительная и текущая подготовка методических, дидактических и материально-технических средств, планирование работы групп.
- этап выполнения проекта, когда проводится исследовательская деятельность.
Этот этап предполагает выполнение работы по поиску информации, ее обработке и представлению, оценке с элементами само- и взаимооценивания.
Если данный вид деятельности не был закончен на уроке или требует дополнительной проработки, то возникает необходимость в коррекции проекта, то есть внесение дополнений, изменений, внесение новых предложений и.т.п.). Если же проект небольшой по времени и содержанию раскрываемой темы, то достаточно остановиться на формативном оценивании по имеющимся критериям, предъявляемым к проектам
.
Вариант 1. Карта анализа защиты проекта по биологии или географии
Критерии оценки | Ответы на дополни-тельные вопросы | Отметка | ||||||
Познава-тельная ценность | Оригинальность и ценность собственного материала | Исследовательское мастерство | Структура и логика работы | Язык и стиль из-ложения | ||||
| | | | | | |
Разложить критерии по трём составляющим качества образования, а также три уровня сформированности компетентности: 1) 2 – выше среднего; 2) 1 – средний;
3) 0 – ниже среднего
Вариант 2. Матрица оценивания проектов
Показатели проявления компетентности | ФИО учащихся | |||||
Предметно-информационная составляющая (максимальное значение – 6) | ||||||
1.Знание основных терминов и фактического материала по теме проекта |
|
|
|
|
|
|
2.Знание существующих точек зрения (подходов) к проблеме и способов ее решения |
|
|
|
|
|
|
3.Знание источников информации |
|
|
|
|
|
|
Деятельностно-коммуникативная составляющая (максимальное значение –14) | ||||||
4.Умение выделять проблему и обосновывать ее актуальность |
|
|
|
|
|
|
5.Умение формулировать цель, задачи |
|
|
|
|
|
|
6.Умение сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы |
|
|
|
|
|
|
7.Умение выявлять причинно-следственные связи, приводить аргументы, иллюстрировать примерами |
|
|
|
|
|
|
8.Умение соотнести полученный результат (конечный продукт) с поставленной целью |
|
|
|
|
|
|
9.Умение находить требуемую информацию в различных источниках |
|
|
|
|
|
|
10.Владение грамотной, эмоциональной и свободной речью |
|
|
|
|
|
|
Ценностно-ориентационная составляющая (максимальное значение – 8) | ||||||
11.Понимание актуальности темы и практической значимости работы | | | | | | |
12.Выражение собственной позиции, обоснование ее | | | | | | |
13.Умение оценивать достоверность полученной информации | | | | | | |
14.Умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство | | | | | | |
ИТОГО: |
Максимально возможное количество баллов: 28
Оценка “удовлетворительно”: от 12 до 17 баллов (42%)
Оценка “хорошо”: от 18 до 24 баллов (65%)
Оценка “отлично”: от 25 до 28 баллов (90%)
Иногда вводятся штрафные баллы, к примеру, за несвоевременное выполнение отдельных этапов проекта. В конечной оценке учебного процесса ученик должен точно увидеть:
какими были его успехи в освоении учебного материала в целом;
на каком уровне он его усвоил;
каковы его умения и навыки;
какова оценка его творческой деятельности;
в какой мере он способен проявить своё личностное отношение к изучаемому материалу.
Непременным условием успешности в проектной деятельности является перед защитой проекта оформление постеров, слайдов, демонстрации, видеофильма, что требует знания таких программ, как: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Activstudio Professional, Pinnacle Studio и другие.
Проекты, представленные в виде презентаций, включают в себя различные эффекты: звуки, фото- и видеофрагменты, что позволяет оживлять процесс представления итогового материала. На этапе защиты проекта учащиеся должны представить свой проект, ответить на возникшие у слушателей вопросы. Ученики учатся вести дискуссию, защищать работу, представлять ее силь-ные стороны, отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих людей. Процесс защиты проекта - очень хороший способ развития коммуникативных умений школьни-ков. Грамотное ведение дискуссии поможет будущему специалисту в решении многих проблем, а проекты по данным темам создаются учащимися, где они пытаются ответить на вопросы взрос-лых. Дети, защищая проект, имеют возможность реализовать свои творческие возможности.
Мною, в ходе наблюдений в 5-7-х классах, было замечено, что учащиеся со слабым уровнем мотивации проявляют в такой деятельности активность и в какие-то моменты даже проявляют лидерские качества, например при оформлении и защите постеров. Так, учащийся, обладающий речевым недостатком, вызвался защищать кластер, составленный группой. Тем более это необычно, так как в его группу входили достаточно успешные ребята, находящиеся в потоке даже на традиционных уроках, на которых Иван обычно отмалчивался или выполнял письменные задания. Учащиеся со среднем уровнем мотивации принимают действенное участие в работе над проектом, внося свой вклад в конечный результат. Что касается таких учащихся, которые отличаются высоким уровнем мотивации, в работе над проектами брали на себя более ответственные роли – были генераторами идей и аналитиками. Так, на одном из уроков я предложил, чтобы они в конце урока смогли оценить работу в группе каждого ученика по предложенным критериям.
Научно-практические конференции проводимые как в школе, так и на уровне внешкольных организаций района и области дают возможность школьникам продемонстрировать свои навыки с учетом этапов исследования – от тематического планирования до подготовки тематической презентации. Сильные ученики углубляют и обобщают свои знания, работая над конкретными задачами. Слабые ученики могут выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.
Выполняя практико-ориентировочный проект, учащиеся достигают применение проектной деятельности, - это профильность обучения. Обычно в старших классах ученики уже определяются с выбором профессии. Индивидуальные проекты помогают максимально подготовиться к выпускным экзаменам. Тем же ученикам, которые затрудняются с выбором дальнейшего пути, работа над проектами позволяет сориентироваться в океане профессий.
Цели и задачи проекта.
- контроль знаний, умений и навыков по созданию презентаций в программе Power Point, обобщение и систематизация знаний по природным зонам России.
- оказать возможности использования компьютера как инструмента практической и учебной деятельности человека;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся, развивать интерес к познанию, осознанному и самостоятельному получению новой информации;
- продемонстрировать возможности использования технологии работы с новыми устройствами: сканером, проектором, цифровым фотоаппаратом;
- развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;
- уметь слушать и уважать мнение товарища;
- анализировать информацию и синтезировать новые идеи.
Биология и география – науки многогранные, в которых тесно переплелись многие науки: этнография, экология, история, медицина, экономика, политика, астрономия. Поэтому диапазон выбора проблем для научной работы огромен.
Карточка – задание для группы №1
Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий достоинства применения проектной технологии на уроках по предмету.
Карточка – задание для группы №2
Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий недостатки применения проектной технологии на уроках по предмету.
Карточка – задание для группы №3
Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий достоинства применения проектной технологии во внеурочной деятельности по предмету.
Карточка – задание для группы №4
Используя постер, сформулируйте Кластер, показывающий недостатки применения проектной технологии во внеурочной деятельности по предмету.
Карточка – задание для группы №1,3
Достоинства применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.
К достоинствам применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету можно отнести:
-возможность изучения наиболее передовых технологий;
- связь предмета с другими общеобразовательными дисциплинами и поиск информации за переделами учебного заведения;
- формирование умений работать в коллективе;
- брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими;
- позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание;
- способствует формированию самостоятельного мышления, системному подходу в самоорганизации;
- дает возможность обучать групповому взаимодействию;
- способствует полноценному освоению школьниками всех компонентов учебной деятельности.
- позволяет использовать материал учебного курса для организации самостоятельной работы учеников;
- позволяет приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
- позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую деятельность.
Карточка – задание для группы №2,4
Недостатки применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету.
К недостаткам применения проектной технологии на уроках и во внеурочной деятельности по предмету можно отнести:
- значительные затраты учебного и личного времени учащихся;
- значительные затраты энергии учителей и учащихся;
- трудность применения на уроках из-за привязанности непосредственной
привязанности к технической базе (компьютер, проектор, интернет);
- дополнительные материальные расходы, связанные с распечатыванием
материала, поиском и скачивание информации через Интернет;
- трудности в применении на группах или классах с низким уровнем подготовки в
области современных информационных технологий;
- неравномерная нагрузка учащихся и учителей в долгосрочных проектах;
- «выпадение» из работы на уроке при непроработанной задаче;
- необходимость более сложной системы оценивания (по критериям);
- увеличение времени на осмысление и обработку результатов учителем;
- увеличение риска неудачного окончания работы учащимся;
- повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на учителя;
- остаются дети, инфантильность которых не позволяет вовремя заканчивать
проекты;
- не снимается фактор, угнетающий детей, плохо формирующих задачи.
- требуются значимые внешние стимулы (поощрения, призы, возможность
продемонстрировать результаты широкому кругу людей и т.п.);
- в проектах достаточно сложно ставить специальные обучающие цели, они скорее
ориентированы на использование уже имеющихся знаний и сформированных
навыков;
- требуют высокой квалификации преподавателя, поскольку для каждого такого
проекта необходимо самостоятельно и очень тщательно отобрать необходимый
материал и разработать эффективную систему заданий;
- включение проектов в учебный процесс потребует решения целого ряда проблем
организационного и психологического плана;
- постоянное использование проектного метода без сочетания с другими методами
обучения, может свести к минимуму все его преимущества.