12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ветрова Нина Петровна92
Осуществляю обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствую формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ.
Россия, Санкт-Петербург
5

Проектная деятельность на уроках химии, как элемент деятельностного подхода

Проектная деятельность на уроках химии, как элемент деятельностного подхода

Выпускник техникума должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным в различных социальных группах. Поэтому мы должны создать условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. С моей точки зрения среди разнообразных современных методик и технологий наиболее значимым поставленным целям, является метод проектов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов позволяет учащемуся становится активным участником обучения, он отходит от стандартного мышления и это позволяет развить стремление к обучению. А преподавателю открывает большие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности.

Изучение химии способствует формированию мировоззрения учащихся, но в условиях сокращения времени, отводимого на изучение химии, снижается интерес учащихся к предмету. Поэтому необходимо создавать условия для развития познавательной активности ученика и его самореализации через накопление собственного опыта.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную работу учащихся, однако он сочетается с групповым подходом в обучении. Работу по внедрению метода проектов я начинаю со знакомства учащихся с правилами и требованиями, предъявляемыми к проектам:

- в проекте должна решаться проблема;

- проводиться исследование;

- проект выполняется самостоятельно учащимися;

- преподаватель выступает в роли консультанта;

- результаты должны иметь практическую значимость;

- по окончанию проекта необходим анализ.

Для работы над проектом из учащихся создаются мини-группы. Сформированные мини-группы учащихся получают инструкции от

преподавателя: требования к проекту, методические рекомендации, правила оформления проекта. Затем предлагаются примерные темы проектов: химия вокруг нас, перспективы развития химии, химия в быту, химия и наше здоровье, химия – польза и вред, химия на кухне и т.д. Прежде всего, учащимся необходимо объяснить, где и какие данные им предстоит найти, и только затем начинать отбор необходимой информации. На данном этапе уделяется большое внимание обучению навыкам конспектирования. Преподаватель выступает в роли активного наблюдателя: следит за ходом исследований, оказывает учащимся необходимую помощь, обобщает промежуточные результаты исследования. Продуктом проекта становятся доклады в виде электронной презентации. Учащиеся выбирают нужную часть информации, планируют этапы своего сообщения и презентуют его. Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление учащихся, осваивать химические знания, развивать коммуникативные навыки и навыки работы с мультимедийным оснащением.

Проектная работа может проводиться как на уроке, так и во внеурочное время. Для проектной деятельности на уроках, я использую следующие виды проектов: исследовательские, индивидуальные, групповые, информационные. Информационные проекты направлены на изучение информации о каком-либо химическом объекте или явлении. Деятельность учащихся в этих проектах заключается в анализе информации, полученной из различных источников и её обобщении. На уроках, работая в мини - группах, открываются большие возможности по созданию учебных проектов, которые позволяют наиболее полно рассмотреть материал по определенной теме. Часто на уроке при изучении какой-либо темы появляются проблемные вопросы, и учащиеся настолько увлекаются этой проблемой, что начинают заниматься индивидуальными проектами, которые носят исследовательский характер. Например, учащимися рассматривались исследовательские проекты по следующим темам: «Металлы и наше здоровье», «Влияние цвета на здоровье человека», «Пищевые добавки: за и против», «Качество питьевой воды города Перми», «Развитие химической промышленности Пермского края», «Химический состав шоколада», «Витамины», «Углеводы в нашей жизни». Учащиеся готовят материал для проекта во внеурочное время, а защита проектов проводится на уроках обобщениях или изучения нового материала.

Этапы организации учебной деятельности, ее содержание можно продемонстрировать на примере проекта «Пищевые добавки в продуктах питания». На этапе планирования совместной деятельности проекта были определены сроки работы, организованы мини-группы, определены роли каждого учащегося в группе. Преподаватель выбирает тему исследования и определяет проблему. Одна мини-группа учащихся проводит анкету среди учащихся и преподавателей, с целью выяснения: что называют пищевыми добавками, их классификация, полезны или вредны они для организма человека. Другая мини-группа учащихся проводит исследовательскую работу по изучению упаковок продуктов на содержание пищевых добавок. Большая работа учащимися была проведена по сбору информации, для этого использовались ресурсы сети Интернет, СМИ. Учащиеся изучили упаковки от продуктов и составили сводную таблицу, где указали часто встречающие добавки. Ими был также отобран материал о вредном воздействии пищевых добавок на организм человека и заболеваниях, которые они могут вызвать. После выполнения проекта, учащиеся провели анализ своей работы, показали результаты, оформили материал в виде презентации.

Защита индивидуальных или групповых проектов осуществляется в ходе научно - практических конференций различного уровня. В рамках этого направления в нашем техникуме уже много лет успешно функционирует студенческое научное общество. Мои учащиеся ежегодно принимают участие в его деятельности. Результаты своих исследований учащиеся представили на конференциях и конкурсах различного уровня, становясь призёрами и лауреатами: региональный конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Есть идея!», всероссийский научно-познавательный конкурс-исследование «Леонардо», международные конкурсы исследовательских работ учащихся «Открываю мир», Всероссийская студенческая научно-практическая конференция с международным участием «Современная торговля: теория, практика, инновации», I и II Открытая научно-практическая конференция обучающихся образовательных учреждений г. Перми «Шаги к успеху».

Анализируя опыт работы организации проектной деятельности можно сделать следующие выводы:

- проектная работа способствует повышению интереса к предмету;

- у учащихся появляется стимул получить хорошие и прочные знания;

- формируются проектные умения;

- учащиеся начинают активно принимать участие в конкурсах и конференциях различного уровня.

Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащегося, наделённого опытом самообразования, обладающего умениями и навыками самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию.

Литература

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157.

Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист. 2004. №1. с.39-46.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.