Статья на тему «Проектная деятельность на уроках литературы»
Проектная деятельность на уроках литературы
Спиридонова В.А., учитель русского языка и литературы
С.Подкуровка, Ульяновская область
Основная идея проекта возникла на одном из уроков литературы. При изучении темы «Русские народные сказки» в 5 классе.
Проект, который позволяет практически освоить умения, составляющие основу коммуникативной компетенции: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, приобретать опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности и собственного речевого поведения.
По окончании уроков литературы (на изучение сказки отведено 3 часа) было решено собрать вместе эпитеты из двух сказок, составить словарь эпитетов, а также подобрать поэтические, живописные и музыкальные иллюстрации к этой теме. Это определило объект, предмет и цель нашего проекта.
Цель проекта — составление иллюстрированного словаря эпитетов из сказок «Царевна-лягушка» и «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо».
Для реализации общей цели проекта требовалось решение следующих задач:
— изучить литературный термин «Эпитет»;
— произвести отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи;
— составить словарь эпитетов к отобранным существительным из прочитанных сказок;
— проанализировать составленный словарь;
— подобрать поэтический, живописный и музыкальный иллюстративный материал;
— оформить работу и презентацию для защиты проекта.
Эти задачи определили ход работы. В классе были созданы две рабочие группы, которые независимо друг от друга работали над решением задач проекта. На первом уроке учащиеся разделились на группы. Первая группа собирала эпитеты из сказки «Царевна-лягушка», соответственно вторая группа из сказки «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Каждая группа собирала материал, коллективно обсуждали произведения. На втором уроке все группы объединяли слова с эпитетами в иллюстрированный словарь и создавали музыкальные композиции методом поиска и подбора к материалам. В завершение оформили работу в виде презентации.
Учащиеся познакомились с классификацией и типологией эпитетов. Во время работы учащиеся пользовались словарями и художественными произведениями.
Фрагменты из словаря, составленные учащимися
Царевна-лягушка
О внешнем виде: светло-зеленая, миловидная, неторопливая, очаровательная, привлекательная, премудрая, изумрудная, сказочная, красивая, стремительная, нарядная, необыкновенная, таинственная, торжественная.
О характере: нежная, сладкоголосая, чудесная, сладкозвучная, эмоциональная, изумительная, изящная, мягкая, спокойная, светлая, шустрая, стремительная, унылая, грустная, дивная, жизнерадостная, прозорливая.
О впечатлении: веселая, радостная, печальная, великолепная, восхитительная, прекрасная, трудолюбивая, поразительная, сентиментальная, сказочная, чудная, ясная, волшебная, чистая.
Иван-царевич
О внешнем виде: крепкий, красивый, высокий, торопливый, стремительный, летучий, молниеностный, прекрасный, сказочный.
О характере: робкий, слабый, трусливый, чудный, жалостливый, настойчивый, упорный, великолепный, бодрый, счастливый, нежный, заботливый, умелый, печальный, унылый.
О впечатлении: грустный, печальный, податливый, тихий, чуткий, меткий, ответный, грозный, сильный, великолепный, добродушный.
Царь:
О внешнем виде: статный, низкий, шустрый, маленький, забавный, нарядный, гордый.
О характере: неторопливый, старомодный, мягкий, чудный, загадочный, твердый, твердокаменный, настойчивый, спокойный, сияющий, чистый,
О впечатлении: веселый, радостный, бодрый, великолепный, восхитительный, неожиданный, неторопливый, величественный, сдержанный, уверенный, жизнерадостный.
«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»
Иван:
О внешнем виде и характере: высокий, статный, веселый, добрый, добродушный, быстрый, проворный, ловкий, резвый, шустрый, торопливый, работящий (разг.), трудолюбивый, беспощадный, волшебный, великолепный, сильный, крепкий, чудный, быстролетный, быстроходный.
О впечатлении: замечательный, неугомонный, неистовый, порывистый, отчаянный(разг.), дивный, прекрасный, привлекательный, изумительный, замечательный, заботливый, любящий.
Чудо-юдо:
О внешнем виде и характере: безжалостное, беспощадное, дикое, жгучее, жестокое, жуткое (разг.), зверское (разг.), невыносимое, неистовое, непереносимое, несносное, нещадное, пронзительное, резкое, сильное, фантастическое, смертельное, страшное (разг.), чудовищное (разг.), гадкое, крупное, сверкающее, мерцающее, мрачное, противное.
О впечатлении: бешеное, буйное, грозное, злое, злобное, свирепое, сильное, слепящее, страшное, шумное, яростное, грозное, разъяренное, разрушительное, бесноватое, лютое.
В работе над проектом применены следующие методы: изучение лингвистической, литературоведческой литературы об эпитете; анализ и синтез.
В ходе работы над проектом учащиеся
-познакомились с основами лексикографии;
-расширили знания по литературе, искусству;
-приобрели навыки работы с лингвистической литературой, в том числе со словарями;
-приобрели навыки проектной и исследовательской деятельности.
Мы считаем, что проект актуален для учащихся , потому что занятие лексикографией- дело весьма полезное, так как оно стимулирует развитие мышления , воображения, речи.
Для подготовки данной статьи был использован следующий список литературы:
Литература
Словарь синонимов русского языка под ред. А.П.Евгеньевой.-Л., 1970
Томашевский Б.В. Эпитет в русском народном творчестве. – М., 1980
Интернет –ресурсы
http://epithet.slovaronline.com