12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
вера56

Проектная деятельность на уроках литературы

Спиридонова В.А., учитель русского языка и литературы

С.Подкуровка, Ульяновская область

Основная идея проекта возникла на одном из уроков литературы. При изучении темы «Русские народные сказки» в 5 классе.
Проект, который позволяет практически освоить умения, составляющие основу коммуникативной компетенции: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, приобретать опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности и собственного речевого поведения.

По окончании уроков литературы (на изучение сказки отведено 3 часа) было решено собрать вместе эпитеты из двух сказок, составить словарь эпитетов, а также подобрать поэтические, живописные и музыкальные иллюстрации к этой теме. Это определило объект, предмет и цель нашего проекта.

Цель проекта — составление иллюстрированного словаря эпитетов из сказок «Царевна-лягушка» и «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо».

Для реализации общей цели проекта требовалось решение следующих задач:

изучить литературный термин «Эпитет»;

произвести отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи;

составить словарь эпитетов к отобранным существительным из прочитанных сказок;

проанализировать составленный словарь;

подобрать поэтический, живописный и музыкальный иллюстративный материал;

оформить работу и презентацию для защиты проекта.

Эти задачи определили ход работы. В классе были созданы две рабочие группы, которые независимо друг от друга работали над решением задач проекта. На первом уроке учащиеся разделились на группы. Первая группа собирала эпитеты из сказки «Царевна-лягушка», соответственно вторая группа из сказки «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Каждая группа собирала материал, коллективно обсуждали произведения. На втором уроке все группы объединяли слова с эпитетами в иллюстрированный словарь и создавали музыкальные композиции методом поиска и подбора к материалам. В завершение оформили работу в виде презентации.

Учащиеся познакомились с классификацией и типологией эпитетов. Во время работы учащиеся пользовались словарями и художественными произведениями.

Фрагменты из словаря, составленные учащимися

Царевна-лягушка

О внешнем виде: светло-зеленая, миловидная, неторопливая, очаровательная, привлекательная, премудрая, изумрудная, сказочная, красивая, стремительная, нарядная, необыкновенная, таинственная, торжественная.

О характере: нежная, сладкоголосая, чудесная, сладкозвучная, эмоциональная, изумительная, изящная, мягкая, спокойная, светлая, шустрая, стремительная, унылая, грустная, дивная, жизнерадостная, прозорливая.

О впечатлении: веселая, радостная, печальная, великолепная, восхитительная, прекрасная, трудолюбивая, поразительная, сентиментальная, сказочная, чудная, ясная, волшебная, чистая.



Иван-царевич

О внешнем виде: крепкий, красивый, высокий, торопливый, стремительный, летучий, молниеностный, прекрасный, сказочный.

О характере: робкий, слабый, трусливый, чудный, жалостливый, настойчивый, упорный, великолепный, бодрый, счастливый, нежный, заботливый, умелый, печальный, унылый.

О впечатлении: грустный, печальный, податливый, тихий, чуткий, меткий, ответный, грозный, сильный, великолепный, добродушный.



Царь:

О внешнем виде: статный, низкий, шустрый, маленький, забавный, нарядный, гордый.

О характере: неторопливый, старомодный, мягкий, чудный, загадочный, твердый, твердокаменный, настойчивый, спокойный, сияющий, чистый,

О впечатлении: веселый, радостный, бодрый, великолепный, восхитительный, неожиданный, неторопливый, величественный, сдержанный, уверенный, жизнерадостный.



«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо»



Иван:

О внешнем виде и характере: высокий, статный, веселый, добрый, добродушный, быстрый, проворный, ловкий, резвый, шустрый, торопливый, работящий (разг.), трудолюбивый, беспощадный, волшебный, великолепный, сильный, крепкий, чудный, быстролетный, быстроходный.

О впечатлении: замечательный, неугомонный, неистовый, порывистый, отчаянный(разг.), дивный, прекрасный, привлекательный, изумительный, замечательный, заботливый, любящий.

Чудо-юдо:

О внешнем виде и характере: безжалостное, беспощадное, дикое, жгучее, жестокое, жуткое (разг.), зверское (разг.), невыносимое, неистовое, непереносимое, несносное, нещадное, пронзительное, резкое, сильное, фантастическое, смертельное, страшное (разг.), чудовищное (разг.), гадкое, крупное, сверкающее, мерцающее, мрачное, противное.

О впечатлении: бешеное, буйное, грозное, злое, злобное, свирепое, сильное, слепящее, страшное, шумное, яростное, грозное, разъяренное, разрушительное, бесноватое, лютое.



В работе над проектом применены следующие методы: изучение лингвистической, литературоведческой литературы об эпитете; анализ и синтез.

В ходе работы над проектом учащиеся

-познакомились с основами лексикографии;

-расширили знания по литературе, искусству;

-приобрели навыки работы с лингвистической литературой, в том числе со словарями;

-приобрели навыки проектной и исследовательской деятельности.

Мы считаем, что проект актуален для учащихся , потому что занятие лексикографией- дело весьма полезное, так как оно стимулирует развитие мышления , воображения, речи.



Для подготовки данной статьи был использован следующий список литературы:

Литература

Словарь синонимов русского языка под ред. А.П.Евгеньевой.-Л., 1970

Томашевский Б.В. Эпитет в русском народном творчестве. – М., 1980

Интернет –ресурсы

http://mirslovarei.com



http://epithet.slovaronline.com






 



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.