12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дорошенко Инна Ивановна27
учитель химии
Россия, Саратовская обл., Энгельс

Проектная деятельность учащихся на уроках химии

Автор работы: Дорошенко Инна Ивановна

учитель химии МОУ «СОШ № 31»

ЭМР Саратовской области


Аннотация. Введение в процесс обучения химии  проектной деятельности представляет для курса химии наибольший интерес, где идет восприятие химии как нужной и востребованной науки, необходимой каждому образованному человеку. 

Проектная деятельность по химии подразумевает необходимость сохранения единства образовательного пространства, обеспечения равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях, формирование общего деятельностного базиса как универсальных учебных действий. Проектная  деятельность расширяет представления о предметных областях, дает возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи, позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой. Поэтому использование проектной деятельности создает условия для формирования компетенций и мотивации, развития индивидуальных способностей, активизирует познавательный интерес, повышает эффективность и качество обучения.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, химия.

 

Одна из основных стратегий современного обучения состоит в умении педагога разрабатывать уроки, опираясь на основные проблемы школьного курса, что предусматривает обращение к глубоким, обобщающим вопросам. Таким образом, метод проектов дает возможность привлекать учащихся к раскрытию базовых идей, что составляет суть каждой дисциплины, и открывает путь внедрения их в жизнь.

Поскольку метод проектов непосредственно связан с реалиями современности, внедряя его, учитель должен находить выход на жизненные проблемы в конкретной учебной теме.

Готовясь к уроку по методу проектов, учитель должен четко осознавать, какое содержание проекта он предложит создать обучающимся. Проект должен выходить за рамки учебного предмета, должен совмещать его с другими науками, то есть быть межпредметным. Учитель подбирает ориентировочное название проекта и предлагает его учащимся.

Для организации проектной деятельности использую два вида урочных занятий. Первый вид - проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Как правило, на проект уходит 3 урока. На первом уроке происходит распределение по группам и знакомство с литературой. На втором - поиск нужной информации, исследовательские опыты. На третьем уроке - защита презентаций. Так как такие проекты очень затратны по времени, поэтому использую их нечасто. Например, в 10 классе разработаны 3 проекта: «Свойства карбоновых кислот», «Жиры», «Применение спиртов». В этом случае можно выиграть, как говорят, «качеством», а не «количеством». Актуализируемые предметные знания по химии закрепляются, углубляются, расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид  - урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация - важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в ходе традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.

А чаще на уроках, работая в группах, предлагаю создавать учебные проекты (мини-проекты), в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы.

Для повышения мотивации обучающихся к изучению какой-то темы я нередко начинаю урок с создания такой ситуации, которая привлечет внимание детей и подтолкнет их к поиску ответов на возникшие вопросы. Создать подобную ситуацию можно разными способами:

Начать урок с загадки или тайны. Например, при изучении темы «Коррозия металлов» можно предложить ребятам разгадать тайну гибели дорогой яхты американского миллионера или тайну Делийского столба.

Можно предложить найти химическую ошибку, например, найти химическую неточность А. Конан -Дойля при описании собаки Баскервилей из одноименного произведения.

Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию (неожиданности, конфликта, опровержения, предположения, неопределенности).

Представить учащимся противоречие фактов. Например, при изучении положения водорода в ПСХЭ можно начать урок с вопроса «Почему водород занимает в периодической системе Д.И. Менделеева два места: среди типичных металлов и среди типичных неметаллов?»

Возникший у обучающихся интерес к решению проблемного вопроса позволяет учителю управлять деятельностью детей, привлекать их к выполнению учебных проектов, которые носят исследовательский характер.

Приведу пример организации проектной деятельности на уроке в 9 классе по теме «Алюминий». В начале урока прошу учеников ответить на вопрос, какие свойства может проявлять химический элемент алюминий, исходя из его положения в ПСХЭ, и можно ли его считать активным металлом? Ребята определяют алюминий как переходный металл, т.к. он находится на границе между металлами и неметаллами, значит, он не может проявлять свойства активного металла. Дальше я использую прием противоречия фактов: прошу посмотреть на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов. Ученики делают вывод, что алюминий активный металл. Чтобы прийти к однозначному ответу, обратимся к опыту. На столах у ребят пробирки с водой, в которые накануне были погружены алюминиевая проволока и железный гвоздь. Они видят, что железо покрылось ржавчиной, а с алюминием ничего не произошло. Снова смотрим в ряд активности металлов и опять сталкиваемся с противоречием: алюминий активнее, чем железо, но опыт показывает другое. Таким образом, ребята видят и совершенно четко определяют проблему - является ли алюминий активным металлом?

Они не могут решить эту проблему с помощью имеющихся у них знаний и должны дополнить их новыми. Этот этап состоит из нескольких ступеней:

1) выдвижение гипотез (можно использовать прием «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы;

2) постановка цели и задач;

3) распределение обязанностей в группе и планирование своей деятельности;

4) исследовательская работа (изучение теоретического материала, химический эксперимент, в ходе которого подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза);

5) оценка полученных результатов и выводы.

Например, в 10 классе тему «Кислородосодержащие органические вещества» можно завершить проектом «Применение спиртов и их физиологическое действие». По типу проект относится к информационно - исследовательскому, меж предметному. По времени - к среднесрочному. Учебная цель проекта: расширить знания учащихся о спиртах, их физиологическом действии, возможных последствиях чрезмерного употребления алкоголя, ответственности за употребление алкогольных напитков. Немаловажно при этом уделить внимание формированию информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций старшеклассников.

Темы для работы в группах:

1.История знакомства человечества с алкоголем.

2.Физиологическое действие алкоголя на организм человека.

3.Виды алкогольных напитков и география их употребления.

4.Социальные последствия употребления алкоголя.

5.Административная и уголовная ответственность за употребление алкогольных напитков.

Подготовленные обучающимися презентации проектов в дальнейшем можно использовать на классных часах в качестве профилактических бесед.

Организация работы над проектами происходит и в рамках внеклассной работы по химии. Как правило, это индивидуальные и групповые исследовательские проекты.

Например, «Вода-источник жизни», «Энергосбережение ради будущего».

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса.

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности привело к следующим результатам:

1. Повышение интереса к химии: уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап - презентацию; прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся.

2. У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: формулировка проблемы, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения.

3. Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.


Список литературы


1.Галкин, И. А. Операционно-проектные технологии активизации креативно-инновационного потенциала /И. А. Галкин, О. В. Парубец, Е. Г. Розметова //Вестник высшей школы.– № 2.–2013.– с. 47–50.

2.Зеленская, Е. В. Поэтапная организация учебной проектной деятельности учащихся/ Е. В. Зеленская// Школьные технологии.–2009.– № 5.– с.122–127.

3.Маркачев, А. Е. Учебно-исследовательские проекты по химии: Содержание и методика реализации/ А. Е. Маркачев, Т. А. Боровских, Г. М. Чернобельская.– М.: Чистые пруды, 2009.– 32 с: ил.– (Библиотечка «Первого сентября», серия «Химия». Вып. 27)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.