Выступление «Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности»

4
0
Материал опубликован 29 July 2022 в группе

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ


Федянина Г.С.,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида

п.Томаровка Яковлевского района

Белгородской области»

п. Томаровка

Белгородская область

Введение

Президент Российской Федерации В. В. Путин обращает особое внимание на воспитание патриотов нашей страны. В подписанном им Указе о совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания говорится: «Мы должны строить своё будущее и будущие своих детей. И такой фундамент – это патриотизм. Это уважение к своей Родине и традициям, духовным ценностям наших народов. Это ответственность за свою страну и её будущее.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.

Патриотизм, гражданственность как качества личности – глубокий родник, который питает жизненные силы человека, окрашивает поступки, влияет на мировоззрение, социальные качества человека. [2]. Оттого что дети видят, слышат, что они читают, во многом зависит морально-нравственный климат в обществе в целом.

В рамках патриотического воспитания в дошкольных учреждениях проводится работа по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества. Уклад жизни семьи, отношения между её членами, их отношение к самому ребёнку, к окружающему миру являются для малыша образцом, примером для подражания и формирования позитивной детской субкультуры. [1]. Необходимо, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

В рамках патриотического воспитания в нашем дошкольном учреждении проводится работа по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества. Приоритетным направлением воспитательно-образовательной работы нашего детского сада является работа с семьей. Проанализировав результаты работы предыдущих лет, мы пришли к выводу о том, что нужно начинать не с формальных собраний и информационных стендов, хотя и без них обойтись нельзя, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Мы верим в то, что совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по-разному понимающие место ребенка в жизни общества, большинство семей хотят для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.

Формирование патриотических чувств идёт эффективнее, если установлен тесный контакт с семьями воспитанников. Вовлечение семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным и природным окружением, историей и культурой родного края заключает в себе особые педагогические возможности, ведь родители и другие члены семьи – первые и главные воспитатели. Уклад жизни семьи, отношения между её членами, их отношение к самому ребёнку, к окружающему миру являются для малыша образцом, примером для подражания и формирования позитивной детской субкультуры. [3].

Вся работа ведется в едином образовательном пространстве: ДОУ – педагоги – семья. Для знакомства с родным краем в нашем дошкольном учреждении разработана вариативная часть программы воспитания и обучения «Родной край»; разработаны мероприятия, пропагандирующие приобщение к культурным семейным ценностям, духовно-нравственному светскому и церковному воспитанию подрастающего поколения. Родители активно поддерживают начинания педагогов и сами становятся инициаторами и участниками всех мероприятий, проводимых группой.

Стали уже традиционными такие формы работы как:

- Встреча с интересными людьми: Ветеранами; представителями разных профессий (родителями воспитанников); Батюшкой Храма Казанской Божией Матери п. Томаровка; знаменитыми людьми Белгородской области.

- Цикл бесед об истории и героях России. (А.Невский, А.В.Суворов, Ломоносов М.В. и др.)

- Конкурсы творческих работ семей «Построим дом моей мечты», «Пасхальные поделки», «Ангел Рождества», «Вести ЗОЖ это модно» .

- Акции «Посади дерево», «Кормушка для пичужки», «Пристегнись и улыбнись».

- Семейные праздники и развлечения: «День матери»; «Папа все может»; «Колядки», (с переодеванием, пением колядок, гулянием и угощением); «Масленица», (с катанием на лошадях, ряжеными родителями, настоящим самоваром с сапогом, блинами, кашей, народными играми и гуляниями); «Рождественские сказки», (артисты - родители воспитанников и ученики Воскресной школы при Храме Казанской Божией Матери п. Томаровка»). Чтим и соблюдаем традиции нашего народа – Крещение с купанием в купели семей, приход Батюшки в ДОУ с чтением и освящением воды, освящение этой водой ребятишек, педагогов и групп). Возрождаем традиции казачества выступление группы «Казачат» в «День защитника Отечества», «Посвящение в юные друзья кадетов».

В результате многолетней работы сложилась система мероприятий по расширению поля позитивного общения взрослых и детей в таких формах взаимодействия: совместная познавательная, трудовая, досуговая деятельности, совместные традиции. Наши воспитанники и их родители становятся активными участниками образовательного процесса; совместные мероприятия сплачивают семью, духовно обогащают. Воспитанники группы и их семьи традиционно становятся победителями районных и всероссийских конкурсов.

Детство – это каждодневное открытие мира. Вся наша работа и направлена на это открытие. Мы делаем так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Родины. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Мы воспитываем гордость к своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой нашей области, воспитываем уважение и любовь к ней. Мы планируем и дальше продолжать работу в том же направлении – в условиях ФГОС укреплять взаимодействие светской и церковной систем духовно-нравственного воспитания детей и их родителей; возрождать духовность в растущем поколении, восстанавливать в общественном сознании семейных ценностей и патриотизма.

Литература:

1. Арнаутова, Е.П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. Москва: Педагогика, 2001.- 200 с.

2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханева. - Москва: Просвещение, 2004.- 180 с.

3. Чиркова, С.В. Родительские собрания в детском саду / С.В. Чиркова. - Москва: ВАКО, 2008. - 336 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.