Проектная деятельность в профориентационной работе школьного биологического образования
Автор: Федосова Елена Николаевна
учитель химии и биологии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Кемеровская область- Кузбасс, город Новокузнецк
Тема: Проектная деятельность в профориентационной работе школьного биологического образования
Тезис
На современном этапе развития образовательной системы в Российской Федерации, предусматривающей профилизацию старшей ступени общего образования, востребована и является педагогически ценной та методика преподавания, которая направленна на активность учителя и ученика. В современном мире, когда ежегодно появляется всё больше и больше новых профессий, рынку труда требуются конкурентоспособные, компетентные специалисты.[3]
Каждый ученик рано или поздно встаёт перед проблемой выбора будущей профессии. Эта проблема оказывается достаточно сложно решаемой, так как активная позиция в этом плане у многих ещё не сформирована. Для учащихся вопросы профориентации значимы, знакомы, но с какой стороны подойти к осознанному их решению, далеко не все себе представляют. Поэтому важна помощь взрослых на этапе формирования готовности к профессиональному самоопределению.
Цель - помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении, информировать школьников о разнообразии мира профессий, об их связи с науками и предметами, изучаемыми в школе, разъяснять специфику и особенности профессиональной деятельности.
Задачи - дать возможность учащимся освоить практические навыки планирования, развивать способность видеть позитивную перспективу своей будущей жизни, оказывать старшеклассникам эмоциональную поддержку. Это поможет выпускникам сделать самостоятельный и сознательный выбор.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня в школах профориентационная работа представлена в основном экскурсиями на различные предприятия и беседами со специалистами разных профессий. Этот путь не очень эффективен, вероятно, потому, что учащиеся знакомятся с новыми профессиями пассивно, не прилагая особых усилий. Необходимо выводить профориентационную работу учителя на новый уровень, искать наиболее эффективные методы подготовки старшеклассников к будущей профессиональной деятельности. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, обеспечивающему индивидуализацию профильного обучения. В этой связи особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности.
Данная разработка представлена в виде мастер – класса.
Проект (лат.projectus – брошенный вперед) – предполагает разработку замысла, предварительный, предположительный поиск ответа на вопрос, путь решения проблемы, которой осуществляется по-разному. Метод проектов не нов в дидактике, но это теоретически. Что касается школьной практики, к сожалению, приходится констатировать его использование только в последние годы. Метод проектов возник ещё в 20-е годы ХХ столетия в США. Идеи проектной деятельности разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предполагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Иначе говоря, важно показать детям их личную заинтересованность в приобретённых знаниях, которые могут и должны им пригодиться. Содержание для такой работы необходимо взять из реальной жизни. Оно должно быть знакомо и значимо для обучаемого.
На мой взгляд, метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения – создает условия для сотрудничества в сообществе единомышленников и помогает сформировать интеллектуальные способности обучаемых. Основными достоинствами этого метода являются:
Проблемный подход, который задается альтернативностью, неоднозначностью изучаемого материала
Развитие и совершенствование исследовательских и коммуникативных умений
Систематизация знаний, проект охватывает, чаще всего, большой фактологический и теоретический материал и обладает свойством обобщения конкретного
Проект – надежный фактор мотивации, потому что наилучшим образом стимулирует учащихся к активному познанию, легко втягивает в учебный процесс
Создание ситуации успеха для каждого ученика[8]
Организация деятельности реализуется в следующих этапах работы над проектом:
Совместный поиск и темы проекта, обоснование её актуальности и выявление желания участников в её исследовании;
Коллективное обсуждение возможности реализации проекта, поиск источников для исследования;
Выделение подпроектов, формулировка их тем, установление логической взаимосвязи и взаимозависимости между ними; определение групп взаимодействия;
Самостоятельная работа участников проекта и уточнение круга задач исследования; научное руководство и консультирование учителя;
Презентация проекта, коллективное обсуждение проблемы и темы проекта, подведение итогов.
Таким образом, через проектную деятельность возможно не только получить сумму знаний, но и применить их на практике. Поэтому, метод проектов представляется нам эффективным инструментом в профориентационной деятельности учителя.
В практике своей работы я реализую проектную деятельность на уроках биологии через разнообразные формы:
Урок как таковой или практическое занятие
Внеурочную деятельность
Научно – практическую деятельность учащихся
Систему дополнительного образования (практический спецкурс, факультатив, элективные курсы)[7]
За этот период мною апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, игровых.
Результатом своей деятельности могу считать, то что у учащихся появляется: учебная мотивация, высокая работоспособность, низкая утомляемость.
Учащийся становятся: внимателен, усидчив, не отвлекается, уравновешен, спокоен, преобладает положительное эмоциональное настроение, дружелюбен, проявляет творческое отношение к общему способу решения задач, выходит за рамки изучаемого материала. Социальная сфера - активен в жизни класса и школы, положительные взаимоотношения с учителем, обладает лидерскими качествами, принят коллективом сверстников, высокая занятость во внеурочное время.
Таким образом, проект – это один из основных методов обучения, который может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Но не надо забывать, что при всех имеющихся обучающих, воспитывающих и развивающих возможностях метода проекта как средства формирования проектной деятельности учащихся, развития способности интеграции знаний при решении практических проблем он не может быть доминирующим в современном образовании. Он только дополняет существующую практику организации учебного процесса. При составлении тематического планирования по предмету, учитель сам определяет количество, тип и сроки ввода проектов в учебный процесс.
Исследовательская часть (работа в группах)
(для формирования познавательного интереса, мотивации)
Эксперименты с молоком
1. немного молока,
пищевые красители разных цветов,
кусочек мыла,
ушные палочки
столовая тарелка.
Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ушную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Опыт работает очень просто. Молоко по своей консистенции напоминает воду, но содержит жиры, минералы, витамины и другие вещества. Секрет симфонии цветов заключается в капле мыла. Дело в том, что основное свойство мыла – ликвидировать жиры. Когда мыло помещается в молоко, молекулы мыла стараются атаковать молекулы жиров, в свою очередь, молекулы жиров стараются избежать «нападения». Именно этот процесс и отражает стремительное движение цветов.[10]
Вот что у Вас должно получится:
|
|
Итак, эксперименты для детей в виде игры – одно из важнейших условий развития эрудиции и дальнейшего интереса к учебе.
2. Эксперименты с водой
Для начала проведем несложный эксперимент с водой. Чтобы сделать этот эксперимент, понадобятся:
четверть стакана подкрашенной воды,
четверть стакана подсолнечного масла
четверть стакана сиропа.
Далее предложим ребятам предположить, что произойдет, если все жидкости слить в один стакан.
В результате у детей в процессе игры формируется понятие о различной плотности жидкостей.
В итоге экспериментов должна получиться следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осядет на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.[10]
|
|
3.Чай содержит дубильную кислоту. Раствор соли железа, добавленный в слабый раствор чая, изменить его окраску чая на чёрную. Именно по этому не рекомендуется заваривать чай в металлическом чайнике!
Список рекомендуемой и используемой литературы
Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17.
Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 236
Бовтун С. Модный бизнес в колонии возможен!: [О приобщении к профессии дизайнера воспитанниц колонии] // Дитя человеческое. - 2007. - N1. - С. 11.
Божок Г. Детсадовское телевидение: если виджея не уволить, он повзрослеет и уволится сам // Труд. - 2008. - 15 июля. - С. 8.
Божок Г. Дышите после обеда: есть рядом с нами люди, которые знают, когда не стоит открывать форточку: [о профессии воздушного эколога] // Труд. - 2008. - 9 июня (N 103). - С. 8.
Иваницкая Е. Выбор будущей профессии определяют... стереотипы: к такому выводу пришли социологи, обратившиеся к старшеклассникам и выпускникам школ с вопросами об их возможной трудовой деятельности // Первое сентября. - 2008. - 15 марта . - С. 18.
Шапиро В. Д. и др. Управление проектами (Зарубежный опыт). — СПб.: «ДваТри», 1993 г. — 443 с.
Шапиро В. Д. и др. Управление проектами. — СПб.: «ДваТри», 1996 г. — 610 с.
Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. - Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. - 175 с.
Мой <a href = "http://nsportal.ru/fedosova-elena" > САЙТ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ</a>
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.[5][12]
9