Публикация на тему «Проектная деятельность в системе дополнительного образования» (5–11 класс)
Музыкант Н.А.,
заслуженный работник культуры РФ, художественный руководитель образцового детского коллектива Театр музыки и танца «Эксперимент», педагог дополнительного образования
МОАУ ДО ДЮЦ Октябрьского района г. Кирова
Чертищева М.А.,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, методист
МОАУ ДО ДЮЦ Октябрьского района г. Кирова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, креативность, готовность выбирать свою дальнейшую траекторию развития, ответственность. Система дополнительного образования способствует формированию и развитию таких качеств и является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения молодых людей [4, 64].
Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие, использование новых технологий, направленных на культурно-нравственное становление личности в современном обществе [3]. Проектная деятельность в системе дополнительного образования является одним из современных, комплексных и продуктивных процессов для развития личности воспитанников.
Под «проектом» в педагогике понимают совокупность мероприятий, которые объединены одной программой, или целенаправленную деятельность по созданию какой – либо системы, объекта [1, 223].
Проект – это творческая деятельность. Проектирование, как отмечает Н.П. Сибирская, является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании [2, 10].
Ряд образовательных проектов позволяют в МОАУ ДО ДЮЦ Октябрьского района г. Кирова организовывать учебную деятельность в инновационном режиме, внедрять современные технологии в образовательный процесс.
Проект «И снова зеркала нам отражают время» реализуется в МОАУ ДО ДЮЦ Октябрьского района г. Кирова с 2012 года. Участниками мероприятий, заложенных в проект стали более 1000 учащихся общеобразовательных организаций города,
в том числе воспитанники учреждений дополнительного образования и учреждений культуры.
Проект ориентирован на изучение культурного, исторического наследия России через качественную организацию досуга, развитие творческих способностей, сохранение исторических ценностей. В проекте участвуют дети и родители, что способствует укреплению семьи, культурному и нравственному ее развитию. Наш проект создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей и подростков.
Новшеством и несомненным плюсом проекта является интеграция литературы, музыки и танца в изучении эпохи XIX века, формирование духовно-нравственных качеств личности происходит через мастер-классы по бальным танцам, актёрскому мастерству, декоративно-прикладному творчеству и этикету.
Все это позволяет создать систему непрерывной работы по нравственно-эстетическому воспитанию молодежи в муниципальном образовании «Город Киров».
Цель проекта «И снова зеркала нам отражают время»: нравственно-эстетическое воспитание детей и подростков через изучение культурного, исторического наследия России с помощью интеграции литературы, музыки и танца.
Задачи проекта:
знакомство с историей балов времен Пушкина, с бальным этикетом, с красотой и многообразием бальных салонных танцев;
формирование духовно-нравственных качеств личности через мастер-классы по актёрскому мастерству, декоративно-прикладному творчеству, этикету;
развитие творческих, танцевальных, интеллектуальных способностей участников проекта;
формирование и закрепление навыков бального этикета, отработка танцевальных элементов.
Проект состоит из комплекса мероприятий:
Реализация образовательной программы "Исторический бальный танец". Данная программа предлагает изучение исторической танцевальной программы, знакомство с исторической эпохой XIX века с точки зрения норм поведения, этикета и непосредственно танцевального движения, соответствующего времени эпохи.
Рождественский бал. Практика. Танцевальная программа бала, отработка и закрепление танцев: «Полька», «Полька-тройка», «Кадриль», «Галоп», «Па-де-грас».
Профильный летний лагерь «Летние выкрутасы». Комплексная программа по изучению эпохи XIX века:
«История бального костюма»: рассказ, экскурсия в Вятский художественный музей братьев Васнецовых, конкурс рисунков «Мой первый БАЛ!»;
«Мелочи галантного века»: мастер-класс по рукоделию (украшение бальной туфельки, пошив бального ридикюля, изготовление порт-буке), выставка работ;
«Бал – это не только танцы»: этюды, «живые картины», рассказ, беседа (индивидуальная, групповая), игра, самостоятельная работа с различными источниками информации, экскурсия в Вятский художественный музей братьев Васнецовых, Перформанс;
«Этикет бала»: рассказ, беседа (индивидуальная, групповая), игра.
Пушкинский бал. Практика, выпускной бал по итогам реализации образовательной программы. Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, показ танцев: «Полька», «Полька-тройка», «Кадриль», «Галоп», «Па-де-грас», «Полонез», «Мазурка», Вальс – гавот», «Котильон», «Испанский вальс», «Менуэт».
Бал в Санкт-Петербурге "Первый выход в свет". Мастер-классы от профессионалов исторического танца. Проведение бала, экскурсионная, культурная программа.
Качественные результаты проекта:
Игровая культура балов позволяет участникам проекта освоить бальные танцы, азы светских манер и приличий. Театрализованное представление бала помогает ощутить участникам проекта стиль эпохи русской культуры XIX века. Участники проекта, зная этикет бала, историко-бытовые бальные танцы, используя модные мелочи галантного века (веер, цветы, перчатки, порт-буке, ридикюль), проживают атмосферу Пушкинской эпохи, что в свою очередь сформирует высокую культуры личности участников.
Таким образом, реализация программных мероприятий позволяет решить задачу создания условий для активной продуктивной культурно-творческой деятельности, этического и эстетического воспитания и развития личности обучающихся, формирования у него позитивных ценностных установок и поведенческих стереотипов.
Литература
Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей /Л.Г. Логинова // Менеджмент. – М.: агентство «Мегаполис», 2008.-392 с.
Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года. http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
Чайкина Ж.В. Профессиональная ориентация детей и молодежи в условиях учреждений дополнительного образования/ Ж.В. Чайкина// Человек и образование. - № 1. - 2011. – С.64-68.