12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина16

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА


"Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком" В.А.Сухомлинский

«То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня» Л.С. Выготский

Проблема воспитания подрастающего поколения в настоящее время становится не только педагогической, но и важной государственной задачей. Она обсуждается научной общественностью, государственными деятелями, интеллектуальной элитой общества.

В настоящее время в различных регионах страны отмечается значительное продвижение в деле организации социально-педагогической помощи несовершеннолетним - создание специализированной системы учреждений для детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации.

В социально – реабилитационных центрах воспитанникам предлагаются другие условия жизни, иную систему взаимоотношений и ценностные ориентиры. Дети, поступающие в социально-реабилитационные   центры, отличаются низким уровнем мотивации к учебной и трудовой деятельности, что приводит к неуспешной учебе.

Подросток – существо деятельное. Его адаптация проходит более успешно, если он с первых шагов своего пребывания в реабилитационном центре поставлен в позицию соучастника, созидателя новых условий своей жизнедеятельности, а не просто потребителя.

Одним из перспективных методов, обеспечивающий активную позицию подростков, формирующий общие умения, навыки и компетенции является метод проектной деятельности.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей [1, 3].

В современных учреждениях применение информационно-коммутационных технологий (ИКТ) на занятиях становится очень распространенным явлением. Правильное использование в работе ИКТ, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять образовательный и воспитательный процессы в новых условиях. Актуальным является использование ИКТ и проектной деятельности в реализации программ учреждения.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности. Систематическое участие ребенка в проектной деятельности вместе с педагогами и воспитанниками центра дает ему опыт участия в позитивно-преобразующей деятельности, налаживании взаимоотношений в коллективе, формировании навыков трудового общения и отношений взаимопомощи и ответственности.

Разработка проекта начинается с определения актуальной проблемы, выявления предпочтения воспитанников к различным видам деятельности. Составляется карта проекта, фиксируются в доступной форме для детей этапы проекта, организуется соответствующая предметно-пространственная среда. По ходу реализации проекта дети вносят свои предложения, тем самым они становятся подлинными субъектами образовательной деятельности, реализуя право на саморазвитие. Важный является и конечный результат, его публичное представление.

В учреждении разрабатываются и внедряются проекты разного вида и направления.

Исследовательские проекты - проводят эксперименты, изучают какую-либо сферу, а потом оформляют полученные результаты в виде стенгазет, буклетов или компьютерных презентаций.
Игровые проекты - в виде игр и представлений, где, играя роли каких-либо героев, ученики предлагают своё решение изучаемых задач.
Информационные проекты - собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты, альманаха.
Творческие проекты - огромный простор для фантазии: проект может быть исполнен в виде внеклассного занятия, акции по охране окружающей среды, видеофильма и многого другого
[3].

Проекты – достаточно объемны, требуется 1-6 месяцев для их завершения, ими можно заниматься и в свободное время.

Выбор тематики проектов в одних случаях определяется педагогом, его профессиональными интересами, в других - может быть предложена и самими воспитанниками, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие [2, 69].

Самый важный проект учреждения «Театр и мы»- это знакомство с искусством, с профессиями театра. Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью. помогает осознать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, проявить свою индивидуальность. В результате работы проекта появились электронные игры «Назови, не ошибись», «Найди профессию театра» (созданные в программе «Power Point»), ролики театральных постановок, которые занимают призовые места в творческих конкурсах.

Опыт показал, что чрезвычайно высок реабилитационный потенциал проектной деятельности, связанной с живой природой. Мероприятия проекта «Лесная сказка» являются не только экологическими, но и решают общеукрепляющие и психотерапевтические задачи; способствует формированию трудовых и поведенческих навыков, обогащает эмоциональный опыт и развивает альтруистические наклонности и нравственное сознание детей.

Систематическое участие в труде вместе со сверстниками и взрослыми дает воспитанникам бесценный позитивный социальный опыт созидательной, преобразующей деятельности, помогает ребенку установить контакты с другими детьми, формирует навыки делового общения. Вместе со специалистами воспитанники проектировали нестандартные цветники, сеяли газонную траву, изучали особенности посадки и ухода за цветами. Каждый участник проекта без затруднений отличит семена вербены и цинерарии.

 При реализации проектов учитывается и эстетическая и эмоциональная стороны трудовой деятельности. Воспитанники стремятся не только к количественным показателям, но и к качеству выполняемой работы, все участники проекта должны ощущать красоту труда, его эстетическую сторону. Эмоции, которые вызывают результаты (продукты) проектов создают положительный эмоциональный заряд, без которого невозможна положительная социальная реабилитация. Работая над проектом «Русская печь» воспитанники собрали много информации и создали виртуальную экскурсию и реалистичный макет русской печки.

В процессе реализации мини-проекта «Кто работает на телевидение?» участники погрузились в произведения великого русского поэта А. С. Пушкина для создания иллюстраций. Узнали тонкости работы специалиста по видеомонтажу и  озвучиванию,  работая в программе  «Киностудия Windows Live». Продуктом проекта стал видеоролик «У Лукоморья» по прологу к поэме «Руслан и Людмила», победивший в онлайн-конкурсе «Читаем Пушкина в XXI веке ».

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Список использованной литературы

1.Полат, Е.С., Бухаркина,М.Ю. Современные педагогические технологии/ Е. С. Полат, М.Ю. Бухаркина.– М.: Издательский центр «Академия», 2010.– 37 с.

2.https://prirodaimy.ru/data/documents/polat_e_s_red_novye_pedagogicheskie_i_informatsionnye_tekhno.pdf

3.http://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.