Развитие познавательной деятельности у детей-инвалидов 5-7 лет в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра
Развитие познавательной деятельности у детей-инвалидов 5-7 лет в работе педагога-психолога социально-реабилитационного центра
Вуколова Елена Николаевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории
Государственно казенное учреждение социального обслуживания Владимирской области «Ковровский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Владимирская область, г. Ковров
В истории отечественной психологической науки вопрос развития познавательных способностей человека рассматривался в трудах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Л. А. Венгера и других советских исследователей в рамках теории способностей, развивающихся в процессе той деятельности, для усвоения и реализации которой они необходимы.
С. Л. Рубинштейн высказывал предположение, что «ядром» общих интеллектуальных способностей является качество процессов анализа, синтеза и генерализации.
В рамках советской психологической школы мышление понималось как процесс и как деятельность в его основных функциональных (причинно-следственных) зависимостях и определяющих факторах.
Процесс мышления в рамках данного подхода рассматривался как анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом, а затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них.
Н. А. Менчинская, З. И. Калмыкова и их последователи выделили «обучаемость» как общую умственную способность к усвоению знаний, стержень которой составляет обобщенность мыслительной деятельности, ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в материале.
Я. А. Пономарев прямо ставил перед собой задачу отыскать явление, в котором общая интеллектуальная способность выступала бы не завуалированной содержанием знаний. В качестве такого явления им была выделена возможность человека действовать в уме (внутренний план действия).
Не меньший интерес у ученых вызывал вопрос развития интеллектуальной деятельности у детей с нарушениями развития. Исследователями было выяснено, что познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи. У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью не развита познавательная активность, слабая ориентировочная деятельность — это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга.
Многие учёные (М. Г. Блюмин, С. Я. Рубинштейн и др.), занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость, отсутствие инициативы.
Мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека как основы психического развития.
Наиболее характерной особенностью мышления детей дошкольного возраста является дивергенция, т.е. расхождение двух взаимопереплетённых и взаимообуславливающих сторон отражения действительности – чувственного и логического. Это приводит к тому, что у них часто можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения.
Выделяют наглядно-образное и теоретическое, или отвлечённое (абстрактное), мышление. Развитие мышления предполагает развитие способностей к осуществлению отдельных мыслительных операций, из которых оно состоит.
Отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и ранней помощи осуществляет комплексную реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и их семей с целью обеспечения их максимально полной и своевременной адаптации к жизни в обществе.
Цель деятельности педагога-психолога в условиях отделения реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи – психологическое сопровождение реабилитационного процесса, заключающееся в содействии эффективной адаптации и социальной интеграции детей и подростков с инвалидностью.
Одной из задач деятельности педагога-психолога является содействие интеллектуальному и личностному развитию детей с учетом их психофизических возможностей. На основе опыта работы, педагогом-психологом в рамках программно-целевого подхода выработана система мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и преодоление интеллектуальных нарушений у детей-инвалидов.
Анализ результатов диагностики познавательного развития детей, обслуживающихся в отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями и ранней помощи, показывает, что у большинства из них отмечается бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи. Наличие данных особенностей лишает детей той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
Учитывая вышеперечисленное, возникла необходимость создания такой системы развития и коррекции познавательной сферы детей с инвалидностью, которая охватывала бы развитие всех мыслительных операций и форм мышления детей-инвалидов в их взаимосвязи.
С учетом накопленного опыта психологической коррекции мыслительной деятельности у детей с различными нарушениями развития, в рамках проекта «В мир знаний – вместе!» (межрайонный опорно-экпериментальный центр по формированию у детей-инвалидов 5-7лет готовности к обучению в школе), поддержанного Фондом поддержки детей в трудной жизненной ситуации в 2013-2014гг., был разработан и апробирован цикл занятий «Узнай-ка», направленный на формирование интеллектуальной и мотивационной готовности детей-инвалидов 5-7 лет к обучению в школе.
Целью проекта «В мир знаний – вместе!» являлась комплексная подготовка детей-инвалидов 5-7 лет к обучению в школе с использованием компьютерных технологий, индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека», программы развития познавательного интереса у детей через книги «Книга, которая помогает жить».
Для достижения поставленной цели необходимо было создать систему многосторонней, комплексной, регулярной помощи целевой группе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в подготовке к обучению, учитывая индивидуальные особенности и уровень развития каждого ребенка.
Поскольку целевая группа проекта включала 46 детей-инвалидов 5-7 лет, имеющих самый различных уровень развития интеллектуальной сферы, необходим был такой инструмент психологической коррекции, который мог быть применим для детей с различным уровнем овладения мыслительными операциями.
Для организации эффективной помощи детям-инвалидам дошкольного возраста в подготовке к обучению необходимо было учитывать 3 фактора: наличие у детей различных видов нарушений в здоровье, использование индивидуального подхода в процессе занятий, стремление к существующим образовательным стандартам современной школы.
Цикл занятий «Узнай-ка» включил 64 занятия, последовательно охватывавших формирование и совершенствование основных мыслительных операций у детей. При этом занятия данного цикла включили в себя не только задания на развитие мышления, но и были направлены на развитие всех когнитивных процессов. Все занятия цикла были оформлены в виде рабочей тетради.
С детьми целевой группы была проведена первичная (до проведения цикла занятий) и контрольная психолого-педагогическая диагностика по определению уровня развития детей и готовности к школьному обучению.
Для оценки готовности детей целевой группы к обучению были использованы методики:
тест диагностики психологических предпосылок готовности к школе детей 4-5 лет (Е.М. Борисова, Т.Д. Абдурасулова);
тест «Готовность к школе» методика Ясюковой Л.А.;
диагностика мотивационной готовности к школьному обучению М. Р. Гинзбург;
методика изучения социальной зрелости детей, поступающих в первый класс, по тестовой беседе С.А. Банкова.
Построение системы занятий основывалось на последовательном усложнении материала, разнообразии познавательных заданий с целью задействования всех перцептивных процессов для всестороннего развития познавательной сферы.
В соответствии со сроками реализации проекта, планировалось проведение с каждым ребенком не менее 3 месячных курсов реабилитации, в ходе которых оказывалось возможным проведение, в среднем, от 16 до 24 занятий с каждым ребенком из данного цикла.
Поскольку целевая группа характеризовалась крайней неоднородностью, цикл занятий был составлен таким образом, чтобы по результатам первичной психодиагностики можно было начинать проводить занятия с конкретным ребенком с той его части, которая соответствовала уровню его актуального развития. Таким образом достигалась индивидуализация процесса психологической коррекции и появлялась возможность сосредоточиться на тех трудностях развития мышления, которые были присущи конкретному ребенку.
В каждое занятие были включены задания на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, мелкой моторики (графических способностей). Также каждое занятие включало в себя дидактическую игру или компьютерное упражнение.
В ходе занятий применялись задания на развитие различных свойств и видов внимания: зрительного («Выбери нужный/лишний предмет/картинку», «Найди отличия», «Найди одинаковые/пару», «Пройди лабиринт», «Перенеси предмет на нужное место», «Расставь значки/точки/цифры по образцу/порядку»), слухового («Выбери нужное/лишнее слово/действие», кинезиологические упражнения).
Использовались упражнения на развитие различных видов памяти: зрительной («Запомни предметы/картинки/значки к картинкам», «Что изменилось?», «Запомни и нарисуй/выложи так же»), слуховой («Запомни слова/каскад слов/слоги/слова к картинкам», «Запомни пары слов с логической связью/ без логической связи»).
В заданиях на развитие мышления осуществлялся дифференциальный подход: содействие перехода от предметно-практического мышления к развитию наглядно-образного мышления у детей с выраженными нарушениями интеллектуальной деятельности, совершенствование предпосылок произвольности словесно-логического мышления у детей, развивающихся в рамках возрастной нормы.
Использовались задания на развитие различных видов мышления, последовательное освоение и совершенствование различных мыслительных операций:
анализа-синтеза («Сложи картинку»);
сравнения («Разложи по порядку», «Назови одним словом»);
абстракции («Покажи где?..»);
обобщения («Разложи на группы», «Найди лишний»);
конкретизации («Найди лишнюю картинку в группе»;
форм мышления: понятия, суждения, умозаключения:
нахождение логической связи («Найди ошибку» / «Чего не хватает?», «Реши логическую задачу»);
установления противоположностей («Найди противоположности»);
установления последовательности событий («Что сначала, что потом?»);
установления причинно-следственной связи («Что из чего?»);
установления закономерности в последовательности («Нарисуй следующий фрагмент», «Продолжи ряд»);
установления визуальной/словесной аналогии («Выбери/нарисуй недостающий рисунок»);
сериации («Продолжи бусы/узор»);
систематизации («Подбери/нарисуй нужную картинку/нужный фрагмент»).
Были подобраны задания на развитие восприятия: зрительного («Покажи, где?..», «Подбери фигуру к предмету», «Чей контур?», «Чья тень?», «Найди спрятанный предмет/предметы», «Найди нужный фрагмент/фрагменты»), слухового («Повтори ритмический рисунок»).
Также были подобраны задания на развитие мелкой моторики («Построй цветную дорожку», «Доска Сегена», «Паззлы», «Детские кубики», «Мозаика», графических навыков («Проведи линию посередине дорожки», «Соедини точки по порядку», «Нарисуй по образцу», «Обведи по контуру», «Заштрихуй по образцу», «Нарисуй по образцу», «Нарисуй по клеточкам», «Нарисуй вторую половинку»).
Включение в цикл занятий заданий на развитие всех когнитивных процессов способствовало всестороннему и комплексному развитию познавательной сферы детей-инвалидов 5-7 лет при подготовки их к обучению в школе.
В ходе реализации проекта были получены следующие результаты:
По результатам входящей диагностики детей целевой группы средний уровень интеллектуальной готовности к обучению наблюдался у 42% детей целевой группы, ниже среднего, низкий уровень - у 58% детей.
Среди детей, прошедших контрольную диагностику у 46% детей отмечен высокий уровень готовности к школьному обучению, средний уровень интеллектуальной, готовности к обучению наблюдается у 27% детей целевой группы, ниже среднего, низкий уровень – также у 27% детей. Повышение уровня интеллектуальной готовности констатировано у 53% детей.
По результатам входящей диагностики, средний уровень мотивационной готовности к обучению наблюдался у 50% детей целевой группы, низкий – также у 50% детей.
У детей, прошедших контрольную диагностику высокий уровень мотивационной готовности к обучению показали 66% детей, прошедших обследование, средний уровень мотивационной готовности к обучению наблюдался у 33% детей обследованной группы. Таким образом, повышение уровня мотивационной готовности констатировано у 93%детей.
Полученные данные свидетельствует о том, что в начале реализации проекта около половины детей целевой группы характеризовались частичной интеллектуальной и мотивационной готовностью к обучению в школе, остальные имели низкий уровень готовности.
В результате участия в мероприятиях проекта у 46 детей целевой группы повысился уровень готовности к школьному обучению. Анализ результатов входящей и итоговой диагностики детей говорит о повышении уровня интеллектуальной готовности к обучению у 60% из 48 детей целевой группы, повышение мотивационной готовности диагностировано у 44 обследованных детей (92%).
Можно сказать, что по результатам контрольной диагностики, проведение с детьми целевой группы занятий цикла «Узнай-ка», направленного на формирование интеллектуальной и мотивационной готовности детей-инвалидов 5-7 лет к обучению в школе, способствовало развитию у них познавательных способностей, эффективной их подготовке к школьному обучению.
Также, по результатам пролонгированного анализа, 80% детей целевой группы были зачислены для обучения в первый класс общеобразовательных учреждений и успешно адаптировались к школьному обучению, что также может считаться фактором, свидетельствующим о результативности занятий по развитию познавательных способностей детей-инвалидов 5-7 лет через цикл занятий «Узнайка!».
Опыт, полученный в результате реализации проекта «В мир знаний – вместе!», был применен при реализации мероприятий по подготовке к обучению в рамках программы «Мир один на всех» в 2015-2017гг., а в 2018г. был трансформирован в создание и реализацию Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе.
В рамках данной программы изменилась ее направленность: программа нацелена на расширение образовательных возможностей этой категории детей, изменился принцип зачисления детей в целевую группу, с учетом готовности семей с ребенком-инвалидом к долговременному непрерывному участию в освоении мероприятий программы, и раздел занятий по развитию познавательной и мотивационной готовности включил в себя 30 занятий, обязательных для прохождения каждым ребенком, зачисленным в программу.
Занятия были построены с учетом принципов, использованных при составлении занятий, проведенных с детьми в рамках реализации проекта: комплексность, включение заданий на развитие всех психических процессов, последовательность, постепенность усложнения материала, возможность гибко изменять содержание конкретного занятия в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, оформление рабочей тетради для каждого ребенка.
Существенными отличиями программы «Успешный старт» стали:
возможность для детей освоить предпосылки универсальных учебных действий (научиться работать по образцу и следовать заданному правилу, уметь применять правило на аналогичном задании);
возможность сформировать навыки социальной компетентности в естественной для его возраста игровой деятельности;
использование в каждом занятии развивающих компьютерных игр комплексов с видеобиоуправлением, программно-дидактических комплексов, установленных на интерактивном сенсорном столе, направленных на отработку мыслительных навыков и закрепление полученных знаний в привлекательной для ребенка форме компьютерных игр.
На данный момент в программе приняло участи 10 детей с инвалидностью 5-7 лет, им было оказано 480 социально-психологических услуг.
С 5 детьми мероприятия программы реализованы полностью, что позволяет оценить ее эффективность.
Для диагностики динамики уровня познавательных способностей были использованы следующие психодиагностические методики:
Для оценки уровня интеллектуальной готовности детей были выбраны 2 методики исследования уровня познавательного развития дошкольников: «Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста» (авторы Е.М. Борисова, П.Д. Абдурасулова) для детей 5 лет; и тест «Готовность к школе». Методика Ясюковой Л.А. для детей 6-7 лет.
Отличительной характеристикой данной пары тестов является возможность преемственного их использования при работе с ребенком старшего дошкольного и преддошкольного возраста. Данная преемственность достигается за счет корреляции субтестов методик и позволяет отследить развитие отдельных мыслительных операций в динамике.
Методика исследования уровня интеллектуальной готовности четко структурирована по этапам работы и имеет 10 основных тесно взаимосвязанных разделов. Каждый раздел исследует и оценивает определенный психический процесс или тип мышления.
Для диагностики мотивационной готовности к школьному обучению использовалась методика исследования мотивационной готовности детей, поступающих в школу М. Р. Гинзбурга. Методика исследования мотивационной готовности детей, поступающих в школу, предполагает выбор близких для ребенка мотивов обучения через прямой выбор карточек с сюжетными картинками, каждая из которых символизирует определенный мотив к обучению в школе.
Количественные результаты отражены в протоколах обследования детей в виде таблиц с приложением познавательных и мотивационных профилей, что позволяет проанализировать динамику выбранных видов готовности к обучению каждого ребенка и группы в целом. Качественный анализ данных осуществляется через отслеживание динамики уровня развития отдельных познавательных процессов каждого ребенка в ходе реализации программы.
При оценке результатов были получены следующие данные:
Уровень познавательной готовности детей, участвовавших в программе «Успешный старт»
Фамилия, имя ребенка | Начальная диагностика | Промежуточная диагностика | Контрольная диагностика |
Владислав А. | в.с. | в.с. | выс. |
Егор Д. | ср. | ср. | в.с. |
Анастасия А. | ср. | в.с. | выс. |
Михаил С. | выс. | в.с. | выс. |
Никита Ф. | в.с. | ср. | в.с. |
По итогам участия в программе, обобщенный уровень познавательной готовности группы детей поднялся со среднего до выше среднего.
По результатам участия в программе, при оценке результатов психодиагностики наблюдается повышение уровня сформированности отдельных психических процессов.
Обобщенные качественные показатели уровня сформированности познавательной готовности к обучению у детей, принявших участие в программе «Успешный старт»
Характеристика | Уровень развития | ||
Исходный | Промежуточный | Итоговый | |
Речевое развитие | ср. | ср. | ср. |
Понятийное интуитивное мышление | ср. | ср. | в.с. |
Понятийное логическое мышление | в.с | в.с. | в.с. |
Понятийное речевое мышление | ср. | ср. | в.с. |
Понятийное образное мышление | ср. | ср. | в.с. |
Абстрактное мышление | ср. | н.с. | ср. |
Объем оперативной памяти | ср. | ср. | ср. |
Скорость переработки информации | н.с. | н.с. | ср. |
Зрительно-моторная координация | н.с. | ср. | в.с. |
Внимательность | ср. | ср. | в.с. |
Общий уровень | ср. | ср. | в.с. |
Динамика общего уровня познавательной готовности группы
Уровень | Цифровое обозначение |
Высокий | 5 |
Выше среднего | 4 |
Средний | 3 |
Ниже среднего | 2 |
Низкий | 1 |
Диагностика уровня познавательной готовности детей в процентном отношении по итогам реализации программы:
Высокий уровень диагностирован у 3 детей (60%) против 1 (20%) в начале реализации программы. Прирост составил 40%.
Уровень выше среднего диагностирован у 2 детей (40%) против 2 (40%)детей в начале реализации программы, связано с повышением уровня готовности у 2 детей уровня познавательной готовности до высокого и повышения у двоих детей уровня познавательной готовности со среднего уровня до выше среднего.
Средний – 0 детей (0%) против 2 (40%) детей в начале реализации программы. Прирост составил –40%, связано с повышением уровня познавательной готовности данных детей до выше среднего.
Анализ диагностики мотивационной готовности к школьному обучению в процесс реализации программы показал следующие результаты:
Результаты диагностики исследования мотивационной готовности детей целевой группы
Фамилия, имя ребенка | Начальная диагностика | Промежуточная диагностика | Контрольная диагностика |
Владислав А. | в.с. | в.с. | выс. |
Егор Д. | в.с. | в.с. | выс. |
Анастасия А. | в.с. | в.с. | выс. |
Михаил С. | в.с. | в.с. | выс. |
Никита Ф. | в.с. | выс. | выс. |
Динамика общего уровня мотивационной готовности группы
Уровень | Цифровое обозначение |
Высокий | 5 |
Выше среднего | 4 |
Средний | 3 |
Ниже среднего | 2 |
Низкий | 1 |
Диагностика уровня мотивационной готовности детей в процентном отношении по итогам реализации программы:
Высокий уровень диагностирован у 5 детей (60%) против 0 (0%) в начале реализации программы. Прирост составил 100%.
Качественный анализ психологической коррекции уровня познавательной готовности к обучению
100% детей владеют навыками работы с массивом символов (умение работать в пределах строки, текста, выделять определенные символы, выполняя задание).
У 100% детей достаточный объем оперативной памяти.
У всех детей сформированы навыки классификации и обобщения предметных картинок и понятий по категориям.
Все дети могут выделять существенные признаки предметов и объектов, находить логическую связь между предметами и явлениями, переносить связь в задании методом аналогии, выполнять задания на нахождение причинно-следственной связи, закономерности в последовательности, сериацию, систематизацию объектов и понятий.
У всех детей повысилось умение ориентировать на плоскости и в пространстве.
У всех детей повысился уровень развития графо-моторных навыков.
У всех детей пополнился и обогатился словарь.
У одного ребенка общий показатель уровня познавательной готовности к обучению снизился по результатам промежуточной диагностики с высокого до выше среднего. Это связано индивидуальными особенностями ребенка (нейросенсорная тугоухость) и необходимостью осваивать и выполнять сложные для ребенка (ввиду диагноза) задания на развитие словесно-логического мышления. Для развития умения выполнять данные задания детям данной группы диагнозов требуется больше времени, чем детям с сохранным слухом. К моменту итоговой диагностики диагностирован высокий уровень познавательной готовности у данного ребенка.
У всех детей улучшилась усидчивость.
Все дети поступили на обучение в общеобразовательные школы, 4 детей зачислены в обычные классы, 1 ребенок зачислен в класс СКК.
Количество поступивших детей | Количество на конец года | Количество выпущенных детей | Рекомендовано направить | ||||
Со значительным улучшением | С улучшением | Без улучшения | В массовую школу | В специализированную школу | |||
5 | 5 | 2 | 3 | 0 | 5 | 0 |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Количественный и качественный анализ результатов психологической коррекции показал следующую динамику уровня познавательной и мотивационной готовности каждого ребенка к обучению в школе:
у 40% (2 детей) положительная динамика;
у 60% (3 детей) относительно положительная динамика;
Детей с незначительной или отрицательной динамикой не выявлено.
Динамика уровня познавательной, мотивационной и социальной детей
Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе.
Список литературы:
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002
Е.М. Борисова, П.Д. Абдурасулова «Диагностика психического развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-5 лет)», Москва, Обнинск, 1998г.
Е.Т. Лильин Современные технологии реабилитации в педиатрии.: М.: Издательство «ОДИ International», 2000
Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгер. - М., 1988.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 224 с.
Урунтаева Г.А.. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой Владос, 1995. — 291 с.
Фадеева, Е. В. Развитие познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями через сенсомоторную деятельность / Е. В. Фадеева, Л. В. Козлова, О. В. Заяц, И. А. Любащенко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 41 (175). — С. 171-173.
Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе (часть 1): методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. – издание 2-е. – СПб: ИМАТОН, 2012 – 208с.