12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Арнгольд Галина Анатольевна57
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Россия, Рязанская обл., Рязань
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
11

Проектная задача «Роль имени прилагательного. Картотека выразительных слов»

Проектная задача

«Роль имени прилагательного. Картотека выразительных слов»

Арнгольд Г.А.,

учитель начальных классов

МАОУ «Школа №69 «Центр развития образования»


1. Паспорт проектной задачи.

Предмет

Русский язык

Класс

3

Вид задачи

Предметная проектная

Цели и педагогические задачи

1. Обучение младших школьников совместному решению задач.

2. Повторить и обобщить знания учащихся по изученной теме, совершенствовать умение определять морфологические признаки имен прилагательных.

3. Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.

4. Формирование коммуникативных компетентностей.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Русский язык

Учащиеся на данном этапе закрепляют полученные знания.

Общеучебные умения - работа в малой группе (коммуникативная компетентность):

Планируемый педагогический результат

-Каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала.

-Часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях.

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы: оценивается:

-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

-умение действовать согласно инструкции.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путём экспертного наблюдения и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

2. Замысел проектной задачи

Создаются группы по 4-5 человек и выполняют задания. Итогом совместной работы группы является свой «продукт». Продолжительность проектной задачи – 45 минут.


3. Содержание проектной задачи.

Наш урок пройдет в форме творческого проекта.

Вам нужно ответить на вопрос "Нужны ли имена прилагательные в речи или без них можно обойтись"? 

Предлагаю вам создать проект под названием «Картотека выразительных слов», а продуктом вашего проекта будет составленная вами картотека, которая поможет вам в написании творческих работ.

Проект будет состоять из 4 пунктов.
1. Общее значение имени прилагательного. 
2. Роль прилагательных в речи.
3. Работа над картотекой.
4. Творческое задание. 

Для этого мы разделимся на 5 групп. Каждая группа будет работать по своему маршрутному листу, а затем представит результат.


1 задание.
1. Найдите правильное утверждение.
а) Имя прилагательное - это часть слова.
б) Имя прилагательное - это часть речи.

2. Что обозначают имена прилагательные? 
а) Действие предмета б) Предмет  в) Признак предмета
3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

а) Какая? в) Какой?  д) Что делать? ж) Какая? и) Что?

б) Кто? г) Какой? е) Какое? з) Какой? к) Какие?
4. Как изменяются имена прилагательные? 
а) Изменяются только по родам

б) Изменяются по числам и родам 
в) Изменяются только по числам
5. С какой частью речи связаны имена прилагательные?

а) С именами существительными 
б) С глаголом
 
6. Каким членом предложения является имя прилагательное?

а) Дополнением  б) Определением  в) Обстоятельством 


2 задание. Роль прилагательных в речи.
Прочитайте 2 варианта текста.
1. Наступила весна. Погода стоит. Лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась травка. Появились подснежники. На деревьях набухли почки. В лесу запахло соком. Птицы поют свои песни. Все рады весне!

2. Наступила ранняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На деревьях набухли душистые почки. В лесу запахло березовым соком. Птицы поют свои веселые песни. Все рады весне!


Ответьте на вопросы.

- Какой текст вам больше понравился. Почему? 
- За счет какой части речи получился красивый текст?

- Какова роль прилагательных в речи?

Сделайте вывод.
Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы ….


3 задание. Работа над картотекой.

1. Выберите только те прилагательные, которые относятся к теме «Весна».

Снежная, осенняя, белые, легкие, холодная, мрачное, теплое, яркое, морозная, плакучая, сочные, тусклые, прекрасная, чудесная, долгая, золотая, тоскливая, зимний, быстрый, звонкий, снежная, опавшие, печальная, летний.


2. Используя словари, соберите информацию про эти слова, следуя плану.

План работы над картотекой.
1. Лексическое значение слова 
2. Однокоренные слова.
3. Словосочетания.
4. Синонимы.
5. Антонимы.


4 задание. Творческое задание.
Выберите 1 задание любого уровня.

1 уровень.
Прочитайте. Вставьте вместо пропусков подходящие имена прилагательные. 
______________ весна.
Хороша ______________ весна в лесу! Ярко светит ______________ солнце. __________ облака украшают __________небо. Зазвенела ___________ капель. С пригорков побежали ____________ ручейки. Смолой запахли __________почки. Появилась _____________травка. Выглянул ____________подснежник. Лес становится ___________и _______________весной!

Слова для справок: голубенький, молодая, говорливый, голубое, веселая, душистые, ранняя, весеннее, легкие, ярким, красочным

2 уровень.
Составьте предложения выбрав опорные слова.
Белые, легкие. Быстрый, говорливый. Чудесная, прекрасная. Яркое, теплое.

3 уровень.
Составьте и запишите мини-сочинение, состоящее из 4-5 предложений о весне.


5 задание. Защита проекта.

В начале урока мы поставили перед собой проблему: "Нужны ли имена прилагательные в речи или без них можно обойтись?" Какой вывод вы сделали? Вы создали творческий проект. И в каждой группе получилась интересная работа. Мы готовы выслушать вас.


Рефлексия.

Об имени прилагательном писал лингвист Владимир Владимирович Виноградов: «Прилагательное – это самая образная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

Предлагаю каждой группе назвать одно прилагательное, характеризующее наш урок.



Приложение 1

Маршрутный лист _________ группы.

1 задание.
1. Найдите правильное утверждение.
а) Имя прилагательное - это часть слова
б) Имя прилагательное - это часть речи

2. Что обозначают имена прилагательные? 
а) Действие предмета б) Предмет  в) Признак предмета
3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

а) Какая? в) Какой?  д) Что делать? ж) Какая? и) Что?

б) Кто? г) Какой? е) Какое? з) Какой? к) Какие?
4. Как изменяются имена прилагательные? 
а) Изменяются только по родам

б) Изменяются по числам и родам 
в) Изменяются только по числам
5. С какой частью речи связаны имена прилагательные?

а) С именами существительными 
б) С глаголом
 
6. Каким членом предложения является имя прилагательное?

а) Дополнением  б) Определением  в) Обстоятельством 


Приложение 2

Маршрутный лист _________ группы.

2 задание. Роль прилагательных в речи.
Прочитайте 2 варианта текста.
1. Наступила весна. Погода стоит. Лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась травка. Появились подснежники. На деревьях набухли почки. В лесу запахло соком. Птицы поют свои песни. Все рады весне!

2. Наступила ранняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На деревьях набухли душистые почки. В лесу запахло березовым соком. Птицы поют свои веселые песни. Все рады весне!

Ответьте на вопросы.

- Какой текст вам больше понравился. _________

- Почему? _____________________________________________________________
- За счет какой части речи получился красивый текст? _______________________

- Какова роль прилагательных в речи? _____________________________________

______________________________________________________________________

Приложение 3

Маршрутный лист _________ группы.

3 задание. Работа над картотекой.

1. Выберите только те прилагательные, которые относятся к теме «Весна».

Снежная, осенняя, белые, легкие, холодная, мрачное, теплое, яркое, морозная, плакучая, сочные, тусклые, прекрасная, чудесная, долгая, золотая, тоскливая, зимний, быстрый, звонкий, снежная, опавшие, печальная, летний.

2. Используя словари, соберите информацию про эти слова, следуя плану.

План работы над картотекой.

Слово ______________________
1. Лексическое значение слова ____________________________________________
2. Однокоренные слова. _________________________________________________
3. Словосочетания.______________________________________________________
4. Синонимы.___________________________________________________________
5. Антонимы.___________________________________________________________


Слово ______________________

1. Лексическое значение слова ____________________________________________
2. Однокоренные слова. _________________________________________________
3. Словосочетания.______________________________________________________
4. Синонимы.___________________________________________________________
5. Антонимы.___________________________________________________________


Слово ______________________

1. Лексическое значение слова ____________________________________________
2. Однокоренные слова. _________________________________________________
3. Словосочетания.______________________________________________________
4. Синонимы.___________________________________________________________
5. Антонимы.___________________________________________________________


Приложение 4

Маршрутный лист _________ группы.

4 задание. Творческое задание.
Выберите 1 задание любого уровня.

1 уровень.
Прочитайте. Вставьте вместо пропусков подходящие имена прилагательные. 
_________________ весна.
Хороша ______________ весна в лесу! Ярко светит ______________ солнце. ___________ облака украшают __________небо. Зазвенела ____________ капель. С пригорков побежали ____________ ручейки. Смолой запахли __________почки. Появилась _____________травка. Выглянул ____________подснежник. Лес становится ________­________ и _______________весной!

Слова для справок: голубенький, молодая, говорливые, голубое, веселая, душистые, ранняя, весеннее, легкие, ярким, красочным.


2 уровень.
Составьте предложения выбрав опорные слова.
Белые, легкие. Быстрый, говорливый. Чудесная, прекрасная. Яркое, теплое.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 уровень.
Составьте и запишите мини-сочинение, состоящее из 4-5 предложений о весне.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5 задание. Защита проекта.



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (14)

сменить сортировку
Фокина Лидия Петровна, 11.01.22 в 16:19 2Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна! Большое спасибо за актуальный ресурс. Творческих Вам идей. С благодарностью, Лидия Петровна.
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:54 1Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, добрый вечер! Спасибо за отзыв. Рада, что работа может пригодиться. И Вам творческих успехов!
Артеменко Елена Николаевна, 11.01.22 в 16:24 2Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна, благодарю за хорошую подборку методического материала! Добавляю в копилочку!
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.01.22 в 16:50 2Ответить Пожаловаться
И я взяла в копилку для своих коллег!

Отредактировано 11-01-2022 16:51

Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:45 1Ответить Пожаловаться
Елена Николаевна, большое спасибо за внимание к работе и отзыв. Удачи Вам!
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.01.22 в 16:51 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за помощь коллегам, Галина Анатольевна! Организация работы над проектами и их реализация - всегда актуальная тема!
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:45 1Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, огромное спасибо за то, что нашли время на подробную консультацию, помощь и приятные комментарии! Всегда Вам очень рада!
Елена Ивановна Носкова, 11.01.22 в 17:11 2Ответить Пожаловаться
Очень люблю проектные задачи, часто использую в своей работе!!! Галина Анатольевна, спасибо за ваш труд!!! С большим удовольствием беру в копилочку!!!
Арнгольд Галина Анатольевна, 11.01.22 в 19:46 1Ответить Пожаловаться
Елена Ивановна, большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда. Приятно, что ресурс востребован.
Журавлева Татьяна Анатольевна, 11.01.22 в 20:11 2Ответить Пожаловаться
Галина Анатольевна, спасибо за актуальный и нужный практический материал! С Вашего позволения возьму себе в копилку!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.