12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихина Елена Викторовна8646
Учитель истории и обществознания, высшая категория. Увлекаюсь вышивкой бисером.
Россия, Красноярский край, Железногорск

VI Муниципальная научно-практическая конференция

«Я познаю мир»

ИГРЫ МОЕЙ МАМЫ КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Секция: Педагогика и психология

Учебно - исследовательская работа

Как игры моей мамы помогут сохранить здоровье и развить личность.

Выполнила:

Губская Екатерина

МБОУ Школа № 90, 5 «А» класс

Руководитель:

Лихина Елена Викторовна

МБОУ Школа № 90,

учитель истории и обществознания

Железногорск – 2015

 

Основное содержание

Введение 

Обзор литературы 

Глава 1. Значение игры в жизни ребенка 

Глава 2. Систематизация игр 

Глава 3. Компьютер и здоровье 

Глава 4. Игры наших родителей 

Заключение 

Литература

Введение

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Чем дети занимаются на перемене? (Играют)

А во что? (В телефон)

А ведь и, правда! Мы прошли по школе и убедились, что младшие школьники либо просто бегают, либо давят на кнопки телефона или планшета. В средней и старшей школе намного меньше двигающихся ребят, но значительно больше играющих в телефонные игрушки или так или иначе "сидящих в телефоне".

У нас возникли вопросы: А как проводили свободное время наши родители? Может быть, игры наших родителей подойдут и нам?

Наша работа актуальна сегодня, т.к. на переменах дети вместо активного отдыха играют, а в компьютерные игры

Гипотеза нашей работы: современные школьники все свободное время проводят перед экраном компьютера, что отрицательно влияет на здоровье и развитие личности детей и подростков.

Объект нашего исследования: игра как основной вид деятельности детей.

Предмет исследования: игры последней четверти ХХ века.

Цель работы: Составить сборник игр конца прошлого века и попробовать внедрить их в качестве игр на переменах и в свободное время.

Задачи работы:

  • Узнать, что такое игра, и каково ее значение для ребенка;
  • Сколько можно находиться детям за компьютером и сколько они проводят времени за компьютером в реальности;
  • Узнать, в какие игры играли нынешние взрослые;
  • Составить сборник игр последней четверти ХХ века;
  • Проверить, будут ли играть в игры своих мам нынешние школьники.

Методы исследования:

анализ литературы;

социологический опрос;

наблюдение;

сравнение;

теоретический анализ и синтез;

обобщение

Обзор литературы

Игра признана уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни и выполняет целый комплекс разнообразных функций. В играх заложена память о прошлом. Этим объясняется жизнеспособность игры.

В книге Кареловой И.М рассматривается игровая досуговая программа как популярная форма работы с детьми в образовательных учреждениях и как педагогическая категория; рассматриваются ее особенности, воспитательный потенциал, принципы проектирования.

Книга Манделя Б.Р. раскрывает сущность игры и ее социально-психологическую структуру.

В статье академика РАН, доктора педагогических наук, профессора Новикова А.М. раскрываются особенности, принципы и этапы игровой деятельности, формы ее организации, методы и средства.

Книги Аленкова Ю.А., Анисенковой Е.Б., Хваткиной Н.В. и Хваткиной М.А. представляют широкий спектр различных игр и полезных занятий.

Коннер Б. предлагает 710 способов оторвать ребенка от компьютера и телевизора.

Глава 1. Значение игры в жизни ребенка

Нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще­ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю­щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно­сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Оказавшись не хуже других, ребенок испытывает огромное чувство удовлетворения. И игроки, и болельщики выплескивают свои эмоции, нервная система получает разрядку.

Глава 2. Систематизация игр

Мы попробовали разобраться в том, какие же бывают игры и выяснили, что существует несколько классификаций игр:

1. Зарубежные психологи 18-19 вв. классифицировали игры как: зрительные, слуховые, осязательные, моторные (подвижные).

2. Н.К. Крупская классифицировала игры как самодеятельные и игры, предложенные взрослыми.

3. П.Ф. Лестгафт выделял игры символические и игры с правилами.

4. С.Л. Новоселова разделила игры на

творческие игры (по инициативе ребенка)

игры с правилами (по инициативе взрослого)

народные игры, идущие от исторических традиций, этноса.

5. Традиционная классификация игр:

творческие игры

сюжетно-ролевые

«Магазин», «Больница», «Библиотека»

и др.

Цель: изучение различных социальных ролей человека

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: сюжет (та среда действительности, которая воспроизводится детьми); содержание (то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их деятельности); роль (игровая позиция ребенка, отождествление с каким-либо персонажем)

режиссерские

«Авария на дороге»  и др.

Цель: развитие творчества и фантазии

Виды сюжета: бытовой, производственный, общественный

Особенности: отражение событий и впечатлений; партнеры (игрушки и их заменители) – неодушевленные предметы;

Условие: создание детям индивидуального пространства

строительно-конструктивные

 

Цель: решение конструктивных задач

Виды материала: природный, специально созданный, подсобный

Особенности: призваны вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач

театрально-художественные

Цель: приобщение  ребенка к искусству;

Виды: дети-режиссеры и дети-актеры;

Особенности: представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений;  имеют готовый неизменный сюжет; все действия подчинены содержанию произведения;

игры

с правилами

дидактические

Цель: обучение

Виды: сюжетно-дидактические («магазин»); настольно-печатные («лото»); словесные («времена года»)

Особенности: наличие обучающей и игровой задач, игровых действий; наличие правил

сюжетные и

 бессюжетные игры

подвижные и спортивные игры

Цель: создать двигательную активность детей;

Виды: сюжетные и бессюжетные игры

Особенности: наличие правил (большой, средней

и малой подвижности)

Глава 3. Компьютер и здоровье

Работая с различными сайтами, мы выяснили, что зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию изображения на экране монитора. Глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более на мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана.
Работа на компьютере технически сводится к введению или чтению текста, рисованию или изучению деталей рисунков, чертежей. Это огромная нагрузка на глаза – ведь изображение на экране дисплея складывается не из непрерывных линий, как на бумаге, а из отдельных светящихся и мерцающих точек. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать: у пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения...

Результаты исследования, проведенного в Калифорнийском университете, выявили четкую связь между компьютером и расстройствами зрения у детей. Выяснилось, что около 30% из 37 миллионов детей в США, которые сидят за компьютером дома или в школе, испытывают чрезвычайные нагрузки на зрительный аппарат, что требует специальных очков.

Исследование, возглавляемое доктором Пиа Хёниг (Pia Hoenig), директором Клиники бинокулярного зрения в Беркли, выявило достоверную связь между длительным (нескольких часов) временем, проведенным у компьютера, и развитием детской миопии. Хотя эти данные нельзя еще считать единственно верными, такие результаты требуют дальнейших исследований в этой области.[7]

Установлено, что дети используют компьютер совсем в иных целях, чем взрослые. В силу этого они даже более подвержены компьютерному синдрому, чем взрослые. Согласно данным Американской оптиметрической ассоциации, существуют следующие особенности влияния компьютера на зрение детей:

- Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд оказывается долго сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.
- Дети могут выдержать высокие нагрузки. Они часто не обращают внимание на усталость глаз.
- Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство использует «взрослые» мониторы.

Кроме всего прочего мы выяснили, что современные игры и общение посредством компьютера только создает иллюзию общения и причастности к общей игре или обсуждаемой теме. Современные дети, таким образом, отучаются общаться, очень часто имеют проблемы при выстраивании отношений с окружающими сверстниками и взрослыми.

Проверяя нашу гипотезу об ухудшении зрения у детей школьного возраста в результате нарушения режима работы с компьютером, мы провели анкетирование среди учащихся 5-7 и 11 классов. Мы задали вопрос: "Сколько времени в день вы проводите за компьютером (планшетом, с телефоном)?"

Оказалось, что за компьютером (или иным гаджетом) учащиеся проводят от 1 до 12 часов. Встречались даже варианты: "Весь день" [Приложение 1].

Мы спросили у учащихся, кто из них имеет проблемы со зрением и когда эти проблемы появились. Результаты представлены в следующей таблице:

Класс

Проблемы со зрением

Кол-во учащихся

1 класс

4 класс

6-7 класс

11 класс

19 чел.

1чел.

9 чел.

   

19 чел.

5 чел.

8 чел.

   

26 чел.

1 чел.

6 чел.

8 чел.

 

24 чел.

6 чел.

7 чел.

10 чел.

 

26 чел.

2 чел.

8 чел.

13 чел.

 

24 чел.

5 чел.

6 чел.

11 чел.

 

11А

25 чел.

4 чел.

 

6 чел.

13 чел.

Мы поинтересовались у наших школьных медиков как обстоят дела со зрением у учащихся в нашей школе и медики подтвердили, что зрение у учащихся с возрастом ухудшается.

Глава 4. Игры наших родителей.

Таким образом, обозначилась проблема, которую необходимо решать.

Мы стали выяснять, а во что играли наши родители? Возможно, игры конца ХХ века понравятся и нам. Стали опрашивать взрослых.

Нам рассказали, что были популярны такие игры, как "Халихало", "Резиночка", "Колечко", «Садовник", "Вы поедете на бал","Казаки-разбойники","12 палочек" и другие. Мы составили рейтинг игр нынешних взрослых. [Приложение 2]

Мы стали искать по сайтам, расспрашивать взрослых о правилах этих игр. В результате появился небольшой сборник игр последней четверти ХХ века.

12 палочек

Игра в общем и целом напоминает обычные прятки, но в ней есть возможность "спасти" уже найденных игроков.

Для игры понадобятся 12 небольших палочек (прутики длиной примерно 30 см). Палочки укладываются на "катапульту" - ее можно сооружать из дощечки и положенного под нее камушка, колышка, или даже скамейки. Палочки укладываются на один край "катапульты" - чтобы можно было их разбросать, нажав ногой (рукой) на второй край "катапульты".

Резиночки

Ни одна игра во дворе не пользовалась такой популярностью у девчонок и даже изредка у мальчишек, как резиночка. Прыгали день напролет в любом удобном и не очень месте - школьные коридоры во время переменок, площадки во дворе, любой более-менее ровный участок земли, асфальта, квартиры.

Конечно, большой проблемой было достать эту самую заветную резиночку - в магазине не так-то просто было ее найти. Поэтому были и "ветеранские" резиночки - жутко растянутые или все в узелках, и резиночки, полностью связанные из разных кусочков-остатков... И конечно весь двор мечтал о новой длинной резинке. Если кто-то становился счастливым обладателем таковой - во дворе не было отбоя от желающих прыгать.

Путаница

Все игроки собираются в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего – «бабушку». «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, нитки запутались!» Бабушка должна распутать веселую кучу-малу так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя.

Колечко

Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные «лодочкой» ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони «лодочкой» и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей «лодочкой» над «лодочкой» игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.

Тише едешь – дальше будешь

На просторной площадке отчерчивают на расстоянии около 30 м одна от другой две линии – старт и финиш. На старте стоят игроки, на финише спиной к ним – водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь. Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта. Побеждает тот игрок, который первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.

Штандер

Ведущий встает в центр, остальные игроки окружают его. Он подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников, например: «Штандер-Коля!» Тот, чье имя названо, кидается ловить мяч, а все остальные бросаются врассыпную. Пока мяч летит, все игроки должны разбежаться как можно дальше. Как только водящий поймал мяч, он кричит: «Штандер-стоп!» Все игроки замирают на том месте, куда успели добежать.

Вариант. Водящий выбирает одного из игроков, прикидывает расстояние до него на глаз и говорит, например: «До Кати – десять гигантских», – и начинает двигаться к игроку. Шаги в этом случае могут измеряться как гигантские (длинный шаг-прыжок), простые (обычный шаг) и лилипутские (одна ступня плотно приставляется к другой). Чем точнее глазомер водящего, тем ближе он сумеет подойти к игроку. Подобравшись к игроку максимально близко, водящий кидает в него мячом. Если игрок сумеет увернуться или поймать мяч, водящему приходится бежать за мячом или снова подкидывать его в воздух и еще раз кричать: «Штандер-стоп!» – а все остальные в это время разбегаются еще дальше. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не сумеет выбить одного из игроков. Если же мяч водящего попал в игрока, а тот не сумел увернуться – ему водить.

"Съедобное-несъедобное"

С помощью считалочки выбирается ведущий. Все игроки выстраиваются в ряд. Водящий с расстояния в 2–4 метра бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если этот предмет обозначает что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет – отбить (или просто не ловить). Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если ошибся – возвращается на шаг назад. Самый внимательный, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.

Интересно играть эту игру на ступеньках. Цель - быстрей спуститься со ступенек. Первый становится водящим. 

Заключение

Чрезмерное увлечение компьютерными играми приводит к ухудшению зрения, поэтому необходимо организовывать досуг учащихся так, чтобы не вредить здоровью.

В мире существует огромное количество различных игр, которые можно разделить на разные группы.

Результатом нашей работы стал сборник игр, в которые играли наши мамы.

Игры конца ХХ века достаточно интересны и могут быть использованы в наше время.

Мы планируем знакомиться и дальше со старыми играми, обучать им наших младших школьников. Возможно, нам и удастся изменить ситуацию, а зрение учащихся не будет так катастрофически портиться.

Литература

Аленков Ю.А. 650 головоломок и задач на сообразительность / Ю.А. Аленков.-М. и др.: АСТ и др., 2005.-286 с.: ил.-(Для детей и не только).

Анисенкова Е.Б. Игры для всей семьи: Книга для родителей / Е.Б. Анисенкова, Е.Б. Колычева.-М.:Дрофа, 2009.-191с.

Играем круглый год/ Авт.-сост. Н.В.Хаткина, М.А.Хаткина; Худож. Н.Н.Колесниченко.-М. и др.: АСТ и др.,2001.-139 с.: ил.-(Нескучная энциклопедия).

Коннер Б. 710 способов оторвать ребенка от компьютера и телевизора / Б. Коннер; Пер. с англ. Н.В.Жулаева.-Минск: Попурри, 2009.- 543 стр.:ил.

Карелова И.М. Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем: [проектирование игровой досуговой деятельности]/И.М. Карелова//Воспитание школьников.-2010.-№3.-С.42-47.

Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин / Б.Р.Мендель//Педагогика.-2006.-№7.-С.44-48.

Новиков А.М. Методология игровой деятельности: [игра остается жизненно необходимым компонентом деятельности любого человека] / А.М.Новиков//Школьные технологии.-2009.№ 6.-С.77-89

Компьютер и здоровье. -Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2002/03/26/children /

Игры наших родителей. - Режим доступа:

Виды детских игр и их влияние на развитие ребенка. - Режим доступа: http://wiki.uspi.ru/index.php /

Дворовые игры. - Режим доступа: www.ug.ru

 

Приложение 1


 

Приложение 2

Подвижные игры

Резиночка

Башатики

Прятки

Лапта

Вышибалы

Классики

Городки

Штандер-стоп

Глухие телефончики

Жмурки

Кандалы

Скакалка

Красочки

Съедобное – несъедобное

Войнушка

Стенка на стенку

Белый камень

Третий – лишний

Десяточка

Уголки

Чики-стоп

«Вы поедете на бал?»

«Царь, возьми нас на работу»

Спокойные игры 

(игрушки, куклы)

Спортивные игры 

(футбол, бадминтон, теннис, хоккей)

Настольные игры

(шашки, шахматы, карты)

Игры, названные взрослыми

 


 

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.