Трунаева Алла Станиславовна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №88 г.Донецка»
е-mail: trunaeva-alla@mail.ru
Профессиональная деятельность педагога: содержание, цели и задачи
Вопрос определения профессионализма деятельности педагога является дискуссионным в области педагогики, психологии, практических знаний.
Важно отметить, что концепция профессионального развития личности, авторами которой являются И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина, Е.И. Рогов, трактует профессионализм как совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, что обеспечивает качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в нестандартных условиях1.
Примечательно, что образ современного педагога-профессионала основывается на интегрированном взаимодействии исследований родственных наук: философии, педагогики, этнопедагогики, общей психологии, социологии, психологии труда, профессиографии. Общей базой вышеперечисленных наук является антропоцентрический взгляд на человека, гуманистическая ориентация стратегии развития и воспитания личности.
Следовательно, профессиональный образ педагога строится на идеях гуманизма, человечности, толерантности, высоких моральных ценностей.
Профессиональная готовность педагога образовательного учреждения определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств. Немаловажными аспектами в деятельности учителя являются его личная направленность, которая, в свою очередь, отвечает за социально-нравственную, профессиональную и педагогико-познавательную направленности.
Структурными элементами профессиональной деятельности педагога являются субъект и объект, цели и задачи, предмет, средства и результаты обучения.
Под субъектами педагогической деятельности понимаются собственно педагоги, а также родители, группа/коллектив обучающихся. Под объектом – тот, кого воспитывают, формируют как личность. Важно отметить, что в случаях самообразования субъект и объект совпадают.
Ключевой целью профессиональной деятельности педагога является приобщение обучающегося к ценностям культуры, формирование разносторонне развитой личности. Обозначенная цель предполагает решение таких социально-педагогических задач, как: 1) формирование воспитательной среды; 2) организация деятельности воспитанников; 3) создание воспитательного коллектива; 4) развитие индивидуальности личности.
В качестве предмета выступает разноплановое развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и др. Помимо этого, в рамках конкретного этапа педагогической деятельности предметом являются отдельные направления развития.
К группе средств педагогической деятельности относят: 1) содержание педагогического процесса; 2) различного рода носители информации (литература, средства массовой информации, технические средства и др.).
Результатом профессиональной деятельности педагога является развитие обучающегося (интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).
Таким образом, деятельность педагога рассматривается как непрерывный процесс решения множества задач всевозможных типов, классов и уровней.
Профессионализм формируется в трех направлениях1:
1) иерархическое построение системы деятельности (в процессе формирования трудовых умений и навыков осуществляется продвижение личности по уровням педагогического мастерства, формируется личностный стиль деятельности);
2) трансформация личности субъекта: а) внешнее выражение (язык, эмоциональность, форма общения); б) внутренняя сфера (профессиональное внимание, перцепция, мышление, эмоционально-волевая сфера);
3) соотношение установок субъектов и объекта деятельности, которое проявляется: а) в когнитивной сфере (уровень информированности о субъекте деятельности, степени осознанности его значимости); б) в эмоциональной сфере (интерес к объекту, стремление к взаимодействию с ним и удовлетворенность от этого); в) в практической сфере (осознание своих реальных возможностей, влияние на объект).
В специализированной литературе профессиональная деятельность учителя характеризуется следующими признаками1:
1) сфера педагогической деятельности;
2) предметы и средства труда;
3) профессионально-педагогические задачи и способы их решения;
4) уровень сформированности педагогических умений;
5) общественные, социокультурные, педагогические требования к личности педагога.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляет такие функции, как:
1) управление (организация и реализация педагогической деятельности);
2) воспитание (формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в социуме);
3) обучение (формирование у людей знаний, навыков и умений, учитывая запросы современной жизни и деятельности);
4) развитие (процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей согласно требованиям их деятельности и условиям жизни);
5) психологическая подготовка (процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути).
Стоит сказать, что среди задач современного учителя числится не только процесс обучения, но и создание подходящих условий для следующих типов деятельности: 1) самообразования; 2) самовоспитания; 3) совершенствования личности; 4) самоопределения; 5) познания своих учеников.
Помимо вышеперечисленных, неотъемлемым компонентом деятельности педагога является процесс взаимодействия. В частности, взаимодействие педагога и родителей обучающегося:
1) создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни человека, ведущего достойную жизнь;
2) базирование деятельности учителя на основе принципов взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Различают такие формы взаимодействия педагога и родителей обучающихся, как: совместные праздники, выставки и фотовыставки, оформление наглядного материала, конкурсы, родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные консультации.
Немаловажным в профессиональной педагогической деятельности является систематическое повышение своего профессионального уровня, которое достигается с помощью:
1) повышения предметной квалификации в системе курсовой подготовки;
2) повышения предметной квалификации в системе научно-методической работы учебного заведения;
3) повышения предметной квалификации путем самообразования.
Таким образом, педагогическая деятельность – это непрерывный процесс решения дидактических и воспитательных задач
Список использованной литературы
1.Сидорчук Н.Г. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность и современные подходы / Н.Г.Сидорчук, А.А.Дубасенюк // Акмеология-2002. Выпуск 7 / под ред. Н.В.Кузьминой, А.М.Зимичева. – Спб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2002. – С. 94-101.
Трунаева Алла Станиславовна
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА