Выступление «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования как фактор повышения качества учебно – воспитательного процесса»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования как фактор повышения качества учебно – воспитательного процесса
(выступление на заседании педагогического совета)
Выполнила:
методист Фидарова Б.И.
Владикавказ, 2019г
«Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования как фактор повышения качества учебно – воспитательного процесса»
Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования является важной педагогической проблемой для коллектива в целом и касается лично каждого его участника. Одна из важнейших задач работы методиста в УДО - содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования. Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста. Что же включает в себя понятие «профессионализм»? Профессионализм педагога — интегрированная характеристика личности, представляющая взаимосвязь профессиональных компетенций, педагогического мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога. Составляющие профессионализма:
профессиональная компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, включающей уровень овладения предметными, методическими и психолого-педагогическими знаниями и умениями;
педагогическое мастерство – владение современными методиками, техниками и технологиями передачи знаний, умение формировать развивающую среду, создавать комфортные условия для взаимодействия субъектов образовательной среды,
профессионально значимые качества личности педагога (ядро имиджа и профессионализма в целом) – качества, обеспечивающие успешность реализации личности в профессии. Существует три группы качеств:
природные качества (коммуникабельность, эмпатия, рефлексивность, креативность, эмоциональная стабильность);
качества как следствие образования и воспитания (толерантность, эрудиция, активная жизненная позиция, целеустремленность, оптимизм);
качества как следствие профессиональной деятельности (требовательность, справедливость, профессиональная направленность, готовность к саморазвитию, саморегуляция).
индивидуальный имидж педагога.
Основные компоненты имиджа:
вербальный имидж – мнение, которое формируется о человеке по тому, как и что он говорит;
габитарный имидж (габитус – внешний вид) – мнение, формируемое на основе внешнего вида человека;
кинетический имидж – мнение, формируемое о человеке на основе его телодвижений.
Сегодня мы поговорим о главной составляющей профессионализма – профессиональной компетентности педагога. В современных условиях немалое значение придается компетентности специалиста, работающего в системе образования, поскольку именно компетентностью определяется успешность его профессиональной деятельности. Компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере. Давайте остановимся на определении понятия «компетентность» и на составляющих этого понятия.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Компетентность предполагает наличие у специалиста не столько значительного объема знаний и опыта, сколько умений актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
Интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
Коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию.
Информационная компетенция – объем информации педагога о себе, учениках, родителях, о коллегах;
Регулятивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Таким образом, под педагогической компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта. Сейчас разработаны так называемые профессиональные стандарты по различным должностям, в том числе и по должности «педагог дополнительного образования». В данный момент этот стандарт еще не вступил в силу, но именно в этом документе закреплены требования к образованию и профессиональной квалификации педагога дополнительного образования, перечислены основные цели и задачи деятельности, сформулированы трудовые функции, умения и навыки. Именно в опоре на содержание профессионального стандарта следует рассматривать конкретные составляющие профессиональной компетентности по каждой конкретной педагогической специальности.
Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога предполагает развитие его мотивации к профессиональному росту, обучение в системе дополнительного образования, внутриучрежденческое повышение квалификации через следующие формы методической работы:
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
исследовательская и экспериментальная работа
работа в методических объединениях, творческих группах
инновационная деятельность, освоение новых педагогических
технологий
семинарские занятия, консультации, психологические тренинги и др.
обмен опытом, трансляция собственного педагогического опыта
участие в различных профессиональных конкурсах
анализ педагогической деятельности
активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях
использование ИКТ и др.
различные формы педагогической поддержки
Но ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Уровень профессиональной компетентности педагога призвана оценить аттестация педагогических кадров, которая проводится по заранее разработанным критериям и показателям, отражающим различные стороны профессиональной деятельности педагога. В процессе подготовки к аттестации педагог работает над созданием собственного портфолио, в котором фиксируются результаты деятельности в межаттестационный период. Портфолио является хорошей основой для самооценивания, стимулом к профессиональному саморазвитию педагога.
Компетентность формируется в деятельности, только при условии личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.