Гончарова Олеся Леонидовна,
кандидат педагогических наук,
преподаватель высшей
квалификационной категории
ГБПОУ города Москвы
«Московский технологический колледж»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В статье речь идет об основных направлениях профориентационной работы со старшеклассниками. Представлен опыт работы по профессиональной ориентации старшеклассников.
Профессиональная ориентация (профориентация) или ориентация на профессию – это система мероприятий, направленных на оказание помощи в выборе профессии. Профессиональная ориентация призвана помочь определить способности и склонности к тому или иному виду профессиональной деятельности. Профессиональная ориентация способствует формированию профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение – выбор профессиональной сферы, осуществляемый субъектом в результате анализа своих внутренних ресурсов и соотнесения их с требованиями профессии. Профессиональное самоопределение – осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов, знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессии.
Рассмотрим основные направления профориентационной работы, проводимые со старшеклассниками общеобразовательных школ Москвы.
Профориентационная работа со старшеклассниками осуществляется по следующим основным направлениям:
профессиональное информирование – ознакомление учащихся с профессиями, специальностями по которым обучают в колледже; требованиями, предъявляемыми к специалистам той или иной профессии, специальности; возможностями профессионального роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная диагностика – исследование индивидуально-психологических особенностей; выявление способностей; определение склонностей, интересов; направленности личности; профессиональных намерений;
профессиональная консультация – оказание помощи старшеклассникам в выборе профессии, специальности с целью принятия осознанного решения о дальнейшем профессиональном пути с учетом его способностей, склонностей, интересов, намерений;
профессиональный практикум – включение старшеклассников в практическую деятельность в процессе проведения мастер-классов на базе колледжа для возможности получения первоначальных профессиональных навыков в профессии. [1. С. 42]
Профориентационная работа со старшеклассниками с ОВЗ имеет свои специфические особенности. Исходя, из опыта работы с данной категорией лиц профориентационная работа со старшеклассниками с ОВЗ может быть выстроена по тем же основным направлениям, но адаптированным под их потребности:
профинформирование (доступная информация о мире профессий, учебных заведениях, где можно их получить, о местах дальнейшей работы, составление рекомендаций родителям);
профдиагностика (исследование профессиональных намерений, выявление склонностей, интересов, направленности, с помощью адаптированных методик для подростков с ОВЗ, составление рекомендаций родителям);
профконсультация (оказание помощи, ориентирование старшеклассникам в выборе профессии, учебных заведений, составление рекомендаций родителям);
профориентационный практикум (организация тренинговых занятий, профориентационных игр, участие в мастер-классах с учетом их особенностей). [2. С. 30]
Профориентационный опросник для старшеклассников
(автор О.Л. Гончарова)
Инструкция: ответьте на следующие вопросы.
1. Какие предметы в школе ты изучаешь с большим интересом?
2. Чем ты любишь заниматься в свободное от учебы время?
3. Какие профессии тебе нравятся?
4. Выбрал ли ты свою будущую профессию?
5. После окончания школы ты хотел бы пойти учиться в колледж?
6. Хотел бы ты после окончания школы пойти учиться в ВУЗ?
7. Кем тебя видят в будущем твои родители?
8. Кем бы ты хотел стать в будущем?
Спасибо за ответы!
Тренинговое упражнение «Как я вижу свое профессиональное будущее»
(автор О.Л. Гончарова)
Цель: ориентация на успешность в профессиональной деятельности, установка позитивных ценностей относительно своего профессионального будущего.
Инструкция: «Закройте глаза и представьте, что вы перенеслись на несколько лет вперед. Вы уже получили образование, устроились на ту работу, которую хотели, и завтра ваш первый рабочий день. Опишите, как вы планируете отработать ваш первый рабочий день. Поделитесь этим со всеми».
Таким образом, профессиональная ориентация позволяет старшеклассникам сделать самостоятельный, осознанный выбор профессии, соответствующий их интересам, склонностям, способностям и спроектировать дальнейшую траекторию продвижения по профессиональному пути.
Список используемых источников:
1. Гончарова О.Л. Основные направления профориентационной работы со старшеклассниками: из опыта работы // Вестник научных конференций. 2017. № 4-1 (20). С. 42-43.
2. Гончарова О.Л. Профориентационная работа со старшеклассниками с ОВЗ: из опыта работы // Вестник научных конференций. 2018. № 10-1 (38). С. 30-34.
3