Профессиональное самосознание будущих магистров социальной сферы: значение, развитие и структура

0
0
Материал опубликован 16 February 2021

/data/files/l1613457272.doc (Профессиональное самосознание будущих магистров социал. сфер)

СЕКЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Е.В. Кечина

магистрант группы дИППм-19-3,

Институт открытого образования

и элитных программ,

Магнитогорский государственный

технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск

Научный руководитель:

О.С. Маметьева

кандидат педагогических наук, доцент,

Магнитогорский государственный

технический университет им. Г.И. Носова,

г. Магнитогорск

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

 БУДУЩИХ МАГИСТРОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ:

ЗНАЧЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СТРУКТУРА

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования у будущих магистров социальной сферы компетенции профессионального саморазвития. Автор акцентирует внимание на профессиональном самосознании будущих магистров, их профессиональных качествах, мотивах, способностях, осознании их будущей профессиональной деятельности. Автор анализирует структурные компоненты профессионального самосознания.

 

Ключевые слова: самосознание, саморазвитие, компетенции, образование, средство формирования.

 

Abstract. The article is devoted to the problem of formation of professional self-development competence among future masters of the social sphere. The author focuses on the professional self-awareness of future masters, their professional qualities, motives, abilities, and awareness of their future professional activities. The author analyzes the structural components of professional self-awareness.

 

Keywords: self-awareness, self-development, competence, education, means of formation.

 

Высокий уровень профессионального саморазвития является одной из главных задач подготовки будущего магистра социальной сферы. Проблема саморазвития затрагивает различные аспекты личности человека.

Ключевой идеей модернизации образования в России является идея развития. В этой идеи заключаются следующие основополагающие цели:

  • создание условий для развития личности;
  • запуск механизмов развития и саморазвития личности;
  • превращение образования в действенный фактор развития личности.

Условием реализации этих целей является пробуждение субъективности в каждом участнике образовательного процесса.

Только те знания, к которым человек пришел самостоятельно становятся действительно прочным его достоянием. Именно поэтому высшая школа постепенно переходит от «передачи» студентам знаний в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью.

Основными задачами профессионального образования являются:

  • формировать познавательную активность будущего магистра социальной сферы;
  • развивать способности применять на практике знания и умения;
  • способствовать саморазвитию;
  • выработать умение работать с документацией;
  • способствовать повышению мотивационного уровня у будущих магистров социальной сферы;
  • развивать исследовательские умения;
  • способствовать поиску своих собственных методик работы с конкретными случаями для использования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Принципиальной задачей подготовки будущего магистра социальной сферы является: формирование системы знаний, умений и навыков на уровне личности; согласование когнитивных структур в зависимости от требований будущей профессиональной деятельности и мотивационного компонента.

Представители гуманистического направления в психологии К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, М. Н. Берулава, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. И. Слободчиков, И. С. Якиманская и др. предлагают рассматривать особенности формирования специалиста с позиций личностно-ориентированного подхода и не отделять профессиональное развитие от личностного. Личностный подход, по К. К. Платонову, это принцип единства психических явлений человека, его жизнедеятельности, индивидуальных психических особенностей. С. Л. Рубинштейн говорил, что психический облик личности имеет различные стороны, но при всем многообразии, различии и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности, смыкаются в единое целое личности человека [4].

Выбор траектории развития, жизнедеятельности предполагает понимание, осознание субъектом развития того, чего он хочет, куда движется, чего хочет достигнуть. Это определяется его мировоззрением, его особенностями личности, «образа Я», его самосознанием.

Самосознание – это осознание своей сущности и окружающей действительности. Из словаря О. Г. Данильяна: «самосознание – выделение человеком себя из окружающего мира, осознание себя как личности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе во взаимоотношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия; сознательная оценка человеком своего знания, морального облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа» [5, с. 237].

В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев рассматривают самосознание как познание собственного «Я». В рамках трактовки В. И. Слободчикова, самосознание – это понимание и знание своих физических, психических и духовных особенностей, а также способностей, возможностей, мотивов и целей пребывания в этом мире. По мнению автора, самопознание выявляется посредством анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, тем как другие воспринимают и относятся ко мне, а также посредством рефлексии своих состояний, мыслей, мотивов и поступков.

Проблема самосознания разрабатывалась в работах психологов Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Спиркина, В. В. Столина, П. Р. Чаматы, И. И. Чесноковой.

Среди исследователей существуют определенные разногласия относительно времени возникновения самосознания человека и в понимании стадиальности его развития. Однако установлено, что каждая стадия развития самосознания детерминирована образом жизни, ведущей деятельностью и общением.

Для исследования самосознания важное значение имеет понимание его структуры. Чаще всего среди отечественных психологов встречается представление о трехкомпонентной структуре самосознания с незначительными вариациями. Например, М. Розенбергом была предложена следующая классификация: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я».

И. С. Кон считает «образ-Я» – это не сумма частных характеристик, а целостный образ. «Образ-Я» – это сложная многокомпонентная структура, включающая знание о себе по отношению к начальным этапам жизнедеятельности («ретроспективное Я»), представление о том, каким он должен стать («идеальное Я»), знание о том, как его воспринимают окружающие («рефлексивное Я»).

Значительное место среди работ, связанных с изучением самосознания, занимают исследования профессионального самосознания. В. Д. Брагина заостряет внимание в понимании профессионального самосознания на осознании человеком себя как профессионала, своих достоинств и недостатков.

В. Г. Маралов [3] под профессиональным самосознанием понимает отношение индивида к себе как субъекту деятельности, которое выступает в единстве двух составляющих: самооценивания и саморегулирования.

Таким образом, будущий магистр социальной сферы должен обладать навыками общения, построения отношений, уметь находить подход к другим людям, знать правила и нормы, специфику своей будущей профессиональной деятельности.

В основе будущей профессиональной деятельности будущего магистра социальной сферы лежит коммуникация с другими людьми и такие виды деятельности как: наставничество, помощь, сопровождение, оказание различных услуг: педагогических, психологических, реабилитационных, коррекционных, профилактических.

Л. М. Митина предлагает рассматривать каждый компонент структуры профессионального самосознания двояко: с точки зрения динамической (как процесс) и с точки зрения результативной (как продукт). То есть, по сути – это действие и результат. Так или иначе, все наши действия зависят от цели, средства и личностных побуждений. В свою очередь личностные побуждения напрямую зависят от развития личности человека.

«Образ Я» имеет рефлексивный характер: осознание себя как профессионала, своих личностных качеств, коммуникативных способностей, понимание соответствия своему собственному идеальному «Я-образу» профессионала. Все это в совокупности дает некую стабильность, уверенность в своей будущей профессиональной деятельности.

В целом можно сказать, что профессиональное самосознание – это сложное личностное новообразование, которое детерминировано той средой, в которой человек осуществляет жизнедеятельность.

В профессиональном самосознании выделяются следующие структурные компоненты: когнитивный – осознание себя как будущего специалиста; эмоционально-оценочный – самооценка себя и своих возможностей; регулятивный – определение тех действий, способствующих самосовершенствованию и саморазвитию.

Профессиональное самосознание в период подготовки будущих магистров социальной сферы в вузе должно способствовать осознанию личностью себя. От того, насколько каждая структура личности будет сформирована, зависит способность будущих магистров социальной сферы выполнять свои профессиональные обязанности, а также поддерживать высокий уровень саморазвития.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Ишимова, О. С. Методика развивающего контроля в формировании у студентов социально-педагогического мышления // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорск, 2005.
  2. Маметьева, О. С. Рефлексивный подход в профессиональной подготовке будущих социальных педагогов // В сборнике: Социально-педагогические возможности и перспективы развития современного образования. Материалы Международной научно-практической конференции. 2009. С. 144-146.
  3. Профессиональное самосознание: понятие, сущность, структура особенности и его отличие от самосознания личности // сайт МегаЛекции, 2021. – URL: https://megalektsii.ru/s59047t7.html (дата обращения: 03.02.2021).
  4. Сергей Рубинштейн. Основы общей психологии / под общей редакцией К. А. Альбухановой. – Москва : издательство АСТ, 2020. – 1650 с.
  5. Современный словарь по общественным наукам / под общей редакцией О. Г. Данильяна. – Москва : ИНФРА-М, 2013. – 314 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). – URL: https://znanium.com/read?id=269546 (дата обращения: 07.02.2021).
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации