Статья «Профессионально-прикладная и физическая подготовка при обучении специалистов среднего звена»
Профессионально-прикладная и физическая подготовка при обучении специалистов среднего звена в ГБПОУ «СПЭТ»
Макаров Леонид Викторович
руководитель физ. воспитания
Аннотация
Рассматриваются вопросы важности развития физических качеств, обучающихся на уроках «Физической культуры» в рамках освоения программы подготовки специалистов среднего звена.
Ключевые слова:
Физическое воспитание, физическая культура, сила, выносливость, гибкость, ловкость, практико-компетентностный подход.
Цель работы: Дать оценку уровня общей и профессионально-прикладной физической подготовленности обучающихся ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум». Исследовать развитие тех качеств, умений, навыков и специальных знаний, которые будут положительно влиять на конкретные трудовые, рекреационные процессы и действия. Рассмотреть понятие «Я – профессионал» как источник и результат физического самосовершенствования.
Физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т. е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
Физическое воспитание — это педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания. Оно характеризует основу физической подготовленности людей: приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей.
Физическое развитие - это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека. Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает, как ведущий фактор, который определяет гармоничное развитие молодого человека.
Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО готовности выпускника к определенным видам профессиональной деятельности в соответствии со специальностью по овладению общими и профессиональными компетенциями можно утверждать, что только психически и физически здоровый, морально устойчивый молодой человек с высокой умственной и физической работоспособностью будет успешно решать сложные профессиональные задачи.
Период профессионального становления юношей и девушек должен быть и периодом осознания ими значимости здоровья для профессиональной деятельности. Главная роль в повышении качества здоровья принадлежит культуре, в том числе физической.
Знание пользы физических упражнений не привело многих юношей и девушек к осознанию потребности в систематических, целенаправленных занятиях физической культурой и спортом. Однако в настоящее время систематическая двигательная активность, профессиональная физическая подготовка является жизненно важными.
На современном этапе модернизации профессионального образования производство нуждается в самостоятельных, творческих специалистах, способных приносить прибыль, предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения и реализовывать проекты. Это требует создание практико-ориентированной среды учебного заведения.
Что же такое практико-ориентированный подход в обучении специалистов.
Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующей системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее широкий подход, очень емко сформулировал (Ф.Г. Ялалов) в деятельностно – компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний навыков – опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций. При деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей; знания – умения – навыки – опыт деятельности [10].
Физическая культура сегодня – это могучее средство оздоровления, существенный резерв повышения производительности труда, важный социальный фактор воспитания молодежи. Значительную роль физическая культура играет в научной организации труда, в подготовке к профессиональной деятельности и военной службе. По данным массовых социологических исследований, производительность труда у физкультурников, как правило, выше, чем у не занимающихся физической культурой. (Н.К Коробейников Научно – методический кабинет ССПО. Москва 1983г) [4].
Профессиональная направленность физической культуры обеспечивает тесную связь образовательно-воспитательного процесса с целостной профессиональной подготовкой специалиста, позволяющей им включиться в профессиональную деятельность без моральных и психофизических издержек, проявлять высокую социальную отдачу.
Профессионально-прикладное направление физической культуры в 60-е годы прошлого века стало бурно развиваться в научно-теоретическом и экспериментальном плане. Сначала для профессий, в которых предъявляются повышенные требования к уровню специальной психофизической готовности специалистов и, в первую очередь, военных, транспортных [4], а несколько позже в более широком направлении профессиональной деятельности [5]. Затем появились разработки связанные с необходимостью формирования определенных физических и психических качеств, позволяющих достигать высокой профессиональной квалификации и сохранить ее на долгое время [6]. В настоящее время вопросы воспитания профессионально важных психических и функциональных качеств средствами и методами физической культуры исследованы, на наш взгляд, недостаточно глубоко. Решение этих задач видится в обеспечении единства процессов оценки и формирования комплекса профессионально важных физических, функциональных и психических качеств будущего специалиста. Исходя из этого, нами ведутся исследования по определению, ранжированию и воспитанию профессионально важных психофизических качеств студентов, осваивающих различные транспортные специальности.
В ГБПОУ «СПЭТ» можно выделить группы специальностей (Таблица 1) технологического профиля и социально-экономического профиля для которых физическое состояние здоровья является важным фактором для овладения профессиональной деятельностью.
Таблица 1 - Укрупненные группы профессий и специальностей, по которым ведется обучение в ГБПОУ «СПЭТ»
технологический профиль | социально-экономический профиль |
УГПС 09.00.00 УГПС 10.00.00 УГПС 13.00.00 УГПС 23.00.00 | УГПС 38.00.00 УГПС 40.00.00 УГПС 46.00.00 |
Рассмотрим развитие каких физических качеств, на взгляд автора исследования, важны для каждой укрупненной группы.
УГПС | физические качества | способствуют развитию интеллектуальных процессов |
технологический профиль | ||
УГПС 09.00.00 УГПС 10.00.00 УГПС 13.00.00 УГПС 23.00.00 | сила выносливость гибкость быстрота ловкость (координация) | внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. |
социально-экономический профиль | ||
УГПС 38.00.00 УГПС 40.00.00 УГПС 46.00.00 | сила выносливость гибкость быстрота ловкость (координация) | внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. |
Сравнительный анализ по мониторингу уровня физического развития, проводимые ежегодно по всем курсам выявили постепенное снижение физической подготовленности обучающихся первого курса, не владение техникой выполнения спортивных упражнений.
Более половины студентов не владеют техникой и тактикой игры по основным базовым видам спорта. Преподавателю приходится отводить много учебных часов на воспаление знаний и умений, обучающихся для коррекции и освоения техники выполнения упражнений по базовым видам спорта.
Таким образом, статистические данные о состоянии здоровья молодежи в нашей области, приравненной к Крайнему Северу, и в частности, в нашем учебном заведении (Приложение 1) вызывает обеспокоенность. Особенно страдают у подрастающего поколения такие качества как выносливость и гибкость.
Выносливость — способность человека к длительному выполнению какого-либо вида деятельности без снижения его эффективности, способность противостоять утомлению. Можно выделить четыре типа выносливости: умственная, сенсорная (органов чувств), эмоциональная, физическая. Физическая выносливость подразделяется на общую выносливость — способность длительно выполнять различные виды движений умеренной интенсивности — и специальную выносливость — способность длительно сохранять работоспособность. Как видим такое качество как выносливость – не объемлемая часть современного профессионала, готового к успешной продуктивной деятельности. Выносливость формируется применительно к конкретным видам деятельности. Развивая выносливость следует помнить о воспитании волевых качество, так как выносливость и воля находятся в прямой зависимости.
Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой; координация — умение точно и экономно выполнять различные движения; равновесие — умение. В теории и практики термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставах. Причём в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава. Гибкость исключительно важна для сохранения правильной красивой осанки, плавности и лёгкости походки, грациозности движений. Красота и гибкость – почти синонимы.
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. Гибкость нам нужна не только для демонстрации, она необходима нам для становления в профессиональной жизни. Свойство гибкости участвует не только в редких случаях сложных движений, а намного чаще, чем нам кажется. Например, обеспечивает ровную осанку, что снизит усталость и для специалистов тех областей, которые ведут малоподвижный образ жизни в процессе трудового дня (специальности социально-экономического профиля).
Из сказанного выше видно, что при подготовке специалистов среднего звена особенно в условиях, приравненных к Крайнему Северу, где физическая подготовка и такие качества как выносливость, гибкость, сила, ловкость очень важны, в профессионально-образовательной организации необходимо:
А) Иметь стройную систему преподавания студентам теоретических знании и практический навыков воспитания физических качеств, а также способов проверки этих знаний и навыков – задача преподавателей, занимающихся физическим воспитанием и подготовкой будущих специалистов среднего звена;
Б) Все мероприятия по физическому воспитанию, проводимые в режиме дня учебного заведения, массовые оздоровительные и спортивные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, должны проводится с практико-ориентированным уклоном, с методическими рекомендациями в соответствие с условиями проживания – задача преподавателей, занимающихся физическим воспитанием и подготовкой будущих специалистов среднего звена;
В) Наряду с воспитанием формировать у учащихся постоянный интерес и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой, спортом, туризмом, обучить студентов планированию этих занятий – задача преподавателей, занимающихся физическим воспитанием совместно с классными руководителями и родителями.
Г) Необходимо создать условия для реализации учебной программы с использованием нетрадиционных видов двигательной активности. Совершенствовать педагогическое мастерство преподавателей физического воспитания – задача образовательной организации.
ВЫВОД: Профессиональная - двигательная подготовка – это целенаправленный педагогический процесс с использованием специфических средств и методов физического воспитания и профилирующих видов двигательной активности.
Физическое воспитание, не оказывая прямого воздействия на процесс производства, является косвенным фактором, способствующим росту эффективности труда. В программах средних специальных учебных заведений профессионально- прикладная физическая подготовка обязательна. Ее содержание зависит от профиля выпускаемых специалистов. При подготовке специалистов технического профиля: будущих монтажников, электромонтеров, при освоении своей специальности, сталкиваются с большими трудностями: боязнь высоты, плохое ориентирование в высотных условиях, способностью справится с инструментами при монтажных работах, а подчас испытывают на высоте головокружение. Для подбора средств профессионально – прикладной физической подготовки требуется точное описание профессии –профессиограмма. В нем указываются вид труда, характер труда, условия труда, характер и динамика утомления. Труд разделяется на физический, умственный и смешанный. К средствам профессионально-прикладной физической подготовки относятся гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры и специально-прикладные виды спорта. Имея хорошую материально техническую спортивную базу нам необходимо иметь спортивный зал для занятия спортивной и атлетической гимнастикой. С помощью гимнастических упражнений развивается мышечная сила, ловкость и другие качества; воспитывается смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы монтажникам, высотникам водителям наземного транспорта, механизаторам, электрикам по разным отраслям.
Кроме теоретических и практических занятий, одной из форм профессионально-прикладной физической подготовки являются спортивно-массовые мероприятия, проводимые согласно календарному плану. Например, осенний кросс, «А, ну-ка Парни», военно-патриотическая игра «Зарница» и другие, что, несомненно, способствуют повышению уровня физического развития.
Для более качественного освоения программы физическая культура, считаю необходимым внести следующие предложения:
для стройной системы прохождения учебного материала по физической культуре при четырехгодичном обучении (специальности технологического профиля), отведенные часы восьмого семестра перераспределить на пятый семестр.
При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать уровень профессионально-прикладной подготовки (те виды спортивной деятельности, которые необходимы для гармоничной физической подготовки будущих специалистов среднего звена).
Список использованной литературы:
Абдулкиримов, Н. А. Физическая культура в профессиональной подготовке / Н. А. Абдулкиримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 660-663. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41197/ (дата обращения: 15.03.2022)
Евсеев, Ю. И. Физическая культура: Учебное пособие / Евсеев Ю.И., - 9-е изд., стер. - Ростов-на-Дону :Феникс, 2014.
Колодницкий, Г. А. Прикладная физическая подготовка и основы самообороны. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, С.В. Петров, С.В. Быструшкин. – Новосибирск : Изд-во АРТА, 2011. – 304 с.
Коробейников Н .К. Физическое воспитание: Учеб. Пособие для средн. спец учебн. заведений- 2-е изд. / Н .К. Коробейников, А .А. Михеев, И.Г. Николенко. – Москва : Высшая школа, 1989. – 384 с.
Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры). – Москва : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
Охрана труда на производстве и в учебном процессе: учеб. Пособие для студентов / А. Д. Корощенко, Р.И. Айзман, А.В. Нифонова, С.В. Петров; -2-е изд., Новосибирск : Изд-во АРТА, 2013. -238 с.
Татарова, С.Ю. Физическая культура как один из аспектов составляющих здоровый образ жизни студентов / С.Ю. Татарова., В.Б. Татаров. - Москва : Научный консультант, 2017. - ISBN 978-5-9909615-6-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1023871 (дата обращения: 15.03.2022).
Физическая культура и спорт в системе образования. Инновации и перспективы развития : сборник научных трудов / . - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020. - 316 с.
Филиппова, Ю. С. Физическая культура : учебно-методическое пособие / Ю.С. Филиппова. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 197 с.
Ялалов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практикоориентированному образованию / Ф.Г. Ялалов // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 15 января. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://portalus.ru/modules/psychology/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1260304248&archive=&start_from=&ucat=&
Приложение 1
Сводный протокол
Физической подготовки студентов Южно-Сахалинского промышленно-экономического техникума
Группа ОМ-1801 специальности 23.02.07 сентябрь – октябрь 2021г
Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
№ | Ф.И.О. | Бег 100 м. | Кросс 1000 м. | Челноч-ный бег 10х10 | Наклон вперёд гибкость | Прыжки в длину с места | Подтягивание | итого | ||||||||||||
| Р | О | Р | О | Р | О | Р | О | Р | О | Р | О | ОЦ | |||||||
1 | ФИО | 16.7 | н | 4.02 | Н | 29.2 | н | 7 | в | 220 | с | 2 | н | 3 | ||||||
2 | ФИО | 16.3 | н | 4.33 | Н | 28.8 | С | 5 | с | 2.02 | н | 10 | в | 4 | ||||||
3 | ФИО | 15.9 | н | 4.15 | н | 27.3 | В | 13 | В | 220 | с | 14 | в | 4 | ||||||
4 | ФИО | 15.3 | н | | | 32.0 | н | 14 | в | 205 | н | 4 | н | 3 | ||||||
5 | ФИО | 16.9 | н | 4.00 | н | 27.4 | в | 3 | с | 2.47 | в | 11 | в | 4 | ||||||
6 | ФИО | 16.2 | н | 4.19 | н | 28.5 | в | -10 | н | 210 | с | 6 | с | 3 | ||||||
7 | ФИО | 19.9 | н | 8.49 | н | 32.6 | н | 0 | н | 160 | н | 0 | н | 3 | ||||||
8 | ФИО | 15.3 | н | 4.57 | н | 27.7 | в | 7 | С | 2.33 | с | 15 | в | 4 | ||||||
9 | ФИО | 17.0 | н | 4.02 | н | 27.5 | в | 2 | н | 230 | в | 12 | в | 4 | ||||||
10 | ФИО | 15.6 | н | 4.22 | н | 31.7 | Н | 16 | в | 1.97 | н | 14 | в | 4 | ||||||
11 | ФИО | 16.2 | н | 4.53 | н | 27.2 | в | 4 | н | 2.16 | н | 14 | в | 4 | ||||||
12 | ФИО | 16.6 | н | 4.53 | н | 27.2 | в | 3 | н | 180 | н | 0 | н | 3 | ||||||
13 | ФИО | 14.4 | В | 4.16 | н | 32.3 | н | 3 | н | 2.15 | в | 3 | н | 4 | ||||||
14 | ФИО | 15.8 | н | 4.42 | н | 28.5 | с | 29 | в | 220 | с | 9 | в | 4 | ||||||
15 | ФИО | 16.0 | н | 5.01 | н | 27.7 | в | 7 | с | 230 | в | 3 | н | 4 | ||||||
16 | ФИО | 15.2 | н | 4.18 | н | 28.8 | с | 16 | в | 235 | в | 6 | с | 4 | ||||||
17 | ФИО | 14.9 | с | 4.10 | н | 27.4 | в | 17 | в | 2.28 | с | 3 | н | 4 | ||||||
18 | ФИО | 15.3 | н | 4.05 | н | 28.0 | в | 21 | в | 240 | в | 9 | в | 4 | ||||||
19 | ФИО | 16.3 | н | 7.02 | н | 26.7 | в | 0 | н | 220 | с | 14 | в | 4 | ||||||
20 | ФИО | 15.1 | н | 4.30 | н | 27.4 | в | 15 | в | 2.23 | н | 9 | в | 4 | ||||||
21 | ФИО | 14.4 | с | 4.03 | н | 26.9 | в | 24 | в | 2.70 | в | 15 | в | 5 | ||||||
22 | ФИО | 16.0 | Н | 4.18 | Н | 31.0 | н | 20 | в | 200 | н | 9 | в | 4 | ||||||
23 | ФИО | 18.2 | н | 5.47 | н | 29.9 | н | 4 | н | 190 | н | 2 | н | 3 | ||||||
24 | ФИО | 14.2 | В | 4.12 | Н | 26.7 | в | 7 | с | 225 | с | 11 | в | 5 | ||||||
25 | ФИО | 15.8 | н | 3.48 | С | 26.4 | в | 23 | в | 2.26 | н | 17 | в |
Средний бал – 3.88 %
Качество – 76%
Приложение 2
Упражнения для развития физических качеств
Рисунок 2.1 – Развитие моторики – как важной составляющей
профессионализма электромонтера
Рисунок 2.2 – Упражнение на развитие ловкости и координации
Рисунок 2.3 – Самостоятельное проведение обучающимся подготовительной части занятия по физической культуре