Конспект логопедического занятия по профилактике и предупреждению дискалькулии для детей с ТНР
Пояснительная записка к презентации
Конспект логопедического занятия по профилактике и предупреждению дискалькулии для детей с ТНР.
(подготовительная к школе группа)
Цель: закрепить знания детей по теме «Дикие животные», используя математические задания, направленные на предупреждение и профилактику нарушений счётных навыков.
Задачи:
Активизировать и расширять словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в ориентировке в пространстве. Закреплять понятия право-лево, вперёд-назад. Учить согласовывать имена существительные с прилагательными. Закреплять понятия больше-меньше и соотносить их с количеством предметов, с числительными. Учить образованию прилагательных от имён существительных, слоговому анализу. Учить соотносить количество услышанных звуков с цифрами. Закреплять в речи автоматизируемые звуки. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, чувство ритма, умение координировать речь с движениями, общую моторику. Воспитывать интерес к окружающему миру. Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции логопеда.
Оборудование: картинный материал для согласования числительных с существительными, раздаточный материал для закрепления понятий больше -меньше, палочки Кюизенера, наборы цифр по количеству детей, мультимедийное оборудование, аудио запись голосов животных.
Используемая литература: журнал «Дошкольная педагогика» №6 август 2016г. Статья С.Ю. Кондратьева, Е.А. Осипова Профилактика дискалькулии у детей с ОВЗ в условиях дошкольного образования.
Ход занятия:
Согласование числительных с существительными:
Логопед: ребята, подойдите к столу, выберете по одной карточке и сосчитайте всех, кто там изображён. Как их назвать одним словом, кто это? (дикие животные). Ребята вы уже догадались, сегодня мы будем беседовать о диких животных.
- Раздаётся звук, сорока стрекочет.
Ребята, проказница сорока украла и спрятала хвосты у животных. Хотите помочь животным вернуть хвосты? Только для этого мы должны попасть в лес. Выполняйте за мной:
через правое плечо три раза повернись,
левой ногой два раза топни,
в ладоши четыре раза хлопни,
по коленям стукнем раз - в лесу окажемся тот час!
Вот мы с вами и в лесу. Где же нам искать хвосты, как помочь животным?
2. Палочки Кюизенера. Смотрите вот и первое задание, которое оставила нам сорока, если мы с ним справимся, то и хвост чей то вернём. Нужно сложить из палочек зайца (дети выполняют задания по инструкции). Смотрите, первый хвост вернулся – хвост зайца. Отправляемся дальше, по лесу идём, хвосты заберём!
3. Развитие слогового анализа. Как вы думаете, кто живёт в дупле? Верно белка. Белка использует дупло ещё и как кладовую для своих запасов на зиму. Чем питается белка? Сорока не только украла хвост белки, но и перепутала все её запасы. Давайте поможем белке распределить все запасы по дуплам, может и хвост отыщется. В дупло под номером «один» мы положим предметы, в названии которых один слог, в дупло под номером «два» - предметы в которых два слога, а в дупло под номером «три» - предметы в названии которых три слога. Дети выполняют. А вот и хвост белки. По лесу идём, хвосты заберём!
Закрепление понятий «больше» - «меньше», соотнесение их с количеством.
Ребята прислушайтесь кто это ревёт? Это медведь. Сорока забрала хвост медведя, но если он сможет решить её задачу, то хвост вернёт. А медведь не может правильно решить, давайте ему поможем. Нужно сосчитать на своей карточке медведей и ежей и определить кого из них больше. Медведей будем обозначать квадратным камешком, а ежей круглым.
Дети выполняют задание, отвечают полным предложением. А вот и хвост медведя. По лесу идём, хвосты заберём.
Развитие слухового внимания.
Логопед: Устали, давайте присядем на полянку и немного отдохнём. Дети садятся на коврик (звучит запись стука дятла). Ребята, а почему дятла называют лесным доктором? Сосчитайте, сколько раз стукнет дятел по дереву. Закройте глаза и слушайте. Поднимите ту цифру, которая обозначает количество ударов (игра повторяется три раза). Вот и ещё один хвост – хвост волка.
«Будь внимателен».
Логопед: нам осталось вернуть последний хвост, хвост лисы. Лиса хитрый зверь, поэтому и задание от сороки тоже хитрое. Послушайте и ответьте:
- Кого больше зайцев или заячьих ушей?
- У кого больше лап у зайца или у медведя?
Дети отвечают. Молодцы! Все хвосты мы вернули своим хозяевам!
7. Образование относительных прилагательных.
Логопед: Это хвост медведя. Чей это хвост?
Дети: Это медвежий хвост.
Логопед: Это хвост лисы. Как скажем чей хвост? (лисий) и т.д.
Логопед: Звери нам очень благодарны, ну а нам самое время вернуться обратно в детский сад. Повторяйте за мной.
Два раза хлопнем.
Три раза топнем.
Один раз повернёмся и в детский сад вернёмся!
Итог: Ребята вам понравилось наше путешествие?