Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 6–7 лет «Звук [Р], буква Р»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11» города Смоленска
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей с ТНР 6-7 лет (подготовительная группа)
Тема: «Звук [Р]; буква Р»
Учитель-логопед
Прохоренкова Марина Юрьевна
Смоленск, 2023
Цель: устранение общего недоразвития речи у дошкольников 6-7 лет.
Задачи:
1) коррекционно – образовательные: развивать фонематического восприятие; развивать звуко-буквенный анализ и синтез; закрепить навык правильного произношения звука [р]; научить определять позицию звука [р] в словах; учить подбирать слова на заданный звук; познакомить с буквой р; научить образовывать сложные слова; развивать связную речь, отвечая полным предложением.
2) коррекционно – развивающие: развитие слухового восприятия, зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
3) коррекционно – воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: касса букв и слогов, бланки с изображением Р пунктиром среди других наложенных букв, бланки с изображением Р и других напечатанных букв.
План:
- Организационный момент
- игра «Назови ударный звук»
II. Сообщение темы
III. Изучение нового материала
- игра «Хлопни в ладоши»
- игра «Да - нет»
- игра «Веселый поезд»
- игра «Продолжи слово»
- игра «Слушай внимательно»
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- знакомство с буквой Р
- игра «Найди Р»
- игра «Слово рассыпалось»
- игра «Придумай слово»
VI. Итог
Ход занятия
I. Организационный момент
Игра с мячом «Назови ударный звук»
Логопед произносит слово, дети определяют, какой звук в нем ударный: пушка - [у], сок - [о], комар - [а], роза - [о] ...
- Сообщение темы
Логопед: Сегодня мы познакомимся со звуком [р]. Звук [р] - согласный, звонкий. При произношении звука [р] язык дрожит за верхними зубами.
III. Изучение нового материала
Игра «Хлопни в ладоши»
Дети хлопают в ладоши, услышав звук [р] среди других согласных звуков: м-р-к-р-п-н-р- ...
Игра «Да - нет»
Дети должны убрать картинки, в названии которых нет звука [р]: ракета, топор, корова, помидор, сумка, ромашка, хлеб, сыр, арбуз, дом, рак.
Игра «Веселый поезд»
Дети расставляют картинки в вагончики в зависимости от места звука [р] в слове - начало, середина, конец (картинки на доске).
Игра «Продолжи слово»
Логопед называет слог, а дети вспоминают слова, начинающиеся на этот слог:
ра - рама, радуга, радость, ракета .
ро - роза, роща, рот, Родина, Рома .
ру - рубашка, ручка, ручей, рукава, рукавицы
ры - рысь, рыба, рынок, рыжик, рыбак
Игра «Слушай внимательно»
Дети поднимают руку вверх, услышав звук [р] в тексте:
Рано-рано два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
К. Чуковский
IV. Физкультминутка «Вороны»
Проговаривание стихотворения с имитацией движений.
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
V. Закрепление изученного материала
Знакомство с буквой Р
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой Р, учат стихотворение:
Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь.
В. Степанов
Игра «Найди Р»
Дети обводят по пунктирной линии букву Р, находя ее среди других наложенных букв.
На другом бланке обводят Р в кружок, находя ее среди других букв.
Игра «Слово рассыпалось»
Дети составляют слова из букв, работая с кассой букв: ыср -сыр, ораз - роза, раыб - рыба, урик - руки.
Игра «Придумай слово»
Снег падает - снегопад Лист падает - листопад
Лес рубит - лесоруб Мясо рубит - мясорубка
По образцу, данному логопедом, дети образовывают сложные слова: соковыжималка, кофеварка, гололед, самокат, водооз и т.д.
VI. Итог
Логопед: О чем мы говорили на занятии? Молодцы! Отлично поработали.