Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучший конспект занятия «Профилактика девиантного поведения»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства
на лучший конспект занятия
«Профилактика девиантного поведения»
Подготовила
Педагог-психолог МОУ ВМР «СОШ № 17 г. Вольска Саратовской области»
Сорокина Любовь Николаевна
Цель: формирование здоровых установок и навыков поведения, снижающих вероятность девиантного поведения.
Задачи:
1. Формирование адекватной самооценки.
2. Формирование навыков принятия решения, умения сказать «нет».
3. Умения определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор.
Ход занятия
I этап – Приветствие.
Вводное слово.
-Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам поздороваться известными вам способами. Например, помахать рукой, рукопожатие и т.д.
Дети предлагают свои варианты.
II этап – Разминка.
-Давайте с вами немного поиграем, настроимся на общение. Я предлагаю вам игру, для эмоционального настроения и разрядки.
Психологическое упражнение «Заяц-заяц»
Цель: эмоциональная разрядка, создание атмосферы работоспособности в группе.
Группа задает единый ритм – два хлопка в ладоши – назвать дважды свое имя; два хлопка по коленям – сначала свое имя, затем имя, кому передаешь ход. Темп можно увеличивать.
III этап - Основная часть.
-Сегодня с вами мы будем говорить о поведении, которое отклоняется от общепринятых норм, оно называется девиантным.
Определение для детей (на доске)
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм, т.е. социальных норм.
-Как вы думаете, что такое социальные нормы? (ответы детей)
Определение для детей: (на доске)
Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.
Обсуждение новых понятий.
-Сегодня мы будем говорить о том, как же противостоять чужому давлению так, чтобы уметь отстоять свои позиции, не нарушая социальные общепризнанные нормы и правила.
1. Упражнение «Закончи предложение»
Цель: побудить учащихся к положительным мыслям о себе и собственных достижениях.
Все встают в круг. Необходимо закончить предложения, начинающиеся словами: «Я горд, что я…», «Я счастлив, когда…», «Я лучше всего выглядел, когда…», «Мне было веселее всего, когда я…».
2. Упражнение «Последствия».
Цель: рассмотреть этапы волевого акта, связанного с выбором цели и способа действия.
Материал: карточки с заданиями.
Предлагаются карточки с заданиями. Необходимо выполнить роли:
1 – выполнить действие;
2 – последствия действия через час;
3 – последствия действия через месяц;
4 – последствия действия через год;
5 – последствия действия к конце жизни.
Первый ученик выполняет первое действие, затем следующий второе и так далее. Затем первому ученику задается вопрос «Будешь ли ты совершать это действие, зная его последствия».
Карточки: «Ты подарил девочке букет роз», «Ты помог старику перейти дорогу», «Ты выпил стакан водки», «Ты разбил мамину любимую вазу», «Ты обманул учителя, что выполнил урок».
Рекомендация: Независимо от ответов, педагог благодарит всех за участие в игре. Допустимо только безоценочное комментирование «Это – твое право, это – твой выбор».
3. Упражнение «Приглашение и отказ»
Цель: продемонстрировать и обсудить необходимость гибкости в общении.
Материал: два чистых листа.
1-й этап:
На одном листе первый ученик записывает формулировку возможного отказа на предложение поиграть. Затем он загибает часть листа с ответом и передает соседу, для того что он добавил свой способ отказа, далее по кругу каждый записывает свой вариант отказа. Затем один из учеников зачитывает вслух, записанное на листе.
Рекомендация: Обсудить с учащимися, как бы они почувствовали себя, если бы один или несколько таких отказов были бы сказаны им.
2 этап:
На втором листе бумаги пишут один из способов приглашения куда-нибудь поиграть. Затем загнуть часть листа и передать соседу, чтобы он написал свой вариант приглашения. Далее по кругу каждый записывает свой вариант приглашения. Затем зачитывается вслух одним или несколькими учениками.
Рекомендации: Обсудить вопросы:
- Как произносится приглашение? Тепло? Дружелюбно?
- Какой при этом голос? Громкий? Мягкий?
- Какие слова подбираются?
- Если бы люди говорили так с вами, чтобы вы чувствовали?
IV этап – Заключительная часть.
-Сегодня мы с вами учились сказать «нет», аргументировать свою позицию, задуматься о последствиях своих действий и поступков.
-Какие последствия в жизни имеют для нас те действия и поступки, которые мы совершаем сейчас?
-Должны ли мы сами оценивать свои поступки?
-Возможно ли сказать «нет», если ты не готов или не хочешь совершать какие-то действия?
V этап – Рефлексия.
Упражнение «Цветик - многоцветик»
Материал: лист ватмана с нарисованными на нем цветами с лепестками по количеству участников.
На листе ватмана нарисован цветок (несколько цветков), количество лепестков должно соответствовать числу детей. Дети выбирают для себя цвет лепестка, который наиболее подходит к настроению на занятии. Затем дети раскрашивают каждый свой лепесток.
Чтобы определить настроение детей по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение; красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
2022г.