12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любовь Попова1816
Мичуринск
Материал размещён в группе «Дошкольники»

Занятие в подготовительной группе ДОУ на тему:

«Профилактика девиантного поведения дошкольников»

«Привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь»

Аристотель



Цель: Создание условий, направленных на предупреждение девиантного поведения у детей дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

Формировать понятия «правильно» и «неправильно» с помощью литературных произведений (на основе анализа проблемной ситуации).

Закреплять навыки общения, элементарные знания о правилах поведения.

Развивающие:

Развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения.

Развивать умение выражать словами отношение к поступкам других, находить оптимальные выходы из сложной ситуации.

Воспитательные:

Воспитывать интерес детей к окружающим людям и желание их понять, доброжелательное отношение к окружающему миру через развитие лучших качеств.

Предварительная работа: Чтение произведений Л.Н.Толстого «Косточка», Н. Носова «Огурцы», В. Осеевой «Долг», «Волшебное слово». Дидактические игры ««Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай»: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Ход игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Можно – нельзя»: уточнить и закрепить правила поведения в общественных местах; воспитывать уважение к людям, умеющим вести правильно в общественных местах, вызвать желание подражать им; учить быть осмотрительным, внимательным; воспитывать у детей самостоятельность, уверенность в себе.

Ход игры. На столе лежат иллюстрации с изображением общественных мест (транспорт, театр, музей, улица, праздник на городской площади, поликлиника, магазин, подъезд дома).

Воспитатель показывает иллюстрацию и спрашивает, что нужно делать, например, в театре? В театре нужно внимательно слушать и смотреть; выключить мобильный телефон; хлопать в ладоши.

Что нельзя: громко говорить, показывать пальцем, бегать, хлопать дверью (и т. д., также в зависимости от ситуации).

Материалы и оборудование: психокоррекционная сказка «Калейдоскоп»; куклы, машинки, мячи, игрушечная посуда; запись «Шум леса»; минусовка песни «Дружба».

Ход ООД

Приветствие на ковре

Воспитатель: Когда встречаются воспитанные люди, они обязательно приветствуют друг друга или говорят, здравствуйте. Давайте и мы сделаем тоже самое, но не как обычно. Воспитатель поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!».

На время упражнения включается тихая запись «Шум леса».

А теперь тихим таинственным голосом говорит воспитатель, возьмитесь за руки. Мы одно большое и очень доброе животное. Давайте послушаем, как это животное дышит. А сейчас подышим вместе. На вдох делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доб­рое сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе». Мы с вами приготовились к занятию, проходим за столы и садимся.

1 часть

Воспитатель: Давайте посмотрим вокруг. Что мы видим? Столы, стулья, игрушки. Как вы думаете, кто может брать эти игрушки, садиться за столы, стулья. Все дети. Чьи эти игрушки? Садовские.

Теперь давайте посмотрим на игрушки на столе у окна. А эти игрушки чьи?

Ответы детей.

Воспитатель: Каждый из нас тоже может взять любую игрушку со стола и поиграть с ней?

Ответы детей.

Воспитатель: Эти игрушки, принесли с собой ребята из дома, поэтому, вначале нужно спросить разрешения у хозяина. Как вы можете сделать это, с помощью каких слов?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы поиграем в игру «Попроси игрушку»

Девочки и мальчики становятся в пары. Мальчики возьмут в руки любой предмет, из лежащих на моем столе: машинку, куклу мяч т. д. Девочки должны попросить этот предмет.

Инструкция участнику 1: Ты держишь в руках игрушку, которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать.

Инструкция второму ребенку: Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали.

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Воспитатель: Вот видите, ребята, оказывается с помощью самых простых слов можно добиться очень многого.

Динамическая пауза. Игра «Пустой стул»:     Дети делятся на две команды.  Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку.    Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках.

Затем команды меняются местами.

 2 часть

Воспитатель: Но не всегда чужую игрушку дети хотят попросить. Бывают такие неприятные ситуации, как в сказке, которую мы с вами сейчас послушаем.

Сказка «Калейдоскоп»

Морская свинка Дуся ходила в детский садик. Ей там очень нравилось. «Там всегда весело», — говорила она своей семье.

У Дуси был друг — Хомячок Яша. Они любили играть вдвоем. Однажды Хомячок Яша принес в детский сад калейдоскоп. Эта удивительная игрушка заинтересовала всех зверят. Каждый хотел посмотреть, как один узор сменяется другим.

Морская свинка Дуся как завороженная смотрела в калейдоскоп. Но так как желающих было много, поиграть с калейдоскопом ей удалось недолго.

После полдника всех зверят повели на прогулку. Хомячок Яша с калейдоскопом в лапах шагал рядом с Дусей.

Яша, а ты свою игрушку домой понесешь? — спросила Морская свинка Дуся.
— Конечно, Дуся, понесу, а то еще тут потеряется, — ответил Хомячок.

Морская свинка Дуся призадумалась: «Если калейдоскоп потеряется, Яша не сможет забрать его домой. А я так мало в него поиграла, да и семья морских свинок такой игрушки никогда не видела».

И вот Хомячок Яша побежал кататься с горки, оставив калейдоскоп у лесенки. Дуся незаметно переложила калейдоскоп к ближайшим кустам. «Дело сделано!» — довольно пискнула она.

—  Яша! Хомячок Яша, твой папа пришел! — позвала воспитательница Мудрая Черепаха.

Хомячок последний раз скатился с горки и побежал к папе.

—  Пока, Яша! — помахала другу Дуся.

До завтра, Дуся! — крикнул Хомячок Яша и пошел домой, семеня за папой.

Скоро и за Морской свинкой Дусей пришла мама. Малышка побежала было к маме, но неожиданно вернулась обратно и достала из кустов калейдоскоп Хомячка Яши. Мама - морская свинка торопилась и не заметила у своей дочери чужой игрушки.

Вечером Дуся показала калейдоскоп своим родителям. Ей хотелось поделиться с ними своей радостью, ведь такая игрушка есть не у каждого. Но Мама - морская свинка почему-то нахмурилась.

—  Дуся, расскажи нам с папой, откуда у тебя этот калейдоскоп? — спросила она.

Я нашла его, — ответила Дуся.

Это очень хорошая находка, — согласился Папа - морская свинка, — но подумай, как грустно сейчас тому, кто потерял эту замечательную игрушку.

Наверное, его родители не знают, как успокоить бедного малыша, — добавила Мама - морская свинка.

—  Ну, наверное, Хомячок уже наигрался в свою игрушку, раз забыл ее в кустах.

Так ты все-таки знаешь, чья это игрушка? — сказала Мама - морская свинка и вопросительно посмотрела на Дусю.

—  Это Яша — Хомяк-растеряша. Он забыл калейдоскоп и ушел домой. — Морская свинка Дуся смотрела в пол, а ее щечки покраснели.

—  Помнишь, Дуся, мы гуляли с тобой в парке и забыли твой любимый шарик? — спросил Папа - морская свинка.

И как потом ты плакала, а мы бегали по парку и искали его, и я не знаю, что бы мы делали, если бы не нашли твой шарик, — добавила Мама - морская свинка.

Морская свинка Дуся подумала о Хомячке Яше, и ей стало грустно.

Я просто хотела поиграть в калейдоскоп, ведь у меня нет такого. Но я не могла представить, что Хомячок Яша будет плакать, потеряв свою игрушку, — сказала она.

Мы рады, что ты это поняла. Запомни, Дуся: не стоит брать того, что тебе не принадлежит, даже если эта вещь тебе очень нравится, — сказал Папа -морская свинка, обняв Дусю.

На следующий день Морская свинка Дуся принесла калейдоскоп в садик. Она чувствовала себя неловко, казалось, что все зверята вокруг знают о ее плохом поступке. По дороге у Дуси подкашивались лапки, ей было очень стыдно.

Когда Хомячок Яша увидел свою игрушку, он обрадовался. Подбежав к Морской свинке Дусе, он чмокнул ее в носик и, прыгая от радости, закричал:

—  Дуся, ты нашла его! Ты нашла мой любимый калейдоскоп! Ура! Ты настоящий друг! Давай поиграем вдвоем: будем крутить калейдоскоп и показывать друг другу самые красивые узоры!

И они вместе дружно играли все утро. Дусе было приятно смотреть, как веселится Хомячок Яша, но ей все равно было немного обидно за свой поступок: Хомячок Яша считает ее настоящей подругой, а она вчера взяла его игрушку и не подумала, что он будет без нее переживать и плакать. «Надо признаться», — решила Дуся.

Воспитатель останавливается на этом эпизоде и беседует с детьми по содержанию сказки:

Какую игрушку принес Хомячок Яша в детский сад?

О чем думала Морская свинка Дуся, когда прятала Яшину игрушку?

Почему родители были недовольны поступком Морской свинки Дуси?

Принесла ли Дусе радость чужая вещь? Почему?

Как вы думаете, плакал ли Яша дома об игрушке? Почему? (Ему стало обидно, хотелось в игрушку поиграть.)

Правильно ли поступила свинка Дуся в начале сказки?

Как бы вы поступили на ее месте?

Можно ли так поступать?

Что сделала свинка Дуся, когда пришла на другой день в сад?

Воспитатель предлагает дошкольникам предположить, как закончилась сказка. Выслушать ответы детей и закончить чтение произведения.

«Дуся все рассказала Хомячку Яше. Хомячок внимательно выслушал ее и сказал:

Ты сильная, потому что решилась рассказать правду, и я думаю, что ты все поняла. Друзья познаются в беде. Я верю, что ты больше никогда не будешь совершать плохих поступков».

С тех пор Морская свинка Дуся никогда не берет чужого без спроса».

В конце беседы воспитатель делает обобщение:

Как Дуся поняла, что поступила плохо? (Поставив себя на место Хомячка Яши, Дуся поняла, что поступила плохо).

А как поступил Яша? Ответы детей.

Как вы думаете, прощение — это признак силы или признак слабости?

Почему так важно прощать других?

Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признать свою вину. В этом вам помогут волшебные слова: «Извини», «Я больше так поступать не буду», «Давай играть вместе».

Итог: Каждый из вас знает, что нельзя брать чужое. Я думаю, что дети нашей группы всегда найдут нужные слова, чтобы попросить игрушку у своего друга и никогда не будут брать без разрешения чужие вещи.

Звучит минусовка песни «Дружба», автор Любаша.

Дети выходят из-за столов на ковер, встают в круг и произносят слова речевки:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

Занятие закончено.



Список электронных источников и литературы:

https://doshkolniki.org/psixologiya/skazkoterapiya/kalejdoskop.html

https://infourok.ru/kartoteka-ritualov-nachala-i-okonchaniya-zanyatiya-4141845.html

https://mdobuds5.edusite.ru/p188aa1.html

Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков М., 1990 Ковалева А.И., Социализация личности: норма и отклонение.-M/, 2006.

Флейк-Хобсон К. Мир входящему: развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 2008.

Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения. Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой.-M.:ТЦ Сфера, 2003.











Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.