12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Межуева Марина Викторовна83

Межуева Марина Викторовна,

педагог-психолог МБОУ «Лицей №12 г. Лениногорска» МО «ЛМР» Республики Татарстан



Поиск способов конструктивного решения конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса.

Форма проведение: практическое обучающее занятие с элементами психологического тренинга.

Продолжительность: 1 часа.

Цель: профилактика конфликтных ситуаций среди участников образовательного процесса.

Целевая аудитория: педагогический коллектив.



Демонстрация видеоролика об эффекте Розенталя (эксперименты Розенталя).

Обозначение специфики конфликтов в образовательных процессах (презентация):

1. Предметом конфликта является статус в иерархизированной системе отношений (важно обязательно быть замеченным, признанным);

2. Предметом конфликта является показатель идентичности, принадлежности (ориентация на некоторую групповую норму или демонстративное поведение с расчетом на то, что оно будет замечено тем сверстником или группой, связь с которыми нуждается в восстановлении или построении);

3. Предметом конфликта является разрывность в некотором внешнем предметном материале (что-то требует переделки, преобразования, но для осуществления этой переделки необходимо усилие над собой);

4. Предметом конфликта является чувство самоценности (защита самооценки);

5. Предметом конфликта является чувство ответственности (переживание собственной вины за неудачу, недействие, неумение).

Обсуждение способов решения конфликтных ситуаций на примерах (кейсах). Групповая форма работы, каждая группа получает свой кейс, приводит аргументированное решение.

Кейс «Карандаш и ручка»

Во время перемены в кабинете начальных классов произошла ссора между мальчиками: Вадим отобрал карандаш и Ильи. Илья забрал в ответ ручку с парты Вадима. После этого мальчики начали толкать друг друга и обзывать. Вадим очень сильно толкнул одноклассника и тот спиной ударился об Оксану, стоящую у соседней парты. Оксана по инерции налетела на спинку парты и ударилась спиной. От сильной боли девочка заплакала. Испуганные мальчики немедленно сообщили о случившемся классному руководителю. Девочка попала в больницу с диагнозом: «перелом позвоночника».


Кейс «Пятнашки»

Во время перемены одноклассники играли в пятнашки. В игре были задействованы почти все ученики. Девочка Марина пробегала мимо Коли и, решив, что он в игре, «запятнала» его легко ударив по плечу. Николай это воспринял как удар, развернулся и с оскорблениями налетел на девочку, ударив ее несколько раз, один удар пришелся по лицу. За девочку заступились одноклассники, оттащив мальчика от нее. После этого Николай схватил стул и помчался за одноклассниками, выкрикивая, как он ненавидит их. Конфликт остановил учитель, проходящий мимо. Во время урока участники конфликта не общались. На следующей перемене к Николаю подошла старшая сестра Марины и, резко развернув его к себе, оскорбила и толкнула, от чего мальчик упал на пол. Разъяренный Николай набросился на сестру Марины и, повалив ее на пол, стал наносить удары по спине. Вовремя подоспевший дежурный учитель прекратил драку.


Кейс «Дай списать»

Во время урока математики произошел конфликт между Никитой и Алексеем. Никита пытался списать вариант у соседа по парте, но тот грубо отказал ему, оскорбив так громко, что услышал весь класс. Никита встал из-за парты и ударил учебником Алексея, сказав, что разбираться они будут после уроков за школой. В течение всего оставшегося времени урока Никита

ничего не делал, а только кидал различные мелкие предметы в Алексея, несмотря на замечания учителя. Конфликт разрастался.


Кейс «В раздевалке»

Во время перемены в раздевалке спортивного зала произошел спор между девочками. Маша утверждала, что ее спортивный костюм куплен в специализированном магазине спортивных товаров и имеет высокую цену. Рита утверждала, что такой костюм она видела на «китайском» рынке

и стоит он «копейки» и качество вещи плохое. Алиса вмешалась в спор и сказала, что каждый живет насколько позволяют финансы. Никто не ожидал яркой реакции Маши, которая оскорбила одноклассниц, обвинила их в том, что те слишком много о себе воображают, а сами «пустышки». Девочки громко ругались, а потом Маша вытолкнула Риту из раздевалки, несмотря на то, что одноклассница не успела надеть футболку. Разгневанная Рита ворвалась в раздевалку и ударила Машу по лицу. Драку прекратил учитель физкультуры. На его вопрос о том, что произошло, девочки отказались отвечать. Алиса не знала, как поступить с одноклассницами и

обратилась к классному руководителю.


Кейс «Дежурный»

Во время перемены Дежурный по школе Ваня пытался остановить пробегавшего мимо Никиту. Никита оттолкнул Ваню, после чего дежурный пнул нарушителя по ноге. Разозлившийся Никита оскорбил Ваню и назвал неприличным словом маму Ивана. В это время дежурный учитель остановил

«разборки» подростков и отправил на урок. После уроков, по просьбе Ивана,

одноклассник Паша вызвал Никиту на разговор и передал информацию от Ивана о месте и времени встречи подростков. После уроков на улице встретившиеся подростки долго ругались, после чего разъяренный Иван ударил по щеке Никиту и пояснил ему, что это за маму. Никита убежал домой и все рассказал родителям. Разъяренные родители пришли в школу поговорить с обидчиком сына и свидетелями драки, но в последний момент решили обратиться к классному руководителю.



Упражнение. «Рассерженные шарики».

Цель: обучение адекватному способу выражения чувств, снятие эмоционального напряжение, негативных эмоций у участников данного занятия.

Описание: Попросить надуть воздушный шарик и завязать его (при необходимости помочь). Маркером на шарике можно нарисовать злую «рожицу». Предложить растоптать шарик, чтобы он взорвался, лопнул.

Рефлексия всего занятия.

Литература:

    Современные технологии в работе психолога: учебно-методическое пособие/Мин-во по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Респ. Центр молод., инновац. и проф. программ. – Казань: РЦМИПП, 2012.

    Шакуров Р.Х., Гарифуллин Р.Р. Психологические основы профилактики наркомании среди учащихся. – Казань: Школа, 2002.

    Хасан Б.И., Дюндик Н.Н. и др. Образование в области профилактики наркозависимости и других аддикций. – Красноярск, 2003.

    Кейсы школьной службы примирения. КГБУ ДПО «Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования». – Барнаул, 2017.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.