Рабочая программа учебного курса «Профессия медик» (9 класс)
АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЗОВСКОГО РАЙОНА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МКОУ ГАЗ-САЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрена на методическом объединении _____________ 2021 г. Протокол № Руководитель методического объединения ____________________________________ (подпись, ФИО руководителя) | Рекомендована методическим советом МКОУ ГСОШ ____________ 2021 г. Протокол № __ Руководитель методического совета ________________________________ (подпись, ФИО руководителя) |
УТВЕРЖДЕНА
Приказ от ___ августа 2021 № _______
Директор учреждения ___________А.П.Кайль
Рабочая программа
учебного курса
«Профессия медик»
9 класс.
Срок реализации программы 2 года
Разработал: Пальянов Евгений Леонидович
учитель биологии,
I квалификационной категории
с. Газ-Сале 2021г.
Аннотация для родителей и учащихся
Элективный курс «Профессия медик» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.
Курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, он рассчитан на 34 часа, из них 3 часа выделено на посещение медучреждений и 4 часа на практические работы.
Цель: профессиональное самоопределение учащихся основной школы.
Задачи:
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся основной школы, выбору профиля обучения на старшей ступени образования.
Сформировать понятие учащихся основной школы о профессиях, требующих биологических знаний.
Развивать навыки сохранения и укрепления здоровья.
Углублять знания учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, профилактике заболеваний и правилах оказания первой помощи.
Сроки реализации программы: предпрофильная подготовка учащихся 9 классов, 34 часа.
Основные принципы отбора и структурирования материала:
Программа курса включает круг вопросов, показывающих проблемы и задачи медицины в человеческом обществе, знакомит со структурой здравоохранения, формами традиционной и нетрадиционной медицины, включает лабораторные работы, самонаблюдения, упражнения, полезные советы, основы первой медицинской помощи при бытовых травмах.
В процессе освоения программы курса учащиеся знакомятся с разнообразными учебными заведениями, в которых можно получить медицинское образование. Также предусматривается выполнение практических работ, которые позволяют углубить и расширить знания учащихся в области общей и возрастной физиологии, психологии, гигиены. Успешному решению задач курса будет способствовать организация встреч с медицинскими работниками, студентами и выпускниками школы из профильных медицинских вузов.
Особенностью курса является то, что он требует активной творческой работы учащихся: обсуждение проблем, работа над проектами, написание докладов и рефератов.
Методы обучения:
методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность;
учащихся, лабораторно-практические работы, графические работы, развивающие творческую инициативу учащихся;
интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач);
самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, обеспечивают информационно-коммуникационную компетентность.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий: Преподавание элективного курса предусматривает внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. Старшая школа ориентирована в большей степени на поступление в ВУЗ. В этой связи при изучении курса предусматривается лекционно-семинарская система занятий.
На лекции предусматривается крупноблочное изложение материала, раскрытие основных ключевых позиций.
Семинар предполагает творческое изучение программного материала. На этих занятиях происходит углубление, расширение и детализация материала. Подготовка к ним предусматривает организацию индивидуальной и групповой работы учащихся, поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать знания, делать выводы. Семинары могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, ролевых игр, круглых столов.
При проведении практических занятий целесообразно использование ресурсов медицинского кабинета, а также сотрудничество с медицинским работником.
На занятиях предполагается демонстрация слайдов, учебных видеофильмов, мультимедийного приложения, атласов, таблиц, что будет способствовать визуализации предоставляемой информации и успешному усвоению материала.
Кроме классно-урочной системы предполагается проведение экскурсии в медицинскую лабораторию. интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, лабораторные работы, защита творческих проектов и др.
Предполагаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
основные медицинские специальности;
современные достижения медицины;
правила оказания первой помощи;
информацию о медицинских учреждениях города и округа и региона, требования к студентам медикам.
Учащиеся должны уметь:
планировать и проводить самонаблюдение, лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследования, формулировать выводы;
готовить рефераты, сообщения, работать над проектами, пользоваться дополнительными источниками информации.
У учащихся должны быть сформированы следующие компетенции:
1. Учебно-познавательные:
определять наиболее рациональную последовательность при выполнении практических работ;
самостоятельно оценивать свою деятельность;
уметь выделять причинно-следственные связи;
творчески решать практические задачи.
2. Коммуникативные:
вести диалог, выступать публично;
участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
убеждать, доказывать, формулировать выводы.
3. Общекультурные:
управлять своим поведением, настроением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива;
соблюдать технику безопасности при выполнении практических работ.
4. Информационные:
конспектировать прочитанное, осуществлять пометки, выписки, составлять тезисы;
описывать полученные результаты, делать выводы;
использовать ресурсы Интернет при составлении презентаций.
Формы контроля
Сообщения, выступления.
Рефераты.
Практические работы.
Проектные работы.
Решение ситуационных задач
Тестовые задания
Для стимуляции личностного роста можно использовать балльную систему мониторинга достижений, фиксируя результаты в приведенной ниже таблице.
Ф.И. учащегося | Тема | Работа в группе | Устный ответ | Выступление с докладом | Практическая работа | тестирование | Защита проекта, презентация. |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
В результате освоения программы курса учащиеся должны защитить проект или представить презентацию. При успешной защите учащиеся получают зачет.
Характеристика ресурсов:
Электронные таблицы, динамические пособия, учебные диски, видеофильмы, инструктивные карточки, электронные тесты, интерактивные задания, презентации, ресурсы Интернета, флэш- анимации.
Примерный учебно-тематический план. (34 ч.) (1 ч. в неделю)
Разделы программы | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Теор. | Практ. | |||
I. История Медицины | 4 | 4 | | Оценка сообщений. |
II. Узкие врачебные специальности и квалификации. | 16 | 9 | 7 | Оценка сообщений, отчет об экскурсии. |
III. Нетрадиционная медицина. | 4 ч. | 3 | | Оценка сообщений |
IV. Практическая часть. | 11 | 1 | 10 | Защита проектов. Анализ выполнения практической работы |
Примерное поурочно-тематическое планирование
теория - практика -
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Вид занятия | |
Теория | Практика | |||
| Раздел I. История медицины (4 часа). | |||
1. | Зарождение и развитие медицины. | | 1 | |
2. | Профессия врач. | | 1 | |
3. | Путь к профессии. | | 1 | |
4. | Области профессиональной деятельности специалистов. | | 1 |
|
| Раздел II. Узкие врачебные специальности и квалификации (16 ч.). | |||
1. | Профессия – врач терапевт. | | 1 | |
2. | Экскурсия в поликлинику. | | | 1 |
3. | Профессия – врач хирург. | | | 1 |
4. | Профессия – врач кардиолог. | | | 1 |
5. | Профессия – врач стоматолог. | | 1 | |
6. | Профессия – врач гинеколог. | | 1 | |
7. | Профессия – врач педиатр. | | 1 | |
8. | Экскурсия в медицинское училище. | | | 1 |
9. | Профессия – врач уролог. | | 1 | |
10. | Профессия – врач офтальмолог. | | | 1 |
11. | Профессия – провизор. | | 1 | |
12. | Профессия – врач по специальности медицинская биохимия. | | 1 | |
13. | Профессия – врач по специальности медицинская биофизика. | | 1 | |
14. | Профессия – врач по специальности медицинская кибернетика. | | 1 | |
15. | Конференция – Врачи – Наследники Гиппократа. | | | 1 |
16. | Экскурсия в аптеку. | | | 1 |
| Раздел III. Нетрадиционная медицина. | |||
1. | Фитотерапия. | | 1 | |
2. | Гомеопатия. | | 1 | |
3. | Косметология. | | 1 | |
4. | Ароматерапия | | 1 | |
| Раздел IV. Практическая часть. (11 ч.). | |||
1. | Остановка дыхания. Потеря пульса. | | | 1 |
2. | Переломы костей и смещения. | | | 1 |
3. | Припадок судороги. | | | 1 |
4. | Кровотечение. | | | 1 |
5. | Ожоги. | | | 1 |
6. | Травмы глаз. | | | 1 |
7. | Утопление. | | | 1 |
8. | Удушье. | | | 1 |
9. | Повреждение головы, шеи и спины. | | | 1 |
10. | Ручные методы искусственного дыхания. | | | 1 |
11. | Обобщающий урок. | | 1 | |
Что такое медицина, когда она возникла и как развивалась.
В России система медицинского образования формировалась в течение двух с половиной столетий. Первые учебные медицинские заведения в нашей стране создавались в г. Москве. В Средневековой Руси обучение лекарскому делу носило характер ремесленного ученичества. Первая на Руси лекарская школа была открыта в Москве в 1654 г. Ученики изучали латинский язык и формацию. Слова «медик» и «медицина» латинского происхождения – они пришли к нам из Древнего Рима и появились в европейском лексиконе только после распространения латыни как языка европейской учености (т.е. в начале нашей эры). Учебных пособий не было. Проводимые Петром I реформы способствовали развитию медицинского дела и становлению медицинского образования в России. В 1707 г. в России был открыт первый Московский госпиталь и госпитальная школа, которая готовила лекарей-хирургов. Сегодня это центральный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко. Первый в нашей стране университет был учреждён 12 января 1755 г. (ныне МГУ им. М. В. Ломоносова) указом императрицы Елизаветы Петровны – дочери Петра Великого. После создания Московского университета и медицинского факультета при нём подготовка медицинских кадров в России развивалась стремительными темпами. К началу XX столетия подготовка врачебных кадров в России велась на медицинских факультетах 9 университетов. В 1930 г. все медицинские факультеты университетов были выведены из состава университетов и стали самостоятельными медицинскими институтами. Так медицинский факультет МГУ получил новый статус и новое название - 1-ый Московский медицинский институт (впоследствии Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова). В структуре созданных медицинских институтов в нашей стране впервые в истории началась профильная подготовка врачей-педиатров. В 1936 г. были открыты новые факультеты – стоматологические и фармацевтические, а затем и медико-биологические факультеты, готовящие врачей-биофизиков, врачей-биохимиков и врачей-кибернетиков для системы здравоохранения. Со времен Древнего мира в медицине обозначились 2 основных направления: лечение внутренних болезней (терапия) и хирургия. В средневековой Западной Европе медицина, которая занималась лечением внутренних болезней, отмежевались от хирургии. В эпоху Возрождения в медицине наметилась заметная специализация. В России основы отечественной терапии заложили московские врачи М. Я. Мудров, С. П. Боткин. М. Я. Мудров – основоположник отечественной клиники внутренних болезней. С. П. Боткин – создал крупнейшую в России научную терапевтическую школу и положил начало клинико-экспериментальному направлению в отечественной медицине. Он открыл инфекционную природу желтухи; работал в области патологию сердца и сосудов. Во второй половине XIX столетия внутренняя медицина разделилась на узкие направления, но в центре оставалась терапия.
Профессия врач.
Выбор профессии – одно из самых ответственных решений принимаемых в жизни. Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо, прежде всего, оценить свои способности и разобраться в своих интересах, проанализировать свои сильные и слабые стороны. И конечно, нужно знать требования, которые она предъявляет к личным качествам человека. Принимая решение о поступлении на медицинские специальности, надо быть готовым к освоению тяжелейшей программы. Готовясь стать врачом, каждый должен протестировать себя на способность к состраданию. Без этого врача не бывает! Врач должен быть человеком безупречной нравственности, ибо как говорили древние греки « кто успевает в науках и отстаёт в нравственности, тот более вреден, нежели полезен». Медицинская этика определяет нравственную ценность стремлений и поступков в сфере медицинской деятельности. Профессия врача, так же как и профессия медицинской сестры – тяжёлый и вдохновенный труд, требующий глубоких знаний и полной отдачи, бескорыстия и самоотвержения, милосердия и одержимости, великого терпения и душевной щедрости. На это способен не каждый человек. Врач должен быть широко и системно образован. Великий Пирогов говорил, что подготовка врача должна базироваться на трёх неразрывных составляющих: фундаментальном образовании, науке и медицинской практике. Надо подготовить себя к ежедневной кропотливой работе, которая часто не подразумевает второго шанса, не терпит двойной морали и не приемлет второсортности результата. Медицина – не та сфера деятельности, которую можно было бы выбирать по финансовым соображениям. Ошибка в любой сфере медицинской науки и практики не имеет финансового измерения, потому что цена её – человеческая жизнь. Врач в процессе своей работы выполняет определённые виды деятельности:
a) принимает и осматривает больных, беседует с ними и начинает лечение;
b) информирует людей о состоянии их здоровья;
c) оказывает людям медицинскую помощь;
d) разрабатывает новые технологии, методы диагностики и лечения болезней, внедряет эти методы в здравоохранение.
Поэтому необходимо с помощью диагностики выявить личностные качества, интересы, склонности и профориентационную направленность. Необходимо обладать информацией характеристики конкретной профессии:
- какая требуется профессиональная подготовка;
- физиологические и психологические особенности труда;
- медицинские противопоказания.
Профессия типа «человек-человек». | ||
| Склонности и умения. | Профессионально важные личностные качества. |
1. | Умение внимательно выслушать людей. | Внимательность. |
2. | Легкость общения с людьми. | Коммуникативные способности. |
3. | Умение самостоятельно организовать свою работу. | Личная организованность, дисциплинированность, ответственность. |
4. | Управление людьми. | Умение управлять собой. |
5. | Чуткость и доброжелательность к окружающим. | Быстрая переключаемость внимания. |
Профессия врач – профессия высококвалифицированного труда, требующая профессиональной подготовки. Выбор профессии – это и выбор вида и формы обучения, выбор учреждения профессионального образования.
Путь к профессии.
Выбор профессии – дело всей будущей жизни. Оттого, кем станет человек, зависит Ваша судьба: содержание каждого дня, круг друзей и знакомых, образ жизни и будущая семья, и в итоге – смысл всей жизни. Принятое решение должно быть продуманным, взвешенным и обоснованным. Для принятия аргументированного и глубокого осознанного решения надо:
1) Трезво оценить свои способности и разобраться в своих интересах;
2) Надо иметь представление о профессии, которую выбираете;
3) Следует узнать о сроках обучения, программе, условиях и трудностях учебы по избранной Вами специальности;
4) Надо иметь ясное представление о перспективах и условиях работы после окончания обучения.
Высокопрофессиональное образование должно совершаться непрерывно. Система непрерывного профессионального образования имеет 3 основные ступени:
- начальное профессиональное образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Образовательные учреждения среднего медицинского и фармацевтического образования – это медицинские училища и колледжи, которые сотрудничают с вузами медицинского профиля. В настоящее время в Москве – 16 медицинских колледжей и 18 медицинских училищ. По окончании колледжа выпускники получают начальное профессиональное образование. У них есть возможность продолжить обучение по специальности на II или III курсе высшего учебного заведения.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования готовят специалистов с квалификацией (степенью).
- бакалавр (4 года).
- магистр (2 года).
Лица, успешно усвоившие программу высшего профессионального образования и прошедшие итоговую аттестацию, получают документы:
- диплом бакалавра.
- диплом специалиста.
- диплом магистра.
В Российской системе профессионального образования (медицина) последипломное образование предусматривает следующие формы обучения:
- ординатура (2-5 лет)
- аспирантура (3 года)
- докторантура (2 года)
Ординатура – форма последипломного высшего медицинского образования под руководством опытных врачей-специалистов. Обучение в ординатуре возможно как по основным врачебным специальностям в соответствии с дипломом о высшем образовании ( терапия, стоматология, клиническая лабораторная диагностика и др.) так и по узким специальностям (кардиология – УЗИ, хирургия, гинекология, травматология и др.). После окончания ординатуры, ординатор имеет право на самостоятельную врачебную деятельность по избранной узкой специальности. После окончания ординатуры студент может поступить:
a) В аспирантуру по теоретическим кафедрам.
b) В аспирантуру по клиническим дисциплинам.
После окончания аспирантуры выпускнику присваивают учёную степень кандидата медицинских наук.
После окончания аспирантуры можно продолжить обучение в докторантуре, которая готовит докторов медицинских наук.
Система непрерывного медицинского образования (дать схему стр. 106.).
Первые шаги к профессии (дать схему колледжей и училищ стр. 129).
Высшее медицинское образование по направлению медицинской профориентации. (стр. 239- медицина таблица).
- Фармация – отрасль научных знаний и практической деятельности, занимающаяся приготовлением лекарств в аптеках и заводских условиях, осуществляет контроль над качеством приготовления лекарств и их распространением в медицинских и аптечных учреждениях. Фармация зародилась ещё в средневековье (X-XV веках), когда в странах Ближнего Востока и Западной Европы началось бурное развитие алхимии, и стали появляться аптеки для изготовления и продажи лекарств. В XVI веке появились первые официальные сборники стандартов и положений нормирующие качество лекарственных средств. В 1701 г. указом Петра I в Москве были учреждены первые частные аптеки. В XVIII веке появились государственные аптеки, для снабжения медикаментами населения.
- Стоматология – область клинической медицины, изучающая причины, механизмы развития, диагностику рта и челюсти – лицевой области, методы их диагностики, лечения и профилактики. Стоматология, сформировалась в 1920 г. В середине ХХ столетия началась дифференциация стоматологии на самостоятельные научные направления:
- терапевтическая стоматология (изучает болезни зубов и разрабатывает методы их лечения).
-хирургическая стоматология (изучает хирургические болезни челюстно-лицевой области).
-ортопедическая стоматология (разрабатывает методы протезирования дефектов зубочелюстной системы).
-ортодонтия (изучает аномалии развития и деформации зубов).
Зубоврачевание начало формироваться в начале XVIII века. Первая в России частная зубоврачебная школа была открыта в 1881 г. в Санкт-Петербурге, а в Москве в 1892 г.
- Специальность «Лечебное дело» - наиболее многогранна среди всех специальностей среднего и высшего медицинского образования. Перед выпускниками по специальности «Лечебное дело» открыты широкие перспективы профессиональной деятельности в разных областях медицины: диагностической, лечебной, реабилитационной, профилактической, образовательной, организационно-управленческой и научно-исследовательской. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело» приобретается в медицинских училищах и колледжах. Выпускнику лечебного факультета, присваивается квалификация «Врач» по специальности «Лечебное дело» с правом врачебной практики в качестве врача-терапевта в поликлинике. Для приобретения узкой врачебной специальности и квалификации врача-специалиста в определённой области медицины требуется дополнительное последипломное обучение в клинической ординатуре. Окончившим клиническую ординатуру, присваивается квалификация «врач-специалист».
- Педиатрия – это область клинической медицины, изучающая здоровье ребёнка в процессе его развития, разрабатывающая методы диагностики, лечения и профилактики детских болезней. На каждом этапе развития ребёнка перед врачом-педиатром, стоят различные задачи, требующие специальной профессиональной подготовки, высокой ответственности. Педиатрия как самостоятельное направление медицины оформилась во второй половине XIX века. В 1903 была построена в Москве Морозовская детская городская клиническая больница. Основоположником российской педиатрии был Н. Ф. Филатов. В начале ХХ столетия внутри педиатрии начали складываться узкие самостоятельные направления.
- Медико-профилактическое дело объединяет комплекс государственных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и предупреждение болезней.
Гигиена разрабатывает профилактические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Она зародилась в 18 столетии. Основоположником гигиены в нашей стране является Ф. Ф. Эрисман, (1882г.). В 1920 г. произошла дифференциация гигиены на самостоятельные научные дисциплины: гигиена труда; гигиена питания; коммунальная гигиена; радиационная гигиена. Санитария направлена на улучшение условий труда, питания, отдыха. Гигиена и санитария занимаются предупреждением болезней, их цель – не допустить влияния вредных факторов или попадания возбудителей в организм человека.
- Медицинская биохимия – зародилась во II половине XVIII века, благодаря применению химических методов анализа в физиологических исследованиях. В современной биохимии существует несколько научных направлений: исследование органических соединений в живых организмах, изучение обмена веществ в живых организмах, изучение взаимосвязей между структурой и функцией макромолекул. Биохимия изучает своевременные физико-химические методы исследования, выясняет молекулярные основы патологии.
- Медицинская биофизика – изучает физико-химические процессы, протекающие в живых организмах. Одним из важных направлений современной медицинской биофизики является радиобиология, которая изучает действие всех видов ионизирующихся излучений на организмы. Медицинская биофизика располагает многими современными методами диагностики и лечения болезней человека: эндоскопия внутренних органов, компьютерная томография, УЗИ, метод ядерного магнитного резонанса.
- Медицинская кибернетика – научное направление, развивающее методы кибернетики в медицине. Одним из путей использования кибернетических методов в медицине является разработка автоматизированных систем управления. АСУ значительно повышает результативность и эффективность работы врачей и медицинского персонала. Они обрабатывают медицинскую информацию. Врач по специальности «Медицинская кибернетика» не ведёт первичного приема больных – его работа связана с кибернетическими системами и приборами диагностики, контролем за состоянием важнейших функций организма во время операции.
- Терапия – это область клинической медицины, которая занимается изучением внутренних болезней и лечением больного консервативными методами с использованием лекарственных средств, лечебного питания. Для приобретения профессии «врач-терапевт» достаточно получить базовое высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело». В основе деятельности врача-терапевта лежит процесс постановки диагноза. От точности постановки диагноза зависит тактика и успех лечения. Врач-терапевт проводит опрос и осмотр больного, направляет на лабораторное обследование, ЭКГ, УЗИ, эндоскопию. Для правильного выбора лечения необходимо развивать клиническое мышление. Врач должен через каждые 5 лет проходить повышение квалификации.
Прежде чем стать врачом хирургом, необходимо серьёзно взвесить свои силы и возможности. Быть хирургом – безмерная ответственность за жизнь человека. Для того, чтобы стать врачом-хирургом, необходима последипломная подготовка в клинической ординатуре. Хирург должен обладать крепким здоровьем, спокойным и твёрдым нравом, уметь молниеносно принимать верные решения. Хирург в своей работе применяет наркоз как научный метод обезболивания. Инструменты, используемые в процессе операции, стерилизуют в кипящей воде, а также перевязочный и шовный материал. Существует специальная система мытья рук хирурга, а также целый комплекс санитарно-гигиенических и организационных мероприятий в хирургическом отделении. В настоящее время в хирургии внедряется микрохирургическая техника, лапароскопия и эндоскопия.
- Профессия врача-кардиолога – наиболее востребованная медицинская профессия нашего времени. Кардиологи изучают патологии сердца, гипертонические болезни, атеросклероз и связанную с ним коронарную недостаточность. Операции на сердце требуют высокого профессионализма, ответственности, быстроты решений и чёткости действий, собранности, такта и подхода к людям.
Высшее медицинское образования для овладения профессией «Врач-акушер-гинеколог» приобретается на лечебных факультетах медицинских вузов. Сначала необходимо получить специальность - «Лечебное дело», а затем закончить ординатуру по кафедре акушерства и гинекологии. В ординатуре врач избирает одну из наук: либо акушерство, либо гинекологию – это хирургические профессии. Врач-акушер должен уметь остановить сильное кровотечение в родах. В акушерстве многие хирургические операции являются экстренными и проводятся в течение считанных минут с момента выявления осложнения – это особенность профессии врача-акушера. Врач-акушер в равной степени отвечает за жизнь новорожденного и матери.
- Работа врача-педиатра сложна, ответственна и многогранна . В каждом периоде детства ребёнка ему необходим врач-педиатр – специалист в болезнях этого возраста. Врач следит за вскармливанием, прививками против инфекционных заболеваний. Большую ответственность несут врачи-педиатры школьных учреждений. В задачи этих врачей входят: постоянное наблюдение за здоровьем детей, проведение оздоровительных мероприятий, проведение углублённого медицинского обследования всех детей.
- Провизоры занимаются изготовлением лекарств в аптечных и заводских условиях, осуществляют контроль за качеством приготовлениям лекарств и их распространением в медицинских учреждениях. Они не являются врачами, не выписывают рецептов и не занимаются лечебной практикой. Провизор проходит производственную практику за неделю. Он может работать в аптечных учреждениях, на химико-фармацевтических предприятиях, в центрах по контролю качества лекарств. Может заниматься лицензированием сертификацией, регистрацией. В аптеке провизор может занимать должность заведующего.
Использование ИКТ:
Презентации о вреде курения, алкоголя, неправильного питания, Интернет ресурсы о высших медицинских учреждениях округа и области.
Примерные темы индивидуальных творческих и проектных работ
Артериальное давление и пульс – показатели состояния сердечно-сосудистой системы.
Диета и здоровье.
Профессия – врач (невропатолог, психолог, окулист, кардиолог).
Профессия - медсестра
Неотложная медицинская помощь.
Режим дня и здоровье человека.
Личная гигиена и здоровье человека.
Закаливание как средство оздоровления организма.
Современные методы исследования организма человека.
Достижения медицины
Нетрадиционная медицина.
История развития медицины
Медицинские династии в нашем городе.
Ароматерапия
Влияние биоритмов на работоспособность человека
Хочешь подрасти?
Список литературы:
Абаскалова Н. П. “Здоровью надо учить”, Новосибирск, “Лада”, 2000.
Баенбаева Н.Б. Основы медицинских знаний. Волгоград, издательство «Учитель»
Зверев И. Д. Человек. Организм и здоровье. М., 2000
Мультимедийное приложение “Анатомия человека”, М., 2006..
Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9класс. М.,2000.
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.М.2002.
Справочник практического врача. М., “Баян”, 1993.
Степкна Е. В. Анатомия человека. Волгоград, издательство «Учитель» 2006. Сборник программ элективных курсов (рекомендовано Волгоградским государственным институтом повышения квалификации работников образования)
Суравегина И. Т. Здоровье и окружающая среда. М.,1992.
Спиридонова Н. А. Бережем здоровье. С-П. «Паритет»2006
Федорова М. З., Кумченко В.С. Экология человека. М., 2004.
Широкова М. карьера в медицине. Энциклопедия профессий. М., 2003.
Энциклопедия для детей. Аванта+. Человек том18. М.,2001.